Хокку как основной жанр японской поэзии
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока |
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами проведем один очень интересный урок. Интересный, во-первых, потому, что мы с вами не знакомы, и в процессе нам интересно немного узнать друг друга. А, во-вторых, я хочу пригласить вас в одно очень увлекательное путешествие, в котором мы познакомимся с особенностями культуры одной загадочной страны, и особое внимание уделим литературе, как одному из ведущих видов искусства. На столе у каждого из вас есть карта путешествия, мы обязательно ей воспользуемся, но чуть позже. Думаю, вам она поможет. Итак, путешествие начинается…
- Япония. - Правильно. - раз мы оказались с вами в Японии, позвольте мне еще раз поздороваться с Вами, только на японском языке: «Каннитива», что в переводе означает - Добрый день. - А какие возникают у вас ассоциации при упоминании Японии? - ( авто, техника, единоборства, кухня). - Обратите внимание, что в последнее время сильно ощущается проникновение и влияние восточной философии и культуры на жизнь европейского общества. Стоит отметить, что Европа не так давно обратила свое внимание на Восток. Это произошло только в конце 19 начале 20 веков. И европейцев привлекала прежде всего загадочность и одухотворенность восточной культуры, которая складывалась в особых природных и исторических условиях. Япония расположена на 4 крупных и многих мелких островах, омываемых морями. Таким образом ,японская культура находилась в течении долгого периода в культурной изоляции, что способствовало закреплению многих уникальных черт японской культуры. - А какие виды японского искусства Вы знаете? -нэцке- миниатюрная скульптура, представляющая собой небольшой резной брелок. Самым известным видом нэцкэ является катабори – изображение животных, людей. -икебана – особое сочетание цветов, веток, листьев, каждый элемент которого воплощает национальную символику. - сад - композиция из деревьев, мхов, камней, песка, имеющие многозначный подтекст. Самым известным считается сад камней в монастыре Реандзи. Пятнадцать камней расположены на площадке с белым гравием, но из любой точки сада видно лишь 14 из них. Это напоминает человеку о том, что он никогда до конца не постигнет тайны природы. - оригами (к нему еще вернемся сегодня) – искусство бумажной пластики. - поэзия (хокку, танка).
- Итак, в основе японского искусства лежит лаконизм, стремление к сотворчеству, единение с природой. Такова и японская поэзия. Сегодня мы познакомимся с одним из жанров японской поэзии – хокку. Японцы считали, что поэзия важнее прозы, так как искусство поэзии дано богом, а прозу придумали люди. Давайте откроем верхнюю часть карты и зачитаем определение: Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишье из 17 слогов (5-7-5). Автора хокку в Японии называют – хайдзин. О хокку писал один из моих любимый современных авторов Б.Акунин в романе «Алмазная колесница»: Фандорин иронически спросил: А сколько строчек в твоем любимом стихотворении? - три – серьезно ответила она – больше всего я люблю хокку. В них сказано так мало, и в то же время так много. Каждое слово на своем месте, и ни одного лишнего. Она прикрыла глаза и нараспев продекламировала: Мой ловец стрекоз О. как же далеко ты Нынче забежал… - Как вы думаете о чем оно? Каким настроением проникнуто данное стихотворение? ( грусть, горечь утраты) Открыто ли автор говорит об этом? (нет) - Давайте дочитаем диалог. Верно ли мы поняли смысл? «Мидори открыла глаза и повторила: Чтобы до конца понять хокку, нужно обладать особенным чутьем. Если бы ты знал, что поэтесса Тие написала это стихотворение на смерть своего маленького сына, ты не смотрел бы на меня с такой снисходительностью». А теперь обратите внимание, есть ли в стихотворении средства выразительности? Есть ли рифма? Как построено стихотворение? (5-7-5) Как вы думаете, как надо читать хокку? ( медленно, вдумчиво) Теперь давайте попробуем выделить особенности хокку как жанра литературы: - создание картины образа - отсутствие рифмы - трехстишье 5-7-5 - недосказанность, намек - часто заканчивается многоточием - не принято использовать эпитеты, метафоры, сравнения. Все особенности написаны в нашей карте Для этого откройте ее нижнюю часть. - Проанализируем хокку известного японского поэта, создателя жанра хокку Мацуо Басё, который жил в 1603-1694гг. Уродливый ворон- И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро… М.Басе. Осеннюю мглу Разбила и гонит прочь Беседа друзей… М.Басе. - О чем эти хокку? Какие картины вы представляете себе, читая эти хокку? - Обратите внимание, что не во всех хокку соблюдается форма 5-7-5.Это связано с особенностями японского языка в которых одно пятисложное слово уже занимает целую строку: например, хототогису — кукушка, киригирису — сверчок. - Теперь хочу обратить ваше внимание на особенности композиции хокку. - Что такое композиция? - Композиция хокку может быть построена двумя способами:
Как развивается мысль автора в данных хокку? - Стоит особо отметить роль художественной детали в искусстве Востока. Существуют ряд сезонных слов - киго, помогающих читателю представить нарисованную автором картину: Переверните карту. Там вы найдете какому времени года соответствуют те или иные киго. Весна: цветы сливы и сакуры, соловей, паутинка, жаворонок, прохлада. Лето: ливень, кукушка пион, жара, бабочка , светлячки. Осень: хризантема, луна, звезды, роса, крик цикад, красные листья клена. Зима: моросящий дождь, снег, иней, лед, холод, очаг, жаровня. - Давайте поиграем: я читаю вам хокку о временах года, а вы показываете карточку, соответствующую каждому времени - белая – осень, черный - зима, зеленая – весна, красная – лето. Эти цвета соответствуют цветовым кодам в японской живописи. Одновременно ищем киго – сезонное слово. О кленовые листья! Только дохнет ветерок - В гостях у вишневых цветов Только их крики слышны... Хокку как художественное явление Японии неразрывно связано с природой, близость и единство с которой с глубокой древности лежит в основе мироощущения японцев. Это воплотилось и классической живописи Японии, без которой тоже сложно представить хокку. В Японии в основном рисовали на свитках: горизонтальных и вертикальных, ширмах. Позже особую популярность приобретают гравюры. Картины составляли единство с литературными произведениями и предавали особую близость японцев с природой. Поэтому самым популярным жанром в живописи становится пейзаж. Немало стихов и картин посвящено священной для Японцев горе Фудзияме. Обратимся к гравюрам известного японского художника Кацусика Хокусай, которые входят в серию «Тридцать шесть видов Фудзи». - Что заинтересовало Вас в этих рисунках? Может быть вы видите что-то необычное, отличительное от картин русских художников? (яркие краски, незнакомые пейзажи, мало предметов, тонкая кисть) - Какой можно сделать вывод? А теперь прочитаем хокку, посвященные этой горе, и подумаем, к какой картине они могли бы подойти в качестве литературной иллюстрации: Посреди цветения Фудзияма ввысь поднялась – В Японии весна! Сеу. Тихо-тихо ползи, Исса. Бессмертное творение одного из лучших японских поэтов. А что на вершине? Там может быть победа над собой и достижение желанной цели. А может там достижение нового уровня сознания и возможность медитации - глядя сверху на открывшуюся картину: океан цветущих садов сакуры, облаков, что плывут мимо вершины так же неторопливо и не спеша, как улитка ползла вверх. - Также хочу Вам показать одну из интереснейших картин Андро Хиросигэ «Луна-лук» из серии «28 видов луны». - Что вы видите на этой картине? - Картина повествует о таинственной красоте ночного горного ущелья. Хиросигэ использует традиционную вертикальную форму листа. Хиросигэ строит гравюру на контрасте светлых и темных пятен, не уводит взгляд вглубь гравюры. Приближенность переднего плана позволяет проникнуться настроением пейзажа. - Как я уже говорила в Японии живопись тесным образом переплетается с литературой. Очень часто картины сопровождались стихотворением, написанным каллиграфическим письмом. - Попробуйте определить каким стихотворением сопровождается данная картина. Почему? Месяц летит Среди тысячи деревьев. Река осени течет. (правильный ответ)
Бушует осенний вихрь! О светлая луна!
- Чтобы закрепить полученные знания, сейчас я предлагаю Вам самостоятельно сочинить хокку о весне, которая вот-вот наступит. - Можете воспользоваться картой путешествия, в которой указаны основные особенности хокку, а также для тех кто затрудняется в карте имеются слова –подсказки по данной теме. Во время сочинения для вдохновения посмотрите видео о символе Японии – сакуре и послушайте японскую музыку. - Читаем хокку собственного сочинения. - Наше путешествие подходит к концу. Вы очень постарались и помогли мне. Что нового вы сегодня узнали? Было ли это интересно? Я хочу оставить на память об этом уроке что-то для вас, кроме хокку, которые вы сочинили. Возьмите заготовки на вашей парте. Мы с вами постараемся сделать оригами – птицу счастья, которая будет приносить вам удачу. - Делаем птицу. Спасибо всем за урок. А мне остается только попрощаться с вами. Сделаем это по-японски: Саёнара. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературы в 7 классе "Японская поэзия"
Презентация "Японская поэзия" поможет разнообразить урок литературы. В ней содержится иллюстративный материал, дающий представление о Японии и её поэзии....
"Японская поэзия"
Урок носит интегративный характер. Содержит материал об особенностях культуры, литературы, географического положения Японии. Учит ребят видеть своеобразие хокку, отражение в японской поэзии черт нацио...
Презентация "Хокку как жанр японской поэзии".
Презентация «Хокку как жанр японской поэзии» используется на уроке литературы в 7 классе. Её просмотр дает возможность учащимся познакомиться с культурой Японии, узнать, как появились хокку, в ч...
Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"
Презентация к уроку "Хокку как основной жанр японской поэзии"...
Мастер-класс "Японская поэзия-хокку"
Мастер-класс показывает лирику японской поэзии. Знакомит с ее разновидностью- хокку. Проходит анализ хокку, который вызывает положительный настрой на общение с природой, понимание своих чувств. Идет с...
Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии
Презентацию можно использовать на уроках литературы при изучении Хокку...
Урок литературы в 7 классе.Тема "Японские хокку (хайку). Особенности жанра".
Конспект урока по литературе(7 класс)...