Урок литературы в 10 классе "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov._molitva_kak_zhanr.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №33

Тема: «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Цели и задачи урока:

  • продолжить знакомство с основными мотивами в лирике М.Ю.Лермонтова, в частности с жанром молитвы в его творчестве;
  • совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;
  • воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: тексты ст-ий, учебник, презентация.

                                      Ход урока

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы урока, постановка целей, запись эпиграфа.

«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…»

                                                   (А.С.Пушкин)

3.Чтение наизусть ст-я А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

4.Слово учителя.

          Прозвучало ст-е А.С.Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной молитвы святого Серафима Саровского.

--О чём просит лирический герой Всевышнего?

           Наши соотечественники, жившие в 19 в. и ранее, всегда были людьми глубоко и правильно верующими. Мотивы молитвы, обращения к Богу, к святым  встречаются в творчестве многих русских поэтов и писателей. Но своё развитие как жанр молитва получила именно в лирике М.Ю.Лермонтова.

          Может быть вам покажется странным, но с этим жанром вы уже встречались. Давайте сначала вспомним и обобщим то, что вам уже известно в лирике Лермонтова, связанное с жанром молитвы.

5. Анализ ст-я «Когда волнуется желтеющая нива…» (7 класс)

-- Прочитайте ст-е выразительно.

На первый взгляд к молитве оно, кажется, не имеет отношения. Однако некоторые исследователи тв-ва Лермонтова почему-то называют его «иконой русской природы»

--Почему, как вы думаете?

(Икона – это изображение святого, к которому мы обращаемся с молитвой.

Лирический герой утверждает, что наблюдая эти картины природы, он смиряет свою тревогу, морщины на его челе расходятся, он постигает счастье на земле, а в небесах видит Бога.

--Когда всё это происходит с верующим человеком?

(Во время молитвы).

                                         -2-

--Большой интерес представляет синтаксис этого предложения.

Как вы думаете, почему? Чем нам может быть интересно это ст-е с точки зрения синтаксиса?

(Это одно сложноподчинённое предложение. Главную часть представляет последняя строфа, а все остальные строфы – это придаточная часть.)

--Прочитаем ст-е снизу вверх. Оно не потеряет смысла, его смысл, наоборот, полнее раскроется.

            Замечательный русский писатель Борис Шергин однажды написал, что русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.

Восприятие природы как иконы присуще и Лермонтову в ст-и «Когда волнуется желтеющая нива…»

            Хочу сказать вам о том, что лирика Лермонтова, в частности его ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…» оказали огромное влияние на всю русскую поэзию 20 века. Борис Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как  Евангелие и Пророки». А Иван Алексеевич Бунин признаётся, что волнующие образы ст-я «Кода волнуется желтеющая нива…» получили своеобразное преломление в его ст-ии о Блудном сыне:

И цветы, и шмели, и трава и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына

                                       блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

6. «Ангел»

           Обратимся к ещё одному уже известному вам ст-ю из программы 7 класса. Это ст-е «Ангел»

Выразительное чтение ст-я.

--Кому посвящено это ст-е?

(Оно написано 17-летним поэтом и посвящено матери, которую он потерял в 3-х летнем возрасте)

          В ст-ии ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталось.

          Нежная, меланхоличная, романтическая мать, часто посадив маленького сына на колени, наигрывала печальные мелодии. «Это была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие…»

                                               -3-

7. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

                У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько ст-ий, которые называются «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Самое первое ст-е с таким названием (1829) («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

 

  Выразительное чтение ст-я.

--О чём просит лирический герой Всевышнего? От каких грехов он старается освободиться?

8. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Выразительное чтение ст-я.

        Ст-е написано в 1837 году и посвящено Вареньке Лопухиной.

--Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице?

(Он просит не о себе, а о душе «девы невинной». Богородица традиционно считается заступницей женщин).

--Как поэт называет Богородицу?

(Тёплой заступницей мира холодного).

--Что же он просит для своей любимой?

                 Эту молитву можно назвать своеобразным подвигом отречения. Он не просит Святую Мадонну о том, чтобы она вселила в душу девушки любовь к нему. Ему ничего для себя не надо. Он просит счастья для любимой, отрекаясь от неё. Это и есть настоящее человеколюбие, настоящая любовь.

Чтение статьи учебника, с. 68.

9. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

                Перед лицом вечности, считает поэт, всё великое на земле разлетается как дым, а потому нельзя жить на этой земле без веры в бессмертие души и без христианского смирения перед земным несовершенством. Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать в своих стихах, что с утратой веры в Бога человек становится на земле беззащитным. Рабство в плену у земных страстей приводит человека к опустошению. А потому…

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

                                                            -4-

И так легко, легко…

         Это ст-е написано в 1839 году.

--Чем оно отличается от предыдущих молитв?

В это молитве лирический герой ничего не просит у Всевышнего. Он относится к вере светло и возвышенно, он молится, потому что молитва облегчает его душу.

10. «Благодарность».

Тематически и логически к жанру молитвы примыкает и стихотворение «Благодарность».

Выразительное чтение ст-я.

Лирический герой обращается к Богу с благодарностью.

--Вы можете спросить: «А почему к Богу? Откуда это видно?»

Ну, во -первых, в первой редакции слово «тебя» писалось с большой буквы.

А, во-вторых, в двух последних строчках звучит дерзкая просьба.

К кому можно обратиться с такой просьбой?

Почему она дерзкая?

11.Теория литературы.

В этом ст-ии используется  интересный  троп.

Троп это называется оксюморон (в переводе с греческого языка – остроумно-глупое).

Словарь

Оксюморон – соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе., в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина, живой труп, пышное природы увяданье)

Лермонтов активно использует оксюморон в своей лирике ( «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг…»)

--Найдите примеры оксюморона в ст-ии «Благодарность».

(Отрава поцелуя, клевета друзей).

12.Итог урока.

--Можно ли утверждать, что жанр молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

Ранние молитвы построены по каноническому образцу. И лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.

Но в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть вызвано особенностями характера поэта, перепадами в его поведении, которые отмечали и современники поэта и его биографы.

13. Выставление оценок.

--Как каждый из вас сам бы оценил свою работу на уроке?

14.Домашнее задание.

Прочитать и осмыслить, подготовить для анализа ст-я

«Валерик»

«Завещание»
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...

Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова.  Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"

По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...