Урок литературы в 10 классе "Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov._molitva_kak_zhanr.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №33
Тема: «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».
Цели и задачи урока:
- продолжить знакомство с основными мотивами в лирике М.Ю.Лермонтова, в частности с жанром молитвы в его творчестве;
- совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;
- воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.
Оборудование: тексты ст-ий, учебник, презентация.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы урока, постановка целей, запись эпиграфа.
«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…»
(А.С.Пушкин)
3.Чтение наизусть ст-я А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…»
4.Слово учителя.
Прозвучало ст-е А.С.Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной молитвы святого Серафима Саровского.
--О чём просит лирический герой Всевышнего?
Наши соотечественники, жившие в 19 в. и ранее, всегда были людьми глубоко и правильно верующими. Мотивы молитвы, обращения к Богу, к святым встречаются в творчестве многих русских поэтов и писателей. Но своё развитие как жанр молитва получила именно в лирике М.Ю.Лермонтова.
Может быть вам покажется странным, но с этим жанром вы уже встречались. Давайте сначала вспомним и обобщим то, что вам уже известно в лирике Лермонтова, связанное с жанром молитвы.
5. Анализ ст-я «Когда волнуется желтеющая нива…» (7 класс)
-- Прочитайте ст-е выразительно.
На первый взгляд к молитве оно, кажется, не имеет отношения. Однако некоторые исследователи тв-ва Лермонтова почему-то называют его «иконой русской природы»
--Почему, как вы думаете?
(Икона – это изображение святого, к которому мы обращаемся с молитвой.
Лирический герой утверждает, что наблюдая эти картины природы, он смиряет свою тревогу, морщины на его челе расходятся, он постигает счастье на земле, а в небесах видит Бога.
--Когда всё это происходит с верующим человеком?
(Во время молитвы).
-2-
--Большой интерес представляет синтаксис этого предложения.
Как вы думаете, почему? Чем нам может быть интересно это ст-е с точки зрения синтаксиса?
(Это одно сложноподчинённое предложение. Главную часть представляет последняя строфа, а все остальные строфы – это придаточная часть.)
--Прочитаем ст-е снизу вверх. Оно не потеряет смысла, его смысл, наоборот, полнее раскроется.
Замечательный русский писатель Борис Шергин однажды написал, что русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.
Восприятие природы как иконы присуще и Лермонтову в ст-и «Когда волнуется желтеющая нива…»
Хочу сказать вам о том, что лирика Лермонтова, в частности его ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…» оказали огромное влияние на всю русскую поэзию 20 века. Борис Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки». А Иван Алексеевич Бунин признаётся, что волнующие образы ст-я «Кода волнуется желтеющая нива…» получили своеобразное преломление в его ст-ии о Блудном сыне:
И цветы, и шмели, и трава и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына
блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
6. «Ангел»
Обратимся к ещё одному уже известному вам ст-ю из программы 7 класса. Это ст-е «Ангел»
Выразительное чтение ст-я.
--Кому посвящено это ст-е?
(Оно написано 17-летним поэтом и посвящено матери, которую он потерял в 3-х летнем возрасте)
В ст-ии ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталось.
Нежная, меланхоличная, романтическая мать, часто посадив маленького сына на колени, наигрывала печальные мелодии. «Это была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие…»
-3-
7. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько ст-ий, которые называются «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Самое первое ст-е с таким названием (1829) («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
Выразительное чтение ст-я.
--О чём просит лирический герой Всевышнего? От каких грехов он старается освободиться?
8. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
Выразительное чтение ст-я.
Ст-е написано в 1837 году и посвящено Вареньке Лопухиной.
--Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице?
(Он просит не о себе, а о душе «девы невинной». Богородица традиционно считается заступницей женщин).
--Как поэт называет Богородицу?
(Тёплой заступницей мира холодного).
--Что же он просит для своей любимой?
Эту молитву можно назвать своеобразным подвигом отречения. Он не просит Святую Мадонну о том, чтобы она вселила в душу девушки любовь к нему. Ему ничего для себя не надо. Он просит счастья для любимой, отрекаясь от неё. Это и есть настоящее человеколюбие, настоящая любовь.
Чтение статьи учебника, с. 68.
9. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
Перед лицом вечности, считает поэт, всё великое на земле разлетается как дым, а потому нельзя жить на этой земле без веры в бессмертие души и без христианского смирения перед земным несовершенством. Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать в своих стихах, что с утратой веры в Бога человек становится на земле беззащитным. Рабство в плену у земных страстей приводит человека к опустошению. А потому…
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
-4-
И так легко, легко…
Это ст-е написано в 1839 году.
--Чем оно отличается от предыдущих молитв?
В это молитве лирический герой ничего не просит у Всевышнего. Он относится к вере светло и возвышенно, он молится, потому что молитва облегчает его душу.
10. «Благодарность».
Тематически и логически к жанру молитвы примыкает и стихотворение «Благодарность».
Выразительное чтение ст-я.
Лирический герой обращается к Богу с благодарностью.
--Вы можете спросить: «А почему к Богу? Откуда это видно?»
Ну, во -первых, в первой редакции слово «тебя» писалось с большой буквы.
А, во-вторых, в двух последних строчках звучит дерзкая просьба.
К кому можно обратиться с такой просьбой?
Почему она дерзкая?
11.Теория литературы.
В этом ст-ии используется интересный троп.
Троп это называется оксюморон (в переводе с греческого языка – остроумно-глупое).
Словарь
Оксюморон – соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе., в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина, живой труп, пышное природы увяданье)
Лермонтов активно использует оксюморон в своей лирике ( «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг…»)
--Найдите примеры оксюморона в ст-ии «Благодарность».
(Отрава поцелуя, клевета друзей).
12.Итог урока.
--Можно ли утверждать, что жанр молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию? Аргументируйте свой ответ.
Ранние молитвы построены по каноническому образцу. И лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.
Но в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть вызвано особенностями характера поэта, перепадами в его поведении, которые отмечали и современники поэта и его биографы.
13. Выставление оценок.
--Как каждый из вас сам бы оценил свою работу на уроке?
14.Домашнее задание.
Прочитать и осмыслить, подготовить для анализа ст-я
«Валерик»
«Завещание»
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика" и поэзия Николая Рубцова"
Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления "тихая лирика", выявлены художественные осо...
Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".
Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....
Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...
Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"
По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...