Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_karimovoy_f.f.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова Флида Фагимовна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №4 г.Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

Тема урока: «Да святится имя твое»

                     ( Тема любви в творчестве А.И.Куприна и М.Карима)

Цель урока: -   развить навыки общественных выступлений учащихся;

  • выработать навыки работы с художественным текстом;
  • воспитать  уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: «Лунная соната» Бетховена, портреты А.Куприна и М.Карима,

                          повести «Гранатовый браслет» А.Куприна и «Помилование»  

                          М.Карима.

Ход урока.

1.- Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся  мастера поэзии и прозы. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это загадочное, великое чувство – любовь. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И они будут писать об этом всегда, пока бьется на земле человеческое сердце.

  - Вот и эпиграфом к данному урока я взяла поэтические строки:

                   Верь в великую силу любви!

                   Свято верь в ее крест побеждающий,

                   В ее свет, лучезарно спасающий

                   Мир, погрязший в грязи и в крови…

                   Верь в великую силу любви!

                                                            С.Надсон

Или            Все начинается с любви…

                   Твердят: «Вначале было слово…»

                   А я провозглашаю снова:

                   Все начинается с любви!

                                                             Р.Рождественский        

- А какой эпиграф к уроку выбрали бы вы?

- Что же такое, по-вашему, любовь? Попробуйте дать свое определение.

- Какой может быть она – любовь?

(жертвенная, искренняя, великая и т.д.)

- Не бывает любви несчастной.

  Может быть она

  Горькой,

  Трудной,

  Безответной

  И безрассудной,

  Может быть

  Смертельно опасной,

  Но несчастной

  Любовь не бывает,

  Даже если она

  Убивает.

  Тот, кто этого не усвоит,

  И несчастной любви не стоит. ( Б.Заходер )

- Вы согласны с поэтом?

- А о какой любви рассказывает А.Куприн в повести «Олеся»? (возвышенная, жертвенная)

- Как раскрывает тему любви в повести «Гранатовый браслет»?

- Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

(Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф.Д.Батюшкову: «Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне)»

- Какова любовь Желткова к Вере?

(по тексту – предсмертное письмо)

- Как относятся к чувству Желткова брат Веры, ее муж? Как относитесь вы?

- Почему Вера сначала была безразлична к чувству Желткова, а потом все-таки пошла прощаться с ним?

- А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь.

- Любовь свята. К такому выводу пришел Куприн. Попробуем прочувствовать то, что чувствовала Вера.

(«Лунная соната» Бетховена, чтение отрывка: «И в уме слагались слова…в сердце полон хвалы тебе «Да святится имя твое»)

-А какую любовь, по-вашему, можно назвать святой?

- А вот ту любовь, которую изображает мудрый наш Мустай Карим в повести «Помилование», можно ли назвать святой? Почему?

- О чем вам говорит имя главной героини?

- Что вы знаете о матери Терезе?

- Что общего между матерью Терезой и Марией?

-  Какой изображает любовь в своём произведении Мустай Карим?  Что она несёт героям?   Найдите в тексте художественные средства выразительности, используемые автором при описании всепобеждающей любви Любомира Зуха и Марии Терезы (использование  легенд, сравнения, пейзажные зарисовки и т. д.)

- Творческое задание. Как вы думаете, что хотел сказать М.Карим, заканчивая свою повесть так: «Стой! Кто идет?!… И она медленно опустилась на край могилы. Маленький фонарь в глубине земли в это время еще продолжал гореть…»

- Чтение ответов.

- А есть ли такая святая любовь сегодня? Способны ли ваши современники любить так же искренно, сильно, трогательно, как герои произведений Куприна, М.Карима и других?

- Обобщение.

Есть вечная любовь.

В глазах ее ищите.

Что говорят честней,

Чем губы и язык.

Есть вечная любовь.

Беснуйтесь, трепещите,

Кто чахлые цветы

Тайком срывать привык!

Есть вечная любовь.

Она чиста, как ландыш.

Не водит за собой

Поклонников гурьбой.

Ей вовсе не нужны

Банальные рулады.

Она идет на бой

И жертвует собой.

Есть вечная любовь.

Мне жаль вас, кто не верит,

Кто крылья обломал

И не взовьется вновь.

Вы проглядели жизнь,

Не вам ее измерить.

Есть солнце.

Есть гроза.

Есть вечная любовь!

    (Мустаевские чтения,  Уфа, 2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Урок-размышление "Да святится имя твоё"

Урок-размышление по повести Закруткина "Матерь человеческая". Построен в соответствии с ФГОС....

Эссе "Да святится имя твоё, женщина-мать…" (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Эссе посвящено женщинам, совершившим материнский подвиг в трудные годы Великой Отчественной войны....

Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку  "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

"Да святится имя твоё""

Сегодня  не только за рубежом, но и в нашей стране заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию....

Урок литературы по повести А. И. Куприна "Да святится Имя Твоё!"

Урок - исследование по повести А. И. Куприна возможно провести как итоговый урок по произведению....