Реализация толерантного воспитания через предметную деятельность
статья по литературе (7 класс) по теме

Терновская Мария Владимировна

Материал статьи "Реализация толерантного воспитания через предметную деятельность"- направления работы , способствующие воспитанию толерантности и интолерантности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близко к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира…».

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. В отличие от моральной, нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Таким образом, проблему толерантности  мы относим к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из первоочередных в гимназии, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Педагогами гимназии был определен круг задач для работы в этом направлении:

  1. Развивать у школьников черты  толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
  2. Развивать способность понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
  3.  Развивать  способность  предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
  4.  Внедрять новые методы, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе.

Реализация толерантного воспитания осуществляется нашими педагогами на всех предметах учебного плана, однако остановимся на работе методического объединения русского языка и литературы гимназии № 32.

Теме воспитания толерантности посвящены многие методические разработки учителей, например, «МР «Работа с этнокалендарями на уроках русского языка. Языковые разминки» с использованием материалов «Этнокалендаря СПб 2009».

Международный день мира, Международный день учителя, Международный день толерантности, Международный день мигрантов и беженцев и т.д.- текст как основная дидактическая единица не только служит материалом для комплексного обучения языку-развитию орфографической зоркости, грамматических умений, внимания, памяти, мышления, но и воспитанию толерантности учащихся.                

Национальный фольклор - благодатная  почва для изучения житейского уклада и иных  культур.

Национальный фольклор по своей сути уже  насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.

Выполнив задание  №4(стр. 15),учащиеся приходят к выводу, что Учеба, Родина, Дружба-это то, что  нас объединяет, волнует. В этом мы похожи.

При изучении темы «Фольклор. Устное народное творчество» учащимся предлагается выполнить следующие виды работ: подобрать синонимичные пословицы из разных языков, объединенные следующими темами: «Родина», «Учеба», «Труд», «Мир». Например:

Тема

Русские пословицы

Греческие пословицы

Белорусские пословицы

Английские пословицы

Финские пословицы

Родина

Своя земля и в горсти мила

На Родине и умереть легче

Глупая птица своего гнезда не стережет

Восток ли, Запад ли, а дома лучше

Пусть Швеция богаче, но Финляндия милей

        

Второе направление работы - это  МР «Формирование региональной лексической системы» (на примере ладого-тихвинской группы говоров».

Материал МР имеет воспитательную цель, так как интегрирован с курсом истории Санкт-Петербурга, региона - многонационального социума, что также вносит вклад в развитие толерантности города.

При изучении темы «Лексический состав русского языка. Генезис. Изменение. Заимствованные слова» мы говорим и о истории края как факторе формирования региональной лексической системы. На примере региона знакомим детей с тем фактом, что «этническое лицо региона менялось не один раз по причине пограничного положения между Востоком и Западом, православием и католичеством, позднее лютеранством. Русские к концу 19 века жили чересполосно с финским населением в одном природно-географическом, торговом, а затем и политическом пространстве, что, безусловно, сказалось на формировании хозяйcтвенного быта и культуры русского и коренного финно-угорского населения: води, ижоры, карел, вепсов. Постепенно малые по численности  древние финские народы стали подвергаться обрусению. Память о древних насельниках и сейчас сохранена на северо-востоке области в названиях рек о озер : Сясь, Оять, Вуокса, Ижора, Охта, сел: Коломяги, Шушары,Токсово, большинство из которых явно финского происхождения.  

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

И, подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение Программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их. Предполагаемый результат педагогической деятельности – самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  1. принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  2. установление доброжелательных отношений с окружающими;
  3. способность к глубокому пониманию жизни;
  4. активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  5. развитие творческих способностей;
  6. умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  7. способность брать на себя ответственность;
  8. приложение усилий для достижения поставленных целей.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

        

Литература:

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация толерантного воспитания через предметную деятельность

Материал статьи "Реализация толерантного воспитания через предметную деятельность"- направления работы учителей-предметников, способствующие воспитанию толерантности и интолерантности учащихся....

Реализация экологического воспитания через внеурочную деятельность

Для обеспечения устойчивого развития общества необходим переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базиру...

Формирование навыков здорового образа жизни через предметную деятельность

  В настоящее время педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем  врач. Школа  остаётся той со...

Реализация требований ФГОС через исследовательскую деятельность на уроках истории.

Выступление на педогагическом совете МБОУ "Гимназия № 20"...

СТАТЬЯ. Реализация межпредметных связей через проектную деятельность.

Реализация межпредметных связей через проектную деятельность...

«Пейзаж. Природа и художник» урок изобразительного искусства в 6 классе в рамках ЕМД «Реализация программы воспитания через образовательный процесс»

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Пейзаж. Природа и художник"  проведен в рамках ЕМД "Реализация программы воспитания через образовательный процесс" - экологическое ...