Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время
творческая работа учащихся по литературе на тему
Рассказываю о создании эссе, повести на уроке и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaochnaya_konfer_proektnaya_rabota.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа на уроках литературы и во внеурочное время
Передериева Галина Анатольевна,
(missis-perederieva@yandex.ru),
учитель русского языка и литературы,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Щедровская основная общеобразовательная
школа (МБОУ Щедровская ООШ)
Чертковского района, Ростовской области
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более двадцати лет технология проектной деятельности, или метод проектов. Он нацелен на активизацию творческих возможностей личности.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Целью проектной деятельности является
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Проектная методика на уроках литературы развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность. При использовании данного метода стараюсь реально превратить учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Сама выступаю в роли помощника и консультанта. Это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая мыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.
Подготовку и защиту проекта я провожу на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации материала на репродуктивном этапе.
На уроках литературы целесообразным, считаю, использовать исследовательский метод проекта при изучении тем об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, М.А. Шолохове.
Чтобы привлечь учащихся к активному участию в проекте, использовала командно-групповую и самостоятельную формы работы. При создании проекта «Жизнь и творчество М.А.Шолохова» была сформирована группа, выбран руководитель и эксперт проекта. В группах распределились обязанности. Был намечен рабочий план, в который включались конкретные действия по достижению задуманных результатов. Запланированная работа заметно влияла на повышение познавательной активности детей. Мы каждый год весной выезжаем «в гости» к Шолохову, посещаем музеи станицы Вёшенской, где всё говорит о писателе. Дети изъявили желание глубже изучить творчество писателя М.А.Шолохова. Программа по литературе УМК Г.С. Меркина не предусматривает детального изучения произведений писателя. С целью активизации изучения его творчества я использовала элементы коммуникативно-диалоговой технологии, интерактивные методы. Применяла метод проблемной дискуссии. Диалогичность занятий предполагает обсуждение разных взглядов, сопоставление различных точек зрения. Спор ведёт учащихся к более глубокому восприятию произведений писателя.
Дети научились работать с энциклопедической и справочной литературой, архивными документами, словарем Донских говоров. Они узнали, что такое тын, курень, хата-мазанка и др. Все эти умения способствуют формированию ценностных ориентаций учеников, воспитанию достоинства и уважения к себе как личности, как жителя конкретного региона.
Творческий метод применяю на уроках развития речи по русскому языку и литературе, где обучающийся сможет реализоваться как личность, где ценно мнение школьника. Мне интересно узнавать, чем интересуется ученик, какие проблемы его волнуют. В 5 классе на уроке литературы после изучения темы школьники самостоятельно сочиняют басню, они не только должны осветить проблему, но и сделать вывод на морально-нравственную тему. Емелина Анна написала басню «Петух и Соловей»
На птичий двор, Как дивно он поет.
Где вечно шум и суета И тут соловушка попал на это представленье.
Привез хозяин петуха. Он посидел, немного помолчал.
Красивый, с ярким опереньем. И вдруг такие трели выдал,
Он всех пленил, очаровал. Что крики петуха ну ни в каком сравнении
От радости захлопал крыльями, С прекрасным гласом соловья.
Закукарекал, закричал. Вот так и среди нас, среди людей
Все поклонялись этому явленью. Есть петухи и есть соловушки
Вот царь, вот чудо – птица, Скромные, невзрачные, но умные головушки.
Творческий проект помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
Во внеклассной работе с творческой группой «Вдохновение» я применяю творческий проект
Такой проект не имеет определенной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В творческом проекте результаты всегда желаемые. В работе с творческой группой «Вдохновение» при написании повести «Невероятные приключения школьников на необитаемом острове» я распределяла темы, которые ребята должны были осветить свою сюжетную линию
Повесть - это развернутый, многосюжетный текст как результат совместной проектной деятельности. Участники творческой группы получили индивидуальные задания. Я попросила составить план повести, определиться, какой эпизод каждый будет описывать. Элла описывала шторм, Настя рассказала о пещере, интересной находке, Алина придумала остров, его животный и растительный мир, Владик поведал об инопланетянах.
Индивидуальный творческий проект – это открытие одаренного творческого человека.
В процессе работы дети учатся творчески мыслить, развивать воображение, применять полученные знания на уроках географии, биологии, физики.
В ходе работы над проектами дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной созидательной, творческой деятельности.
Обращение к проектной методике в образовательном процессе позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время
Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка....
Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время
Описание системы работы. Проектная деятельность учащихся: организация социально - значимых проектов в школе....
Организация проектной деятельности в области краеведенья во внеурочное время и на уроках русского языка и литературы.
Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогиче...
Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время в основной школе
Обобщение опыта работы...
Роль проектной деятельности при изучении географии во внеурочное время
Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: В чем особенность проектирования? Чем п...
Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»
Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС
Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...
Комментарии
Проектная работа.
Вы ведете плодотворную работу с обучающимися. Помогаете детям всесторонне развиваться. Ваши ученики применяют полученные знания на практике