Историческая правда и художественный вымысел в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе
ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Историческая правда и художественный вымысел
в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».
Дата проведения:
Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).
В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.
Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitanskaya_dochka.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый (интегрированный) урок по литературе в 8 «А» классе
ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Историческая правда и художественный вымысел
в романе А. С. Пушкина ˮКапитанская дочкаˮ».
Дата проведения:
Учителя: Смирнова Алиаида Ивановна (литература), Рыдлевская Ольга Анатольевна (история).
Пояснительная записка.
Интегрированные уроки заинтересовали учеников данного класса ещё в 7 классе при обращении к роману В. Скотта «Айвенго» (урок готовился совместно с учителями английского языка). В центре нашего внимания оказался жанр рыцарского романа, поэтому естественно было обращение к историческому роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе.
Отражая исторические катаклизмы, жанр исторического романа обнаруживает единство национальной традиции «мира русских людей». Этим и продиктована заявленная тема интегрированного урока с его проектной направленностью.
Данная технология опирается на дидактические принципы:
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяющий ученикам использовать собственные возможности, развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Опора на исторический, этнографический, литературный материал.
3. Восприятие учащихся направлено на поиск информации, сопоставление «правды» и «вымысла», умение работать с информацией.
4. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением учащихся в решение проблемных задач.
Цели урока:
1. Личностные: формирование чувства гражданского долга, честности, толерантности, патриотизма, чести и достоинства личности, понимание семьи как основы «самостоятельного человека».
2. Коммуникативные: формирование умений слушать и слышать собеседников, умение комментировать прочитанное и выстраивать речевые высказывания.
3. Познавательные: воспитание читательской культуры, использование различных источников информации, умение анализировать прочитанное и сопоставлять текст художественный и исторический, выявление ассоциативных связей, автор-историк и прозаик-писатель.
4. Регулятивные: развитие модели творческого мышления и принятия личностных решений, поиск средств практической задачи исследуемого проекта.
Виды деятельности для реализации цели:
– аналитическое и творческое чтение эпизодов романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»;
– сопоставление материалов «Истории Пугачёва» и этнографического материала, художественного вымысла;
– выразительное чтение отрывков из романа;
– умение работать индивидуально и в группах;
– самостоятельный поиск материала по проблеме;
– самостоятельная подготовка выступлений на уроке;
– написание сочинения-размышления как результат совместной работы учителя и учащихся.
Ход урока.
I. Учитель литературы.
Сегодня нам предстоит решить, как в жанре исторического романа совмещается историческая правда и художественный вымысел. Мы должны увидеть в Пушкине историка и писателя-прозаика. На предыдущих уроках мы говорили о жанре исторического романа, его особенностях, об интересе Пушкина к отечественной истории, к историческим личностям России.
Вспомним произведения автора этого жанра.
Ответы учащихся.
– поэмы «Полтава» и «Медный всадник» (петровская эпоха);
– драма «Борис Годунов» (годы «многих мятежей»);
– песни о Степане Разине («беспокойные» периоды);
–исторический труд «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».
Учитель истории. Беседа с учащимися.
В. Назовите причины бунта.
Прослеживают ход событий пугачёвской войны по карте, находят основные места действий.
Знакомство с отзывом о Пушкине и его исторических работах в воспоминаниях Ишимовой.
Учащимся предлагается проблемный вопрос (на экране):
В. Как относится Пушкин к Пугачёву-бунтовщику и художественному образу в романе? Как определяет автор сюжет в романе? (Хроника дворянской семьи). Кто повествователь? (Издатель).
Ученик подготовил историческую справку о создании и публикации исторического труда и романа, о путешествии автора по Оренбургскому краю для сбора материала (официально) к биографии А. В. Суворова).
На экране выводятся портреты Пугачёва, Суворова, виды оренбургских степей.
II. «Правда» и «вымысел».
Проблемная учебная ситуация представлена групповыми поисками информации, постановкой практической задачи.
Метод исследования и сопоставления в группах
Историческая действительность | Художественный вымысел |
1. Рассказ учащихся о поездках автора по правому берегу река Урала, о битве Пугачёва с правительственными войсками в окрестностях Татищевой пристани, о «белых горах». Чтение отрывка из II главы «Истории Пугачёва» о крепостях в оренбургских степях. | Из главы III романа пересказ описания Белогорской крепости, о впечатлениях Гринёва от увиденного. И вывод – соответствует ли вымысел действительности? |
2. Рассказ казачки Бунтовой о взятии крепости, о трагической судьбе коменданта Нижнеозёрной крепости Харлова и его жены. Материал из II главы «Истории Пугачёва» о зверствах пугачёвцев. | Сцена казни из гл. «Приступ». Поведение Савельича, Гринёва. Реакция народа. Жестокость Пугачёва. Вывод – чем вызвана жестокость «народного царя» и отношение простого народа. |
3. Военный совет. Рассказ старух, помнящих Пугачёва, пение песни, любимой мятежниками. (Материал из монографии «Писатели-классики в Оренбургском крае»). Звучит музыка – песня-реальность «Не шуми, мати-зелёная дубравушка». | Пересказ эпизода совета гл. VIII. Чтение песни наизусть. Анализ чувств Гринёва. Разговор с Гринёвым после песни. Вывод – почему Пушкин обращается к народному фольклору? Значение этой песни в идейном содержании романа. |
4. Мятежная слобода. Воспоминания Блиновой о «золотых палатах» Пугачёва. Рассказ старухи Бунтовой о действиях Пугачёва в Бердской слободе. («История Пугачёва»). Гл. III. Пушкин услышал калмыцкую сказку. | Из гл. IX – пересказ эпизода «во дворце». Выразительное чтение калмыцкой сказки. Разговор Пугачёва с Гринёвым, впечатление юноши о смысле сказки. Вывод – зачем Пушкин включил сказку? |
5. Встреча Марии Мироновой с императрицей. Пушкин в описании Екатерины II опирался на известные портреты императрицы, в частности, Боровиковского. Сообщение ученика, презентация портрета. | Пересказ эпизода в дворцовом саду. Гл. XIV. Анализ диалога «дамы» с Машей. Оценка поступка юноши – «безнравственный и вредный негодяй». Последняя сцена – «Я убеждена в невиновности вашего жениха». Вывод – портрет Боровиковского и великодушие императрицы. Чем вызвано это решение? |
III. Поведение итогов, оценка итогов исследования и сопоставления.
Учитель литературы.
В. Чем послужили исторические материалы в романе? (основой сюжета, фоном хроники).
Учитель истории.
В. Каково отношение Пушкина к изображённому народному движению, пугачёвскому бунту? Цель написания «Истории пугачёвского бунта»?
Учитель литературы.
В. Какие чувства вызывает Пугачёв у вас, читателей? (личностные суждения учащихся).
Обратимся к записям Гринёва из пропущенной главы…
Выводим на экран эту запись:
«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужда головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Учитель истории.
В. Как понять это высказывание автора-историка и писателя? Чем страшен для Пушкина этот бунт? (жестокость бунта, стихийность восстания, анархия действий).
Учитель литературы.
В. В чём видел Пушкин причины жестокости борьбы с обеих сторон? (ответ на угнетение, бесправие народа).
Домашнее задание: сочинение «Кто в романе великодушнее по отношению к героям – Пугачёв или Екатерина II?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Емельян Пугачев в исторических источниках и в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
проект "Как изображен Емельян Пугачев в исторических источниках и в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"?" В работе показано, как под пером Пушкина личность разбойника, преступника и государственно...
"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...
«Историческая правда и художественный вымысел в героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» через сравнение с историческим прошлым своего края»
http://урок по серии литературы "Тарас Бульба"...
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)
Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»(интегрированный урок (литература + история) в 8 классе)...
Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».
(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...