Путешествие в страну устного народного творчества
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Семенова Екатерина Юрьевна

Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс, вклчающее в себя различные формы игровых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну устного народного творчества « В гостях у кота Баюна»

(5 класс)

Учитель:

             О чем-то скрипят половицы

             И ветер повеял чудесный,

             И тайна стучится в окна,

             И в чудо поверишь вдруг,

             И дрогнут чьи-то ресницы,

             И сразу меняются лица…

             Тихонько скрипят половицы –

             К нам сказка в гости идет.

Сегодня мы в гостях у кота Баюна.

Как вы можете объяснить имя этого сказочного персонажа?

( Баюн – от  баять, рассказывать, бахарь – рассказчик сказок).

Я думаю, что все, кто присутствует на уроке, не уступят коту Баюну в знании сказок и умении их рассказывать.

1. Конкурс знатоков сказочных зачинов.

- Русская сказка имеет свое начало. Я предлагаю вспомнить традиционные сказочные зачины. Команда, справившаяся с заданием, занимает место за своим столиком.

2. Представление команд.

Участники представляют свои название, защиту костюма сказочного героя, рассказ о команде.

3. Разминка.

- Подобрать постоянные эпитеты к словам:

    дороженька – столбовая

    девица – красная

    молодец – добрый

    море – синее

    поле – чистое

    тучи – черные

    лес – дремучий

    трава – шелковая

   луга – зеленые

- Объяснить подбором синонимов значения устаревших слов:

   балакать – говорить

   гой-еси – будьте здоровы

   исполать – хвала

   чеботарь – сапожник

   живот – жизнь

   горазд  - умел, ловок

   сусек – ларь

   зыбка – колыбель

   очи – глаза

4. Вопрос к болельщикам:

 - Какие приметы волшебной сказки вы можете назвать?

- Ответы болельщиков помогут участникам следующего конкурса. Но сначала мы послушаем еще одну подсказку – музыкальную.

Прослушивание записи отрывка из песни современного барда Тимура Шаова « Сказки нашего времени».

5. Конкурс сочинителей сказки по заданному началу.

Начало сказки « Береза и три сокола» инсценируется группой болельщиков. Представители команд, ознакомившись с началом сказки, уходят сочинять продолжение.

6. Вопросы команд друг другу.

7. Конкурс « В хранилище волшебных предметов».

 На столике разложены предметы. Представитель от команды вытягивает номер экспоната и называет соответствующий пронумерованный предмет ( что это, чье, где и для чего используется).

Предметы: живая (мертвая) вода, гребешок, перо жар-птицы, кольцо, платок, сапоги-скороходы.

8. Подведение итогов конкурса сочинителей.

9. Конкурс сказителей.

 Рассказчикам из команд раздается текст сказки «Кулик».

Каждый рассказчик готовит пересказ своей части. Во время подготовки к конкурсу проводится состязание для болельщиков.

10. Сказочные загадки для болельщиков.

   - Что на свете всех сильнее? ( ветер)

   - Что на свете всех быстрее? (мысль)

   - Что на свете всех милее? (сон)

   - Что на свете всех жирнее? ( земля)

11. Конкурс сказочных концовок.

« На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало».

 « Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи».

  « Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали и стали жить-поживать да добра наживать».

  « У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».

12. Подведение итогов урока- конкурса. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Методическая разработка ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ для 5 класса «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Обобщение темы «Устное народное творчество», проверка знаний, умений, навыков учащихся по данной теме, расширение кругозора, развитие воображения, смекалки, воспитание интереса к чтению....

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Конспект мероприятия: « Путешествие в страну Устного народного творчества»

          Конспект мероприятия: « Путешествие в страну Устного народного творчества»...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа»

Чтобы уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчестваразвивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышлениекорригировать и развивать связную речькорригирова...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...