Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа»
методическая разработка (6 класс)

Соколова Мария Андреевна

Чтобы 

  1. уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчества
  2. развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление
  3. корригировать и развивать связную речь
  4. корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей
  5. восвоспитывать положительную учебную мотивацию и доброжелательное отношение друг к другу;
  6. приобщить учащихся к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем
  7. развить гражданскую идентичность, чувства патриотизма и гордость за свой народ, свою республику
  8. вызвать интерес родителей к устному народному творчеству коми народа и использовать его в воспитании детей 

был составлен конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-ых классов на тему: « Путешествие в страну « Устное творчество коми народа»

Учитель коми языка МАОУ «СОШ №12» г. Сыктывкар

Соколова Мария Андреевна

Цель: формировать знания об устном творчестве коми народа.


Задачи:
Образовательные:

  • Уточнить знания обучающихся о жанрах устного народного творчества.
  • развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
  • корригировать и развивать связную речь;
  • корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;


Воспитательные:

  • воспитывать положительную учебную мотивацию и доброжелательное отношение друг к другу;
  • приобщить учащихся к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем;
  • развить гражданскую идентичность, чувства патриотизма и гордость за свой народ, свою республику;
  • вызвать интерес родителей к устному народному творчеству коми народа и использовать его в воспитании детей.


Методы: словесный, наглядный, практический.


Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.


Оборудование: иллюстрации к коми легендам, преданиям, сказкам, вырезки из коми мультфильмов о богатырях, пословицы, загадки, скороговорки, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

- Что означают слова «Русь», «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное творчество коми народа». Кто из вас знает, что такое «Устное творчество коми народа»?
Устное творчество коми народа  - это «народная мудрость», творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.

В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки.

Наиболее распространенным и самым любимым жанром являются сказки. Интересны сказки о животных. В тонком и правдивом изображении животного мира сказалась наблюдательность коми — древних охотников и обитателей глухих таежных лесов. Любимым героем сказок является также Илья Муромец, перекочевавший в этот жанр из былевого эпоса, но продолжающий сохранять черты народного богатыря, побеждающего многочисленных врагов Русской земли.

В устном народном творчестве коми имеются предания о колдунах и разбойниках. Особой популярностью пользуются предания о «Шипице — неуязвимом колдуне». Согласно народному преданию, могущественный колдун Шипица жил на берегу реки около современного Сыктывкара. Он будто бы мог останавливать известным ему словом заговора плывущие по реке суда, мог ходить под водой, становиться невидимым. В некоторых вариантах предания Шипица изображается как пам — верховный жрец языческого культа и одновременно военачальник. Распространенность преданий о Шипице позволяет предполагать, что в прошлом существовал род, называвшийся Шипича, в отдельных преданиях сохраняются воспоминания о разных представителях этого рода. Героем наиболее позднего предания из этого цикла был усть-сысольский купец Суханов по прозвищу Шипица.

Много сказаний сохраняется у коми об Иркапе, или Ирке, смелом охотнике из дер. Вейкони. К этому же циклу относятся и предания о Корт-Айке (дословно— «железном» свекре), которые связаны с селом Корт- керос, что в переводе означает Железная гора. На этой горе и жил будто бы Корт-Айка — предводитель разбойников, наводивший ужас на все население окружающих районов.

В фольклоре коми значительное место занимают рассказы о Яг морте* (лешем), Ва морте (водяном), а также многочисленные легенды и предания, связанные с определенными лесами, озерами и горами.

Разнообразно песенное творчество коми, издавна развивающеесяг в тесном взаимодействии с русским песенным творчеством. Русское влияние обнаруживается в бытовании многочисленных народных переделок я переводов русских песен на язык коми, в близости сюжетов и образовь в употреблении одних и тех же художественных приемов. Однако наряду с этим у коми много и самобытных песен. В песенном репертуаре имеются исторические, семейно-бытовые, солдатские и рекрутские, игровые, хороводные и другие разнообразные по содержанию песни. Особую группу составляют трудовые песни-импровизации, широко распространенные на Ижме.

В фольклоре коми отразились местные бытовые особенности, обряды и обычаи. Так, о большой семье и положении молодой женщины в чужом роде поется:

Отдали меня в дальнюю землю

В большую семью,

Там семь деверей, четыре золовки, девятая свекровка,

Десятый свекор,

А я сама, бедная, по счету пятнадцатая.

Сохранилось много песен, в которых изображается тяжелая, бесправная жизнь трудящихся коми, например, лесоруба и бедняка-охотника, вынужденных уходить на заработки в Сибирь и на уральские заводы. Есть песни о тяжелой солдатской жизни, о безрадостных условиях, в которых жил и работал крестьянин коми.

Игровые песни, плясовые и хороводные исполнялись во время гуляний, игрищ и свадеб и были связаны с определенными праздниками и обрядами. В наше время многие из этих песен продолжают бытовать, но утратили обрядовое значение. В современном песенном творчестве коми большое место занимают частушки, которые стали теперь самым любимым видом народной поэзии. Частушки исполняются на русском и коми языках. Их слагает и поет главным образом молодежь.

С каждым годом все шире распространяются массовые советские песни, проникающие в народную среду через радио, газеты и журналы, их популяризируют кружки художественной самодеятельности, организованные при местных домах культуры. Наряду с этим и старинные народные песни часто входят в репертуар колхозных хоров.

Всё творение  передавалось устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать коми сказки, русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное творчество коми народа». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте, работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия мы преодолеем.

2. Основная часть.

1 остановка: Шусьőгъяс- Пословицы


«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа. 
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и конец пословицы. 

1 команда 
Визув ва кодь смел. -  Боек, как быстрая река.

2 команда
Удж вердő- дыш торкő. - Труд кормит,  а лень портит.

3 команда
Сизимысь мерайт- őтчыдысь вунды.- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2 сувтланiн: « Помалőй шусьőгъяс  - Закончите пословицы». 


1 команда

- Уджтőгыд….. (чери он кый) -Без труда …….(не выловишь рыбку из пруда).

2 команда

- Вомас … ( ва кынмöма) -  Во рту…. ( вода замерзла).

3 команда
      - Öти донöн … (ставсö он донъяв)  - Всех одной ценой…( не оценишь).

3 сувтланiн: Кывпесанъяс - Скороговорки 


- Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них. Ваша задача справиться с одной скороговоркой на всех. Сначала проговариваем , а потом просто соединяем все вместе.

1 команда:

Потшöс пöлöн петшöр ытшкö
Кутш да катша петшöр пытшкын.


2 команда
"Китш-китш," -тшапа катша китшкö.
Нитшкысь нетшкö тшöгöм тшак.

3 команда:
Тшаклöн тшыкöма нин пытшкыс,
Тшыкöм тшакыд век на тшап.

Вместе

Кывпесан - скороговорка
Потшöс пöлöн петшöр ытшкö
Кутш да катша петшöр пытшкын.
"Китш-китш," -тшапа катша китшкö.
Нитшкысь нетшкö тшöгöм тшак.
Тшаклöн тшыкöма нин пытшкыс,
Тшыкöм тшакыд век на тшап.

4 сувтланiн: Нőдкывъяс- Загадки

-Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.


- Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка». 


1 команда

Сытőг эськő эз вőв олőм,
Быд лун миян ордő волő.
Рытнас вőртас сайő водő,
Садьмő медводз зарни…        (шондi)


По утрам не на коне
Приезжает гость ко мне…
Вечером за горизонт
Убегает - клонит в сон…
Золотой, с приходом дня,
Будит раньше всех меня!            (солнышко)

2 команда

Уджала ме лун и вой,
Коoть ог юлы и ог сёй. 
Кодыр ковмас тоoдны кад, 
Висьтавны ме тэныд рад.      (часi)

А я тружусь и днем и ночью,
Не пью, не ем, не лягу спать…
Но если время хочешь знать,
Спроси меня – отвечу точно!    (часы)

3 команда
Вőрын керка кыптőма,
Пурттőг-чертőг вőчőма.
Кőть и őдзоoстőм — он пыр,
Олысь сэнi пуő тыр,
Öта-мőдныслы бур ёртъяс,
Кодi тайő                         (кодзувкотъяс)

Лесная избушка 
Стоит на опушке.
Ни окошек, ни дверей,
И полно народу в ней…
Но всяк жилец избушки той
За прочих встать готов горой…
Что это?                                    (муравейник)

5 сувтланiн: Коми легендаяс да преданиеяс - коми легенды и предания

 
В легендах, преданиях и сказках  наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. 
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Легенда, предание, мойд- Легенды, предания ,сказки”. Я уверена, что эту станцию любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете легенды, предания ,сказки коми народа.

1 конкурс « Тőдмав мойд - Назови сказку» по иллюстрации. Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.

2 конкурс. «Узнай предание (легенду)  и её героев» 
Включается отрывок из мультфильмов на коми и русском языках, дети называют о ком эта легенда.

3. Итог занятия


Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устное творчество коми народа. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с творчеством коми народа.
Большое спасибо всем участникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов на тему "Паралимпийская олимпиада"

Целивнеклассного мероприятия:Расширить представления учащихся об Паралимпийских играх.Познакомить с паралимпийскими символами и традициями.Познакомить с паралимпийскими зимними видами спорта: сл...

План-конспект внеклассного мероприятия для учащихся 2-х классов.

Закрепить и обобщить знания учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах; продолжить формировать умения различать дорожные знаки.Развить навыки безопасного поведения на проезжей част...

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Цель: воспитание  патриотизма,  любви к своей   Родине и её  защитникам. Задачи. Образовательные: •          расширять знания...

Конспект внеклассного мероприятия Агитбригада учащихся 4«а» класса

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию учащихся начальных классов....

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов

Спортивно-познавательная игра«МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»  Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов в форме спортивно – интеллектуальной игры – соревнования.Цели ...

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов на тему: «Квест-игра «Путешествие в интересный мир профессий»»

Цель: Формирование у обучающихся позитивных установок и уважительного отношения ко всем профессиям.Задачи:• Расширять представления детей о всех профессиях• Формировать у детей пре...