Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе составлено в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы», авторы В.Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации; 11-е издание; Москва «Просвещение» 2009 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ | № | ТЕМА УРОКА | ДАТА |
I ЧЕТВЕРТЬ | |||
ВВЕДЕНИЕ (1ч.) | |||
1 | 1 | Введение. Русская литература и история. | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч.) | |||
2 | 1 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. | |
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч.) | |||
4 | 1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Своеобразие «Жития Александра Невского». | |
5 | 2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч.) | |||
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (2ч.) | |||
6 | 1 | Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. | |
7 | 2 | Р. р. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33ч.) | |||
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (2ч.) | |||
8 | 1(1) | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. | |
9 | 2(2) | Вн.чт. Отражение в баснях таланта Крылова–журналиста, музыканта, писателя, философа. | |
КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ (1ч.) | |||
10 | 3(1) | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Характерные особенности жанра. | |
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (10ч.) | |||
11 | 4(1) | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | |
12 | 5(2) | Вн. чт. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. | |
13 | 6(3) | А. С. Пушкин. История пугачёвского восстания. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. | |
14 | 7(4) | А. С. Пушкин. История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. | |
15 | 8(5) | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности | |
№ | № | ТЕМА УРОКА | ДАТА |
16 | 9(6) | Р. р. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. Сопоставительный анализ героев. | |
17 | 10 (7) | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | |
II ЧЕТВЕРТЬ | |||
1 | 11 (8) | Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | |
2 | 12 (9) | Р. р. Историческая правда и художественный вымысел в романе «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению. | |
3 | 13 (10) | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | |
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (3ч.) | |||
4 | 14 (1) | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. История создания, тема и идея поэмы «Мцыри», особенности её композиции, значение эпиграфа. | |
5 | 15 (2) | Мцыри как романтический герой, его сила и слабость. Воспитание в монастыре. | |
6 | 16 (3) | Р. р. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы М. Лермонтова «Мцыри». | |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (8ч.) | |||
7 | 17 (1) | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | |
8 | 18 (2) | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». | |
9 | 19 (3) | Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление. | |
10 | 20(4) | Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ IV действия. | |
11 | 21 (5) | Р. р. Финал комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», его идейно-композиционное значение. Подготовка к сочинению. | |
12 | 22(6) | Р. р. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». | |
13 | 23 (7) | Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Его противостояние бездушию общества. | |
14 | 24 (8) | Вн. чт. Мечта и реальность в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Образ Петербурга. | |
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2ч.) | |||
15 | 25 (1) | Вн. чт. М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» как художественно-политическая сатира на общественные порядки. | |
16 | 26 (2) | Р. р. Обучение анализу эпизода из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | |
III ЧЕТВЕРТЬ | |||
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (2ч.) | |||
1 | 27 (1) | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | |
№ | № | ТЕМА УРОКА | ДАТА |
2 | 28 (2) | Н. С. Лесков. Сатира на чиновничество в рассказе «Старый гений». Художественная деталь как средство создания образа. | |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3ч.) | |||
3 | 29 (1) | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | |
4 | 30 (2) | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции и психологизм рассказа. | |
5 | 31 (3) | Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | |
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (1ч.) | |||
6 | 32(1) | Р. р. Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов XIX века. | |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1ч.) | |||
7 | 33 (1) | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23ч.) | |||
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1ч.) | |||
8 | 1(1) | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | |
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (3ч.) | |||
9 | 2(1) | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | |
10 | 3(2) | Р. р. Подготовка к сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна («Что значит быть счастливым?»). | |
11 | 4(3) | Р. р. Сочинение по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна («Что значит быть счастливым?»). | |
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (2ч.) | |||
12
| 5(1) | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». Ответственность каждого перед родной страной. | |
13 | 6(2) | Р. р. А. А. Блок. «Россия». Образ Родины и её истории. Обучение выразительному чтению. | |
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2ч.) | |||
14 | 7(1) | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | |
15 | 8(2) | Р. р. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. | |
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ (1ч.) | |||
16 | 9(1) | И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | |
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3ч.) | |||
17 | 10 (1) | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | |
№ | № | ТЕМА УРОКА | ДАТА |
18 | 11 (2) | Вн. чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. | |
19 | 12 (3) | Вн. чт. Ироническое повествование о прошлом и современности в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник» и М. М. Зощенко «История болезни». | |
IV ЧЕТВЕРТЬ | |||
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (4ч.) | |||
1 | 13 (1) | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания поэмы «Василий Тёркин», её восприятие современниками. | |
2 | 14 (2) | Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. | |
3 | 15 (3) | Р. р. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа главного героя. | |
4 | 16 (4) | Композиция, язык и юмор поэмы «Василий Тёркин». Мастерство Твардовского в поэме. | |
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (2ч.) | |||
5 | 17 (1) | А. П. Платонов. Слово о писателе. Тема войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | |
6 | 18 (2) | Нравственная проблематика и гуманизм рассказа А. П. Платонова «Возвращение». | |
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1ч.) | |||
7 | 19(1) | Р. р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | |
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (2ч.) | |||
8 | 20 (1) | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | |
9 | 21 (2) | Р. р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | |
РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (2ч.) | |||
10 | 22(1) | Р. р. Русские поэты о родине, родной природе и о себе. | |
11 | 23 (2) | Вн. чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч.) | |||
12 | 1 | Вн. чт. У. Шекспир. Слово о писателе. «Вечные проблемы» в трагедии «Ромео и Джульетта». | |
13 | 2 | Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | |
14 | 3 | Вн. чт. Ж.-Б. Мольер. Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии «Мещанин во дворянстве». | |
15 | 4 | Вн. чт. Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | |
16 | 5 | Вн. чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Итоги года, задание на лето. |
VIII класс
Содержание тем учебного курса
(1ч.) ВВЕДЕНИЕ. Русская литература и история.
(2ч.) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий.
(2ч.) ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Житие Александра Невского». Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Своеобразие жанра.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои.
(2ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
(2ч.) ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. Слово о писателе
«Недоросль». Сатирическая направленность комедии Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Анализ эпизода комедии.
(33ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
(2) ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. Слово о баснописце.
«Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа. Мораль басен. Отражение в баснях таланта Крылова–журналиста, музыканта, писателя, философа.
(1) КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ. Слово о поэте.
«Смерть Ермака». Дума и её связь с русской историей. Характерные особенности жанра.
(10) АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Слово о поэте. Основные темы и мотивы его лирики.
«Капитанская дочка». История пугачёвского восстания. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора. История создания романа Герои и их исторические прототипы. Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. Сопоставительный анализ героев. Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.
(3) МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. Слово о поэте.
«Мцыри». История создания, тема и идея поэмы, особенности её композиции, значение эпиграфа. Мцыри как романтический герой, его сила и слабость. Воспитание в монастыре. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода.
(8) НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. Слово о писателе.
«Ревизор». Идейный замысел и особенности композиции комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление. Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ IV действия. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Его противостояние бездушию общества. Мечта и реальность в повести. Образ Петербурга.
(2) МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Слово о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» как художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обучение анализу эпизода.
(2) НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ. Слово о писателе.
«Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания образа.
- ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. Слово о писателе.
«После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе. Мастерство Л. Н. Толстого. Особенности композиции и психологизм рассказа.
«Отрочество». Нравственные проблемы повести.
(1) ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
Поэзия родной природы в творчестве русских писателей XIX века.
(1) АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. Слово о писателе.
«О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
(23ч.) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
(1) ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. Слово о писателе. «Кавказ». Проблема рассказа.
(3) АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. Слово о писателе. «Куст сирени». Нравственные проблемы.
(2) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК. Слово о поэте.
«На поле Куликовом». Историческая тема в творчестве. Ответственность каждого перед родной страной.
«Россия». Образ Родины и её истории.
(2) СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. Слово о поэте.
«Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.
(1) ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ. Слово о писателе.
«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
(3) ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
М. А. Осоргин. «Пенсне».Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе.
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи «Жизнь и воротник» и М. М. Зощенко «История болезни». Ироническое повествование о прошлом и современности.
(4) АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ. Слово о поэте.
«Василий Тёркин». История создания поэмы, её восприятие современниками. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа главного героя. Композиция, язык и юмор поэмы. Мастерство Твардовского в поэме.
(2) АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ. Слово о писателе.
«Возвращение». Тема войны и мирной жизни. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
(1) СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
(2) ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. Слово о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.
(2) РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ.
Русские поэты о родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.
(5ч.) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Слово о писателе. «Вечные проблемы» в трагедии. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы.
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...