Урок-игра по повести "ТАРАС БУЛЬБА"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок-игра по повести Н.В. Гоголя "ТАРАС БУЛЬБА" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по литературе в 7-ом классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Из опыта работы учителя русского языка и литературы 2 квалификационной категории МБОУ «Лешев-Тамакская ООШ» Сармановского муниципального района Республики Татарстан Вахитовой Наили Гумаровны.
Январь,2013 год
Из опыта работы. Дидактические игры на уроках русского языка и литературы в средних классах общеобразовательной школы.
Дидактические игры стараюсь проводить как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Предлагаю вашему вниманию разработку урока-игры по литературе в 7-классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Этот урок мы подготовили и провели совместно с учениками на заключительном уроке по повести. Не буду рассказывать о преимуществах дидактической игры, а всего лишь поделюсь своим опытом и буду рада, если эта игра (пусть даже какой-то ее элемент) могут оказаться для кого-то из коллег полезными.
Предварительно ученики старшего восьмого класса получили групповые задания и работали в группах по подготовке к уроку. Каждая из групп готовила все необходимое для конкретного раунда игры, т.е 3 раунда и 3 группы соответственно. При подготовке ученики готовили задания, вопросы, рисунки и номер для музыкальной паузы. Главной же задачей учителя было заинтересовать учащихся работать над тестом художественного произведения, анализировать и рассуждать с опорой на текст, работать с различными источниками: ресурсами Интернет, словарями.
Игра «Следствие ведут знатоки»
План игры:
- Условия проведения игры. Критерии оценивания. Определение темы, цели и правил игры. Выбор жюри.
- Игра.
- Подведение итогов игры.
- Условия игры. За ответ на вопрос каждого раунда ученик получает 1(один)балл. По окончании игры выявляются лучшие знатоки творчества писателя и повести Гоголя «Тараса Бульба» среди учащихся 7-го класса. В классе с большим количеством учащихся возможно определение победителей по номинациям: Самый лучший знаток творчества и Самый лучший знаток повести.
2. Игра. Проверка сил знатоков. Разминка. Вопросы для всех участников.
1.Сколько лет исполняется автору повести?
2. О чем рассказывается в повести «Тарас Бульба»? (О том, как запорожские казаки защищали свою родную землю от польских захватчиков)
3. Где родился Н.В.Гоголь? (На Украине, в Полтавской губернии, в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда)
4. Где учился Гоголь? (Сначала в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии высших наук, где готовили будущих государственных деятелей)
5. Кем мечтал стать писатель? (мечтал поступить на госслужбу дипломатом).
Раунд «Блиц».
- Чем отличается жанр повести от рассказа? (в рассказе небольшое количество действующих лиц, рассказывается о важном событии одного из героев. В повести изображается ряд событий из жизни героя. В повести, по сравнению с рассказом, шире изображается жизнь: больше событий и действующих лиц, характеры изменяются в зависимости от жизненных обстоятельств)
- У кого из главных героев особенно сильно проявляется любовь к родине и ненависть к захватчикам? ( У главного героя Тараса Бульбы, его старшего сына Остапа и у запорожских казаков )
- Кто такие гайдуки? (солдаты из польского войска)
- Птица из какого семейства носит одинаковое имя с автором повести? (гоголь-птица из семейства утиных)
- Какие слова сказал Тарас сыну, перед тем, как убил его? («Я тебя породил-я тебя и убью!»)
Музыкальная пауза
Раунд «Цифровой»
- В какое время (укажите век) шла война Украины с Польшей? (15-18 века)
- Сколько раз в году видела Тараса его жена? (2-3 раза)
- Сколько раз Тарас закапывал свой букварь в землю? (4 раза)
- Сколько братьев и сестер было у писателя Н.В.Гоголя? (1 брат-Иван)
- Сколько дней ехал Тарас с сыновьями до Запорожской Сечи? (3 дня)
- Из скольки куреней состояла Запорожская Сечь? (из 60 с лишком в 3 главе)
- Сколько глав в повести «Тарас Бульба?» (12 глав)
- Сколько местечек выжег Тарас после смерти Остапа? (18 – в 12 главе)
- Сколько дней уходили казаки от преследований? (6 дней)
- Сколько человек повисло на руках и ногах Тараса, когда его поймали? (30 человек)
Раунд «Комментаторский»
Прокомментируйте рисунки, что означают эти предметы, кому они принадлежат? На рисунках изображены предметы-детали из повести : Букварь (Остап, не желая учиться закапывает букварь четырежды) гребень (принадлежит матери Остапа и Андрия); трубка (Тарас Бульба никогда с ней не расставался); мешок, а рядом хлеб (Андрий спасает от голодной смерти польскую панночку, воруя хлеб у своих казаков)
Вопросы к этому раунду:
1.Кем был по воинскому званию отец полячки: а)обычный солдат; б) воевода; в) простой помещик (польский воевода)
2. Какой национальности была служанка прекрасной панночки? (татарка)
3. Сколько времени пробыли Остап и Андрий дома перед отъездом на Запорожскую Сечь? (Всего ночь)
4.Сколько лет было братьям Остапу и Андрию? (свыше 20 лет)
5. Что такое портрет в художественном произведении? Найдите пример портрета в тексте и прочитайте этот отрывок
5. Что такое сравнение? Найдите 1-2 примера из повести.
6. Что такое зпитет? Пример из текста.
7 Что такое метафора? Приведите пример из текста.
8. Что такое пейзаж? Пример из текста.
Резервное время обычно отвожу на развитие речи: Кто лучше перескажет эпизод повести.(Эпизоды для пересказа предлагает учитель(обычно ключевые эпизоды)
3. Подведение итогов игры. Выявление победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок - игра по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
. Перефразируя известное выражение: «Хороши все жанры, кроме скучного», можно сказать: «На уроке приемлемы любые формы деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят». Игры относятся имен...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Урок - игра по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация для проведения игры по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)
Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...