Пояснительная записка
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач.
Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов.
Данный курс рассчитан на 17 часов, имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
Цели курса: систематизация знаний по литературе, полученных на второй ступени обучения в гимназии, и развитие ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего образования.
Курс «Проектная деятельность по литературе» призван способствовать решению следующих задач:
- активизировать творческую инициативу обучающихся;
- содействовать интеллектуальному, нравственно- эстетическому развитию обучающихся;
- формировать интерес к произведениям отечественной классики;
- развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом;
- предоставлять возможность углубить программный материал по предмету, придать ему системный, комплексный характер;
- создавать ситуации для проявления эмоционально-волевых качеств личности учащихся.
Принципы организации проектной деятельности:
- систематичность;
- внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер – классы);
- поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды, поступление в ВУЗ и др.
Требования к педагогу, организующему проектную деятельность:
- умение создавать условия для самостоятельной работы и творческой деятельности обучающихся;
- способность вооружить учащихся методами и приемами творческой работы ;
- возможность предоставить учащимся времени для осуществления всех фаз творчества на всех этапах выполнения проекта;
- способность сочетать различные методы мотивации проектной деятельности обучающихся;
- способность выступать в различных ролевых позициях (консультант, координатор и т.п.);
- способность использовать личный пример творческого подхода к решению проблемы.
Планируемые виды деятельности для обучающихся:
- изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
- поиск необходимой информации из различных источников;
- планирование собственной деятельности;
- определение и реализация комплекса средств для выполнения поставленной цели;
- разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.
Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт, но кроме них в содержание программы включены контрольные занятия.
Программа проектной деятельности по литературе по содержанию является научно-прикладной; по функциональному назначению - развивающей учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной (17 часов).
В результате работы по программе «Проектная деятельность по литературе» обучающиеся
должны знать:
- основные сведения из жизни писателей-классиков, об истории создания произведения, об особенностях стиля автора и поэтики произведения;
- о возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека.
должны уметь:
- осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием
различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета);
- использовать информационные технологии для обработки и презентации информации;
- планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать
и давать оценку полученным результатам;
- продуктивно работать в творческих группах постоянного и сменного состава.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников.
Структура программы состоит из вводного и образовательных блоков:
- поисково-аналитического;
- практического;
- презентационного;
- контрольного.
Содержание программы
I блок. Вводный
Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Этапы реализации проекта.
II блок. Поисково-аналитический
Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта.
III блок. Практический
Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности.
IV блок. Презентационный
Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта.
V блок. Контрольный
Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Дата
| Тема
| Элементы ИКТ
| Форма
| 1.
|
| Понятие о проектной деятельности.
|
| Лекция с элементами беседы
| 2
|
| Классификация проектов. Понятие «учебный проект».
| Презентация PowerPoint
| Интерактивный урок
| 3.
|
| Этапы реализации проекта
| Презентация PowerPoint
| Интерактивный урок
| 4.
|
| Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования.
|
| Мозговой штурм
| 5.
|
| Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта.
| Работа в Word
| Работа в группе
| 6.
|
| Сбор и изучение информации по теме.
| медиа-ресурсы
| Работа в группе
| 7.
|
| Анализ отобранной информации.
|
| Работа в группе
| 8.
|
| Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе.
| Работа в Excel
| Ролевая игра
| 9.
|
| Изготовление «продукта» проектной деятельности.
| Презентация PowerPoint
| Мастер-класс
| 10.
|
| Изготовление «продукта» проектной деятельности.
|
| Работа в группе
| 11.
|
| Изготовление «продукта» проектной деятельности.
|
| Работа в группе
| 12.
|
| Подготовка материалов для презентации проекта.
| Презентация PowerPoint
| Мастер-класс
| 13.
|
| Подготовка материалов для презентации проекта.
|
| Работа в группе
| 14.
|
| Создания портфолио и внесение в банк данных.
| Word, Excel
| Работа в группе
| 15.
|
| Презентация проекта.
| Презентация PowerPoint
| Защита проекта
| 16.
|
| Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
|
| Рефлексивная беседа
| 17.
|
| Резервное занятие
|
|
|
Направления проектной деятельности (темы)
- Жизнь и творчество писателя:
«Жизнь и творчество …»
«Страница литературной биографии …»
«Жизнь, оборванная пулей»
«Художественный мир…»
«Диалог с…»
- Литературное краеведение:
«Экскурсия на родину…»
«Музей …»
«Волгоград в жизни…»
- Анализ произведения:
«Особенности жанра…»
«Система образов…»
«Автор и его герой в…»
«Особенности использования детали в произведениях…»
«Вымышленное и реальное на страницах…»
«Традиции и новаторство в …»
«Поэтика заглавия…»
- Готовимся к ЕГЭ:
«Выполнение заданий с развернутым ответом»
«Выполнение заданий части С»
«Выполнение тестовых заданий» |