"Горе от ума" в таблице
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
краткие сведения по произведению "Горе от ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gore_ot_uma_v_tablice.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" в таблицах
"Горе от ума"
1821 г. - Тифлис - возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта. |
1823 г. - Москва - С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии. |
1823 г. июль - имение Бегичева - Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму». |
1824 г. - Петербург - автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку...» |
Середина октября 1824 г. - Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж). |
15 декабря1824 г. - в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. |
1833 г. (после гибели Грибоедова) - первое отдельное издание пьесы. |
1862 г. - полное, не искаженное цензурой издание. |
Комедия - воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров. |
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии: | ||
Признаки комедии классицизма Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). • Единство места (действие происходит в доме Фамусова). • Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). | Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. | |
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. | Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова. |
3. Герои пьесы, расстановка сил
Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:
Фамусовское общество: Павел Афанасьевич Фамусов Софья Павловна, его дочь Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка Антон Антонович Загорецкий Старуха Хлестова, свояченица Фамусова Г. Н. и Г. Д. Петрушка, слуга Фамусова Репетилов | Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений: Александр Андреевич Чацкий Двоюродный брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник» |
Краткая характеристика героев
4. Конфликты пьесы
Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: |
Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) - Чацкий и внесценические персонажи. | ||
Чацкий и внесценические персонажи | Фамусовское общество | |
Типичный образ положительного героя - патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бескомпромиссный. | Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью. | |
Идеалы и ценности | ||
♦ «Служить бы рад, прислуживаться тошно». ♦ «Кто служит делу, а не лицам». | ♦ Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему - рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! - что за тузы в Москве живут и умирают». ♦ Я перед родней, где встретиться, ползком. ♦ Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь. | |
Чацкий о Фамусовском обществе | Фамусовское общество о Чацком | |
♦ Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле. ♦ Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели. ♦ Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! ♦ О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? ♦ Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? ♦ Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. ♦ Как платья, волосы, так и умы коротки!... ♦ Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья. | ♦ Фамусов: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит». ♦ Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1 | |
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев. |
В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами. | ||
как Чацкий | как Молчалин | |
Ум с сердцем не в ладу. | Два таланта - «умеренность и аккуратность». | |
Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь - путь борца за справедливость (декабрист). | Софья о Молчалине: ♦ Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. ♦ А он безмолвием обезоружит... ♦ От старичков не ступит за порог... ♦ ...Молчит, когда его бранят... ♦ Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких. ♦ Чужих и вкривь и вкось не рубит. | |
Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь: ♦ Чины людьми даются, а люди могут обмануться. ♦ Надеждами я мало избалован ♦ Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь; А смешивать два эти ремесла - Есть тьма искусников, я не из их числа. | Чацкий о Молчалине: ♦ Ума в нем только мало. ♦ Услужлив, скромненький. ♦ И не богат словами. ♦ Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. |
Литературные критики о характере и роли Чацкого: ♦ А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.) «В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки... У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться». ♦ О. М. Сомов 1825 г. «...он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..заносчивость и нетерпимость». | Молчалин о своих принципах и правилах: ♦ ...частенько там мы покровительство находим, где не метим. ♦ И награжденья брать и весело пожить. ♦ Не смею моего сужденья произнесть. ♦ В мои лета не должно сметь свои суждения иметь. ♦ Ведь надобно ж зависеть от других. ♦ «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была...» | |
♦ Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла. ♦ Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Горит, горит, звезда моих полей… »
Литературно- музыкальный час, посвященный 75- летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова...
Солнышко красно, гори, гори ясно …
Празднование широкой масленицы....
КТД "Гори,гори, огонь Олимпиады"
Цели:- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх;- формирование устойчивых знаний и понгимания школьниками ценности Олимпийского движения;- воспитание чувства коллективизма, дружбы и вза...
Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...
А.С.Грибоедов "Горе от ума" в таблице.
Данный мытериал включает в себя основные разделы произведения. Благодаря тому, что материал представлен в виде таблицы, ученики его легче воспринимают. Практика показала, что использование таблиц на у...
Коррекционное занятие Тема: «Умей дружить. Умей дружбой дорожить».
Рассматривая с обучающимися темы дружбы и товарищества, всегда применяю как наглядность и для запоминания темы использую презентацию. Наводящие вопросы помогаю...
"Презентация на тему "Умей дружить. Умей дружбой Дорожить"
Рассматривая с обучающимися темы дружбы и товарищества, всегда применяю как наглядность и для запоминания темы использую презентацию. Наводящие вопросы помогают ребятам быстро войти в суть...