РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литература» 5 класс (базовый уровень)
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit-re_5kl.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол от «__» _______2012 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МОУ «СОШ №33 с УИОП» ________ Г.Ф. Малахова | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «__» ______2012 г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №33 с УИОП» __________А.Н. Бредихин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Криводеревой Людмилы Вячеславовны,
учителя русского языка и литературы,
по учебному курсу «Литература»
5 класс (базовый уровень)
Старый Оскол
2012
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательной школя / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Основное содержание программы
Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20 веков, затем – к произведениям зарубежной литературы.
Курс литературы в 5 классе формирует первоначальные представления об историко – литературном процессе и состоит из нескольких разделов:
- введения;
- из мифологии;
- из устного народного творчества;
- из древнерусской литературы;
- из басен народов мира;
- русская басня;
- из литературы 19 века;
- поэзия 19 века о родной природе;
- из литературы 20 века;
- родная природа в произведениях писателей 20 века;
- из зарубежной литературы;
- итоговый урок.
На этом этапе обучения вводятся базовые понятия, необходимые для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания.
Работа на уроках литературы по данной программе помогает активизировать художественно – эстетические потребности детей, развивает их литературный вкус и подготавливает к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Объём усвоения теоретико-литературных понятий обучающимися 5 класса представлен в таблице [3]:
Жанрово-родовые понятия, категории и термины | Структурно-образующие элементы | Образный мир | Выразительные средства художественной речи |
Миф | Мифологический сюжет, эпизод; притча, легенда, придание | Мифологический герой, мифологический персонаж | |
Сказка | Сказочный сюжет | Типы сказочных персонажей | Иносказание |
Древнерусская летопись | Летописный свод | ||
Загадка | Структура загадки | ||
Пословицы, поговорки | Структурные отличия пословиц и поговорок | ||
Басня | Нравоучительный сюжет | Басенный персонаж | Аллегория |
Авторская сказка | Композиция; библейский мотив | Риторическое обращение; повтор | |
Стихотворение | Рифма; художественный мотив | Эпитет, сравнение, метафора, антитеза; риторическое восклицание; цветообозначение; звукообраз (ассонанс, аллитерация) | |
Рассказ | Сюжет и фабула (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог); фантастика | Образ рассказчика; герой и персонаж; комический (юмористический) персонаж | Диалог (диалогическая речь); ирония, юмор, деталь |
Повесть | Сюжет в повести | Афоризм, афористическая речь | |
Стихотворение в прозе | Лирическое произведение; строфа | ||
сказ | Образ рассказчика | Сказовая речь; просторечная лексика |
Преобладающие виды работы:
- различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
- различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
- письменные ответы на вопросы;
- классные и домашние сочинения разных жанров.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе
- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературы в 5 классе
Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
Количество часов: всего – 70, в неделю – 2.
Сочинений классных – 3, домашних – 1, контрольных тестирований – 2, уроков внеклассного чтения – 4.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Введение (1) Книга – твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Писатель – книга – читатель. | 1 | ||
2 3 4 | Из мифологии (3) Рассказ о мифе и мифологии. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф:происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп».Представления древних греков о сотворении Вселенной,богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | 1 1 1 | ||
5 6 7 8 9 10 | Из устного народного творчества (4+1р.р.+1вн.чт.) Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходство и различия. Сказки народов России. «Падчерица». Контрольное классное сочинение «Мой любимый сказочный герой». Вн. чтение. В гостях у сказки. | 1 1 1 1 1 1 | ||
11 12 | Из древнерусской литературы (2) Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. | 1 1 | ||
13 | Басни народов мира (1) Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон И Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. | 1 | ||
Русские басни ( 4) | ||||
14 15 16 17 | Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в 20 веке. В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». А.П. СУМАРОКОВ. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». И.А. КРЫЛОВ. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне»,»Свинья под Дубом» и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова. С.В. МИХАЛКОВ Басни: «Грибы», Зеркало». Тематика, проблематика. | 1 1 1 1 | ||
18 19 20 21 22 | Из литературы 19 века (19+2р.р.+1к.т.) А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро и зло в сказке А.С.Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, пошлость; отношение автора к героям. . Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Контрольное классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина. | 1 1 1 1 1 | ||
23 | Поэзия 19 века о родной природе (3) А.А.Фет. «Чудная картина…» М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» | 1 | ||
24 | Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» | 1 | ||
25 | Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» И.З.Суриков «В ночном». | 1 | ||
26 27 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. | 1 1 | ||
28 29 | Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | 1 1 | ||
30 31 | И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское – Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. | 1 1 | ||
32 | И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | 1 | ||
33 34 | Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». | 1 1 | ||
35 36 37 38 | Л. Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость;свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | 1 1 1 1 | ||
39 40 | А. П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 1 | ||
41 | Внеклассное чтение по рассказам А.П.Чехова. | 1 | ||
42 | Контрольное тестирование №1 по произведениям писателей 19 века. | 1 | ||
43 44 | Из литературы 20 века (12) И.А. БУНИН Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы её реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. | 1 1 | ||
45 | Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. | 1 | ||
46 | А.И.КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | 1 | ||
47 | А.А. БЛОК Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 1 | ||
48 49 | С.А. ЕСЕНИН Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…»,»Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»-по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. | 1 1 | ||
50 | А.П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка; образ Никиты | 1 | ||
51 52 | П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приемы создания художественного образа. | 1 1 | ||
53 | Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | 1 | ||
54 | Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | 1 | ||
55 56 | Родная природа в произведениях писателей 20 века (2+1вн.чт.+ 1р.р.) Час поэзии «Поэзия и проза 20 века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон». Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья». В.И. Белов. «Весенняя ночь». В.Г. Распутин. «Век живи - век люби» (отрывок) | 1 1 | ||
57 | Вн.чтение. Мое любимое стихотворение о природе. | 1 | ||
58 | Контрольное классное сочинение на тему «Родная природа в произведениях писателей 20 века». | 1 | ||
59-60 | Из зарубежной литературы (9+1вн.чт.+1к.т.) Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей | 1 1 | ||
61 | Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность | 1 | ||
62-63 | М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера». (отрывок): мир детства и мир взрослых. Роман «Приключения Тома Сойера». (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 1 1 | ||
64 65 | Ж. РОНИ - СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | 1 1 | ||
66 | ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). | 1 | ||
67 | А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). | 1 | ||
68 | Внеклассное чтение по произведениям зарубежной литературы | 1 | ||
69 | Контрольное тестирование №2 | 1 | ||
70 | Итоговый урок (1) Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги») или литературный час («Я хочу рассказать вам…»). | 1 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение (1)
Книга - твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией.
Из мифологии (3)
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Из устного народного творчества (4+1+1)
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходство и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы (2)
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жэизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира (1)
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон И Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементыдидактизма в басне.
Русская басня (4)
Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в 20 веке.
В.К. ТРЕДИАКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. СУМАРОКОВ
Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
И.А. КРЫЛОВ.
Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица»,
«Демьянова уха», «Волк на псарне»,»Свинья под Дубом» и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А.Крылова.
С.В. МИХАЛКОВ
Басни: «Грибы», Зеркало». Тематика, проблематика.
Из литературы 19 века (19+2+1)
А.С. ПУШКИН (4+1))
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и её отличие от фольклорной; добро и зло в сказке А.С.Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность,зависть, пошлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия 19 века о родной природе (3)
А.А.Фет. «Чудная картина…»
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»
И.З.Суриков «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2)
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ (2)
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ (3)
Детские впечатления И.С.Тургенева. Спасское – Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. НЕКРАСОВ (2)
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Л. Н. ТОЛСТОЙ (3 + 1)
Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость;свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
А. П. ЧЕХОВ (2+1+1)
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П.Чехова. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из литературы 20 века ( 12)
И.А. БУНИН (2)
Детские годы И.А.Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы её реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Л.Н. АНДРЕЕВ (1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
А.И.КУПРИН(1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
А.А. БЛОК (1)
Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного А.Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
С.А. ЕСЕНИН (2)
Детские годы С.Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…»,»Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»-по выбору.
Единство человека и природы. Малая и большая родина.
А.П. ПЛАТОНОВ (1)
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка; образ Никиты.
П.П. БАЖОВ (2)
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приемы создания художественного образа.
Н.Н. НОСОВ (1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е.И. НОСОВ (1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Родная природа в произведениях писателей 20 века (2+1+1)
Час поэзии «Поэзия и проза 20 века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон».
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья».
В.И. Белов. «Весенняя ночь».
В.Г. Распутин. «Век живи -век люби» (отрывок)
Из зарубежной литературы (9+1+1)
Д. ДЕФО (2)
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей.
Х.К. АНДЕРСЕН (1)
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М. ТВЕН (2)
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Ж. РОНИ - СТАРШИЙ (2)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
ДЖ. ЛОНДОН (1)
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
А. ЛИНДГРЕН (1+1+1)
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Итоговый урок (1)
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).
Раздел V. Формы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тестирование | 2 | 1 | 1 | ||
Классные сочинения | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Домашние сочинения | 1 | 1 |
Темы для творческих работ (сочинений)
Сочинение 2
1. Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.
2. Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина.
3. Моя волшебная сказка.
Тестирование №1
по произведениям писателей и поэтов 19 века
Узнай героя литературного произведения по портрету (описанию внешности):
- «Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…»
А) мачеха
Б) молодая царевна
В) Василиса Прекрасная
2. «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…»
А) Костылин из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник»
Б) Иван – царевич из русской народной сказки «Царевна- лягушка»
В) Герасим из рассказа И. Тургенева «Муму».
- Каков жанр произведения «Руслан и Людмила»?
А) сказка
Б) повесть
В) поэма
Г) баллада
- Кто является рассказчиком в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»?
А) автор
Б) старый солдат – участник сражения
В) полковник
Г) молодой воин
- В стихотворении «Бородино» на следующий день после боя русская армия была готова:
А) отступить
Б) продолжить бой
В) укрепить свои позиции
- Кто автор стихотворения «Весенние воды»?
А) А. Пушкин
Б) М. Лермонтов
В) А. Фет
Г) Ф. Тютчев
- Повесть «Ночь перед Рождеством» относится к сборнику:
А) «Миргород»;
Б) «Старосветские помещики»;
В) «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы»;
Г) «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- Тема повести И.С.Тургенева «Муму»:
А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;
Б) противопоставление крепостников и крепостных;
В) размышления о необходимости отмены крепостного права.
- Появление Муму в жизни Герасима:
А) скрасило его одинокую жизнь;
Б) отдалило его от людей;
В) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную
любовь.
- Герой рассказа Л.Толстого «кавказский пленник» русский офицер, находясь
в плену у татар:
А) постоянно думал о побеге;
Б) тосковал, скучал и ждал выкупа;
В) не надеялся на удачное освобождение.
- Кто автор этих строк, как называется произведение?
Звучал булат,картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
12. Какие из перечисленных произведений относятся к эпическому жанру?
А) повесть;
Б) поэма;
В) сказка;
Г) стихотворение;
Д) рассказ.
Ключи:
- б) 6-г) 11- М.Ю.Лермонтов «Бородино»
- в) 7-г) 12- а), б), в), д).
- в) 8-а)
- б) 9- в)
- б) 10-а)
Тестирование №2
- Занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях:
А) сказка;
Б) повесть;
В) рассказ;
Г) легенда.
- Какого героя нет в сказке «Царевна – лягушка»?
А) Василисы прекрасной;
Б) Ивана – царевича;
В) чудо – юдо.
- Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным:
А) эпитет;
Б) сравнение;
В) метафора.
- Кто автор и из какого произведения эти строки?
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз…»
- Эпитет, который Есенин употребил для характеристики солнца в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…»
А) тихое;
Б) жаркое;
В) огневое.
- В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
А) пошалить;
Б) отомстить кузнецу;
В) поиздеваться над селянами;
- Момент наивысшего напряжения в художественном произведении?
А) развязка;
Б) завязка;
В) кульминация.
- Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:
А) сравнение;
Б) метафора;
В) эпитет.
- Стилистический прием, используемый в выражении « В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора…»
А) юмор;
Б) гипербола;
В) ирония
- В каком городе жил Том Сойер?
А) в Москве;
Б) в американском городке Санкт-Петербург;
В) в Константинополе.
- Узнайте героя по диалогу:
- Ну, а для чего ты отвинчивал гайку?
- Чаво?
- Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?..
- Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…
Ключи:
- а 7) в
- в 8) а
- а 9) в
- Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» 10) б
- а 11) б
- б 12) А.П. Чехов «Злоумышленник»
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
- Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
- Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2009
- Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
- Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
- Турьянская Б.И. и др. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008
Средства ИКТ
1. Универсальный настольный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Принтер.
4. Цифровой проектор.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество на 25 учащихся | ||
Осн. школа | Базовая | Профильная | |||
Иллюстрации // Плакаты | |||||
1 | Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату | 1 | 1 нет | 1 |
2 | Портреты поэтов и писателей | Используются для постоянной экспозиции в кабинете | 1 | 1 нет | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ | |||||
3 | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | есть | ||
4 | Портативный компьютер ученика | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
5 | Мобильный классный комплект портативных компьютеров | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | есть | |
6 | Терминальный класс (тонкий клиент) | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
7 | Универсальный настольный компьютер | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | есть | |
8 | Цифровой проектор | Используется учителем и учащимися | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | есть | |
9 | Передвижной столик для мобильного цифрового проектора | Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | нет | |
10 | Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора | Служит для стационарного крепления проектора | Для каждого стационарного проектора | есть | |
11 | Экран на штативе | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной | Если нет стационарного экрана | - | |
12 | Экран настенный | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа | Во всех помеще-ниях, где установлен стационарный проектор | - | |
13 | Наушники с микрофоном | Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера | По числу компьютеров и регистраторов данных | нет | |
14 | Акустическая система | Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
15 | Принтер лазерный цветной формата А4 | Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
16 | Сканер маркерной доски | Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
17 | Документ-сканер | Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
18 | Документ-камера (имиджер) | Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
19 | Видеокамера со штативом и выносным микрофоном | Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
20 | Фотокамера цифровая со штативом | Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
21 | Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы | Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией | По одному для каждого учащегося, включенного в запланирован-ную и контролируемую деятельность с применением ИКТ | нет | |
22 | Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы | Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования | По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой. | нет | |
23 | Сетевой фильтр-удлинитель | Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования | В соответствии с технологической потребностью | есть | |
24 | Планшетный (панельный) компьютер | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет | |
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) | |||||
25 | Операционные системы | Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере | 1 | 1 | 1 |
26 | Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов | Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса | 1 | 1 | 1 |
ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ | |||||
27 | Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм | Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов | 1 | 1 | 1 |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ | |||||
28 | Инструмент построения генеалогических древ | Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов | 1 | 1 нет | 1 |
Ленты времени | Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал | 1 | 1 нет | 1 | |
ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | |||||
29 | Школьная информационная среда | Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство. | 1 | 1 есть | 1 |
30 | Инструмент учителя для создания тестов | Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д. | 1 | 1 нет | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ | |||||
31 | Словари | Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса | 1 | 1 в элект-ронном виде | 1 |
32 | Энциклопедия | Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя | 1 | 1 в элект-ронном виде | 1 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ | |||||
33 | ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе | Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий |
| частично |
|
34 | Учебно-методические комплексы по литературе | УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы. | 1 | 1 есть | 1 |
35 | Иллюстрации по литературе | Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов. | 1 | 1 частично | 1 |
36 | Галерея портретов поэтов и писателей | Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся. | 1 | 1 нет | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 9 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 10 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 11 класс. Базовый уровень
Главная задачапрограммы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпус...