Рабочая программа по литературе ( 8 класс)
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8kl_lit.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от «___»сентября 2010г. ___________/Мозжерина Л.А./ Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №___ от «___»сентября 2010г. | Согласовано Зам.директора по УР __________/Зиангирова Л.Н./ «___»сентября 2010г. | Утверждено Директор МОБУ СОШ №4 __________/Юсупова Л.Ю./ Приказ№____________ «___»сентября 2010 г. |
Рабочая программа
по литературе для 8 класса
основного общего образования
Купцовой Рады Владимировны
г. Нефтекамск,2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание; тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Рабочая программа для седьмого класса рассчитана на 68 учебных часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей, предусмотренных программой;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Николай Михайлович Карамзин. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». События и характеры повести.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.. – Ж..Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Басня. Мораль. Аллегория.
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Дума.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чужом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма. Романтический герой, романтическая поэма.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Комедия. Сатира и юмор.
Иван Сергеевич Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Образ «тургеневской девушки» в повести.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира и чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Рассказ. Художественная деталь.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. Роль антитезы и композиции произведений.
Поэзия родной природы
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Психологизм художественной литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Сюжет и фабула.
Алексей Максимович Горький. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение. Герои и их судьбы в рассказе.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Драматическая поэма.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Журнал «Сатирикон». Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Примеры и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Теффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги». Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой-повествователь.
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Литература и история | 1 | 1 | |
Устное народное творчество | 2 | 2 | ||
2. | Устное народное творчество. Русские народные песни | 1 | ||
3. | Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 3 | 2 | ||
4. | Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр. | 1 | ||
5. | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Патриотическая направленность. | 1 | ||
6. | Повесть о Шемякином суде | 1 | ||
Из литературы 18 века | 2 | 2 | ||
7. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» | 1 | 1 | |
8. | События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» | 1 | 1 | |
Из литературы 19 века | 34 | 6 | 26 | |
9 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен. Осмеяние пороков. | 1 | ||
10 | Развитие речи. Басни И.А. Крылова. Конкурс чтецов | 1 | ||
11 | Внеклассное чтение. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века | 1 | ||
12 | К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 | ||
13 | К.Ф. Рылеев. «Думы Рылеева» | 1 | ||
14 | А.С.Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта» | 1 | ||
15 | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева. | 1 | ||
16 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. | 1 | ||
17 | Пугачев и народ в повести. Разбор 6-7 глав. | 1 | ||
18 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав | 1 | ||
19 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода «Встреча с царицей» | 1 | ||
20 | Развитие речи. Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. | 1 | ||
21 | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | 1 | ||
22 | М.Ю. Лермонтов и история | 1 | ||
23 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | ||
24 | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | 1 | ||
25 | Развитие речи. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | |||
26 | Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | 1 | ||
27 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения. | 1 | ||
28 | Хлестаков и хлестаковщина | 1 | ||
29 | Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 | ||
30 | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор» | 1 | ||
31 | Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася» | 1 | ||
32 | Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася» | 1 | ||
33 | Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася» | 1 | ||
34 | Развитие речи. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». Подготовка к сочинению. | |||
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | 1 | ||
36 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | ||
37 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | ||
38 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 1 | ||
39 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа | 1 | ||
40 | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | 1 | ||
41 | Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | 1 | ||
42 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | ||
Из литературы 20 века | 21 | 4 | 15 | |
43 | И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» | 1 | ||
44 | Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» | 1 | ||
45 | Романтизм М.Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение | 1 | ||
46 | Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш» | 1 | ||
47 | Развитие речи. Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького | |||
48 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока | 1 | ||
49 | А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» | 1 | ||
50 | С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» | 1 | ||
51 | «Пугачев». Современность и историческое прошлое в драматической поэме С. Есенина. | 1 | ||
52 | М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | ||
53 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству | 1 | ||
54 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко | 1 | ||
55 | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М.Зощенко «История болезни» | 1 | ||
56 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин» | 1 | ||
57 | Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор. | 1 | ||
58 | Развитие речи. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | |||
59 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | 1 | ||
60 | Развитие речи. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | ||
61 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | ||
62 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 1 | ||
63 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 1 | ||
Из зарубежной литературы | 4 | 1 | 3 | |
64 | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джу-льетта» | 1 | ||
65 | Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. | 1 | ||
66 | Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | ||
67 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | ||
68 | В мире литературы. Итоговый урок | 1 | 1 |
Календарно-тематический план
№ | Тема | Часы | Дата | Вид учебного занятия | Требования к ЗУН | Примечание | |
п | ф | ||||||
1. | Литература и история | 1 | 2.09 | Лекция | Активизация ЗУН, приобретенных в 7классе | ||
Устное народное творчество | 2 | ||||||
2. | Устное народное творчество. Русские народные песни | 1 | 7.09 | Слово учителя. Беседа | Жанры УНТ. Навык выразительного чтения | ||
3. | Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | 9.09 | Слово учителя. Беседа | Особенности преданий | ||
Из древнерусской литературы | 3 | ||||||
4. | Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр. | 1 | 14.09 | Слово учителя. Беседа | Житие как жанр | ||
5. | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Патриотическая направленность. | 1 | 16.09 | Беседа | Идейно-художественное своеобразие | ||
6. | Повесть о Шемякином суде | 1 | 21.09 | Беседа | Демократическое направление в литературе | ||
Из литературы 18 века | 2 | ||||||
7. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь» | 1 | 23.09 | Слово учителя. Беседа | Сентиментализм | ||
8. | События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» | 1 | 28.09 | Беседа | Раскрытие характеров героев | ||
Из литературы 19 века | 34 | ||||||
9 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль басен. Осмеяние пороков. | 1 | 30.09 | Слово учителя. Беседа | Особенности басни | ||
10 | Развитие речи. Басни И.А. Крылова. Конкурс чтецов | 1 | 5.10 | Развитие речи | Навык выразительного чтения | ||
11 | Внеклассное чтение. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и литературе 18 века | 1 | 7.10 | Семинар | Навык устного высказывания | ||
12 | К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 | 12.10 | Слово учителя. Беседа | Личность Рылеева | ||
13 | К.Ф. Рылеев. «Думы Рылеева» | 1 | 14.10 | Беседа | Навык выразит. чтения | ||
14 | А.С.Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта» | 1 | 19.10 | Лекция с элементами беседы | Расширение представления о личности поэта | ||
15 | Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева. | 1 | 21.10 | Беседа | Жанровое своеобразие повести | ||
16 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. | 1 | 26.10 | Беседа | Путь духовного становления Гринева | ||
17 | Пугачев и народ в повести. Разбор 6-7 глав. | 1 | 28.10 | Беседа | Навык анализа и пересказа | ||
18 | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав | 1 | 9.11 | Беседа | Раскрытие характеров героев | ||
19 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода «Встреча с царицей» | 1 | 11.11 | Беседа | Нравственный идеал Пушкина | ||
20 | Развитие речи. Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. | 1 | 18.11 | Семинар Развитие речи | Умение составлять устное высказывание | ||
21 | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | 1 | 23.11 | Урок-игра | Систематизация ЗУН | ||
22 | М.Ю. Лермонтов и история | 1 | 25.11 | Лекция с элементами беседы | Личность поэта | ||
23 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | 30.11 | Беседа | Структурные особенности произведения | ||
24 | Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания | 1 | 2.12 | Беседа | Романтизм. Навык анализа текста | ||
25 | Развитие речи. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | 1 | 7.12 | Развитие речи | Умение обобщать. Навык работы с критической литературой | ||
26 | Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | 1 | 9.12 | Лекция | Личность писателя. Драма | ||
27 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения. | 1 | 14.12 | Беседа | Сатира и ее средства | ||
28 | Хлестаков и хлестаковщина | 1 | 16.12 | Беседа | Навык анализа текста | ||
29 | Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». | 1 | 21.12 | Лекция с элементами беседы | Композиционная структура | ||
30 | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор» | 1 | 23.12 | Слово учителя. Беседа | Навык монологической речи | ||
31 | Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася» | 1 | 28.12 | Лекция с элементами беседы | Личность писателя | ||
32 | Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася» | 1 | 13.01 | Беседа | Раскрытие характеров героев | ||
33 | Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася» | 1 | 18.01 | Беседа | Навык анализа эпизода | ||
34 | Развитие речи. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». Подготовка к сочинению. | 1 | 20.01 | Беседа Развитие речи | Тип «тургеневской девушки» | ||
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | 1 | 25.01 | Лекция с элементами беседы | Сатира | ||
36 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | 27.01 | Беседа | Своеобразие историзма | ||
37 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | 1.02 | Слово учителя. Беседа | Личность Лескова | ||
38 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 1 | 3.02 | Слово учителя. Беседа | Личность писателя | ||
39 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа | 1 | 8.02 | Беседа | Контраст. Навык анализа текста | ||
40 | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее | 1 | 10.02 | Беседа | Навык анализа | ||
41 | Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | 1 | 15.02 | Беседа | Навык выразительного чтения | ||
42 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | 17.02 | Беседа | Личность писателя. Навык анализа | ||
Из литературы 20 века | 21 | ||||||
43 | И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ» | 1 | 22.02 | Беседа | Творческая индивидуальность Бунина | ||
44 | Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» | 1 | 24.02. | Беседа | Навык анализа | ||
45 | Романтизм М.Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение | 1 | 1.03 | Беседа | Романтизм | ||
46 | Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш» | 1 | 3.03 | Беседа | Навык сравнительной характеристики | ||
47 | Развитие речи. Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького | 1 | 10.03. | Развитие речи | Умение обобщать | ||
48 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока | 1 | 15.03 | Слово учителя. Беседа | Личность поэта | ||
49 | А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» | 1 | 17.03 | Беседа | Навык анализа, выразит. чтения | ||
50 | С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев» | 1 | 22.03 | Слово учителя. Беседа | Личность поэта. Анализ поэт. текста | ||
51 | «Пугачев». Современность и историческое прошлое в драматической поэме С. Есенина. | 1 | 24.03 | Беседа | Характер Пугачёва. Сопоставление образа Пугачева в разных произведениях | ||
52 | М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 5.04 | Беседа | Фантастическое | ||
53 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству | 1 | 7.04 | Беседа | Личность писателя | ||
54 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко | 1 | 12.04 | Слово учителя. Беседа | Сатира | ||
55 | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М.Зощенко «История болезни» | 1 | 14.04 | Беседа | Навык анализа текста | ||
56 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Теркин» | 1 | 19.04 | Слово учителя. Беседа | Роль поэмы в годы ВОВ | ||
57 | Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор. | 1 | 21.04 | Беседа | Характер героя | ||
58 | Развитие речи. Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 | 26.04 | Развитие речи | Умение обобщать | ||
59 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | 1 | 28.04 | Беседа | Знакомство с писателем | ||
60 | Развитие речи. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | 3.05 | Развитие речи | Патриотизм | ||
61 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | 5.05 | Слово учителя. Беседа | Навык выразит. чтения | ||
62 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 1 | 10.05 | Беседа | Навык вдумчивого чтения. | ||
63 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине | 1 | 12.05 | Беседа | Понятие ностальгии | ||
Из зарубежной литературы | 4 | ||||||
64 | У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта» | 1 | 17.05 | Слово учителя. Беседа | Эпоха Возрождения. Трагедия | ||
65 | Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. | 1 | 19.05 | Беседа | «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. | ||
66 | Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | 24.05 | Беседа | Гротесковый характер изображения. | ||
67 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | 26.05 | Беседа | Исторический роман | ||
68 | В мире литературы. Итоговый урок | 1 | 31.05 | Урок-игра | Систематизация ЗУН |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Коровина В.Я., Збарский И.С. ,Коровин В.И. Литература. 9 кл. – М., Просвещение, 2006
- Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Учебное пособие. – М., Вако, 2007
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. Автор программы – В.Я. Коровина, 2009
- Савина Л. Тесты по литературе 5-9 кл. М., Дрофа, 2006
- Турьянская Б.И., Гороховкая Л.Н., Комиссарова Е.В. Литература в 9 классе. – М., Русское слово,2002
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- CD-ROM Хрестоматия по литературе.
- CD Библиотека школьника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....