Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна
Рабочая программа по литературе 6 класс В.Я.Коровина (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_6_kl_korovina.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ «____________»

Константинова В.В.                                                Фещенко Е.А.

«___»  ________  20___ г.                                        «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

в 6 «а» (общеобразовательном) классе

на 2012 – 2013  учебный год

количество часов в неделю – 2 (68ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой

для общеобразовательных учреждений

«Литература. 5-9 классы». Авторы-сост.:  В.Я.Коровин. 2010г.

Учебник: «Литература. 6 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

М.,  «Просвещение», 2012г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

_________________/Мельник Н.В./

        

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Требования к уровню подготовки  учащихся за курс литературы

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей  произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью;

- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

-  умение выявлять авторское отношение к героям;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Содержание программы по литературе

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений),

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно- поэтический колорит  стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей.  Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский- старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятия). Стихотворное послание (начальные представления).        

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  Ученические годы поэта.

«Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

 «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.  Пытливость, любознательность, впечатлительность Роль картин природы в рассказе.

Теория   литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело   » Передача сложных, переходных состояний природы  запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения
«Ель рукавом мне тропинку завесила. .», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утонченный психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.  Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета.  Краски и звуки в  пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений)

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда   Народ — созидатель духовных и материальных ценностей.

Мечта  поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честности, доброта, понятие долга.  Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев  (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятии). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели  улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ  «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста  Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы   (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).        

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория   литературы.  Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям!  Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)    
Теория   литературы. Притча (начальные представления).

Календарно-тематическое планирование по литературе

Дата

№ урока

Тема урока

Цели урока

Контроль ЗУН

1

Введение. Книги, прочитанные летом

        Подготовка к восприятию нового курса литературы. Беседа о прочитанных книгах летом

Читательский дневник

Устное народное творчество

2

Обрядовый фольклор

Знакомство с обрядовой литературой. Развитие эстетического вкуса учащихся

Работа с учебником, умение конспектировать

3

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни

Знакомство с обрядовой литературой. Выразительное чтение песен

Подбор обрядовых песен в соответствии с заданием

4

Пословицы поговорки

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок

Умение конспектировать, составление рассказа по пословице

5

Загадки

Работа с разными загадками

Умение разгадывать загадки и самостоятельно составлять

Древнерусская литература

6

«Повесть временных лет»

Прикоснуться к истокам нашей культуры и литературы

Умение пересказывать произведения древнерусской литературы

7

«Сказание о белгородском киселе»

Знакомство с летописной литературой

Умение составлять сценарий

Произведения русских писателей 18 века

8

Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»

Художественные особенности басен. Подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях

Наизусть

9

И.А.Крылов. Басни.

Рассмотреть басни Крылова «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик»

Выразительное чтении басен, инсценирование

Произведения русских писателей 19 века

10

А.С.Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И.И.Пущину»

Самостоятельно готовить сообщение, составление устного портрета героев

Наизусть

11

Стихотворение Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения.

Знакомство с вольнолюбивой лирикой поэта

Письменный анализ стихотворения

12

Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро»

Понятие о двухсложных размерах стихотворения

Сочинение о любимом уголке природы; выразительное чтение стихотворения

13

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский»

Начать работу над романом, выяснить впечатления от прочитанного

Самостоятельное чтение глав

14

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский»

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»

Составление художественных пересказов

15

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский»

Анализ заключительных глав романа

Итоговое сочинение на заданную тему

16

А.С.Пушкин.  Роман «Дубровский»

Анализ заключительных глав

Тестирование по роману

Чтение «Повестей Белкина»

17

М.Ю. Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Умение анализировать лирические произведения

Наизусть

18

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

Знакомство со стихотворением Лермонтова. Изучить трехсложные размеры стихотворения

Письменный анализ стихотворение по заданному плану

19

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю. Лермонтова

Работа над выразительным чтением  стихотворений Лермонтова. Работа над понятиями «антитеза», «метафора»

Наизусть

20

И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Знакомство с рассказом, мастерство портретной характеристики

Художественный пересказ

21

И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Картины природы. Умение вести аналитическую беседу.

Стихотворение «Русский язык» наизусть. Мини-сочинение «Рассказ о моем товарище»

22

В поэтическом мире Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Почувствовать своеобразие художественного мира поэтов. Умение анализировать стихотворения

Наизусть. Составление таблицы «Художественный мир Тютчева и Фета»

23

В поэтическом мире Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Анализ поэтических произведений

24

Н.А.Некрасов- поэт и гражданин . «Железная дорога»

Познакомиться со стихотворением Некрасова. Работа с трудными словами из стихотворения

Выразительное чтение

25

«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа.

Продолжить работу над стихотворением Некрасова

Отрывок наизусть

Тестирование по стихотворению «Железная дорога»

26

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Дедушка», «Школьник»

Знакомство и анализ стихотворений Некрасова

27

Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша»

История создания сказа, начало изучения произведения

Умение выделять цитаты, характеризующие героев сказа. Художественный пересказ

28

Анализ сказа «Левша»

Выборочный пересказ, особенности языка произведения

Выразительное чтение отрывков

29

«Портрет»  Левши

Своеобразие сказа, составление цитатного плана

Анализ портретной характеристики героя

30

Р.р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

Умение писать изложение

Самостоятельное чтение

31

Вн.чт. Н.С,Лесков «Человек на часах» (обзор)

Анализ рассказа «Человек на часах»

Самостоятельное  чтение рассказов Лескова (по выбору учащихся)

32

А.П.Чехов – человек и писатель. «Лошадиная фамилия»

Раскрыть природу смешного  в рассказах Чехова

Инсценирование эпизодов рассказа

33

Рассказы Чехова «Пересолил», «Толстый и тонкий» и другие

Анализ рассказов Чехова

Тестирование по рассказам Чехова. Составление рассказов, в котором было бы смешное и неожиданное

34

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Расширить знания учащихся о русской поэзии 19- начала 20 века

Наизусть (на выбор)

Произведения русских писателей 20 века

35

А.Грин. Слово о сказочнике. «Алые парса»

Знакомство с писателем и его произведением, воспитать веру в прекрасную мечту и стремление ее достигать

Сочинение-миниатюра «Мои пожелания героям»

36

А.Грин. Слово о сказочнике. «Алые парса»

Работа творческих групп по плану урока

Умение искать ответы на вопросы

37

А.П.Платонов. Страницы жизни творчества. «Неизвестный цветок»

Знакомство со сказкой-былью, раскрыть художественное выражение мысли писателя

Сочинение – миниатюра «Кому нужна моя помощь?» или «Чему учат герои Платонова?»

38

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Знакомство с произведением Пришвина

39

Усвоение содержания сказки-были  «Кладовая солнца»

Идейно-художественные особенности сказки-были, знакомство с характерами героев

Художественный пересказ

40

Размышления о трудном пути человека к правде жизни (по «Кладовой солнца»)

Определить главную идею произведения, сопоставить героев, эпизоды, истолковать слова-образы, события

Составить цитатный план

41

«Быть счастливым – делать добро» (по «Кладовой солнца»)

Завершить работу над сказкой-былью

Сочинение

42

Вн.чт. «Берегите природу» (по произведениям М.Пришвина и К.Паустовского)

Продолжить знакомство с творчеством Пришвина и Паустовского

Сочинение о своих наблюдениях природы

43

Великая Отечественная война в стихотворениях русских писателей

Познакомиться с творчеством К.Симонова, С.Орлова, Д.Самойлова

44

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Знакомство с творчеством В.Астафьева, определить авторскую интонацию

Выборочный пересказ

45

«Весело и интересно проведенный день». Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем

46

Почему бабушка купила «пряник конем»?

Умение учащихся давать нравственную оценку поступкам героев. Роль пейзажа в рассказе

Работа с учебником

47

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

Раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее

Художественный пересказ

48

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу Распутина)

Показать сложный внутренний мир героя

Словесный портрет героя (по составленному плану)

49

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика

Сочинение по заданной теме

50

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал»

Показать особенности шукшинских рассказов – «чудиков»

51

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Познакомиться с жизнью и творчеством писателя, с его произведениями

Рассказ о смешном случае из своей жизни

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

52

А.Блок, С.Есенин. Стихотворения

Познакомиться с лирикой Блока, Есенина

Выразительное чтение или наизусть

53

А.Ахматова

Познакомиться с лирикой Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы

Самостоятельно познакомиться с другими стихотворениями Ахматовой

54

Н.Рубцов

Отработать навыки художественного чтения поэтических произведений

Наизусть

Из литературы народов России

55

Г.Тукай, К.Кулиев. Стихотворения

Познакомиться с творчеством народов России

Выразительное чтение

Мифы народов мира

56

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Понятие о мифе. Познакомиться с «Подвигами Геракла»

Иллюстрации к мифам Древней Греции

57

Подвиги Геракла

Анализ

58

«Легенда об Арионе». Геродот

Содержание легенды

Составление рассказа об Арионе

59

Из древнего эпоса. Гомер. «Одиссей у циклопов»

Познакомиться с основными событиями изучаемого произведения

Выразительное чтение

Зарубежная литература

60

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Знакомство с «рыцарским романом»; выборочное чтение

61

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»

Обсуждение прочитанного

Нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота

62

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

Анализ текста

63

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Воспитать нравственные качества; работа над термином «новелла»

Сочинение-миниатюра «О чем я хочу спросить у автора?»

64

Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Анализ текста

Тестирование по новелле

65

Антуан де Сент- Экзюпери. «Маленький принц»

Знакомство с произведением; отметить художественное своеобразие и новизну повести-сказки

Художественный пересказ

66

Р.р.Сочинение по повести –сказке «Маленький принц»

Выявить, как учащиеся поняли главный смысл сказки

Сочинение по повести

67

«По страницам учебника»

Обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные в течение года

68

Рекомендация летнего чтения

Подвести итоги изученному по литературе в 6 классе

Список методической литературы

  1. Висленко Л.П. Литература. Поурочное планирование. 5-7 классы.Санкт-Петербург, 2002г.
  2. Гирина-Земскова. Обучение сочинениям. 5-7 классы. Волгоград, 2002г.
  3. Справочник школьника по литературе.
  4. Тесты по литературе. 5-8 класс
  5. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»
  6. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс
  7. Шадрина С.Б. Литература. 6 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....