Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pvs_5_klass.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «____________»
Проничева Т.А. Фещенко Е.А.
«___» ________ 20___ г. «___» _________ 20___ г.
Рабочая программа
по литературе
«Писатели Восточной Сибири»
в 5 «а» (общеобразовательном) классе
на 2011 – 2012 учебный год
количество часов в неделю – 1 (34ч)
Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы».
Учебник: «Писатели Восточной Сибири» 5-6 классы. Автор-составитель: Шахерова
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Тип урока | ЗУН |
Устное народное творчество (13) | ||||||
1-2 | Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» | 2 | Устойчивость основы волшебной сказки «Бурка, каурка и синегривый конь.), связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Анализ композиции (понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные ПQМОЩНИКИ, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки. | Комбинированные | Выразительное чтение с соблюдением особенностей местного говора. Отличия фольклорной и литературной сказок. | |
3-4 | Русская народная сказка «Митя» | 2 | Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение ХХ века (реалистичное (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала). Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединившихся в финале | Комбинированные | Знать Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. | |
5-6 | Бурятская народная сказка «Упрямый парень» | 2 | Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. В основе сказки - героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. | Изучение нового материала | Знать Понятия сказитель и собиратель. | |
7 | Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка. | 1 | Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. | комбинированный | ||
8 | Бурятские народные социально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезьяна» | 1 | Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках. | Урок самостоятельной работы | Уметь выразительно читать, сравнивать миф и сказку | |
9 | Тофаларские народные сказки | 1 | Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш - долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. | Комбинированный | Уметь Сопоставлять фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина | |
10-11 | Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай | 2 | Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках. | Комбинированные | ||
12-13 | Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» | 2 | Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. | Комбинированный | Знать Понятия сказитель и собиратель. | |
Человек и природа (5ч) | ||||||
14 | Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» | 1 | Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе. | Комбинированный | Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения | |
15 | Рассказ Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий» | 1 | Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы. | Комбинированные | Уметь видеть авторскую позицию, знать основные понятия, находить средства художественной выразительности | |
16, 17, 18 | Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» | 3 | Знакомство с произведением описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием поберегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способности человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи. | Комбинированный | Уметь видеть авторскую позицию, знать основные понятия, находить средства художественной выразительности | |
Стихи для детей (5 ч.) | ||||||
19-20 | Стихотворения Георгия Граубина | 2 | Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык,), «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. | Комбинированные | Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма. | |
21 | Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» | 1 | Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. | Комбинированные | Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс. | |
22-23 | Стихотворения Юрия Черныха «Веселый разговор» и «Необычные Гости» | 2 | Знакомство с веселыми произведениями современного поэта, в которых, открываются тайны окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма. | Комбинированные | ||
Проза для детей (11ч.) | ||||||
24 | Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» | 1 | Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. | Комбинированные | Понятия: авторская позиция, ирония. | |
25-26 | Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» | 2 | Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» О щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. | Комбинированные | Понятия: фольклорная и литератур-ная сказка, авторская позиция. | |
27-30 | Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» | 3 | Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. | Понятия: конфликт, фантастика, деталь художественная. | ||
31-32 | Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем» | 2 | Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, ИЛИ как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов. | Комбинированные | ||
33 | Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» | 1 | Знакомство с рассказом Геннадия Машки на «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. | Комбинированные | ||
34 | Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири» | 1 | Закрепление понятий: конфликт, деталь художественная. |
Основное содержание
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(13 часов).
Русская народная сказка "Бурка, каурка, синегривый конь" (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказок. Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки "Бурка, каурка, синегривый конь", связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции (понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка "Митя" (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лена в течение ХХ века (реалистичное (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединившихся в финале.
Бурятская народная сказка "Упрямый парень"(2 часа).
Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки - героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка "Желто-пестрая змея и охотник"(1 час) как волшебная сказка
Бурятские народные социально-бытовая сказка “Как хан узнал себе цену” и сказка о животных “Жаворонок и обезьяна” (1 час)
Тофаларские народные сказки(1час)
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок (“Три мальчика” и “Тер-окыш – долина цветов”) и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки “Три мальчика” с фабулой “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С. Пушкина.
Эвенкийская народная сказка “Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай" (2 часа)
Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка “Умусликэн" (2 часа)
Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» – героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(5 часов)
Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» (1час)
Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» (1 час)
Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина “В тайге над Байкалом” (3 часа)
Знакомство с произведением современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
(5 часов)
Стихотворения Георгия Граубина ( 2 часа)
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются
разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «тайна стихотворений » Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» (1 час)
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха “Веселый разговор” и “Необычные гости” (2 часа)
Знакомство с веселыми произведениями современного поэта, в которых открываются тайны окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ
(10 часов)
Рассказ Анатолия Шастина "Пример для подражания" (1 час)
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова “ Мешок снов” (2часа)
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко "Тетя Атиса" (4 часа)
Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика, деталь художественная.
Рассказ Марка Сергеева "Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем"(1час)
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина "Лютня"(1 час)
Знакомство с рассказом Геннадия Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, деталь художественная.
Итоговая беседа по курсу “Писатели Восточной Сибири” (1 час)
На выбор учителя:
- беседа о любимом или особенно уважаемом учителе учащихся данного класса, которая явится тематическим продолжением предшествующего урока;
- урок “Мое открытие сибирской литературы”, построенный на анализе или демонстрации творческих работ учащихся по наиболее понравившимся и запомнившимся произведениям, изученным в курсе;
- встреча с местным краеведом, поэтом или писателем, который расскажет о своей работе, прочитает свои стихи или рассказы.
Пояснительная записка
Предмет «Писатели Восточной Сибири» введен в рамках регионального компонента учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области. В 5 классе учащимся предлагается изучение литературного творчества сибиряков на широком отрезке времени: от фольклора разных народов, проживающих в Приангарье 300-400 лет назад, до произведений современных литераторов.
Целью курса «Писатели Восточной Сибири» является:
- формирование знаний и представлений учащихся о развитии литературного процесса
Восточной Сибири; - расширение знаний об истории и культуре родного края;
- знакомство с творчеством известных сибирских писателей и поэтов.
Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:
формирование у учащихся восприятия себя как неотъемлемой частицы общественного потока;
- способствование формированию нравственных идеалов «а основе представлении г-
литературе и культуре родного края; - способствование росту регионального самосознания личности.
Программа нацелена на разнообразные виды познавательной, практической и игровой деятельности в их взаимосвязи.
В программе предусматривается принцип вариативности: учителю предоставляется право выбирать для чтения и бесед с учащимися произведения, равноценные по объему и сложности, близкие по жанру, тематике и проблематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса
Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....