Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири" 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна
Рабочая программа по курсу Писатели Восточной Сибири 5 класс (пояснительная записка, планирование, содержание программы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvs_5_klass.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ «____________»

Проничева Т.А.                                                        Фещенко Е.А.

«___»  ________  20___ г.                                        «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по литературе

«Писатели Восточной Сибири»

в 5 «а» (общеобразовательном) классе

на 2011 – 2012  учебный год

количество часов в неделю – 1 (34ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы».

Учебник: «Писатели Восточной Сибири» 5-6 классы. Автор-составитель: Шахерова

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Содержание урока

Тип урока

ЗУН

Устное народное творчество (13)

1-2

Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь»

2

Устойчивость основы волшебной сказки «Бурка, каурка и синегривый конь.), связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции (понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные ПQМОЩНИКИ, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.

Комбинированные  

Выразительное чтение с соблюдением особенностей местного говора.

 Отличия фольклорной и литературной сказок.

3-4

Русская народная сказка «Митя»

2

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение ХХ века (реалистичное (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).

Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединившихся в финале

Комбинированные

Знать Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина.

5-6

Бурятская народная сказка «Упрямый парень»

2

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири.

В основе сказки - героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости.

Изучение нового материала

Знать Понятия

сказитель и собиратель.

7

Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник»   как волшебная сказка.

1

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира.

комбинированный

8

Бурятские народные социально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезьяна»

1

Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Урок самостоятельной работы

Уметь выразительно читать, сравнивать миф и сказку

9

Тофаларские народные сказки

1

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш - долина цветов») и сказок о животных,

полученных на предыдущих уроках.

Комбинированный

Уметь Сопоставлять фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина

10-11

Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай

2

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Комбинированные

12-13

Эвенкийская народная сказка «Умусликэн»

2

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях.  

Комбинированный

Знать Понятия сказитель и собиратель.

Человек и природа (5ч)

14

Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук»

1

Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Комбинированный

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения

15

Рассказ Алексея Смирнова «Черника - хранитель тысячелетий»

1

Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы.  

Комбинированные

Уметь видеть авторскую позицию, знать основные понятия, находить средства художественной выразительности

16,

17,

18

Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом»

3

Знакомство с произведением   описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием поберегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способности человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

Комбинированный

Уметь видеть авторскую позицию, знать основные понятия, находить средства художественной выразительности

Стихи для детей (5 ч.)

19-20

Стихотворения Георгия Граубина

2

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык,), «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина.

Комбинированные

Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.

21

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»

1

Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы.

Комбинированные

Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.

22-23

Стихотворения Юрия Черныха «Веселый разговор» и «Необычные

Гости»

2

Знакомство с веселыми произведениями современного поэта, в которых, открываются тайны окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

Комбинированные

Проза для детей (11ч.)

24

Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания»

1

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа.

Комбинированные

Понятия: авторская позиция, ирония.

25-26

Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов»

2

Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» О щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа.  

Комбинированные

Понятия: фольклорная и литератур-ная сказка, авторская позиция.

27-30

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тетя Атиса»

3

Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа.

Понятия: конфликт, фантастика, деталь художественная.

31-32

Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или как не стать

посмешищем»

2

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, ИЛИ как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов.

Комбинированные

33

Рассказ Геннадия Машкина «Лютня»

1

Знакомство с рассказом Геннадия Машки на «Лютня» об открытии

школьниками сущности характера и поведения своего учителя.

Осмысление нравственной основы рассказа.

Комбинированные

34

Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири»

1

Закрепление понятий: конфликт, деталь художественная.

Основное содержание

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(13 часов).

Русская народная сказка "Бурка, каурка, синегривый конь" (2 часа).

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказок. Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки "Бурка, каурка, синегривый конь",  связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции (понятия эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи,  финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.

Выразительное чтение с соблюдением особенностей местного говора.

Русская народная сказка "Митя" (2 часа).

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лена в течение ХХ века (реалистичное (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).

Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединившихся в финале.

Бурятская народная сказка "Упрямый парень"(2 часа).

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

В основе сказки - героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

 Бурятская народная сказка "Желто-пестрая змея и охотник"(1 час) как волшебная сказка

Бурятские народные социально-бытовая сказка “Как хан узнал себе цену” и сказка о животных “Жаворонок и обезьяна” (1 час)

Тофаларские народные сказки(1час)

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок (“Три мальчика” и “Тер-окыш – долина цветов”) и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки “Три мальчика” с фабулой “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С. Пушкина.

Эвенкийская народная сказка “Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай" (2 часа)

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Эвенкийская народная сказка  “Умусликэн" (2 часа)

Знакомство с произведением эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» – героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

(5 часов)

Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук» (1час)

Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» (1 час)

Знакомство с произведением современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается о том, что огонь в тайге вреден и для ягодного кустарника, и для почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.

Рассказ Валентина Распутина “В тайге над Байкалом” (3 часа)

Знакомство с произведением современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непреходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности,  авторской позиции в рассказе.

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(5  часов)

Стихотворения Георгия Граубина ( 2 часа)

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются

разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «тайна стихотворений » Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма

Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» (1 час)

Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф аллитерация, ассонанс.

Стихотворения Юрия Черныха “Веселый разговор” и “Необычные гости” (2 часа)

Знакомство с  веселыми произведениями современного поэта, в которых открываются тайны окружающего мира.  Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.

ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ

(10 часов)

Рассказ Анатолия Шастина "Пример для подражания" (1 час)

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.

Сказка Юрия Самсонова “ Мешок снов” (2часа)

Знакомство со сказкой  Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий:  фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.

Фантастический рассказ Геннадия Михасенко "Тетя Атиса" (4 часа)

Знакомство с фантастическим рассказом Геннадия Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия:  конфликт, фантастика, деталь художественная.

Рассказ Марка Сергеева "Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем"(1час)

Знакомство с  фрагментом  радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки и пословицы разных народов.

Рассказ Геннадия Машкина "Лютня"(1 час)

Знакомство с рассказом Геннадия Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий:  конфликт, деталь художественная.

Итоговая беседа по курсу “Писатели Восточной Сибири” (1 час)

На выбор учителя:

- беседа о любимом или особенно уважаемом учителе учащихся данного класса, которая явится тематическим продолжением предшествующего урока;

- урок “Мое открытие сибирской литературы”, построенный на анализе или демонстрации творческих работ учащихся по наиболее понравившимся и запомнившимся произведениям, изученным в курсе;

- встреча с местным краеведом, поэтом или писателем, который расскажет о своей работе, прочитает свои стихи или рассказы.

Пояснительная записка

Предмет «Писатели Восточной Сибири» введен  в рамках регионального компонента учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области. В 5 классе учащимся предлагается изучение литературного творчества сибиряков на широком отрезке времени: от фольклора разных народов, проживающих в Приангарье 300-400 лет назад, до произведений современных литераторов.

Целью курса «Писатели Восточной Сибири» является:

  1. формирование знаний и представлений учащихся о развитии литературного процесса
    Восточной Сибири;
  2. расширение знаний об истории и культуре родного края;

-        знакомство с творчеством известных сибирских писателей и поэтов.
Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:

формирование    у    учащихся    восприятия    себя    как    неотъемлемой     частицы общественного потока;

  1. способствование формированию нравственных идеалов «а основе представлении г-
    литературе и культуре родного края;
  2. способствование росту регионального самосознания личности.

Программа нацелена на разнообразные виды познавательной, практической и игровой деятельности в их взаимосвязи.

В программе предусматривается принцип вариативности: учителю предоставляется право выбирать для чтения и бесед с учащимися произведения, равноценные по объему и сложности, близкие по жанру, тематике и проблематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....