«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа)
Тема урока: «Их воскресила любовь?»
(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цели урока:
Воспитывающая — уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
Развивающая — развитие интеллектуальных способностей учащихся при анализе текста и сопоставлении с текстами других авторов.
Обучающая — проверить знание содержания романа, умение делать индивидуальные сообщения-экспромты.
Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы, тест.
Тип урока: частично-поисковый.
Оформление материалов к уроку:
- запись цитат на доске;
- раздаточный материал с вопросами;
- рисунки Н. Рушевой.
Использование ЭОР: М.А. Булгаков http://www.bulgakov.ru/biography/
Ход урока:
I. Работа с текстом романа.
- Слово учителя: Сегодня мы попытаемся посмотреть на роман Булгакова несколько неожиданно. Вы уже знакомы с авторским мировоззрением, его концепцией мира, его системой нравственных ценностей. А теперь мы попробуем заставить Булгакова вступить в разговор с другими писателями-классиками. И разговор этот будет, конечно, о любви, красоте и добре.
- Работа по группам:
Раздаются карточки с разными заданиями каждой группе. Можно создать группы по принципу: сильные и слабые или в одной группе только сильные, в другой слабые учащиеся. Задания, тогда, естественно, разные по сложности.
I группа. История жизни Маргариты. Найти слова-образы, которые докажут, что Маргарита несчастлива с мужем.
II группа. Почему Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? А какие еще цветы есть в романе? Какую роль они играют?
III группа. Какие художественные средства использует Булгаков в рассказе Мастера Ивану Бездомному о появлении любви?
IV группа. Нож как символ. Проследите, в каких эпизодах еще встречается нож.
V группа. Символика смены времен года в романе. Когда и как меняется природа?
- Беседа с элементами сообщений-экспромтов.
Вспомним пьесу Островского «Гроза».
- Почему Катерина боится грозы?
- Любовь к Борису — это грех?
- Символом чего является гроза в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.
Вместе делаем вывод: есть нечто общее в жизненных обстоятельствах Катерины и Маргариты. Гроза в обоих произведениях играет важную роль. Диалог Булгакова и Островского состоялся.
А теперь обратимся к Достоевскому.
- Красота спасет мир? Какая красота имеется в виду?
- Назовите черты внешности Сони.
- За что ее любят каторжники?
- Что означает слово «кроткая»?
- Применимо ли оно к Маргарите?
- Что принесла любовь Сони Раскольникову?
- «Их воскресила любовь». Применима ли эта формулировка к любви Мастера и Маргариты?
После индивидуальных сообщений-экспромтов делается вывод: и с Достоевским диалог удался.
- Проверка групповых заданий. Самооценка учащихся. Проведение итогов работы каждой группы и выставление оценок всем учащимся. (Оценки выставляют сами ребята. Учитель лишь корректирует их, если это необходимо).
- Анализ сцены бала у Воланда (глава 23) и сцены прощения Фриды (глава 24).
Составление характеристики Маргариты в тетрадях.
Итоговый вопрос: «Маргарита спасет Мастера?» Класс делится на две группы, после короткого обсуждения один ученик из каждой группы сжато высказывает точку зрения всех.
- Тест по роману «Мастер и Маргарита»
1. В каких сценах романа присутствует запах розового масла? Что он символизирует?
2. Опишите наряд Маргариты на балу.
3. Почему Мастер сжег роман?
4. Почему Воланд позволил Маргарите просить дважды?
5. С какими героями романа связаны сатирические страницы?
6. Почему Маргарита была несчастлива?
7. Для чего в романе две сцены бала? (бал в «Грибоедове» и бал у Сатаны) Как называется такой литературный прием?
8. У кого были «скошенные от вранья» глаза?
9. В чем сила характера Маргариты?
10. Какова композиция «Мастера и Маргариты?»
Домашнее задание: Подготовиться к уроку по теме: "Сатирические страницы в романе "Мастер и Маргарита".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Иллюстрации Сергея Тюнина к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей....
Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан
Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...
"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова проводится в форме игры. Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...
«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...