Урок по поэме А. Блока "Соловьиный сад" и циклу "Кармен"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок разработан для учителей 11 класса; в нем дана история взаимоотношений великого русского поэта и актрисы, не сумевшей стать его тенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_poeme_a._bloka_solovinyy_sad.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Покой нам только снится…»
Цели урока: научить ребят глубже анализировать поэтический текст, соотносить его содержание с мемуарной литературой, имеющей непосредственную связь с изучаемыми произведениями, понимать далеко не однозначный смысл блоковских эпистоляриев и, опираясь на факты, разгадывать зашифрованную содержательную информацию, остающуюся вне поля зрения при поверхностном чтении;
развивать навыки исследовательской деятельности, выражающиеся в умении сопоставлять, анализировать, синтезировать изучаемый материал;
воспитывать интерес к творчеству А. Блока, чуткость, внимание к художественному слову.
Оборудование: запись темы, эпиграфа на доске, фотопортреты А. Блока и Л. А. Дельмас.
Форма урока: литературоведческое исследование.
Класс разделен на две группы: литературоведов и текстологов. Каждая группа получила предварительные задания.
Эпиграф:
Не забывай долга. Это единственная
музыка. Жизни и страсти без долга нет.
А. Блок
Ход урока.
1.Организационный момент. Учитель сообщает тему, задачу урока.
2. Вступительное слово учителя.
9 октября 1913 года Блок был на премьере спектакля «Кармен» в театре Музыкальной драмы. Главную роль играла Любовь Александровна Дельмас.12 января 1914 года он смотрит «Кармен» второй раз, 14 февраля – третий.
Откуда такой интерес? Ведь оперу « Кармен» Блок около года назад видел, но не обмолвился о той постановке ни единым словом.
Дело было не в постановке, а в исполнительнице. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза… Дерзкая, неукротимая, вся – словно вихрь…Как выразился Блок о своих впечатлениях, «буря музыки и влекущая колдунья…».
3.Пропедевтическая беседа с учащимися.
Вопрос учителя:
- Что вы знаете об этой «влекущей колдунье»?
Ответ учащихся- литературоведов:
- Ей шел 35-й год, она была замужем за известным оперным певцом Мариинской оперы П. З. Андреевым. Исполнение партии Кармен было ее первым и единственным сценическим успехом.
Вопрос учителя:
- Была ли она хороша собой?
Ответ учащихся-литературоведов:
- Как вспоминали современники, «…рыженькая, некрасивая…».
Вопрос учителя:
- А что писал ей Блок в первом анонимном письме?
Выступление учащихся-литературоведов:
«Я смотрю на вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене. Не влюбиться в Вас, смотря на Вашу голову, на Ваше лицо, на ваш стан, - невозможно».
2 марта поет не она. Она – в зрительном зале. Он неотрывно смотрит на нее сзади. Она чувствует его взгляд, оборачивается все чаще…
Звучит стихотворение А.Блока «Сердитый взор бесцветных глаз…» в исполнении ученика от группы текстологов.
Сообщение ученицы из группы литературоведов:
- Он пишет ей второе письмо: « Когда я увидел Вас без грима и совершенно не похожей на ту, на Вашу Кармен, я потерял голову больше, чем когда я видел Вас на сцене…».
Он ходит под ее окнами, звонит и молчит, сбегает, когда появляется возможность познакомиться…Первый раз они встретились и заговорили друг с другом 28 марта 1914 года. А почти весь цикл «Кармен», написанный буквально за две недели, залпом, был создан до личного знакомства. Это – роман воображения…
Звучит стихотворение «Ты – как отзвук забытого гимна…» в исполнении ученика от группы текстологов.
Вопрос учителя к классу:
- Настоящий, реальный роман был потом. И он был скорее мучителен для обоих, чем поэтичен. Почему?
Выступление учащегося от группы литературоведов:
- Наверное, сказалась огромная разница в мировоззрении. Свидетельством тому является его письмо в августе 1914 года:
«…ни Вы не поймете меня, ни я Вас...А во мне происходит то, что требует понимания, но никогда, никогда не поймем друг друга мы, влюбленные в друг друга... Разойтись все труднее, а разойтись надо…Моя жизнь и моя душа надорваны…Меня настоящего, во весь рост, Вы никогда не видели».
Звучит стихотворение «Ты жил один! Друзей ты не искал…» в исполнении учащегося от группы текстологов.
Сообщение ученика от группы литературоведов:
- Она, простая, обычная женщина, не хотела, да и не могла заглянуть в ту бездну сомнений, вопросов, которыми мучался он.
Она говорила о счастье, а он о долге Поэта, Художника перед своей страной, перед своей судьбой…Скорбь и боль всего мира, так остро воспринимаемые им, ей были непонятны. На склоне лет она рассказывала: «Он говорил, что Художник и не может быть счастлив…Я не соглашалась, я любила все солнечное, светлое…».
Их отношения растянулись на годы. Не могла она его отпустить. А он – не мог оттолкнуть раз и навсегда…
Звучит стихотворение «Превратила все в шутку сначала…» в исполнении учащегося от группы текстологов.
Вопрос учителя к классу:
- Можете ли вы найти причину их расставания в его стихах?
Выступление группы текстологов:
- Действительно, во-первых, конечно, нужно сказать о великой его потребности в одиночестве – внутреннем, духовном…О неумении быть счастливым простым, житейским счастьем, о его «ночной» душе…
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой – далеко где-то –
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Все мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Я жду – и трепет объемлет новый,
Все ярче небо, молчанье глуше…
Ночную тайну разрушит слово…
Помилуй, Боже, ночные души…
Это было написано еще в 1901 году, за тринадцать лет до их встречи. Он жил с этим всю жизнь, а она захотела его переделать…Он мог поддаться стихии, но она же, стихия, подняв его к звездам, с той же силой швыряла обратно…
Вопрос учителя к классу:
-Можно ли сказать о постоянно повторяющемся в его стихах мотиве какого-то странного, непонятного простым смертным пути?
Выступление учащихся от группы текстологов:
- Да, безусловно. Вот, например, в этих строках:
Что было любимо – все мимо, все мимо,
Впереди – неизвестность пути…
И сквозь круженье вихревое,
Сынам отчаянья сквозя,
Ведет, уводит в голубое
Едва приметная стезя…
Вопрос учителя:
- А еще о чем говорят строки его стихов?
Выступают вновь текстологи:
– Об ощущении катастрофичности жизни, времени, в котором просто нет места человеческому счастью:
Он занесен – сей жезл железный –
Над нашей головой. И мы
Летим, летим над грозной бездной
Среди сгущающейся тьмы…
4. Исследование текста поэмы «Соловьиный сад».
Вопрос учителя:
- Можно ли поэму «Соловьиный сад» рассматривать как своеобразную творческую иллюстрацию к взаимоотношениям Блока с Л. А. Дельмас?
Выступают ученики от группы литературоведов:
- Конечно, да. Во-первых, об этом говорит дата написания поэмы: 6 января 1914 – 14 октября 1915 года, время, на которое пришелся и пик развития их отношений, и постепенное их угасание.
Во-вторых, сама история этой любви символически отражена в сюжете и образах лирических героев поэмы. Он – уставший, бесприютный путник, теряющий веру в избранность, необходимость своего горького пути, всей душой устремившийся за иллюзией счастья, поманившей его за ограду соловьиного сада. Она – таинственная незнакомка, мираж, наваждение, самообман…Есть, кстати, интересный факт по этому поводу: на отдельном издании «Соловьиного сада», подаренном ей, Блок сделал такую надпись: «Той, которая поет в соловьином саду». Книга, правда, не сохранилась, но этот факт настолько органично вписывается в лирическую канву их отношений, что представляется почти бесспорным.
Наконец, удивительным образом совпадает лирический сюжет и настроение поэмы и стихотворения «Ты – как отзвук забытого гимна…», уже звучавшего сегодня на уроке.
Вопрос учителя:
- Случайны ли мотивы плена, сна, забытья в поэме и в стихах этого периода?
Выступление учащихся-текстологов:
- Вряд ли может быть случайным так мучительно-желанное и столь навязчивое обращение к этой теме:
Это – сердце в плену у Кармен…
О Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе…
Сладкой песнью меня оглушили,
Взяли душу мою соловьи…
Спит она, улыбаясь, как дети, -
Ей пригрезился сон про меня…
И тихонько задернул я полог,
Чтоб продлить очарованный сон…
Смычок запел. И облак душный
Над нами встал. И соловьи
Приснились нам. И стан послушный
Скользнул в объятия мои…
И в сонный входит вихрь
Смятенная душа…
Вопрос учителя к классу:
- Какое ощущение появляется у вас при чтении этих строк?
Ответы учащихся:
- Возникает невольное ощущение, что эти образы – символы их любви, нереальности, невозможности счастья. Символы самообмана, иллюзии, в плену у которой они оказались.
Вопрос учителя:
- Если любовь – это сон, то чем будет их расставание?
Ответ учащихся:
- Наверное, пробуждением. С этим тесно связана символика образов заката и рассвета в поэме и стихотворениях той поры. Его мечты о ней, его любовь, наваждение этой любви связаны именно с вечерней порой:
И, вникая в напев беспокойный,
Я гляжу, понукая осла,
Как на берег скалистый и знойный
Опускается синяя мгла.
Каждый вечер в закатном тумане
Прохожу мимо этих ворот,
И она меня, легкая, манит,
И круженьем, и пеньем зовет.
Отдыхает осел утомленный,
Брошен лом на песке под скалой,
А хозяин блуждает влюбленный
За ночною, за знойною мглой…
Это значит – мне ждать у плетня
До заката горячего дня…
Пробуждение от сна, забытья связано с пробуждением после ночного сна:
Я проснулся на мглистом рассвете
Неизвестно которого дня…
Путь знакомый и прежде недлинный
В это утро кремнист и тяжел.
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел…
А с его пробуждением тесно связан мотив пути, дороги.
Вопрос учителя:
- Как перекликается этот мотив в поэме и в стихах поэта?
Выступление текстологов:
Наказанье ли ждет иль награда,
Если я уклонюсь от пути?
Опьяненный вином золотистым,
Золотым опаленный огнем,
Я забыл о пути каменистом,
О товарище бедном своем…
Пусть укрыла от дольнего горя
Утонувшая в розах стена, -
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
И вступившая в пенье тревога
Рокот волн до меня донесла…
Вдруг виденье: большая дорога
И усталая поступь осла…
Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни…
Вопрос учителя к классу:
- Куда ведет его путь? Почему он порой так обманчив и всегда так труден?
Выступление литературоведов:
- Сложно ответить на эти вопросы, но недаром Ремизов назвал Блока человеком с «обнаженной совестью». Возможность отгородиться от мировых событий и катастроф, спрятаться за любую стену, будь то любовь, творчество или что иное – Блок считал недопустимой для Художника, и особенно русского.
Вопрос учителя:
- Каков смысл звуковых символов в поэме?
Ответы учащихся от группы текстологов:
- Очень глубокими и значимыми в свете всего вышесказанного являются звуковые символы в поэме «Соловьиный сад». Давайте их назовем: соловьиный напев, шепот ручьев и листьев, смех и песня девушки, крик осла и рокот моря. Если первые три символа ассоциируются с колдовским наваждением, то вторые два – с освобождением от колдовских чар:
Но, вперяясь во мглу сиротливо,
Надышаться блаженством спеша,
Отдаленного шума прилива
Уж не может не слышать душа.
Пусть укрыла от дольнего горя
Утонувшая в розах стена, -
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Я окно распахнул голубое,
И почудилось, будто возник
За далеким рычаньем прибоя
Призывающий жалобный крик.
5. Заключительное слово учителя:
- Значение последнего звукового символа будет особенно ясным, если мы вспомним, как интересовался Блок историей русских поверий. Исходя из народных представлений, осел – одно из немногих животных, в которых не может вселиться нечистая сила. Он остается глух к власти чарующих песен, уводящих в заколдованное царство любви – обманчивое, как песни сирен, эгоистическое, как любое счастье. А выполнение долга, каким бы тяжелым, однообразным и скучным он ни казался, - единственная возможность остаться самим собой. И единственный шанс честно прожить свою жизнь. Ненужная тебе, ушедшему в ночь, она может оказаться нужной кому-нибудь еще. Людям. Стране. Миру. А на меньшее он, вечный романтик, идеалист, был не согласен.
И вообще, кто сказал, что любовь прошла? Она просто приняла другую форму. Помните? « Только влюбленный имеет право на звание человека». И кто сказал, что любовь к своей стране менее свята, чем любовь к женщине?
6. Рефлексия.
- Изменилось ли у вас представление о Блоке как о человеке? Считаете ли вы приемлемой для себя его жизненную позицию?
7. Оценивание ответов учащихся.
8. Домашнее задание: прочитать поэму А. Блока «Двенадцать», подготовиться к аналитической беседе по тексту поэмы, используя вопросы, записанные в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...
"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...
Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)
Урок проводится в форме исследования. Ребята определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором, находят пословицы, сказочно-былинные мотивы....
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"
Урок называется "Подвиг любви бескорыстной". Название урока отражает и основные задачи...
Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...
Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)
Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....