Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Слесарева Елена Михайловна

Рабочая программа составлена к учебнику В.Я. Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                 

Принята

Решением педсовета

Протокол №___от «_____»__________20___г.

 

 

                    Утверждаю:

                    Руководитель ОУ

                    ________/Байгужинов А,А,/

                  Приказ №_________от

                 «______»____________2011г.            

                 

                   

                           

Рабочая программа по литературе  учителя

Слесаревой Е.М.  первой квалификационной категории,

  6 класс

                                                                                                                         

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         

        

        

2011-2012 учебный год

 

Структура документа

Рабочая программа по литературе  представляет собой  целостный

документ, включающий следующие разделы:

  1. Пояснительную записку;

  1.  Содержание тем учебного процесса;

  1.  Учебно-тематический план;

  1.  Календарно-тематическое планирование;

  1.  Требования к уровню подготовки учащихся;

  1.  Основные виды устных и письменных работ;

  1.  Произведения для заучивания наизусть;

  1.  Нормы оценок;

  1.  Перечень учебно- методического обеспечения;

  1.  Контрольно- измерительные материалы.

   Раздел  I.   Пояснительная записка

Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы 6 класса явились:

 

- Авторская программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, разработанная на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной.-  М. Просвещение 2008).

- Федеральный базисный учебный план  (Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г.

№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14.

       

-Федеральный компонент  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14.

-Примерная программа основного общего образования по литературе (базовый уровень);

 

 

 

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

      Данная программа отражает  обязательное для усвоения в основной школе содержание  обучения русскому языку.

       

Общая характеристика учебного предмета

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

          Цели обучения

    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:  

•   воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•   развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•   освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

   Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

    Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

    Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

    Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

    Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы:

5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

    Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

    Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

     Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

     Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

     В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 Виды контроля:

-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий. 

Место предмета в базисном учебном плане: 

Федеральный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на базовом уровне.  Объём учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2011/12 учебный год 3 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 105 часов в год. Соответственно в рабочую программу внесены изменения (свободные 3 часа добавлены на изучение следующих тем: 1 час добавлен на изучение творчества А.С. Пушкина,  1 час – на развитие речи по теме «Трехсложные размеры стиха», 1 час - на итоговый урок (проверку техники чтения).

           

Раздел II. Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация

 ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Раздел III. Учебно-тематический план

п/п

Содержание разделов

Кол-во часов на изучение раздела

Кол-во часов на развитие речи

Кол-во часов на внеклассное чтение

Контрольные работы

Общее кол-во часов

 

1

Введение

1

-

-

-

1

2

Устное народное творчество

2

1

1

-

4

3

Из древнерусской литературы

1

-

-

-

1

4

Из литературы XVIII века

1

-

-

-

1

5

Из русской литературы  XIX века

37

6

4

2

49

6

Из русской литературы  XX века

17

6

3

2

28

7

Из литературы народов России. (Обзор).

-

 

-

 

2

-

2

 

8

Из зарубежной  литературы.

Мифы

3

-

1

-

4

9

Произведения зарубежных писателей

1

-

9

-

10

10

 Итоговые уроки

1

3

-

1

5

Итого

 64

16

20

5

 105

№ п/п

Тема урока

Количество

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  

учащихся

Срокипроведения

Введение (1 час)

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование  

1

Введение. Значение художественной литературы в жизни человека.

1

Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор

Знать о роли книги в жизни человека.

Уметь  подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Устное народное творчество (4 часа)

2

Внеклассное чтение.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор.

1

Обрядовые песни. Виды народных песен и их тематика. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен.

Уметь соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.

3-4

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

Загадки.

2

Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», «загадка»; их отличительные особенности,   средства художественной выразительности.

 Уметь объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, отгадывать загадки,  уместно употреблять их в собственной речи, самостоятельно их создавать

5

Урок развития речи.

В чем красота и мудрость

русского фольклора?

Урок – «посиделки».

1

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок.  

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен;  уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.

Из древнерусской литературы (1 час)

6

Русская летопись. «Повесть временных лет»  «Сказание о белгородском киселе»

1

Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения.   Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов.

Знать определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «сказание».

 Уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.

Из литературы XVIII века (1 час)

7

Русские басни.

И.И. Дмитриев «Муха».

1

Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия.

Знать общую картину жизни баснописца, что такое аллегория и мораль в басне, особенности языка XVIII столетия.

Уметь анализировать данную басню, выразительно читать,  объяснять аллегорический смысл,  выделять мораль в ней.

Из русской литературы XIX века (49 часов)

8-9

И.А. Крылов.  Слово о баснописце «Листы и корни». «Ларчик».

2

Слово о баснописце. Роль власти и народа в достижении общественного блага. Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Знать жанровые и языковые особенности басни.

Уметь анализировать  басни, выразительно читать, объяснять аллегорический смысл, выделять в них мораль.

10-11

 И.А. Крылов «Осел и Соловей».

Конкурс инсценированной басни.

 2

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Художественные особенности басни.

 Знать жанровые и языковые особенности басни.

Уметь выразительно читать басни, при помощи интонации выражать чувства героев, объяснять жанровые и языковые особенности басен, их аллегорический смысл.

12

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение

 «Узник».

1

Слово о поэте.  Стихотворение

А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Знать факты биографии и творческой деятельности поэта.

Уметь использовать понятия «слово-образ», «контраст», «мотив неволи», определять поэтические средства изображения чувств  лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения.

13

Урок развития речи.   

Стихотворение А.С.

Пушкина «Зимнее утро».

1

Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

Знать какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.

Уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворения, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать.

14-15

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину». Эпитет, метафора. Двусложные размеры стиха.

2

Лицейские годы.  Искренняя,

глубокая дружба поэта и И.Пущина. Жанр стихотворного послания. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина. Двусложные размеры стиха. Ритм. Стопа.  

Знать историю создания стихотворения,  художественные особенности жанра стихотворного послания.

Уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, определять размер стихотворных текстов.

16-17

Цикл «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

2

«Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Инсценирование эпизодов. Сюжет и герои повести.

Знать сюжет и героев повести Пушкина.

Уметь  анализировать роль эпиграфа, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев.

18

Внеклассное чтение.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел».

1

Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Знать сюжет и героев повести Пушкина.

Уметь  анализировать эпизоды повести.

19

 А. С. Пушкин «Дубровский».

 (глава 1). Картины жизни русского барства.

1

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Ссора К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского

Знать историю создания романа, содержание анализируемой главы романа.  

Уметь разбираться в отношениях между героями, делать сравнительную характеристику, анализировать главы повести.

20

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма (главы 2, 3).

1

Суд и его последствия.

Знать содержание анализируемых глав романа.  

Уметь определять характер сложных отношений героев,  составлять их устное описание,  включая в него цитаты из текста романа, выделять основные событийные линии.

21

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (главы 4, 5).

1

Изображение чувств, переживаний героя автором.

Знать содержание анализируемых глав романа.  

Уметь выделять основные событийные линии,  составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста романа.

22

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»  (главы 6, 7).

1

Роль эпизода в повести. Пожар в Кистенёвке. Протест против произвола и деспотизма

Знать содержание анализируемых глав романа.  

Уметь определять мотивировку поступков героев,  выделять основные событийные линии,  составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста романа.

23

Учитель. Авторское отношение к героям

(главы 8 – 10).

1

Авторское отношение к героям

Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Знать содержание анализируемых глав романа.  

Уметь определять авторское отношение к героям.

24-25

Романтическая история любви  Владимира Дубровского и  Маши Троекуровой.  

(главы 11 – 16).

Авторское отношение к героям. Развязка романа «Дубровский» (17-19 главы).

2

 

Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Развитие понятия «конфликт»; главная мысль,  идея произведения; отношение автора к своему герою.

Знать содержание анализируемых глав романа.  

Уметь определять характер отношений между героями,  выделять основные событийные линии, составлять устное описание портрета героев,  выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта.

 

26

Урок развития речи.   

 Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства  Отбор материала. Варианты вступления и заключения сочинения.

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы.

Уметь отбирать материал для сочинения, делать вывод, анализировать варианты вступления и заключения сочинения.

27

Контрольная работа  по творчеству А.С. Пушкина.

1

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. Особенности лирики  и прозы А. С. Пушкина.

Уметь давать краткие и развернутые ответы на вопросы.

28

М.Ю.Лермонтов.

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова «Тучи».

1

Основное настроение и композиция стихотворения. Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.

Знать  факты биографии и творческой деятельности поэта, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза»,  «лексический повтор».

Уметь связно рассказывать о поэте, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения.

29

Тема одиночества в стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком». Антитеза.

1

Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.

Знать определения художественных средств стихотворений.

Уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией.

30-31

Разрушение красоты и гармонии человека с миром  в стихотворении «Три пальмы». Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю Лермонтова.

2

Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Поэтическая интонация. Содержание изученных произведений.

Знать определение понятий: «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция», идейно-художественное своеобразие стихотворений.

 Уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, выразительно читать и анализировать стихотворение с точки зрения его темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

32

Урок развития речи.   

Сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».                                                      

1

Содержание изученных произведений.

Знать идейно-художественное своеобразие стихотворений.

Уметь анализировать стихотворение с точки зрения его темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

33

Внеклассное чтение.

Н. В.Гоголь. «Старосветские помещики». Сюжет и герои.

1

Особенности произведения, его сюжет, характеристика героев.

Знать о жизни и творчестве Н. В. Гоголя; об истории создания его произведения.

Уметь анализировать отдельные эпизоды; выделять главное в произведении; давать оценку поступкам героев.

34-35

И.С. Тургенев.  Цикл рассказов «Записки охотника».

«Бежин луг».

 Духовный мир крестьянских детей.

2

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

Знать краткую биографию писателя, средства изображения главных героев рассказа «Бежин луг».

Уметь связно рассказывать о героях, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

36-37

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».  Портреты героев и их речевая характеристика.

2

И.С.Тургенев - мастер пейзажа. Изображение природы в рассказе. Роль детали. Речевая характеристика героя. Смысл названия рассказа. Портреты героев как средство изображения их характеров.

 Знать содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка».

Уметь выразительно читать текст, интонационно передавая чувства и ощущения автора от соприкосновения с природой, анализировать указанные эпизоды текста, описывать портреты героев-детей.

38-39

Ф.И.Тютчев.

Особенности  изображения природы в лирике Тютчева.   Роль антитезы в стихотворениях.

2

Слово о поэте. Ф.И.Тютчев - русский поэт 19 века. Стихотворения: «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся». Изображение сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности.

Уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения.

40

Ф.И. Тютчев. «Листья».

1

Обучение анализу одного стихотворения.

Знать определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «образ-символ», «антитеза», «эпитет», «метафора», «олицетворение».

Уметь анализировать лирические произведения, выразительно читать стихотворения.

41

А.А. Фет. «Ель рукавом

 мне тропинку завесила…».

1

Слово о поэте.  А.А.Фет - русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.  Природа как воплощение прекрасного.

Уметь определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении, анализировать лирическое произведение, выразительно его читать.

42-43

А. А. Фет «Еще майская ночь».  Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба у березы…».

2

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Уметь определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении, анализировать лирическое произведение, выразительно их читать.

44

Урок развития речи.   

Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1

Подготовка к домашнему сочинению.

Знать определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение». 

Уметь анализировать стихотворение, логически выстраивать письменный ответ на вопрос, аргументировать свою точку зрения

45

Н.А. Некрасов.  «Железная дорога». Картины подневольного труда

1

Слово о поэте. Главная тема поэзии.  Образ народа - труженика и народа – страдальца.

Знать  главную  тему поэзии Н.А.Некрасова.

 Уметь выразительно читать, интонационно передавая некрасовские особенности лирического повествования.

46

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

Мысль о величии народа-созидателя. Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении,  выразительно читать, интонационно передавая некрасовские особенности лирического повествования.

47

Внеклассное чтение.

Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».

1

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя.

Уметь выразительно читать, интонационно передавая некрасовские особенности лирического повествования.

48

Урок развития речи.   

Трехсложные размеры стиха.

1

Стопа. Поэтический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры стиха: дактиль, анапест, амфибрахий.

Знать определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий».

Уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений.

49

Контрольная работа  по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

1

Стихотворные размеры. Особенности поэтики.

Знать содержание изученных произведений. 

Уметь давать краткие и развернутые ответы на вопросы, применять на практике изученный материал.

50-51

Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа.

2

Слово о писателе. Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека. Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям.

Знать автора и факты его биографии,  определение понятий «сказ», «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша».

Уметь связно рассказывать о писателе,  давать характеристику героям и оценивать их поступки.

52

Урок развития речи.   

Судьба левши. Особенности языка сказа  Н. Лескова «Левша».

1

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования.

Знать и понимать сходство и   различия между

сказом Лескова и волшебной народной сказкой.  Уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

53

Внеклассное чтение.

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Мой любимый эпизод

1

Особенности произведения, его сюжет.

Знать содержание произведения.

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

54

А.П.Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

1

Слово о писателе. Особенности чеховского стиля.

Знать о жизни и творчестве А. П. Чехова, особенность сатиры и юмора в чеховских рассказах; какова роль художественной детали

Уметь выделять особенности чеховского стиля

55

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

Смешное и грустное в рассказе.   Разоблачение трусости и лицемерия. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь».

 Уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.

56

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.  

1

Я.П. Полонский, «По горам две хмурых тучи….», «Посмотри – какая мгла…»;  Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».

Знать автора стихотворения, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ».

Уметь находить в стихотворениях поэтов художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие мироощущение героя, выразительно читать стихотворения.

  Из русской литературы XX века (28 часов)

57-58

А. А. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

«Ни на кого не похожие»  герои А.П. Платонова.

2

Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок».  Авторское отношение к героям. Особенности и нравственный смысл рассказа.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были. 

Уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования,   составлять план,  определять главную мысль произведения, давать характеристику героям, выражать своё мнение.

59-60

Внеклассное чтение.

А.С. Грин. «Алые паруса».  Душевная чистота главных героев.

2

Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Авторская позиция в произведении.

Знать биографию А.С.  Грина; особенности рассказа «Алые паруса».

Уметь составлять план, определять главную мысль произведения, давать характеристику героям,  выражать своё мнение,  раскрыть образную систему повести.

61

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».

1

Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика.  Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Знать автора, содержание сказки-были.

 Уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, выразительно читать их и пересказывать.

62-63

Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца».

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих  вместе».

2

Особенности изображения М.Пришвиным мира природы.  Смысл притчи о судьбе сосны и ели.

Знать определение понятия «пейзаж». 

Уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса, делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы.

64

Урок развития речи.   

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

Знать особенности композиции и смысл названия сказки-были.

Уметь читать по ролям,  пересказывать от лица героев, анализировать эпизоды, составлять план-характеристику на главных героев, излагать письменно свои рассуждения по данному произведению.

65

Урок контроля.

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор изображает мир природы.

Знать  содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы. 

Уметь логически выстраивать письменный ответ на вопрос, аргументировать свою точку зрения.

66-67

Уроки  развития речи.   

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.  Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

2

Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С. Самойлов. «Сороковые», особенности военной лирики.

Знать поэтов-фронтовиков; факты их биографии, творческой деятельности.

 Уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств - от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину.

68

Внеклассное чтение.

А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1

Патриотические чувства автора в произведении.

Уметь анализировать данное произведение, выделять патриотические чувства.

69

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

Знать биографию В.П. Астафьева,  факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа.  

Уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.

70-71

Уроки  развития речи.   

Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой». Подготовка к сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа «Конь с розовой гривой»»

2

Яркость и самобытность языка рассказа.     Юмор в рассказе.

 Знать особенности использования народной речи в художественном произведении.

Уметь показать самобытность героев рассказа,  называть нравственные проблемы,  отбирать литературный материл к сочинению, логически выстраивать письменный ответ на вопрос, аргументировать свою точку зрения.

72

В.Г.Распутин. «Уроки французского».  Отражение в рассказе трудностей военного времени.

1

Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники.   Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа

Знать биографию В.Г.Распутина; главные темы его творчества.

 Уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

73-74

Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

2

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя.

Знать содержание рассказа.

Уметь характеризовать поступки героев; определять нравственные проблемы рассказа,  сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства.

75

Урок развития речи.   

Классное сочинение «Нравственный выбор главного героя рассказа».

1

Темы сочинений: «Добро

возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки», «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях  В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение).

Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью.

76

Н.М. Рубцов. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

1

Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта. Искренняя любовь к Родине и близким людям. Особенности лирики Н. Рубцова.

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек).

Уметь интонационно передавать песенные напевы лирики; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы.

77-78

Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».  Нравственные вопросы в рассказе.

2

Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера.   Смысл заглавия. Юмор и его роль в рассказе.

Знать краткую биографию Ф.А. Искандера, своеобразие его прозы.

Уметь выделять главные эпизоды, выявляя в них основное содержание, выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования.

79

Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, Ф.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

1

Особенности творчества русских писателей XX века.

Знать содержание изученных произведений, курс литературы XX века.

Уметь давать краткие и развернутые ответы на вопросы, применять на практике изученный материал.

80-81

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша».

2

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии. Поэтизация природы.

Слово о поэте и его творчестве. Близость поэзии к УНТ. Способы выражения чувств в лирике С.Есенина.

Знать автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «антитеза», «фольклорный образ».

Уметь находить в стихотворениях художественные средства языка, выразительно читать стихотворения, передавать состояние души лирического героя.

82

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...».  

1

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой. Обучение анализу стихотворения.

Знать краткую биографию поэтессы,  особенности поэтического стиля.

Уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя.

83-84

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин.

«Чудики» В. М. Шукшина.

Рассказ «Срезал», «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

2

Слово о писателе.  Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.

Знать содержание рассказа.

Уметь характеризовать героя, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа,  формулировать собственное отношение к персонажам.

                                                                                            Из литературы народов России. (Обзор) (2 часа)

85-86

Внеклассное чтение.

Габдулла Тукай.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

2

Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве Г.Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа. Великая роль книги в жизни человека.

Слово о поэте. Тема малой родины, «родимого края». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Родина как источник сил для преодоления испытаний.

Знать сведения о выдающихся татарских поэтах.

Уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию и мелодию стиха,  соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов, объяснять роль художественных приемов, используемых автором.

  Из зарубежной литературы

Мифы народов мира (4 часа)

 

87-88

 Мифы Древней Греции.

Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

2

Миф. Отличие мифа от сказки. Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии.

Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «легенда», «героический эпос».

Уметь работать со словарём, составлять план лекции учителя; различать понятия «миф» и «легенда», давать характеристику герою, анализировать его поступки.

89

 Геродот. Легенда об Арионе.

1

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.

Знать определение понятий «легенда», «миф», «реальность».

Уметь находить в легенде черты реальности, составлять художественный рассказ о герое.

90

Внеклассное чтение.

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1

 Гомер-автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека.

Знать понятие «героического эпоса»,  его признаки и отличительные особенности.

Уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи,  давать характеристику героям,   выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха.

Произведения зарубежных писателей (10 часов)

91-93

Внеклассное чтение.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

3

Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Знать  факты  биографии автора.  

Уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть, выражать авторское отношение к героям и свое собственное.

94

И.Ф.Шиллер.

Баллада «Перчатка».

1

И.Ф. Шиллер - великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.

Знать факты  биографии автора; определение понятия «баллада», ее отличие от былины и песни.   

Уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; сравнивать переводы баллады.

95

Внеклассное чтение.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1

Слово о писателе. Проспер Мериме -  мастер новеллы. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Знать автора, сведения о его жизни, творческой деятельности, определение понятия «новелла».  

 Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение.

96-98

 Внеклассное чтение.

М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».

3

Слово о писателе. Том и Гек. Стремление к независимости - отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое».

Уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия.

99-100

Внеклассное чтение.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча.

2

Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца.

Знать определение понятий «философская сказка», «притча», «символ».

 Уметь определять сказочные и реальные элементы сказки.

Итоговые уроки (5 часов )

101

Урок развития речи.   

Сочинение «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?»

1

Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса.

Уметь применять знания за курс 6 класса, логически выстраивать письменный ответ на вопрос, аргументировать свою точку зрения.

102

Контрольная работа.

Итоговый урок по курсу 6 класса.

1

Выявление уровня литературного развития учащихся 6 класса.

Знать содержание изученных произведений, курс литературы 6 класса.

Уметь применять знания на практике, давать краткие и развернутые ответы на вопросы.

103-104

Уроки развития речи.   

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Литературная викторина.

2

Итоговая викторина по произведениям, изученным в 6 классе.

Знать содержание изученных произведений, курс литературы 6 класса.

Уметь применять знания за курс 6 класса на уроке-празднике.

 105

Итоговый урок (Проверка техники чтения).

1

 

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения литературы

учащиеся должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное
творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты,    гипербола, сравнение;  летопись (на-  чальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (началь-
ные представления): баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная
и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения;  драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
учащиеся должны уметь:

-        выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  1. сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художест-       венное своеобразие;
  2. сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное  своеобразие;
  3. перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации жизни;

-        видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  1. определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  2. сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

-        сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  1. использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  2. создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники журналы, автобиографии и т.п.;

-        отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Раздел VI  Основные виды устных и письменных работ

(5—9 классы)

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

 

Раздел VII. Произведения для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Раздел VIII.  Нормы оценок

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в

пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
    произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания изученного произведения;

 

  1. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
    анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  2. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
    идеями эпохи;
  3. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
    отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать
    художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать
мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:

а)        умение раскрыть тему;

б)        умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;

в)        соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
    последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических,
пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность               

«5»

1.        Содержание работы полностью
соответствует теме.

2.        Фактические ошибки отсутствуют.

3.        Содержание излагается последовательно.

4.        Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.

5.        Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или
1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.

«4»

1.        Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).

2.        Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности.

3.        Имеются незначительные нарушения

Допускаются: 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные
ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки.

последовательности в изложении мыслей.

4.        Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.

5.        Стиль работы отличает единством и
достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.

«3»

1.        В работе допущены существенные
отклонения от темы.

2.        Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические
неточности.

3.        Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.

4.        Беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.

5.        Стиль работы не отличается единством,
речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3
орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок, а также 4
грамматические ошибки.

«2»

1.        Работа не соответствует теме.

2.        Допущено много фактических неточностей.

3.        Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.

4.        Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными предложениями
со слабо выраженной связью между ними,
часты случаи неправильного
словоупотребления.

5.        Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных
ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, а также 7 грамматических
ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,
оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого
оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.

  1. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
    тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  2. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках,
    а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5»-90-100%;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %

Раздел IX. Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

1.        Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвеще-

ние, 2008.

2.        Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5

класс. - М.: Просвещение, 2008. Для учителя:

  1. Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П.
    Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Вако, 2006.
  2. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 6 кл. к учебнику-хрестоматии По
    лосухиной В. П. «Литература. 6 кл. Методическое пособие /О. А. Ерёмина. -М.: Издатель
    ство «Экзамен», 2003.
  3. Литература 5-7 классы: викторины, занимательный материал / авт.-сост. В. В. Духно, О. В.
    Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....