Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Слесарева Елена Михайловна

Рабочая программа по литературе (Русская литература XX века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч. / Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2011.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_11_klass.docx106.65 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Принята

Решением педсовета

Протокол №___от «_____»__________20___г.

 

 

                    Утверждаю:

                    Руководитель ОУ

                    ________/Байгужинов А,А,/

                  Приказ №_________от

                  «______»____________2012г.

                           

                   

                           

                                           

                                          Рабочая программа педагога

Слесаревой Е. М., первой квалификационной категории,

по литературе 11 класс

2012-2013 учебный год

Раздел 2.      Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004),  Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе  и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной.-М.;Просвещение, 2008) .

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

            Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

            Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

           Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в 10-11 классах строится на историко-литературной основе.

В 11 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

            Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение, сопоставление, классификация;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  4. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  6. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  7. составление плана, тезисов, конспекта;
  8. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  9. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 Формы контроля

  1. пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица),
  2. выразительное чтение, в том числе и наизусть,
  3. развернутый ответ на вопрос,
  4. выполнение заданий в тестовой форме,
  5. викторина,
  6. анализ эпизода,
  7. анализ стихотворения,
  8. комментирование художественного текста,
  9. характеристика литературного героя,
  10. конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника),
  11. сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы презентации проектов.

Виды  контроля: текущий, промежуточный, итоговый

           Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, проверочная, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

           Применяются  такие педагогические технологии как традиционное, развивающее, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

Результаты обучения

            Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 11 классе  для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год и согласно программе - 4 часа в неделю. Учитывая продолжительность учебного года в 11 классе — 34 недели,  планирование составлено на 136 часов. В рабочую программу внесены следующие изменения: свободные 34  часа добавлены на изучение следующих произведений:

Введение – 1ч.

А.И. Куприн – 4ч.

М. Горький -1ч.

Серебряный  век русской поэзии: К. Бальмонт, А. Белый -1ч, русские футуристы -1ч.

А.А. Блок -1ч.

С. А. Есенин – 2ч.

В.В.Маяковский – 4ч.

Литература 30-х годов – 1ч.

М. А. Булгаков – 1ч.

А.А. Ахматова – 1ч.

М. И. Цветаева – 2ч.

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия – 5ч.

Б.Л. Пастернак – 2ч.

А.И. Солженицын – 1ч.

В.Т. Шаламов – 1ч.

В. П. Астафьев – 1ч.

Ю. Трифонов – 1ч.

А.В.Вампилов – 1ч.

Итоговые уроки – 2ч 

Раздел 3. Учебно-тематический план

.                                                                                                                                                                                                                        

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во часов на развитие речи

Кол-во часов на вн.чт.

Кол-во часов на контрольн. работы

Общее кол-во часов

1

Введение

2

-

-

-

2

2

 Писатели-реалисты  начала XX века

 

 

 

Творчество И.А.Бунина  

6

-

-

-

6

 

Творчество А.И. Куприна

5

2

1

-

8

 

  Творчество А. М. Горького

6

-

-

1

7

3

 Серебряный  век русской поэзии

7

-

2

-

9

4

Творчество А.Блока

6

-

-

-

6

5

Новокрестьянские поэты

-

-

1

-

1

6

Творчество С. А. Есенина

4

2

1

-

7

7

Литература 20-х годов

4

-

-

-

4

8

Творчество В. В. Маяковского

8

-

-

-

8

9

 Литература 30-х годов

2

-

-

-

2

 

Творчество М.А.Булгакова

6

-

-

1

7

 

Творчество А.Платонова

-

-

2

-

2

 

Творчество А.Ахматовой

5

-

-

-

5

 

 Творчество О.Мандельштама  

2

-

-

-

2

 

Творчество М.И.Цветаевой

2

2

-

-

4

 

Творчество М.Шолохова

7

-

-

1

8

10

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия  

2

-

-

-

2

11

Литература 50-90-х годов

Творчество Бондарева, Воробьева, Быкова, Некрасова

4

2

-

-

6

Творчество А. Твардовского

3

-

-

-

3

 

 Творчество  Б.Л. Пастернака

4

-

2

-

6

 

Творчество А.И. Солженицына

3

-

-

-

3

 

Творчество В.Т.Шаламова

2

-

-

-

2

Творчество Н.Рубцова

1

-

-

-

1

Творчество В.П.Астафьева

3

-

-

-

3

Творчество В.Распутина

2

-

-

-

2

Творчество И.Бродского

1

-

-

-

1

Творчество Б.Окуджавы

1

-

-

-

1

Творчество Ю.Трифонова

1

-

1

-

2

Творчество А.Вампилова

1

-

1

-

2

12

Из литературы народов России  

М. Карим

1

-

1

-

2

13

Литература конца XX века – начала XXI века   

2

-

-

-

2

14

Из зарубежной литературы.

-

-

5

-

5

15

Итоговые уроки

4

-

-

1

5

 

Итого

107

8

17

4

136

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

1-2

Введение (2ч)

Судьба России в  XX веке.  Характеристика литературного процесса  начала ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп

2

Писатели-реалисты  начала XX века

И.А.Бунин (6ч)

3

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

1

4-5

«Господин из Сан-Франциско».

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

2

6-7

Тема любви в произведениях И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Цикл «Тёмные  аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

2

8

 Рассказ «Лёгкое дыхание». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. Роль художественной детали.

1

А.И. Куприн (8ч)

9

Жизнь и творчество. Художественный мир писателя.

1

10

Проблема самопознания личности в повести «Поединок».  

1

11

Изображение мира природы в повести «Олеся»

1

12 -13

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет

2

14

 Вн.чт. «Любимая повесть Куприна»

1

 15-16

Р/Р Классное сочинение по творчеству А.И. Куприна

2

М. Горький (7ч)

17

 Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. 

1

18

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

19

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. 

1

20

Роль Луки в пьесе

1

21

Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы. 

1

22

Итоговый урок по пьесе

1

23

Урок контроля. Письменная работа по творчеству М. Горького

1

Серебряный  век русской поэзии (9ч)

24

Русский символизм и его истоки.

1

25

Брюсов.

Жизнь и творчество. Брюсов как основоположник

символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта.

1

26

Вн.чт. Лирика поэтов – символистов: К. Бальмонт

Основные  факты о жизни и творчестве  

1

27

Вн.чт. Лирика поэтов – символистов:  А. Белый.

Основные  факты о жизни и творчестве  

1

28

 Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

1

29-30

Н.С.Гумилев.

Слово о поэте. Трагическая судьба.  Проблематика и поэтика его лирики.

2

31-32

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

2

А.А. Блок (6ч).

33

А.А. Блок. Жизнь и творчество. А.А.Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики.

1

34

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» А.Блока.

1

35

Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»,  «В ресторане», «Фабрика». 

1

36

Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Россия», «Река раскинулась…», «По  железной дороге».  

1

37

Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1

38

Идейное содержание поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

1

39

Новокрестьянская поэзия (1ч)

Вн.чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.А.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор).

1

С. А. Есенин   (7ч)

40

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Основные  факты о жизни и творчестве  писателя. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Письмо матери».

1

41

Тема России в лирике Есенина.  «Русь советская», «Спит ковыль…», «Возвращение на родину».

Чтение и анализ стихотворений.

1

42

Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ,…»

Чтение и анализ стихотворений.

1

43

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.Трагизм восприятия гибели русской деревни.  «Не жалею, не зову, не  плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».  

1

44

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские  мотивы»

1

45-46

 Р/Р Классное сочинение по творчеству С.Есенина

2

Литература 20-х годов (4ч)

47

Литературный процесс 20-х годов XX века

1

48-49

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны  в прозе 20-х годов.

2

50

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи.  Русская эмигрантская сатира.

1

В.В.Маяковский (8ч)

51

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Основные  факты из жизни и творчестве  писателя.

1

52

Художественный мир ранней лирики  В.В. Маяковского

1

53

Пафос революционного переустройства мира

1

54

Сатирический пафос  лирики.  «Прозаседавшиеся». Чтение и анализ стихотворений

1

55

Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Чтение и анализ произведений.

1

56

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии» и др.

Чтение и анализ стихотворений. Сбор материалов к сочинению по лирике А.Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

1

57

В.Маяковский «Облако в штанах»: проблематика и поэтика

1

58

Обобщающий урок по творчеству В.Маяковского

1

Литература 30-х годов (2ч)

59-60

Обзор литературы 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

2

М. А. Булгаков (7ч)

61

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей в революции в романе «Белая  гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

1

62

История создания, проблемы и герои романа   М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

63

Три мира в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

1

64

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

1

65

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

1

66

  Жанр и композиция произведения. Анализ эпизода.

1

67

 Зачетная работа за первое полугодие

1

А. П. Платонов (2ч)

68

Вн.чт. В.ч. А.П. Платонов. Жизнь и творчество.

Основные  факты о жизни и творчестве  писателя

1

69

Вн.чт. Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.

Анализ произведения, характеристика его компонентов.

1

А.А. Ахматова ( 5ч) 

70

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.

Основные  факты о жизни и творчестве  писателя

1

71

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики  А.А. Ахматовой.Чтение и анализ стихотворений. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля», «Приморский сонет».

Чтение и анализ стихотворений.

1

72

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

Чтение и анализ стихотворений.

1

73-74

Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции

2

75

О. Э. Мандельштам (2ч)

О.Э Мандельштам. Жизнь и творчество.

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

76

Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений. «Notre Dame», «Бессонница», «За гремучую доблесть»…», «Я вернулся в мой город…».

1

77

М. И. Цветаева (4ч).

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество.

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений.

1

78

Своеобразие поэтического стиля  М. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи Пушкину», «Тоска по Родине».

1

79-89

 Р/Р Письменное сочинение по творчеству А.Ахматовой и М. Цветаевой.

2

М.А.Шолохов (8ч)

81

М.А.Шолохов: судьба и творчество. Донские рассказы

1

82

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

1

83

Проблемы и герои романа

1

84

Трагедия народа. Гражданская война в изображении Шолохова

1

85

Судьба Григория Мелехова в романе

1

86

Женские судьбы в романе

1

87

Мастерство М.Шолохова в романе «Тихий Дон»

1

88

Урок контроля. Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

1

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (2ч)

89-90

Литература Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

2

Литература 50-90-х годов (32ч)

 

 91

Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90-х годов. Ю. Бондарев «Горячий снег»,  К. Воробьев «Убиты под Москвой»

1

92

 Г.Бакланов «Девять дней (Южнее главного удара)»,   «Пядь земли», повесть «Мёртвые сраму не имут», роман «Июль 41 года». В. Богомолов «Момент истины (В августе сорок четвертого…).

1

93

В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев  «В списках не значился»; «Завтра была война»,  рассказ «Ветеран». 

1

94

Повесть В.Быкова «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.  

1

95-96

Р/Р Письменное сочинение по литературе периода ВОВ

2

97

А. Т. Твардовский  

Страницы жизни и творчества. Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины

1

98

Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений.

1

99

Итоговый урок. Связь произведений со временем написания и современностью, сходство и различие произведений разных писателей.

1

100

Б.Л. Пастернак (6 ч.).

Страницы жизни и творчества. Философский характер лирики поэта.

1

101

Основные темы и мотивы поэзии  Б. Пастернака.. Чтение и анализ стихотворений. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь».

1

102

Вн.чт. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении.

1

103

Вн.чт  Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». 

1

104

Стихотворения Юрия Живаго. Анализ  произведения  характеристика  его основных компонентов.

1

105

Проблематика и художественное своеобразие романа

1

106

А.И. Солженицын (3ч)

Основные  факты о жизни и творчестве  писателя.

1

107

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

1

108

Биографические мотивы в рассказе. Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа «Один день Ивана Денисовича»

1

109

В.Т. Шаламов (2ч)

Жизнь и творчество.

1

110

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1

111

Н.М.Рубцов (1ч)

Страницы жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики поэта.

1

112-113

В. П. Астафьев (3ч)

 «Деревенская»  проза в современной литературе. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба».

2

114

В.П. Астафьев.  Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

1

115-116

В.Г. Распутин (2ч)

Нравственная проблемы произведений

 «Последний срок», «Прощание с Матёрой».

2

117

И.А.Бродский (1ч)

Слово о поэте.  Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений.

1

118

Б. Окуджава (1ч)

Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций. Чтение и анализ стихотворений. 

1

119

Ю. Трифонов (2ч)

Вн.чт. «Городская» проза в русской литературе 70-80 гг.  

1

120

«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».  

1

121

А.В.Вампилов (2ч). Слово о писателе.

Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии. Обзор. «Утиная охота»..

1

122

Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

1

123

Из литературы народов России (2ч)

М. Карим

Вн.чт. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб, и одежду», «Птиц выпускаю…».

1

124

Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

1

Литература конца XX века – начала XXI века  (2ч)

125

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

1

126

Общий обзор произведений последнего десятилетия (Обзор)

1

Из зарубежной литературы (5ч)

127-128

Б. Шоу.

Вн.чт.Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии.

Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

2

129

Т.С.Элиот. Слово о поэте.

Вн.чт. «Любовная песнь Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.

1

130

Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах.

 Вн.чт Обзор  творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». 

1

131

Эрих Мария Ремарк

 Вн.чт. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

1

Итоговые уроки (5ч)

132

Проблемы и уроки литературы XX века

1

133-134

Повторение и систематизация изученного. (Семинар)

2

135

Итоговая контрольная работа

1

136

Итоговый урок

1

Раздел 4.      Содержание тем учебного курса

Введение (2ч)                                                                                                

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

     Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин (6ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

            Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

          Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

           Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

           Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн (8ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

           Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

           Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький (7ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

           Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии (9ч)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок (6ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (1ч).  (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин (7ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина

Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной

ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века (4ч)

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский (8ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (2ч).  (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков (7ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов (2ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

 Анна Андреевна Ахматова (5ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам (2ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева (4ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов (8ч). Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода

Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (6ч).  (Обзор)

(6ч). Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

(2ч). «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

(3ч). «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

(2ч). Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

(1ч). Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак (6ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын (3ч). Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов (2ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1ч). «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин (2ч). «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский (1ч). Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава (1ч). Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов (2ч). Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим (2ч). (Обзор.)    Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,,», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века (5ч)

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др. 

Из зарубежной литературы (5ч)

Джордж Бернард Шоу, «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П„ Чехова на драматургию Д. Б. Шоу, «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с

краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»),

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

Раздел 5.   Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе  ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  3. анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  4. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  5. выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  6. определять род и жанр произведения;
  7. сопоставлять литературные произведения;
  8. выявлять авторскую позицию;
  9. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  10. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  11. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  5. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. 

Раздел 6.      Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,1996
  2. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. М.: ВЛАДОС,2000
  3. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2005
  4. Поурочные разработки по русской литературе.  20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2003
  5. Программа по литературе. 5-11 классы. – 10-е изд. (Базовый уровень)//Программы общеобразоват. учреждений. Литература/ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.  
  6. Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград
  7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод. пособие. М.: Дрофа,1996
  8. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень. 2004 г.
  9. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
  10. Уроки литературы в 11 классе/ В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская и др.- М.: Просвещение, 2000
  11.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2010 г.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....