Рабочая программа. Литература. 9 класс.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план.
№ п/п | Темы и разделы. | Кол-во часов | Дата проведения | Виды и формы контроля |
102 | План | Факт |
Введение. ( 1 час ) |
1 | Вводный урок. | 1 | Чтение и анализ высказывания историка В.О.Ключевского. Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». |
Древнерусская литература. ( 2 часа ) |
2 3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 2 | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописными источниками. Аналитическое чтение. |
Русская литература XVІІІ века. ( 13 часов ) |
Характеристика русской литературы XVIII века. ( 1 час ) |
4 | Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | Составление хронологической таблицы, работа со статьёй учебника. |
Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Ж.-Б.Мольер. ( 2 часа ) |
5 6 | Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». | 2 | Ответить на вопросы: Что такое мещанство? Почему Журден назван Мольером «мещанин во дворянстве»? |
Д.И.Фонвизин. ( 3 часа ) |
7 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». | 1 | Ответить на вопрос: Почему новая русская литература началась, по словам В.Г.Белинского, «с сатир – плода осеннего, а не с од – плода весеннего»? |
8 | «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности. | 1 | Ответить на вопросы: Как складывается судьба главных героев? какие слова Милона можно напрямую отнести и к Д.И.Фонвизину? |
9 | Образование и воспитание в комедии. | 1 | Доказать, что Митрофан лишь зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям? |
М.В.Ломоносов. ( 2 часа ) |
10 | «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский.). | 1 | Работа со статьёй учебника. |
11 | Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма. | 1 | Выразительное чтение оды. Ответить на вопрос: Что вы знаете об эстетической системе классицизма? |
Г.Р.Державин. ( 2 часа ) |
12 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина. | 1 | Работа со статьёй учебника. Ответить на вопрос: В чём Державин продолжает традиции Ломоносова, а в чём их разрушает, создавая новые? |
13 | Стихотворения Г.Р.Державина. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопрос: В чём видит назначение поэта и поэзии Державин? Что такое «забавный русский слог», который он ставит себе в заслугу? |
Н.М.Карамзин. ( 2 часа ) |
14 | «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме. | 1 | Ответить на вопросы: Что характерно для русского сентиментализма? Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести? Какие особенности речи подчёркивают, что это произведение относится к сентиментализму? |
15 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. | 1 | Работа со статьёй учебника; составление плана статьи. |
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVІІІ века. ( 1 час ) |
16 | Итоговый урок по разделу. | 1 | Контрольная работа № 1. |
Русская литература XIX века. ( 57 часов ) |
Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы. ( 4 часа ) |
17 | «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму. | 1 | Запись основных положений лекции учителя. Ответить на вопрос: В чём заключаются истоки русского романтизма? |
18 | Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб России» (В.Г.Белинский.). Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопрос: Что в природе и в душе человека, по мысли Жуковского, «невыразимо» в стихах? |
19 | Романтическая лирика начала XIX века. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Боратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский ( на выбор). Защита литературных газет. | 1 | Составление плана лекции учителя. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов начала XІX века (по выбору). |
20 | Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум. | 1 | Анализ лирического стихотворения. |
А.С.Грибоедов. ( 8 часов ) |
21 | А.С.Грибоедов: личность и судьба. | 1 | Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в воспоминаниях современников». Составление плана статьи учебника. |
22 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ І действия. | 1 | Игра «Узнай термин». Ответить на вопросы: Каков характер первого после разлуки разговора Чацкого и Софьи? Какова роль цитат в раскрытии характеров персонажей, развитии конфликта, сюжета пьесы? |
23 | II действие комедии. Обучение анализу монолога. | 1 | Сопоставительный анализ монологов. Ответить на вопрос: Какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? |
24 | ІІІ действие комедии. Анализ сцены бала. | 1 | Устные сочинения, составленные на основе кратких характеристик героев. Заполнение таблицы эпитетов, характеризующих ум персонажей. |
25 | IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | 1 | Выразительное чтение наизусть монологов. Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии». |
26 27 | Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. | 2 | Ответить на вопросы: В чём горе, которое приносит Чацкому ум? Почему критики называют финал комедии «открытым»? в чём историческая истина конфликта комедии? |
28 | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию. | 1 | Составление конспекта статьи. |
А.С.Пушкин. ( 10 часов ) |
29 | Лекция. А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | 1 | Выборочный пересказ статьи учебника. Составление летописи жизни и творчества поэта. |
30 | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Ответить на вопросы: Каково отношение Пушкина к лицейским друзьям? Что общего в судьбах А.А.Дельвига, И.И.Пущина, В.Кюхельбекера, А.С.Пушкина? |
31 | Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. | 1 | Выразительное чтение наизусть. Построение высказывания «Почему так важна тема свободы в лирике поэта»? |
32 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики. | 1 | Сообщения учащихся об адресатах пушкинской лирики. Продолжить фразу: «Любовь для Пушкина – это…» |
33 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Ответить на вопрос: Какие поэты были предшественниками А.С.Пушкина в развитии темы поэта и поэзии? Выразительное чтение стихотворений. |
34 | Образы природы в лирике А.С.Пушкина. Семинарское занятие. | 1 | Выразительное чтение наизусть. |
35 | Обучение анализу лирического стихотворения. Моё любимое стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка. | 1 | Письменный анализ стихотворения. |
36 | Урок-концерт «Поэты XX века о Пушкине». | 1 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). |
37 | «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа. | 1 | Ответить на вопросы: Можно ли назвать завершение работы над романом «поэтическим подвигом» поэта? Как критика отнеслась к появлению «Евгения Онегина»? Составить характеристики героев. Ответить на вопрос: Почему В.Г.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»? анализ «онегинской» строфы. |
38 | Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа. | 1 | Контрольная работа № 2.
|
М.Ю.Лермонтов. ( 10 часов ) |
39 | М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). | 1 | Составление плана статьи учебника. Ответить на вопросы: Что вы знаете о времени Пушкина и Лермонтова? Можно ли согласиться с мнением современников, что стихотворение «Смерть Поэта» - гражданский подвиг М.Ю.Лермонтова? |
40 | Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской поэзии. Лекция. | 1 | Составление конспекта лекции. Выразительное чтение стихотворений. |
41 | Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина». | 1 | Редактирование написанных учащимися текстов. Письменный анализ стихотворения. |
42 | Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Письменный ответ на вопрос: В чём причина духовной опустошённости лермонтовского поколения? |
43 | Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов. |
44 | Классное сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума». | 1 | Написание сочинения. |
45 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». | 1 | Викторина «О каком герое идёт речь?». Ответить на вопросы: Как вы думаете, какова основная проблема романа? Кто из русских писателей ставил социальную проблему? Что нового вносит Лермонтов в её решение? |
46 | Век Лермонтова в романе. | 1 | Составление плана лекции. Ответить на вопрос: Как вы понимаете мысль Лермонтова о том, что «история одного человека может быть гораздо интереснее истории целого народа»? |
47 | Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | 1 | Анализ эпизода. Составление цитатного плана. |
48 | Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | Контрольная работа № 3. |
Н.В.Гоголь. ( 6 часов ) |
49 | Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. | 1 | Викторина по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Гоголя. Ответить на вопрос: Есть ли в известных вам произведениях Гоголя те, кто нуждается в защите? |
50 51 | Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие. | 2 | Художественный пересказ повестей (по выбору). |
52 | «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики. | 1 | Тест на знание текста поэмы. Ответить на вопросы: Как изменился замысел поэмы в процессе работы писателя? Дают ли признания Гоголя в письмах Пушкину и Погодину представления о том, кого он сам хотел бы видеть главным героем поэмы? Как вы думаете, принципиально ли изменение жанра произведения? |
53 | Деталь как средство создания образов. | 1 | Ответить на вопрос: По какому принципу следуют друг за другом «помещичьи» главы поэмы? Докажите, что Гоголь создаёт тип, типический характер. |
54 | Диспут. Образ Чичикова (по главе 11). | 1 | Ответить на вопросы: Почему Гоголь использует приём «отсроченного» объяснения поступков и характера героя? Что в личности Чичикова позволяет предполагать перспективу душевного возрождения героя? |
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. ( 3 часа ) |
55 56 | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | 2 | Работа со статьёй учебника. Выразительное чтение стихотворение (в т.ч. наизусть). |
57 | Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии» | 1 | Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов. Контрольная работа № 4. |
И.С.Тургенев. ( 4 часа ) |
58 | И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь». | 1 | Работа со статьёй учебника. Составление плана повести. |
59 | История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя. | 1 | Тест на знание текста повести. |
60 | Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. | 1 | Художественный пересказ отрывков повести. |
61 | Роль главы XII в повести «Первая любовь». | 1 | Анализ эпизода (совершенствование навыков). |
А.Н.Островский. ( 3 часа ) |
62 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок». | 1 | Ответить на вопросы: Почему А.Н.Островского называли «Колумбом Замоскворечья»? почему Н.А.Добролюбов назвал произведения Островского пьесами жизни? |
63 | Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения. | 1 | Ответить на вопрос: Согласны ли вы с мнением Чернышевского, что пьеса наполнена сентиментальной слащавостью в изображении «беспросветного, якобы патриархального мира»? |
64 | Любим Торцов – главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе. | 1 | Составление характеристики Любима Торцова. |
Ф.М.Достоевский. ( 3 часа ) |
65 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. повесть «Белые ночи». Место в творчестве. | 1 | Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Ф.М.Достоевского. |
66 | Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей. | 1 | Ответить на вопросы: Согласны ли вы с критиком А.Кирпотиным? в чём бы поспорили с ним? Каков смысл эпиграфа, взятого из стихотворения И.С.Тургенева? почему «Белые ночи» имеют два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя»? |
67 | Петербург Достоевского. | 1 | Комментированное чтение отрывков из произведения. |
Л.Н.Толстой. ( 4 часа ) |
68 | Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого. | 1 | Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Л.Н.Толстого. |
69 | Подлинные и мнимые ценности жизни. | 1 | Тест на знание текста повести. |
70 | Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению. | 1 | Анализ главы. Художественный пересказ. |
71 | Как писать сочинение-очерк? Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мой современник». | 1 | Составление плана сочинения. Написание и редактирование черновых вариантов. Контрольная работа № 5. |
А.П.Чехов. ( 2 часа ) |
72 | Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. | 1 | Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.П.Чехова. |
73 | «Маленькая трилогия». | 1 | Викторина по рассказам писателя. Художественный пересказ. |
Русская литература XX века. ( 29 часов ) |
Пути русской литературы XX века. ( 1 час ) |
74 | Пути русской литературы XX века. | 1 | Запись основных положений лекции учителя. |
М.Горький. ( 3 часа ) |
75 | М.Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. «Макар Чудра». | 1 | Работа со статьёй учебника. Составление хронологической таблицы жизни и творчества М.Горького. |
76 | М.Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра». | 1 | Анализ рассказа «Макар Чудра». |
77 | Сочинение по романтическим произведениям Горького. | 1 | Написание классного сочинения. Контрольная работа № 6. |
М.А.Булгаков. ( 4 часа ) |
78 | История создания и судьба повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». | 1 | Составление плана лекции учителя. Викторина по повести. |
79 | Проблемы и художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». | 1 | Ответить на вопросы: Какова нравственная проблематика повести? В чём заключается сатирическая направленность повести? Какое значение вложил писатель в эпитет «собачье»? в чём смысл финала повести? |
80 81 | Сочинение по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». | 2 | Составление плана, написание сочинения. |
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. ( 1 час ) |
82 | Поэзия Серебряного века (обзор). | 1 | Работа со статьёй учебника. |
А.А.Блок. ( 2 часа ) |
83 | Личность и творчество А.А.Блока. Женские образы в лирике поэта. | 1 | Ответить на вопрос: Как вы понимаете высказывание А.Ахматовой, назвавшей Блока «трагическим тенором эпохи»? |
84 | Тема родины в творчестве А.А.Блока. | 1 | Письменный ответ на вопрос: Что тревожит Блока, какие настроения преобладают в его лирике? Выразительное чтение наизусть. |
С.А.Есенин. ( 2 часа ) |
85 | Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта. | 1 | Составление плана лекции учителя. Ответить на вопрос: Что является, по вашему мнению, Символом поэзии Сергея Есенина? |
86 | Тема любви в лирике Есенина. | 1 | Выразительное чтение наизусть. |
В.В.Маяковский. ( 2 часа ) |
87 | Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. | 1 | Развёрнутый ответ на вопрос: В чём проявилось новаторство Маяковского? Рецензирование ответов. |
88 | Сатира В.В.Маяковского. | 1 | Защита словарей неологизмов Маяковского. Выразительное чтение наизусть. |
89 90 | Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. | 2 | Написание сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского (по выбору). Контрольная работа. |
А.А.Ахматова.
( 1 час )
91 | Обзор творчества А.А.Ахматовой. | 1 | Ответить на вопрос: Что значат слова: «Я научила женщин говорить…»? Как вы их понимаете? |
М.И.Цветаева. ( 1 час ) |
92 | Штрихи к творческому портрету Марины Цветаевой. | 1 | Работа со статьёй учебника. Выразительное чтение стихотворений. |
Н.А.Заболоцкий. ( 1 час ) |
93 | Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. | 1 | Ответить на вопросы: Как в лирике отразились философские взгляды поэта? Как реализуется утверждение «Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт»? |
М.А.Шолохов. ( 1 час ) |
94 | Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». | 1 | Ответить на вопросы: Как вы понимаете слова критика о том, что «в зачине намечаются две темы – войны и весны, смерти и жизни, - сложное и глубокое сочетание которых образует музыку произведения»? в чём смысл названия рассказа? |
Герои и проблемы современной прозы. ( 2 часа ) |
95 | Произведения о Великой Отечественной войне. Жанровое богатство. | 1 | Запись основных положений лекции учителя. |
96 | Нравственная проблематика современной прозы. Особенности сюжетов, языка и героев. | 1 | Художественный пересказ произведений современной прозы (по выбору). |
Обобщение по программе IX класса. ( 2 часа ) |
97 98 | Тест по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям, изученным за учебный год. | 2 | Тест. |
Зарубежная литература. (2 часа) |
Уильям Шекспир. (2 часа) |
99 | У.Шекспир. «Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. | 1 | Ответить на вопросы: Какие тайны окутывают имя Шекспира? Кто победил в трагедии: Гамлет или Эльсинор? Сильный или слабый человек Гамлет? |
100 | Мастерство Шекспира-драматурга | 1 | Тест. |
101-102 | Резерв. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...