М.Ю Лермонтов
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.
     Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
     Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.
     В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии. Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.
   Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. О ПОЭТЕ. ЗНАКОМСТВО С ЛИРИКОЙ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: СТИХОТВОРЕНИЕ «ПАРУС».

ЖАЖДА БОРЬБЫ И СВОБОДЫ - ОСНОВНОЙ

МОТИВ СТИХОТВОРЕНИЯ

Задача — не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта. Подчеркнуть: необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремленность к неизведанному.

Два варианта вводной части: а) обратиться к вступительной статье; б) дать свой материал (предлагаемый нами по книге «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников»). Портреты Лермонтова.

Вопрос: что необычайного вы увидели в судьбе и облике Лермонтова?

Задание дается перед чтением или рассказом учителя, а после проверяется.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Многие десятилетия о наиболее важных событиях в жизни М. Ю. Лермонтова приходилось говорить намеками, о некоторых из них можно было писать лишь за рубежом.

Неблагоприятные общественные условия отрицательно сказались на мемуарной литературе о М. Ю. Лермонтове. Понимая невозможность опубликования воспоминаний о поэте, его друзья и знакомые, и даже самые близкие ему люди, почти ничего не рассказали о нем в печати. Воспоминания друга детства Акима Павловича Шай-Гирея написаны лишь в 1860 году, спустя почти два десятилетия после гибели поэта. Некоторые воспоминания писались еще позднее, в 70-е и 80-е годы. Подробности к этому времени забылись, даты сместились, а, главное, о самых драматических моментах можно было писать только с оглядкой на цензуру.

Большая часть современников Лермонтова, даже многие из лиц, связанных с ним родством и приязнью, говорят о поэте как о существе желчном, угловатом, испорченном. Но рядом с взглядами этих очевидцев идут отзывы и другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой с Лермонтовым и выше всех других связей ценивших эту дружбу.

По их словам, «стоило лишь раз пробить ледяную оболочку, только раз проникнуть под личину суровости, для того, чтобы разгадать сокровища любви, таившиеся в этой богатой натуре».

Встречи с Белинским. Первая, на Кавказе в 1837 году, окончилась взаимной неприязнью. Но вот Белинский посещает Лермонтова во время его пребывания под арестом в 1840 году — и серьезный, откровенный разговор открывает изумленному Белинскому богатую натуру Лермонтова: «Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и непосредственный вкус! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!»

Немногие сведения, исходящие от Святослава Афанасьевича Раевского, человека очень близкого и значительного в окружении Лермонтова, обнаруживают интереснейшие детали творческой лаборатории поэта. Как бы ни была глубока мысль Лермонтова, как бы долговременно ни таилась она в его душе, он изумительно легко обнаруживал се кистью или пером.

Наружность Лермонтова. Рассмотрим его портреты. Художник Меликов: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление па тех, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны».

Характерное профессиональное замечание: «Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, но моему мнению, один только Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды».

И. С. Тургенев: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее: какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, неподвижно-темных глаз».

ХОД УРОКА

I. Жизнь поэта.

Зловещие тайны семьи. Семейная распря. Непримиримые столкновения между отцом, матерью и бабушкой Лермонтова. Трудно сказать, кто был прав, кто виноват в этой семейной распре. Эта остающаяся для нас во многом загадочная вражда предопределила некоторые трагические мотивы в творчестве Лермонтова:

Ужасная судьба отца и сына:

Жить розно и в разлуке умереть.

Ранняя смерть матери, полный разрыв между отцом и бабушкой, рассказы о самоубийстве деда на новогоднем балу в Тарханах — все это, несомненно, отразилось на характере подрастающего поэта, а, следовательно, и на его творчестве.

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец,

В слезах угасла мать моя,

От них остался только я.

Гениальность ребенка. Детство в Тарханах.

Московский университетский пансион оказал на духовное развитие Лермонтова столь же большое влияние, как Царскосельский лицей на А. С. Пушкина.

Московский университет. Маловская история. Август 1832 года. Лермонтов переезжает в Петербург. Отказ администрации Петербургского университета и ряд других причин вынуждают Лермонтова отказаться от продолжения университетского образования. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Сам Лермонтов называет эти годы «ужасными». Письма Лермонтова этой поры показывают, насколько ему в тягость пребывание в этой школе.

Какой внутренней сосредоточенностью и силой должен был обладать Лермонтов, чтобы противостоять чуждой ему среде и даже заниматься творчеством в этой обстановке.

II. «Парус». История написания — по учебнику. Затем чтение стихотворения учителем.

«В «Парусе» заложен большой и многообразный смысл, и каждая новая поросль молодежи берет в нем то, что ей наиболее созвучно» (С. Наровчатов).

Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь? Чем обычно поражает человека море и почему многие так любят его? Близость моря всегда волнует человека величественным простором. Море удивляет изменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно спокойно, лишь колышется легкая зыбь, то оно пенится и шумит, то вздымаются волны и угрожающе набегают на берег. Изменчив и непостоянен и его цвет. Красота моря, его непостоянство, могущество, стихийная сила всегда поражают. Возле моря не хочется думать о вещах мелких, обычных, хочется размышлять о чем-то серьезном, сокровенном. Что же видит и о чем размышляет Лермонтов, увидев море и белеющий парус? Как Лермонтов рисует море и парус? Голубой туман, лазурное море, золотые лучи, белый парус. Какое настроение появляется при чтении? Казалось бы, яркий мир должен рождать чувство радости и легкости. Однако появляются и грусть, и тревога, и сожаление. В чем же дело? Судьба паруса неясна и так же туманна, как нависшая над морем дымка:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Здесь и надежда, и грусть, нет определенности.

Почему Лермонтов называет парус мятежным? Он не удовлетворяется спокойной жизнью, он любит напряжение сил, борьбу. Это и мятежный протест самого поэта и его жажда бури. Вид паруса вызвал у Лермонтова размышления о жизни человека. Он видел парус и думал о нем, но в то же время он вспоминал о таких же гордых, одиноких и мятежных людях. Ими он гордился и им сочувствовал.

Работу над стихотворением «Парус» можно завершить прослушиванием романса А. В. Варламова на эти стихи.

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Индивидуальное задание:

  1. Рассказ о детстве поэта.
  2. Восприятие Лермонтовым картин родной природы.
  3. Восприятие поэтом природы Кавказа.
  4. Устные иллюстрации к стихотворению «Парус».

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Анализируя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи», можно обратиться к методике 3. Я. Рез.

Первый вопрос после чтения стихотворения учителем обращен к воображению: что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение? Что рисуется в вашем воображении, когда вы читаете первую строфу и особенно вторую ее строчку: «Степью лазурного, цепью жемчужного мчитесь вы...»? Какие слова (образы) кажутся вам овеянными грустью?

Цель этого задания — задержать внимание на тех образах, которые связаны с внешним планом стихотворения, и показать, что главное здесь — не эти предметные картины, а их сопоставление с человеческой судьбой. Казалось бы, вид белоснежных, нанизывающихся друг на друга тучек, бегущих по бескрайнему голубому небу, не должен рождать уныния или тоски. Но читательское внимание не задерживается на созерцании красок неба и легкости облаков. Образ «вечные странники» дает иной эмоциональный ключ к строфе и всему стихотворению. Почему он важен и почему поэт сравнивает свою судьбу с судьбой туч? Образ «вечные странники» может быть прояснен ученикам эмоциональными синонимами, которые они сами будут предлагать. Странник — это тот, кто лишен родного дома, крова, приюта, может быть, даже родины. В строфе Лермонтова этот образ приобретает особую выразительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...» Судьба туч оказывается сближенной с судьбой поэта: и тучи, и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером». Почему же они изгнанники, кто их гонит? У Лермонтова этим вопросом открывается второе четверостишие, и конечно же, он обращен не к тучам. Поэт погружается в себя, скорбно размышляет о своей участи. Короткие вопросы-восклицания звучат не столько тревожно, сколько задумчиво. Попросим школьников прочесть их вслух, чтобы обнаружить горечь, отчужденность поэта от общества, в котором он вынужден жить. Кто выступает его гонителями, что его гонит «в сторону южную»? Задержимся на существительных (это нетрудная работа для шестиклассников): судьба, зависть, злоба, клевета, преступление... Эти слова-образы, выстроенные в один ряд, выразительно говорят о мрачных и тайных силах, обрекающих человека на несчастье, одиночество, изгнание.

«Как вам кажется, — спросим учеников, — чем отличается настроение и чувство поэта в первой и второй строфах?»

Задумаемся, какая из возможных причин изгнания кажется самой горькой? Ребята обычно отвечают: «друзей клевета ядовитая». Почему?

  1. Потому что на друзей всегда надеешься, а здесь они, как враги.
  2. Потому что поэт был очень одиноким, настоящих друзей у него не было.
  3. Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда.

Так через осмысление второй строфы у школьников зарождается представление об одиночестве поэта, о гонениях на него.

А как далее — от второй строфы к третьей движется поэтическая мысль Лермонтова? Поставим перед ребятами вопрос: подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения? В подготовленных классах под влиянием этого вопроса нередко возникает проблемная ситуация: одни учащиеся считают, что поэт завидует тучам, а другие не соглашаются, утверждая: «Не завидует, а жалеет их». Кто более прав? Разрешение данной ситуации явится ключом к пониманию третьей строфы и идейно-художественного содержания всего стихотворения. В последней строфе отвергается первое сравнение: «будто, как я же, изгнанники». Она начинается прямым отрицанием: «Нет, вам наскучили нивы бесплодные...» Тучи никто и ничто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они — «вечно холодные. В сущности, сопоставляются два мировосприятия, два типа отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы и от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле — чувство родины. И как бы ни сильна была его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины. Ценность этого убеждения в том, что ребята приходят к нему сами, решая проблемную ситуацию. Конечно, они не скажут о «типах отношения к жизни» и о мировосприятии, но они вынесут нужную мысль из сопоставления судьбы поэта и туч, из конкретного сопереживания поэту.

Такая последовательность анализа «Туч» помогает шестиклассникам постепенно, двигаясь от строфы к строфе, проникать во внешний и внутренний план стихотворения, находя в каждом слове-образе отражение сложных чувств поэта.

Но возможен и иной ход работы — более трудный, но и более интересный. Начиная урок, учитель тогда ничего не будет рассказывать об обстоятельствах, в которых создано стихотворение, и о переживаниях, предшествовавших этому. Пусть учащиеся сами прочитают стихотворение «Тучи» и попытаются самостоятельно понять судьбу и характер человека, который создал это лирическое произведение. В этом случае разговор будет носить более импровизированный характер. При таком варианте учитель не столько поведет учащихся за собой, сколько будет слушать их, подстраиваясь к ходу их мыслей и ненавязчиво подталкивая к нужным наблюдениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Экскурсия по литературе "М.Ю.Лермонтов в Петербурге"

Живя в таком удивительном городе, как  Петербург, есть возможность проводить уроки, путешествуя......

Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов"

Виртуальный урок литературы в 7 классе по теме "М.Ю. Лермонтов" проводится первым уроком по теме. Урок разработан по новым требованиям, предусмотрен деятельностный подход в преподавании предмета, прим...

Тест. М.Ю. Лермонтов.

Тест. М.Ю. Лермонтов....

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....