Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_binarnogo_uroka_gulimova_shkola_no_210.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого бинарного урока
(русский язык и литература)
9 класс
«Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы»
Учитель ГБОУ СОШ № 210 – Гулимова Т.О.
Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература).
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения.
Задачи урока:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской истории и литературе;
обучение работе с разными источниками информации;
развитие устной речи учеников;
обогащение словарного запаса детей;
установление связи литературных произведений с эпохой их написания;
совершенствовать умение анализировать художественный текст с точки зрения его основной мысли, лексики, синтаксиса, языковых средств выразительности;
установление межпредметных связей между уроками русского языка и литературы;
развитие навыков выразительного чтения.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф к уроку: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». ( слайд 2 )
- Кто автор этих строк?
- Из какого стихотворения?
- Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г.
- Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)
Вступительная беседа.
- Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ). ( слайд 3 )
- Каково историческое значение этого сражения?
(В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и политическую победу)
- Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал под Москвой».
Хронология войны. ( слайд 4)
- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)
Переход через Неман 12 июня
Смоленское сражение, соединение русских армий
Бородинская битва 26 августа
Совет в Филях, пожар Москвы
Тарутинский манёвр, партизанская война
Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге
Переправа у реки Березина, Наполеон оставил свою армию
Полководцы войны.
- Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы?
(Барклай де Толли) – слайд 5 презентации
- Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы?
(Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации
- Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы?
(Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок)
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко,-
И в полковых рядах сокрыться одиноко…
Учитель:
- Это стихотворение Пушкин посвятил Барклаю де Толли.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Словарная работа.
Учитель:
- Одним из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 )
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Словарная работа:
Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе.
Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида как правило земляное (но не обязательно), с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации)
Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).- слайд 10 презентации
Драгуны – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем строю. (слайд 11 презентации)
Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайд 12 презентации)
Судьбы русских писателей и поэтов в войну 1812 года
М.Ю.Лермонтов ( слайд 13 )
- Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы находился на военной службе. Сколько лет было Лермонтову, когда началась война? (2 года)
- Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение.
- В каком роде войск служил Лермонтов?
(Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.)
Гусары (слайд 14 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны.
Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма.
Доломан ( слайд 15 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником.
Кивер ( слайд 16 )– головной убор с султаном и шнурами.
Ментик (слайд 17 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом.
Чикчеры ( слайд 18 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации)
А.С.Пушкин ( слайд 19 )
- Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет)
- Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей)
- В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
- Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
- В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель»)
- Прочитайте соответствующий отрывок.
Н.В. Гоголь ( слайд 20 )
- Сколько лет было Н.В.Гоголю, когда началась война 1812 г.? (3 года)
Учитель:
- Отец Гоголя стал казначеем военного ополчения и сохранил казну до копейки, за что и получил награду.
В.А.Жуковский ( слайд 21 ), А.С.Грибоедов (слайд 22 )
- А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.?
- В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность.
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! Руку в руку!
Запьём вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
- Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.?
(В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.)
- Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
Второе действие, 5 явление:
Скалозуб:
В 13-ом году мы отличились с братом
В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
По моему суждению,
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Словарная работа
Егеря ( слайд 23 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации)
Л.Н.Толстой ( слайд 24 )
- Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет)
Учитель:
- Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка.
Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.
Анализ эпизода романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого.
(1)Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. (2)Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. (3)Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. (4)Ближе блестели золотые поля и перелески. (5)Везде – спереди, справа, слева – виднелись войска. (6)Всё это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её.
(7)Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влеве, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него. (8)К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. (9)Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зелёные ящики, пушки. (10)И всё это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. (11)Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
- Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения, зрелище) К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому)
- Какие эпитеты передают цветовую гамму картины?
(золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды)
- Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск?
(однородные члены предложения)
- В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения?
- Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя?
(оживлённо, величественно, неожиданно)
- Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света?
(везде блестели молнии утреннего света)
- В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью
- Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему?
(Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)
Итоги
- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и могучего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.
Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....
«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»
Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....
Петербург и Отечественная война 1812 года.(проект по литературе)
Цель проекта: · привлечение внимания подрастающего поколения к Отечественной войне 1812года; · воспитание...
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)
Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...
Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
Урок проводится в 8 классе...
"Число 15 в судьбах русской литературы"
Цель работы – назвать наиболее значимые в истории становления русской литературы произведения, связанные так или иначе с цифрой 15....