Календарно-тематическое планирование уроков литературы.
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе по программе Курдюмовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_kurdyumova.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2010.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе сети Интернета.
- Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
Поэтому особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались типы и виды уроков в зависимости от содержания классифицированные методистом Кудряшовым.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
В работе используются следующие современные технологии: технология педагогических мастерских, технология развития критического мышления, ИКТ. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, метод проблемного изложения. Приемы работы: слово учителя, лекция, самостоятельная работа с текстом, сообщения, комплексный анализ текста, лингвистический анализ текста, выразительное чтение художественного текста.
- Тематический план
№ | Название раздела, темы типовой программы | Количество часов | Изменения, внесенные в типовую программу |
типовой программы | типовой программы |
Вводная тема | - | 1 |
Обзор русской литературы первой половины ХХ века | 1 |
И.Бунин | 4 ч |
А. Куприн | - | 2 |
М.Горький | - | 5 |
Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века | 1 |
Б.Шоу | 2 |
Г. Аполинер | 1 |
Символизм | 1 |
Творчество В.Брюсова | - | 1 |
Творчество К.Бальмонта | - | 1 |
ТворчествоА.Белого | - | 1 |
Акмеизм | 1 |
Н.Гумилев | 1 |
Футуризм | 1 |
И.Северянин | 1 |
В. Хлебников | 1 |
Н.Клюев | 1 |
А. Блок | - | 7 |
В. Маяковский | - | 5 |
С.Есенин | - | 5 |
М.Цветаева | - | 3 |
О.Мандельштам | 3 |
А.Ахматова | 5 |
Б.Пастернак | 4 |
М.Булгаков | 6 |
А.Платонов | 2 |
М.Шолохов | 7 |
Э. Хемингуэй | 2 |
Обзор русской литературы второй половины ХХ века | 2 |
А.Твардовский | 2 |
В.Шаламов | 2 |
А. Солженицын | 4 |
В.Шукшин | 2 |
В. Быков | 2 |
В.Распутин | 1 |
Н. Рубцов | 1 |
Р.Гамзатов | 1 |
И. Бродский | 1 |
Б.Окуджава | 1 |
А.Вампилов | 1 |
Обзор литературы последнего десятилетия | 1 |
Итого | 102 | 102 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одиче-ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).
Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.
Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Дж.Лондон.
"Любовь к жизни".
Название произведения и его герой, который не сдается.
Б.Шоу.
"Пигмалион".
Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.
Г.Аполлинер.
Лирика ("Мост Мирабо" и др.).
Экспериментальная направленность лирики.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
IV. Перечень требований к знаниям и умениям учащихся
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
V. Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
11В |
Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. | 1 |
Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ - ХХ вв. реализм и модернизм. | 1 |
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель», «Одиночество»,«Родина», «Слово». Философичность и тонкий лиризм стихотворений. | 1 |
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе. Символика бунинской прозы. | 1 |
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник». Вечные темы в рассказах Бунина. | 1 |
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки». Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе. | 1 | Домашнее сочинение |
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет». Мастерство психологического анализа. | 1 |
РР. Письменный ответ на вопрос «В чем заключается своеобразие любовной темы в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?» | 1 |
М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов. | 1 |
М. Горький. Пьеса «На дне», как социально-философская драма | 1 |
М. Горький. «На дне». Три правды в пьесе. Роль Луки. | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению – рассуждению на тему: «Правда героев пьесы М.Горького «На дне». | 1 |
РР Обучающее сочинение – рассуждение на тему: «Правда героев пьесы М.Горького «На дне». | 1 |
Общий обзор зарубежной литературы ХХ века. Основные направления. | 1 |
Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. | 1 |
Б. Шоу. «Пигмалион». Чеховские традиции в творчестве Шоу. | 1 |
Г.Аполлинер. Жизнь и творчество. «Мост Мирабо». Экспериментальная направленность лирики. | 1 |
Серебряный век русской поэзии. Литературные течения поэзии русского модернизма. | 1 |
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. | 1 |
В.Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения «Юному поэту», Грядущие гунны» и др. Принцип символизации поэзии. | 1 |
К. Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Челн томления», Сонеты солнцу» и др. | 1 |
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема Родины в творчестве поэта. | 1 |
РР Письменный анализ стихотворения В.Брюсова «Сонет» | 1 |
Н.Гумилёв. Слово о поэте. Акмеизм, его истоки. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Проблематика и поэтика его лирики. | 1 |
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | 1 |
И. Северянин. Жизнь и творчество. «Интродукция», «Эпилог», «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | 1 |
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»Поэтические эксперименты. | 1 |
Крестьянская поэзия. Н.Клюев. Жизнь и творчество. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Новаторство поэтов – футуристов». | 1 |
РР Обучающее сочинение –рассуждение по теме «Новаторство поэтов – футуристов». | 1 |
А.Блок. Жизнь и творчество. «Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы…». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы. Образ прекрасной дамы. | 1 |
А.Блок. «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге», «Скифы», «На поле Куликовом». Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. | 1 |
А.Блок. «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь…». Тема города в творчестве Блока. | 1 |
А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. | 1 |
А.Блок. «Двенадцать». Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. | 1 |
А.Блок. «Двенадцать». Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». | 1 |
РР Обучающее сочинение-рассуждение по теме «Образ Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». | 1 |
В.Маяковский. Жизнь и творчество. «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. | 1 |
В.Маяковский. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой». Особенности любовной лирики Маяковского. | 1 | |
В.Маяковский. «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», «Нате!» Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. | 1 |
РР. В.Маяковский. «Разговор финиспектора с поэтом». Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Письменный комплексный анализ стихотворения. | 1 |
С.Есенин. Жизнь и творчество. «Гой ты, Русь…»,«Не бродить, не мять…», «Спит ковыль…»,«Русь Советская», «Я покинул родимый дом…». Тема родины в поэзии Есенина. | 1 |
С.Есенин. «Мы теперь уходим понемногу…»,«Не жалею, не зову, не плачу…», «Неуютная жидкая лунность...». Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | 1 |
С.Есенин. «Письмо матери», «Письмо женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,«Собаке Качалова». Цветопись, сквозные образы в лирике Есенина.Любовная лирика. | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению-рассуждению по теме «Образ Родины в лирике В. Маяковского и С.Есенина». | 1 |
РР Обучающее сочинение-рассуждение по теме «Образ Родины в лирике В. Маяковского и С.Есенина». | 1 |
М.Цветаева. Жизнь и творчество. «Моим стихам, написанным так рано…», «Имя твоё – птица в руке…». Поэзия как напряженный монолог – исповедь. | 1 |
М.Цветаева. «Кто создан из камня…», «Тоска по Родине!». Основные темы творчества Цветаевой. | 1 |
М.Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Своеобразие поэтического стиля. | 1 |
О.Мандельштам. Жизнь и творчество. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков…».Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. | 1 |
О.Мандельштам. «Я вернулся в мой город…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. | 1 |
РР. Выразительное чтение стихотворений М.Цветаевой, С.Есенина, В.Маяковского | 1 |
А.Ахматова. Жизнь и творчество. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. | 1 |
А.Ахматова. «Мне ни к чесу одические рати…», «Мне голос был…»,«Родная земля». Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. | 1 |
|
А.Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...». Разговорность интонации и музыкальность стиха. | 1 |
А.Ахматова. «Реквием». Проблематика поэмы. | 1 |
А.Ахматова. «Реквием». Тема суда и времени и исторической памяти. | 1 |
РР Контрольное сочинение–рассуждение по теме «Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». | 1 |
Б.Пастернак. Жизнь и творчество. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет». Философская глубина лирики Пастернака. | 1 |
Б.Пастернак. «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Определение поэзии», «Быть знаменитым некрасиво...». Темы человека и природы, поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака | 1 |
|
Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой романа. | 1 | Домашнее сочинение по теме «Интеллигенция и революция в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». |
Вн.чт. М.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». История создания и публикации романа. Проблема нравственного выбора в романе. | 1 |
М.Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. | 1 |
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Москва и Ершалаим. | 1 |
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита».Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. | 1 |
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. | 1 |
М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению по теме «Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 |
РР Обучающее сочинение по теме «Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 |
А.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира. Самобытность языка и стиля. | 1 |
А.Платонов. «Котлован».Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. | 1 |
М.Шолохов. Жизнь и творчество. Роман – эпопея «Тихий Дон». История создания. Художественное своеобразие романа. | 1 |
М.Шолохов. «Тихий Дон». Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. | 1 |
М.Шолохов. «Тихий Дон». Изображение гражданской войны как общечеловеческой трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. | 1 |
М.Шолохов. «Тихий Дон». Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. | 1 |
М.Шолохов. «Тихий Дон». Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы в романе. | 1 |
РР Подготовка к обучающему сочинению – характеристике литературного героя по теме «Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». | 1 |
РР Обучающее сочинение – характеристика литературного героя по теме «Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон». | 1 |
Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. «Старик и море». Духовно-нравственные проблемы повести. | 1 |
Э.Хемингуэй. «Старик и море». Своеобразие стиля Хемингуэя. | 1 |
Русская литература второй половины ХХ века. Великая отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. | 1 |
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. | 1 |
А.Твардовский. Жизнь и творчество. «Вся суть в одном – единственном завете…», «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского. | 1 |
А.Твардовский. «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,«Дробится рваный цоколь монумента...». Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. | 1 |
|
Вн.чт. А.Твардовский. «По праву памяти». Тема памяти в творчестве Твардовского. | 1 |
В.Шаламов. Жизнь и творчество. «Шоковая терапия», «Последний замер». Смысл названий рассказов. | 1 |
В.Шаламов. История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной темы». | 1 |
А.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. | 1 |
Вн.чт. РР. А.Солженицын. «Матренин двор». Устное сочинение по теме «Своеобразие русского национального характера в творчестве А.И. Солженицына». | 1 |
В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». | 1 |
Вн.чт. В.М. Шукшин. Повесть «Калина Красная». Проблематика произведения. | 1 |
В. Быков. «Сотников». Нравственная проблематика произведения. | 1 |
РР Устная характеристика Сотникова и Рыбака из повести В.Быкова «Сотников». | 1 |
В.Распутин. «Прощание с Матёрой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. | 1 |
|
Н.М. Рубцов. «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. | 1 |
Р.Гамзатов. Жизнь и творчество. «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. | 1 |
И.А. Бродский. «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет». Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. | 1 |
Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности бардовской песни 60-х годов. В.ч. В. Высоцкий. Авторская песня. | 1 |
А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. | 1 |
РР. Контрольное сочинение-рассуждение по теме «Основные темы и мотивы русской литературы второй половины ХХ века». | 1 |
Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. | 1 |
VII. Выполнение практической части
Развитие речи | Внеклассное чтение |
устно | письменно |
3 | 10 | 1 |
VIII.Список литературы для учителя
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
- Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
- И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
- Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».
Список литературы для обучающихся
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература:
- И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
- Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...