Рабочая программа по литературе. 8 класс.
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Василевская Ольга Александровна

К учебникам под редакцией В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature._8_klass._2012.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

       специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 5

                        Центрального района Санкт - Петербурга

УТВЕРЖДАЮ.                          СОГЛАСОВАНО.                            РАССМОТРЕНО на заседании

Директор школы:                          Зам. директора по УВР:                    школьного методического

                                                                                        объединения учителей филологов

_______________                               ___________________                      ___________________________                                                                                                       Руководитель МО:

Волошенюк Т.П.                            Балунова И.Г.                                Василевская О.А.

                                                                                    Протокол № _____ от _____2012г.

                             РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                         КУРСА  «ЛИТЕРАТУРА»   В  8   КЛАССЕ

                        

                                    НА 2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД

                                          68 часов  (2 часа  в неделю)

                                        

Учитель: Василевская Ольга Александровна

                                        Стаж: 20  лет.

                                        Категория:   высшая.

                                        

                                           Санкт – Петербург

                                                  2012 год.

                                Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

При разработке программы учитывались особенности контингента школы (ЗПР), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

          В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

          Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

           Цель изучения литературы – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

        Учащиеся ГСКОУ школы (VII вида) № 5 имеют логопедический диагноз, и как следствие этого, - стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Усвоение материала затруднено тем, что около 30% учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

       Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

      - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

           Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся.  

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 8классе  расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

     Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

        Название документа

                    Автор

     Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2

Учебник

 Коровина В.Я., Збарский И.С.,

Коровин В.И., Журавлев В.П.

«Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса.    Часть 1.» , М., «Просвещение»


Коровина В.Я., Збарский И.С.,

Коровин В.И., Журавлев В.П.

«Литература. Учебник - хрестоматия для 8 класса. Часть 2.»,  М., «Просвещение»

2007






2007

3

Методические пособия

Приложение 1.

4

«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) .-10-е издание, М.: Просвещение.» - 255 с.

Под редакцией В.Я Коровиной

2008

 Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и история.

1

Устное народное творчество.

3

Древнерусская литература.

3

Из литературы XVIII века.

3

Из литературы XIX века.

30

Из литературы XX века.

21

Из зарубежной литературы.

7

ИТОГО

68

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

                             Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.
  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

                            Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.
  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
  6.  Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
  8. Давать анализ отдельного эпизода.

Приложение 1.

                              Перечень учебно-методического обеспечения.

Название учебной программы (кол-во часов)

Вид программы

Кем утверждена

Наличие учебно-методического обеспечения программы

Учебники

Учебно-методические пособия

«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) Под редакцией В.Я Коровиной.-10-е издание, М.: Просвещение, 2008. – 255 с.»



Общеобразовательная

Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

Коровина В.Я., Збарский И.С.,

Коровин В.И., Журавлев В.П.

«Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса.    Часть 1.» , М., «Просвещение», 2007


Коровина В.Я., Збарский И.С.,

Коровин В.И., Журавлев В.П.

«Литература. Учебник - хрестоматия для  8 класса. Часть 2.»,  М., «Просвещение», 2007

Учебное пособие Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс», Просвещение, 2008

Коровина В.Я.,

Збарский И.С. «Литература: Методические советы: 8 класс», Просвещение, 2007

Приложение № 2.

                                       График контрольных работ

      и работ по развитию речи по литературе на 1 полугодие.

                                          2012/2013 учебный  год.

Сентябрь.

1.09-3.09

6.09-10.09

13.09-17.09

20.09-26.09

27.09- 1.10

Октябрь.

4.10-8.10

11.10-15.10

18.10-22.10

25.10-29.10

Ноябрь.

8.11-12.11

15.11 – 19.11

22.11 – 26.11

29.11 – 3.12

Декабрь.

6.12 – 10.12

13.12 – 17.12

20.12 – 24.12

27.12 – 29.12

Приложение № 3.

Список литературы для самостоятельного чтения.

  1. Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе…». «Уж ты ночка, ты ноченька темная …». «Ивушка, ивушка, зеленая моя…». «Ах вы ветры, ветры буйные…». Авдотья Рязаночка.
  2. Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».
  3. И. А. Крылов. 3-4 басни на выбор.
  4. К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время …». «Иван Сусанин».
  5. П. А. Вяземский. «Тройка».
  6. Е.А. Баратынский. 3-4 стихотворения на выбор.
  7. А.В. Кольцов. «Русская песня». «Разлука».
  8. А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…» «Повести Белкина».
  9. М.Ю. Лермонтов. «Маскарад».
  10.  Н.А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли …». «Ты всегда хороша несравненно…».
  11.  Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду…»
  12.  А.А. Фет. «на заре ты ее не буди…». «Буря на небе вечернем…». «Я жду… Соловьиное эхо…»
  13. А.Н. Майков. «Вчера – и в самый миг разлуки…»
  14.  И.С. Тургенев. «Певцы».
  15.  А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». «Тоска».
  16. М. Горький. «Старуха Изергиль».
  17. И.Ф. Анненский. «Снег».
  18.  К.Д. Бальмонт. «Безглагольность», «Меж подводных стеблей».
  19.  А.А. Блок. Стихотворения на выбор.
  20.  А. Белый. «Заброшенный дом».
  21.  М.А. Волошин. «Коктебель».
  22.  А.А. Ахматова. «Вечером». «Вечерние часы перед столом…». «Проводила друга до передней…».
  23.  С.А.Есенин. «Письмо матери».
  24.  Н.М.Рубцов. «В святой обители природы…».
  25.  А.Т. Аверченко. «О шпаргалке».
  26.  А.Т.Твардовский. «Теркин на том свете».
  27.  В.П.Астафьев. « Ангел-хранитель».
  28.  А.С.Грин. «Бегущая по волнам».
  29.  Ч. Айтматов. «Ранние журавли».
  30.  У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Двенадцатая ночь».
  31.  Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
  32.  В. Скотт. «Айвенго».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8  КЛАСС (ЗПР). 68 часов.



Тема урока

Основное содержание.

Кол.

часов

Вид урока.

Основные виды деятельности учителя и учащихся. ТСО.

Предметные знания

и умения.

1

2

3

4

Введение. Литература и история.
Историзм творчества классиков русской литературы.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Беседа. Тестирование.

Знать о связи литературы и истории.

Уметь работать с учебником,

вступать в диалог.


Устное народное творчество.


3




Отражение жизни народа в народных песнях..

Исторические песни.

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений.


2


Рассказ учителя.

Беседа. Аудиозаписи.

 Чтение учащимися наизусть частушек.

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен их своеобразие.

Уметь различать жанры фольклора, работать с художественным текстом.


Предания как исторический жанр русской народной прозы.

« О Пугачеве»,

« О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

1

Беседа.

Знать предание как жанр УНТ,  особенности содержания и художественной формы преданий.

Уметь пересказывать текст  предания. Владеть монологической и диалогической речью.

Уметь определять жанр произведения.

Древнерусская литература.

3



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

« Житие Александра Невского»

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

2

Рассказ учителя.

Практикум.

Просмотр отрывков из к/Ф « Александр Невский».

Знать закономерности развития древнерусской литературы. Знать историческую справку.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др.Руси, её художественный мир.


« Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Беседа. Практикум.

Знать черты средневековой литературы, её литературное новаторство.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственные темы.


Русская литература 18 века.


3





Н.М.Карамзин. Слово о писателе.

« Наталья, боярская дочь».

Историческое прошлое русского народа.

Роль природы в произведении.

Сентиментализм и романтизм в повести.

2

Рассказ учителя.

Беседа.

Практикум.

Знать основные  факты  биографии .

Знать основные черты литературного направления «сентиментализм». Знать содержание произведения литературы 18 века, обязательного для изучения.

Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний, выражать своё отношение к поступкам героев.


« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века».








1

Урок развития речи.

Знать общие особенности фольклора, древн.лит. и лит. 18 века.

Уметь сопоставлять, отвечать на вопросы.

Владеть монологической и диалогической речью;

       Русская литература 19 века.

   30



И.А.Крылов. Слово о баснописце.

Басни « Лягушки, просящие царя» и « Обоз», их историческая основа.

Мораль басен.

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.


1

Рассказ учителя. Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык. Уметь определять мораль басен, выразительно читать, строить рассуждения на нравственные темы.


И.А.Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

Отражение в баснях таланта Крылова- журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Урок внеклассного чтения. Практикум.

Знать о многогранности личности баснописца.

Давать аргументированную оценку изученному, формулировать свою позицию: отстаивать её , участвуя в диалоге или дискуссии.


К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума « Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

Тема расширения русских земель.

Характерные особенности жанра.

Народная песня о Ермаке на стихи Рылеева.

1

Рассказ учителя.

Практикум.

Знать основные  факты  биографии . Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы.

Уметь выразительно читать,  отвечать на вопросы по тексту, делать выводы.

А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Его отношение к исторической теме в литературе.

« История пугачевского бунта».

Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

1

Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание произведения .

Уметь делать сообщение.

Ориентироваться в тексте. Уметь связывать произведение со временем написания, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы.


А.С.Пушкин « Капитанская дочка».

История создания произведения.

Герои и их исторические прототипы.

1

Рассказ учителя.

Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать творческую историю написания повести. Знать понятие прототип.

Уметь использовать сведения по истории при анализе произведения.


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Гринев и Швабрин.

Гринев и Савельич.

1

Беседа.

Обучение устному рассказу. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать этапы формирования характера Гринёва.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.


Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.

1

Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать систему художественных образов повести. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.


Пугачев и народное восстание.

Народное восстание в авторской оценке.

1

Беседа. Практикум. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать значение образов Пугачёва. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа.

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе.

 Историческая правда и художественный вымысел.

Особенности композиции.

Фольклорные мотивы.

1

Урок развития речи. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка».

Знать смысл названия повести. Уметь анализировать, сопоставлять. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл.


М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова ( С обобщением изученного в 6-7 классах).


1


Рассказ учителя.

Семинар.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание изученных произведений.

Уметь объяснять свою точку зрения по изученным произведениям.


М.Ю.Лермонтов. « Мцыри».

Мцыри как романтический герой.

Воспитание в монастыре.

Романтически-условный историзм в поэме.


2


Беседа. Чтение учащимися наизусть отрывка на выбор.

Знать историю создания поэмы. Знать содержание произведения ,его проблематику.

Уметь строить рассуждения на нравственно этические темы, давать характеристику герою.


Особенности композиции поэмы  « Мцыри».

Роль описаний природы  в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1


Практикум. Урок развития речи.

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя.

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, аргументировано высказывать своё мнение.


Н.В.Гоголь. Слово о писателе.

Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Исторические произведения в творчестве Гоголя ( с обобщением изученного  в 5-7 классах).


1


Рассказ учителя.

Семинар.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание изученных произведений.

Уметь объяснять свою точку зрения по изученным произведениям.


Н.В.Гоголь « Ревизор» как социальная комедия « со  злостью и солью».

История создания комедии ее первой постановки.

« Ревизор» в оценке современников.


1


Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор».

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии. Знать содержание произведения ,его проблематику.

Уметь работать по тексту, анализировать ,делать выводы.


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

Беседа.

Практикум. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор».

Знать художественные особенности пьесы.

Уметь строить рассуждения на нравственно –этические темы. Сопоставлять сатирическое  и юмористическое.


Хлестаков. Понятие о « миражной интриги».

Хлестаковщина как нравственное явление.


1


Практикум. Чтение учащимися наизусть монолога одного из героев на выбор. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор».

Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины. Смысл эпиграфа.

Уметь составлять цитатный план. Давать характеристику герою.


Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действий, кульминации, истинной и ложной развязки, финала. Немой сцены.


1


Урок развития речи. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор».

Знать особенности  композиционной структуры комедии. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, строить рассуждения на предложенные темы в устной и письменной форме.


Н.В.Гоголь.» Шинель».

Образ « маленького человека»  в литературе.

Потеря Башмачкиным лица.

Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.


1

Внеклассное чтение.

Рассказ учителя.

Беседа.


Знать содержание произведения. Уметь формулировать и обосновывать свою позицию, формировать собственный смысл на основе личного восприятия. Давать характеристику герою.


И.С.Тургенев  Слово о писателе. .

« Ася».

Социально-психологический облик персонажей.

Ценность исторической действительности и самого человека.

Проявление вечных чувств ( любви, дружбы).


2


Рассказ учителя.

Беседа.

Практикум.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание произведения.

Уметь анализировать речь героев. Уметь цитировать текст, подтверждая свои мысли; владеть различными видами пересказа, выражать своё отношение к поступкам героев. Уметь рассуждать, делать выводы из прочитанного.


М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе. Издателе.

« История одного города» ( отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.

Средства создания комического в произведении.

Ирония, сатира.

Гипербола, гротеск. Пародия, Эзопов язык. Обучение анализу эпизода из романа « История одного города».

2

Рассказ учителя.

Беседа. Урок развития речи.

Знать основные  факты  биографии .  Теория: гипербола,гротеск.

Знать содержание и историческую основу произведения.

Уметь формулировать своё собственное мнение, отвечать на вопросы, пересказывать. Уметь анализировать эпизод.


Н.С.Лесков. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа « Старый гений».

Защита обездоленных.

Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе.

Художественная деталь как средство создания художественного образа.


2


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека. Уметь строить рассуждения на нравственно –этические темы.


Л.Н.Толстой  Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе « После бала».

Образ рассказчика.

Главные герои.

Идея разделенности двух России.

Мечта о воссоединении дворянства и народа.


1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание, историю создания, приём»контраста».

Владеть различными видами пересказа.

Уметь давать характеристику героям, оценивать их, ориентируясь на характер, поступки и обстоятельства.  


Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе « После бала».

Особенности композиции.

Антитезе, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Психологизм рассказа.


1


Практикум.

Знать особенности композиции рассказа.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному. Давать характеристику главному герою.


Поэзия родной природы.

А.С.Пушкин « Цветы последние милей…»

М.Ю.Лермонтов.  «Осень».

Ф.И.Тютчев. « Осенний вечер».

А.Н. Майков. « Поле зыблется цветами».

Эмоциональное богатство русской поэзии.


1


Практикум.

Аудиозаписи.

Знать порядок анализа лирического произведения.

Уметь выразительно(в том числе и наизусть) читать стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.


А.П.Чехов. Слово о писателе.

Рассказ « О любви» ( из трилогии)  как история об упущенном счастье.

Психологизм рассказа.


1


Рассказ учителя.

Беседа. Презентация: «Творчество Чехова».

Знать содержание произведения, личность автора, философский смысл рассказа.

Уметь анализировать эпическое произведение.


А.П.Чехов. « Шуточка».

Истинное и ложное в человеческих отношениях.

Любовь в рассказе.


1

Внеклассное чтение.

Практикум.

Знать содержание произведения.

Уметь распознавать истинное и ложное в человеческих отношениях. Уметь рассуждать, делать выводы.


Русская литература 20 века.

21




И.А.Бунин. Слово о писателе.

Проблема рассказа « Кавказ».

Мастерство Бунина-прозаика.


1


Рассказ учителя.

Беседа.


Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности. Знать содержание произведения.

Уметь давать развернутый ответ-рассуждение на проблемный вопрос.


А.И.Куприн. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени».

Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.


1

Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание произведения, его нравственные проблемы.

Уметь составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа. Уметь давать характеристику героям, оценивать их, ориентируясь на характер, поступки и обстоятельства.  




Максим Горький . Слово о поэте.

 « Челкаш».

Проблема художественной правды и вымысла.

Характеры героев, образы босяков.

Противостояние героев.

Психологизм рассказа.


3


Беседа.

Практикум.

Знать основные  факты  биографии ,историю создания рассказа, приёмы сопоставительного анализа. Знать содержание произведения.

Уметь анализировать художественный образ, выражать своё отношение к прочитанному и к поступкам героев. Выявлять психологизм произведения.


А.А.Блок. Слово о писателе.

Историческая тема в его творчестве. « Россия».

Образ России и её истории.


1

Беседа.

Обучение выразительному чтению.

Знать об исторической теме в творчестве поэта.

Уметь рассуждать на тему об ответственности каждого перед родной страной. Уметь выразительно читать.


Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока « На поле Куликовом».

Приемы создания художественных образов.


1

Внеклассное чтение.

Беседа.

Обучение выразительному чтению.

Знать об исторической теме в творчестве поэта.

Уметь рассуждать на тему об ответственности каждого перед родной страной. Уметь выразительно читать.


С.А.Есенин. Слово о поэте.

« Пугачев»- поэма на историческую тему.( отрывок).

Образ предводителя восстания.

Понятие о драматической поэме.

1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать историю создания поэмы.

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.


М.А.Осоргин. Слово о писателе.

Сочетание реальности и фантастики в рассказе « Пенсне».


1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии .Знать содержание произведения.

Уметь размышлять и фантазировать о жизни вещей и окружающих нас предметах.


И.С.Шмелев. Слово о писателе.

« Как я стал  писателем»- воспоминание о пути к творчеству.


1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии .

Владеть различными видами пересказа. Составлять план. Рассуждать о жизни человека внутри общества.


Журнал « Сатирикон».

« Всеобщая история, обработанная « Сатириконом» ( отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий.

Ироническое повествование о прошлом и современности.


1


Беседа.

Практикум.

Знать краткие сведения об авторах «Сатирикона», средства создания авторами сатирического произведения. Знать определения  юмора, сатиры, гиперболы, гротеска.

Уметь рассуждать, участвовать в диалоге. Уметь различать сатиру и юмор.


Тэффи. Творчество писательницы.

« Жизнь и воротник».

Рассказы и фельетоны, стихи, песни Тэффи.


1

Рассказ учителя.

Беседа.

Знать о своеобразии комического начала в творчестве Тэффи. Знать о понятии «лирическая сатира». Знать содержание произведений.

Уметь анализировать, раскрывать смысл.


М.М.Зощенко. Слово о писателе.

« История болезни». Пафос рассказа.

Абсурдность происходящего в рассказе « История болезни».

Рассказы М.М.Зощенко.


1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии.

Выявлять смысл, раскрывать замысел автора. Уметь дискутировать. анализировать, делать выводы.


А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Поэма  « Василий Теркин». ( главы из поэмы).

Картины фронтовой жизни в поэме.

Тема честного служения Родине.

Восприятие поэмы современниками.


1


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии , творческий замысел поэмы.

Уметь передавать  разговорные интонации, читая поэму.


Василий Теркин- защитник родной страны.

Новаторский характер образа Василия Теркина.

Правда о войне в поэме.


1


Обучение устному рассказу. Чтение наизусть отрывка (на выбор).

Знать определяющие качества Тёркина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Давать характеристику герою.


А.П.Платонов. Слово о писателе.

Картины войны и мирной жизни в рассказе « Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.


2


Практикум. Презентация:  

« Жизненный путь».

Знать биографию писателя , его нравственную  позицию  способы её выражения.

Знать содержание произведения. Уметь высказывать свое развернутое суждение о прочитанном.


Урок-концерт.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М Исаковского ( « Катюша», « Враги сожгли родную хату…»).

Б.Окуджавы  « Песенка о пехоте», « Белорусский вокзал».

Л. Ошанин « Дороги».

А.Фатьянов « Соловьи».

Фронтовая судьба « Катюши».


1


Урок развития речи.

Отрывок из к/ф «Белорусский вокзал».

Аудиозаписи.

Знать героические страницы русской поэзии. Уметь выразительно читать( в том числе и наизусть).


В.П.Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа « Фотография на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе.

Развитие представлений о герое- повествователе.


2


Рассказ учителя.

Беседа.

Знать основные  факты  биографии . Знать содержание произведения и его своеобразие.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, делать выводы, отвечать на вопросы, пересказывать.



Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.


1


Обучение выразительному чтению.

Практикум.

Иметь представление о пейзажной лирике.

Уметь выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст.










Из зарубежной литературы.


7





У.Шекспир. Слово о писателе.

« Ромео и Джульетта».

Поединок семейной вражды и любви.

« Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта.

2

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Знать эпоху Возрождения. Иметь представление о Шекспире как писателе.

Уметь выражать своё отношение к прочитанному, анализировать поступки героев. Обсуждать»вечные проблемы», аргументировать своё мнение.

Уметь анализировать эпизод.


Сонеты У. Шекспира.

« Кто хвалится родством своим и знатью…»

« Увы, мой стих не блещет новизной…».

Воспевание поэтом любви и дружбы.

Сонет как форма лирической поэзии.


1

Внеклассное чтение.

Практикум.

Знать определение сонеты.

Знать содержание сонет.

Уметь выразительно читать.


Дж. Свифт. Слово о писателе.

« Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. ( главы из романа).


1

Рассказ учителя.

Беседа.

Практикум. Отрывки из м/ф «Путешествие Гулливера».

Знать страницы жизни и творчества писателя . Знать содержание произведения. Уметь анализировать, опираясь на историческую справку. Давать характеристику поступкам героя.


В.Скотт. Слово о писателе.

« Айвенго» как исторический роман.


2

Рассказ учителя.

Беседа.

Практикум.

Знать о жизни и творчестве писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа .

Владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою.


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето.


1


Урок-зачет. Тест.

Уметь самостоятельно отвечать на вопросы, опираясь на полученные знания и приобретённые умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....