Рабочая программа по литературе. 8 класс.
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме
К учебникам под редакцией В. Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._8_klass._2012.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 5
Центрального района Санкт - Петербурга
УТВЕРЖДАЮ. СОГЛАСОВАНО. РАССМОТРЕНО на заседании
Директор школы: Зам. директора по УВР: школьного методического
объединения учителей филологов
_______________ ___________________ ___________________________ Руководитель МО:
Волошенюк Т.П. Балунова И.Г. Василевская О.А.
Протокол № _____ от _____2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В 8 КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Василевская Ольга Александровна
Стаж: 20 лет.
Категория: высшая.
Санкт – Петербург
2012 год.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
При разработке программы учитывались особенности контингента школы (ЗПР), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Учащиеся ГСКОУ школы (VII вида) № 5 имеют логопедический диагноз, и как следствие этого, - стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Усвоение материала затруднено тем, что около 30% учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 8классе расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования | 2006 |
2 | Учебник | Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Журавлев В.П. «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Часть 1.» , М., «Просвещение» Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Журавлев В.П. «Литература. Учебник - хрестоматия для 8 класса. Часть 2.», М., «Просвещение» | 2007 2007 |
3 | Методические пособия | Приложение 1. |
4 | «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) .-10-е издание, М.: Просвещение.» - 255 с. | Под редакцией В.Я Коровиной | 2008 |
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Литература и история. | 1 |
Устное народное творчество. | 3 |
Древнерусская литература. | 3 |
Из литературы XVIII века. | 3 |
Из литературы XIX века. | 30 |
Из литературы XX века. | 21 |
Из зарубежной литературы. | 7 |
ИТОГО | 68 |
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.
Учащиеся должны знать:
- Тексты художественного произведения.
- Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
- Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
- Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические, лирические и драматические произведения.
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
- Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
- Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
- Давать анализ отдельного эпизода.
Приложение 1.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Название учебной программы (кол-во часов) | Вид программы | Кем утверждена | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
Учебники | Учебно-методические пособия |
«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) Под редакцией В.Я Коровиной.-10-е издание, М.: Просвещение, 2008. – 255 с.» | Общеобразовательная | Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации | Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Журавлев В.П. «Литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Часть 1.» , М., «Просвещение», 2007 Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И., Журавлев В.П. «Литература. Учебник - хрестоматия для 8 класса. Часть 2.», М., «Просвещение», 2007 | Учебное пособие Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс», Просвещение, 2008 |
Коровина В.Я., Збарский И.С. «Литература: Методические советы: 8 класс», Просвещение, 2007 |
Приложение № 2.
График контрольных работ
и работ по развитию речи по литературе на 1 полугодие.
2012/2013 учебный год.
Сентябрь.
1.09-3.09 |
6.09-10.09 |
13.09-17.09 |
20.09-26.09 |
27.09- 1.10 |
Октябрь.
4.10-8.10 |
11.10-15.10 |
18.10-22.10 |
25.10-29.10 |
Ноябрь.
8.11-12.11 |
15.11 – 19.11 |
22.11 – 26.11 |
29.11 – 3.12 |
Декабрь.
6.12 – 10.12 |
13.12 – 17.12 |
20.12 – 24.12 |
27.12 – 29.12 |
Приложение № 3.
Список литературы для самостоятельного чтения.
- Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе…». «Уж ты ночка, ты ноченька темная …». «Ивушка, ивушка, зеленая моя…». «Ах вы ветры, ветры буйные…». Авдотья Рязаночка.
- Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».
- И. А. Крылов. 3-4 басни на выбор.
- К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время …». «Иван Сусанин».
- П. А. Вяземский. «Тройка».
- Е.А. Баратынский. 3-4 стихотворения на выбор.
- А.В. Кольцов. «Русская песня». «Разлука».
- А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…» «Повести Белкина».
- М.Ю. Лермонтов. «Маскарад».
- Н.А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли …». «Ты всегда хороша несравненно…».
- Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду…»
- А.А. Фет. «на заре ты ее не буди…». «Буря на небе вечернем…». «Я жду… Соловьиное эхо…»
- А.Н. Майков. «Вчера – и в самый миг разлуки…»
- И.С. Тургенев. «Певцы».
- А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». «Тоска».
- М. Горький. «Старуха Изергиль».
- И.Ф. Анненский. «Снег».
- К.Д. Бальмонт. «Безглагольность», «Меж подводных стеблей».
- А.А. Блок. Стихотворения на выбор.
- А. Белый. «Заброшенный дом».
- М.А. Волошин. «Коктебель».
- А.А. Ахматова. «Вечером». «Вечерние часы перед столом…». «Проводила друга до передней…».
- С.А.Есенин. «Письмо матери».
- Н.М.Рубцов. «В святой обители природы…».
- А.Т. Аверченко. «О шпаргалке».
- А.Т.Твардовский. «Теркин на том свете».
- В.П.Астафьев. « Ангел-хранитель».
- А.С.Грин. «Бегущая по волнам».
- Ч. Айтматов. «Ранние журавли».
- У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Двенадцатая ночь».
- Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
- В. Скотт. «Айвенго».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС (ЗПР). 68 часов.
Тема урока Основное содержание. | Кол. часов | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся. ТСО. | Предметные знания и умения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Беседа. Тестирование. | Знать о связи литературы и истории. Уметь работать с учебником, вступать в диалог. |
Устное народное творчество. | 3 |
Отражение жизни народа в народных песнях.. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Аудиозаписи. Чтение учащимися наизусть частушек. | Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен их своеобразие. Уметь различать жанры фольклора, работать с художественным текстом. |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. « О Пугачеве», « О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | 1 | Беседа. | Знать предание как жанр УНТ, особенности содержания и художественной формы преданий. Уметь пересказывать текст предания. Владеть монологической и диалогической речью. Уметь определять жанр произведения. |
Древнерусская литература. | 3 |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. « Житие Александра Невского» Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 2 | Рассказ учителя. Практикум. Просмотр отрывков из к/Ф « Александр Невский». | Знать закономерности развития древнерусской литературы. Знать историческую справку. Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др.Руси, её художественный мир. |
« Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 1 | Беседа. Практикум. | Знать черты средневековой литературы, её литературное новаторство. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственные темы. |
Русская литература 18 века. | 3 |
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. « Наталья, боярская дочь». Историческое прошлое русского народа. Роль природы в произведении. Сентиментализм и романтизм в повести. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать основные факты биографии . Знать основные черты литературного направления «сентиментализм». Знать содержание произведения литературы 18 века, обязательного для изучения. Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний, выражать своё отношение к поступкам героев. |
« Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века». | 1 | Урок развития речи. | Знать общие особенности фольклора, древн.лит. и лит. 18 века. Уметь сопоставлять, отвечать на вопросы. Владеть монологической и диалогической речью; |
Русская литература 19 века. | 30 |
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни « Лягушки, просящие царя» и « Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык. Уметь определять мораль басен, выразительно читать, строить рассуждения на нравственные темы. |
И.А.Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова- журналиста, музыканта, писателя, философа. | 1 | Урок внеклассного чтения. Практикум. | Знать о многогранности личности баснописца. Давать аргументированную оценку изученному, формулировать свою позицию: отстаивать её , участвуя в диалоге или дискуссии. |
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума « Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи Рылеева. | 1 | Рассказ учителя. Практикум. | Знать основные факты биографии . Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы по тексту, делать выводы. |
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к исторической теме в литературе. « История пугачевского бунта». Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать основные факты биографии . Знать содержание произведения . Уметь делать сообщение. Ориентироваться в тексте. Уметь связывать произведение со временем написания, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы. |
А.С.Пушкин « Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать творческую историю написания повести. Знать понятие прототип. Уметь использовать сведения по истории при анализе произведения. |
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | Беседа. Обучение устному рассказу. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать этапы формирования характера Гринёва. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа. |
Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. | 1 | Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать систему художественных образов повести. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа. |
Пугачев и народное восстание. Народное восстание в авторской оценке. | 1 | Беседа. Практикум. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать значение образов Пугачёва. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа. |
Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. | 1 | Урок развития речи. Просмотр отрывков из к/ф «Капитанская дочка». | Знать смысл названия повести. Уметь анализировать, сопоставлять. Уметь выявлять «сквозные темы» и раскрывать их нравственный смысл. |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова ( С обобщением изученного в 6-7 классах). | 1 | Рассказ учителя. Семинар. | Знать основные факты биографии . Знать содержание изученных произведений. Уметь объяснять свою точку зрения по изученным произведениям. |
М.Ю.Лермонтов. « Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм в поэме. | 2 | Беседа. Чтение учащимися наизусть отрывка на выбор. | Знать историю создания поэмы. Знать содержание произведения ,его проблематику. Уметь строить рассуждения на нравственно этические темы, давать характеристику герою. |
Особенности композиции поэмы « Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 1 | Практикум. Урок развития речи. | Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, аргументировано высказывать своё мнение. |
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя ( с обобщением изученного в 5-7 классах). | 1 | Рассказ учителя. Семинар. | Знать основные факты биографии . Знать содержание изученных произведений. Уметь объяснять свою точку зрения по изученным произведениям. |
Н.В.Гоголь « Ревизор» как социальная комедия « со злостью и солью». История создания комедии ее первой постановки. « Ревизор» в оценке современников. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор». | Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии. Знать содержание произведения ,его проблематику. Уметь работать по тексту, анализировать ,делать выводы. |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | Беседа. Практикум. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор». | Знать художественные особенности пьесы. Уметь строить рассуждения на нравственно –этические темы. Сопоставлять сатирическое и юмористическое. |
Хлестаков. Понятие о « миражной интриги». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | Практикум. Чтение учащимися наизусть монолога одного из героев на выбор. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор». | Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины. Смысл эпиграфа. Уметь составлять цитатный план. Давать характеристику герою. |
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действий, кульминации, истинной и ложной развязки, финала. Немой сцены. | 1 | Урок развития речи. Просмотр отрывков из к/ф «Ревизор». | Знать особенности композиционной структуры комедии. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, строить рассуждения на предложенные темы в устной и письменной форме. |
Н.В.Гоголь.» Шинель». Образ « маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 1 | Внеклассное чтение. Рассказ учителя. Беседа. | Знать содержание произведения. Уметь формулировать и обосновывать свою позицию, формировать собственный смысл на основе личного восприятия. Давать характеристику герою. |
И.С.Тургенев Слово о писателе. . « Ася». Социально-психологический облик персонажей. Ценность исторической действительности и самого человека. Проявление вечных чувств ( любви, дружбы). | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать основные факты биографии . Знать содержание произведения. Уметь анализировать речь героев. Уметь цитировать текст, подтверждая свои мысли; владеть различными видами пересказа, выражать своё отношение к поступкам героев. Уметь рассуждать, делать выводы из прочитанного. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе. Издателе. « История одного города» ( отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия, Эзопов язык. Обучение анализу эпизода из романа « История одного города». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Урок развития речи. | Знать основные факты биографии . Теория: гипербола,гротеск. Знать содержание и историческую основу произведения. Уметь формулировать своё собственное мнение, отвечать на вопросы, пересказывать. Уметь анализировать эпизод. |
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа « Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека. Уметь строить рассуждения на нравственно –этические темы. |
Л.Н.Толстой Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе « После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание, историю создания, приём»контраста». Владеть различными видами пересказа. Уметь давать характеристику героям, оценивать их, ориентируясь на характер, поступки и обстоятельства. |
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе « После бала». Особенности композиции. Антитезе, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | 1 | Практикум. | Знать особенности композиции рассказа. Уметь выражать своё отношение к прочитанному. Давать характеристику главному герою. |
Поэзия родной природы. А.С.Пушкин « Цветы последние милей…» М.Ю.Лермонтов. «Осень». Ф.И.Тютчев. « Осенний вечер». А.Н. Майков. « Поле зыблется цветами». Эмоциональное богатство русской поэзии. | 1 | Практикум. Аудиозаписи. | Знать порядок анализа лирического произведения. Уметь выразительно(в том числе и наизусть) читать стихотворения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ « О любви» ( из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Презентация: «Творчество Чехова». | Знать содержание произведения, личность автора, философский смысл рассказа. Уметь анализировать эпическое произведение. |
А.П.Чехов. « Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | 1 | Внеклассное чтение. Практикум. | Знать содержание произведения. Уметь распознавать истинное и ложное в человеческих отношениях. Уметь рассуждать, делать выводы. |
Русская литература 20 века. | 21 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа « Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности. Знать содержание произведения. Уметь давать развернутый ответ-рассуждение на проблемный вопрос. |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание произведения, его нравственные проблемы. Уметь составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа. Уметь давать характеристику героям, оценивать их, ориентируясь на характер, поступки и обстоятельства. |
Максим Горький . Слово о поэте. « Челкаш». Проблема художественной правды и вымысла. Характеры героев, образы босяков. Противостояние героев. Психологизм рассказа. | 3 | Беседа. Практикум. | Знать основные факты биографии ,историю создания рассказа, приёмы сопоставительного анализа. Знать содержание произведения. Уметь анализировать художественный образ, выражать своё отношение к прочитанному и к поступкам героев. Выявлять психологизм произведения. |
А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. « Россия». Образ России и её истории. | 1 | Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать об исторической теме в творчестве поэта. Уметь рассуждать на тему об ответственности каждого перед родной страной. Уметь выразительно читать. |
Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока « На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. | 1 | Внеклассное чтение. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать об исторической теме в творчестве поэта. Уметь рассуждать на тему об ответственности каждого перед родной страной. Уметь выразительно читать. |
С.А.Есенин. Слово о поэте. « Пугачев»- поэма на историческую тему.( отрывок). Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать историю создания поэмы. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. |
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе « Пенсне». | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии .Знать содержание произведения. Уметь размышлять и фантазировать о жизни вещей и окружающих нас предметах. |
И.С.Шмелев. Слово о писателе. « Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Владеть различными видами пересказа. Составлять план. Рассуждать о жизни человека внутри общества. |
Журнал « Сатирикон». « Всеобщая история, обработанная « Сатириконом» ( отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. | 1 | Беседа. Практикум. | Знать краткие сведения об авторах «Сатирикона», средства создания авторами сатирического произведения. Знать определения юмора, сатиры, гиперболы, гротеска. Уметь рассуждать, участвовать в диалоге. Уметь различать сатиру и юмор. |
Тэффи. Творчество писательницы. « Жизнь и воротник». Рассказы и фельетоны, стихи, песни Тэффи. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать о своеобразии комического начала в творчестве Тэффи. Знать о понятии «лирическая сатира». Знать содержание произведений. Уметь анализировать, раскрывать смысл. |
М.М.Зощенко. Слово о писателе. « История болезни». Пафос рассказа. Абсурдность происходящего в рассказе « История болезни». Рассказы М.М.Зощенко. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии. Выявлять смысл, раскрывать замысел автора. Уметь дискутировать. анализировать, делать выводы. |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма « Василий Теркин». ( главы из поэмы). Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии , творческий замысел поэмы. Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму. |
Василий Теркин- защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме. | 1 | Обучение устному рассказу. Чтение наизусть отрывка (на выбор). | Знать определяющие качества Тёркина. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Давать характеристику герою. |
А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе « Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | 2 | Практикум. Презентация: « Жизненный путь». | Знать биографию писателя , его нравственную позицию способы её выражения. Знать содержание произведения. Уметь высказывать свое развернутое суждение о прочитанном. |
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М Исаковского ( « Катюша», « Враги сожгли родную хату…»). Б.Окуджавы « Песенка о пехоте», « Белорусский вокзал». Л. Ошанин « Дороги». А.Фатьянов « Соловьи». Фронтовая судьба « Катюши». | 1 | Урок развития речи. Отрывок из к/ф «Белорусский вокзал». Аудиозаписи. | Знать героические страницы русской поэзии. Уметь выразительно читать( в том числе и наизусть). |
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое- повествователе. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание произведения и его своеобразие. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, делать выводы, отвечать на вопросы, пересказывать. |
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | 1 | Обучение выразительному чтению. Практикум. | Иметь представление о пейзажной лирике. Уметь выразительно читать, воспринимать и анализировать поэтический текст. |
Из зарубежной литературы. | 7 |
У.Шекспир. Слово о писателе. « Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. « Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии « Ромео и Джульетта. | 2 | Лекция. Беседа. Практикум. | Знать эпоху Возрождения. Иметь представление о Шекспире как писателе. Уметь выражать своё отношение к прочитанному, анализировать поступки героев. Обсуждать»вечные проблемы», аргументировать своё мнение. Уметь анализировать эпизод. |
Сонеты У. Шекспира. « Кто хвалится родством своим и знатью…» « Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | Внеклассное чтение. Практикум. | Знать определение сонеты. Знать содержание сонет. Уметь выразительно читать. |
Дж. Свифт. Слово о писателе. « Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. ( главы из романа). | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Отрывки из м/ф «Путешествие Гулливера». | Знать страницы жизни и творчества писателя . Знать содержание произведения. Уметь анализировать, опираясь на историческую справку. Давать характеристику поступкам героя. |
В.Скотт. Слово о писателе. « Айвенго» как исторический роман. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать о жизни и творчестве писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа . Владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою. |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 | Урок-зачет. Тест. | Уметь самостоятельно отвечать на вопросы, опираясь на полученные знания и приобретённые умения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....