Рабочая программа по литературе. 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
К учебникам под редакцией В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.literatura_2012.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
(VII вида) № 5 Центрального района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ. СОГЛАСОВАНО. РАССМОТРЕНО на заседании
Директор школы: Зам. директора по УВР: школьного методического
объединения учителей филологов
_______________ ___________________ ___________________________ Руководитель МО:
Волошенюк Т.П. Балунова И.Г. Василевская О.А.
Протокол № _____ от _____2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В 7 КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
70 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Василевская Ольга Александровна
Стаж: 20 лет.
Категория: высшая.
Санкт – Петербург
2012 год.
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор – В.Я.Коровина - М.: Просвещение, 2012).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
При разработке программы учитывались особенности контингента школы (ЗПР), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Учащиеся ГСКОУ школы (VII вида) № 5 имеют логопедический диагноз, и как следствие этого, - стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Усвоение материала затруднено тем, что около 30% учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Изучение литературы в 7 классе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Программа призвана обеспечить:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; правильно пользоваться русским языком.
Задачи курса литературы 7 класса:
- приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.
Учащиеся должны знать:
1.Основные факты жизненного и творческого пути писателей.
2.Основные теоретико-литературные понятия.
3.Текст художественного произведения.
4.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
5.Особенности композиции изученного произведения.
6. Наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать произведение или отрывок из него.
- Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план произведения или отрывка из произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования | 2006 |
2 | Учебник | Коровина В.Я. «Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. В 2 частях. Просвещение. | 2012 |
3 | Методические пособия | Приложение 1. |
4 | «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) Под редакцией В.Я Коровиной.-10-е издание, М.: Просвещение– 255 с.» | Под редакцией В.Я Коровиной | 2008 |
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно –нравственная проблема литературы. | 1 |
Устное народное творчество. | 5 |
Из древнерусской литературы. | 3 |
Из литературы XVIII века. | 2 |
Из литературы XIX века. | 32 |
Из литературы XX века. | 22 |
Из зарубежной литературы. | 5 |
ИТОГО: | 70 |
Приложение 1.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Название учебной программы (кол-во часов) | Вид программы | Кем утверждена | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
Учебные пособия | Учебно-методические пособия |
«Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. (Базовый уровень) Под редакцией В.Я Коровиной.-10-е издание, М.: Просвещение, 2008. – 255 с.» | Общеобразовательная | Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации | Коровина В.Я. «Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 1». М.: Просвещение, 2012. Коровина В.Я. «Литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Часть 2». М.: Просвещение, 2012. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс». (Формат МР3). – М.: Аудиошкола: Просвещение, 2012 | Учебное пособие Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс» Просвещение,2011 |
Коровина В. Я. «Литература: Методические советы: 7 класс», Просвещение, 2011 |
Учебное пособие Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс» Просвещение,2011 |
Кутейникова Н.Е. «Уроки литературы в 7 классе: кн. для учителя». – М.: Просвещение, 2010 |
Приложение № 2.
График контрольных работ
и работ по развитию речи по литературе на 1 полугодие.
2012/2013 учебный год.
Сентябрь.
3.09 – 7.09 |
10.09-14.09 | Чтение учащимися наизусть (пословицы и поговорки). |
17.09-21.09 |
24.09-28.09 | Чтение учащимися наизусть М.В. Ломоносов «Ода…» |
Октябрь.
1.10-5.10 |
08.10-12.10 | Чтение наизусть «Медный всадник» |
15.10-19.10 | Внеклассное чтение. |
22.10-26.10 | Чтение наизусть. |
29.10-02.11 |
Ноябрь.
12.11-16.11 | Обучение устному рассказу. М.Ю.Лермонтов. Чтение наизусть. |
19.11 – 23.11 | Обучение выразительному чтению. |
26.11 – 30.11 | Обучение устному рассказу. |
|
Декабрь.
3.12 – 7.12 | Чтение учащимися наизусть « Русский язык». |
10.12 – 14.12 | Обучение выразительному чтению. |
17.12 – 21.12 | Внеклассное чтение. |
24.12 – 28.12 | Урок развития речи. |
Приложение № 3.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Пословицы и поговорки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
М.В. Ломоносов «Ночною темнотою».
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского.
М. Ю. Лермонтов. Завещание.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
А. А. Блок. «Ветер принес издалека...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».
A.Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
Дон Амин ад о. Четыре времени года.
Осоргин. Земля.
М. И. Цветаева. Стихи о Москве.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
Из зарубежной литературы
Японские трехстишия (хокку или хайку).
Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
Э. По. Лягушонок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
7 КЛАСС (ЗПР). 70 часов.
Тема урока Основное содержание. | Кол. часов | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся. ТСО. | Предметные знания и умения. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Беседа. Тестирование. Работа с книгой. | Знать образную природу словесного искусства. Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. |
Устное народное творчество. | 5 |
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать предание как жанр УНТ. Уметь пересказывать текст предания. Владеть монологической и диалогической речью. |
Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. |
Внеклассное чтение. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | Практикум. Просмотр отрывка из к/ф «Садко». | Знать своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. |
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. Чтение учащимися наизусть пословиц и поговорок. | Знать понятия пословицы и поговорки, их тематическое многообразие. Уметь отличать пословицу от поговорки, толковать их прямой и переносный смысл. Использовать пословицы в речи. |
Эпос народов мира: «Калевала», «Песнь о Роланде» (фрагменты) | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум: работа со словарем литературоведческих терминов; выразительное чтение фрагментов эпоса народов мира. | Знать понятие «эпос». Уметь производить сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса народов мира, мифологических представлений разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Давать нравственную оценку персонажам героического эпоса. |
Из древнерусской литературы. | 3 |
«Поучение» Владимира Мономаха ( отрывок). Нравственные заветы древней Руси. Русские летописи « Повесть временных лет». | 1 | Беседа. Практикум. Проблемные задания. | Знать основы христианской морали. Уметь воспринимать и анализировать текст, строить рассуждения на нравственные темы. |
« Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 2 | Беседа. Практикум. | Знать основы христианской морали, структуру повести, образы. Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, строить рассуждения на нравственные темы. |
Из литературы XVIII века. | 2 |
М.В.Ломоносов. Слово о поэте. « К статуе Петра Великого». « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. | 1 | Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению. Отрывок из к/ф «Михайло Ломоносов». Чтение учащимися наизусть (отрывок). | Знать основные факты биографии . Знать теорию «Трёх штилей». Теория литературы: ода, эпиграмма. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
Г.Р.Державин. « Река времен в своем стремленьи…»; « На птичку…»; « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Беседа. Практикум. | Знать основные факты биографии . Уметь связывать произведение со временем написания, выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы. Уметь выразительно читать (наизусть) и воспринимать поэтический текст. |
Из литературы XIX века. | 32 |
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. « Медный всадник» ( отрывок). Выражение чувства любви е Родине. Прославление деяний Петра1. Образ автора в отрывке из поэмы. | 1 | Отрывок из к/ф «Пушкин». Рассказ учителя. Беседа. Чтение учащимися наизусть «Медный всадник» (отрывок). | Знать основные факты биографии . Знать историческую справку. Уметь выразительно читать (наизусть) , анализировать и воспринимать поэтический текст. |
А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Своеобразие языка. | 1 | Беседа. Практикум. Проблемные вопросы. | Знать об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Уметь воспринимать и анализировать эпизод , строить рассуждения на нравственно-этические темы. Уметь давать сравнительную характеристику героям. |
А.С.Пушкин « Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | 1 | Внеклассное чтение. Практикум. | Знать что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать героя по поступкам. |
А.С.Пушкин « Станционный смотритель»- произведение из цикла « Повести Белкина». Изображение « маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | 2 | Беседа. Практикум. Просмотр кинофильма «Станционный смотритель». | Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в дискуссии. Знать: содержание понятия «образ». |
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитее понятия о повести. | 1 | Практикум. Просмотр кинофильма «Станционный смотритель». | Уметь выделять смысловые части художественного текста, делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. |
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | Знать основные факты биографии . Знать историческую справку. Знать содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному. |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в « Песне про царя…» Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | 2 | Беседа. Практикум. Чтение учащимися наизусть фрагмента по выбору. | Знать особенности сюжета поэмы, его историческую основу. Уметь анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. |
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. « Молитва», « Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | 2 | Обучение выразительному чтению. Аудиозапись. | Знать мастерство в создании художественных образов. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
Н.В.Гоголь. Слово о поэте. « Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Отрывки из к/ф «Тарас Бульба». | Знать основные факты биографии . Знать историческую справку. Знать содержание повести; нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев. владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию. Строить рассуждения на нравственно-этические темы, делать выводы. |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 2 | Обучение устному рассказу. Отрывки из к/ф «Тарас Бульба». Чтение учащимися наизусть (речь о товариществе). | Знать содержание понятия «деталь» произведения. Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. Строить рассуждения на нравственно-этические темы, делать выводы. |
И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. Анализ эпизодов «Гроза», «Интерьер избы Бирюка», «Разговор Бирюка и мужика». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии писателя, содержание произведения. Уметь работать по тексту. Давать устную и письменную характеристику героям, сравнивать, анализировать. Давать нравственную оценку героям рассказа. Составлять план эпизода. Рассуждать, какую роль в рассказе играют описания природы. |
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». « Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. | 1 | Практикум. Чтение учащимися наизусть « Русский язык». | Знать своеобразие стихотворений в прозе. Уметь анализировать поэтику стихотворений в прозе. |
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. « Русские женщины»: « Княгина Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Анализ эпизода « Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | 1 | Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению. Диспут. Доклады учащихся. | Знать основные факты биографии . Теория литературы: поэма. Знать историческую справку. Знать содержание произведения. Уметь определять нравственную проблематику произведения, выявлять авторские размышления о характерах героинь. |
Н.А.Некрасов. « Размышления у парадного подъезда», « Вчерашний день часу в шестом…» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины. | 1 | Внеклассное чтение. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. |
А. К. Толстой. Слово о писателе. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать основные факты биографии . Знать историю сюжета баллады. Уметь анализировать поэтический текст, высказывать свои впечатления о прочитанном. Уметь работать со справочной литературой. |
М.Е.Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. « Сказки для детей изрядного возраста». « Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское суждение его покорности. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Презентация: «М.Е.Салтыков – Щедрин». | Знать основные факты биографии . Теория литературы: сатира. Знать определение понятий «аллегория», «фантастика». Знать содержание сказок. Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. « Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению « Комическое в сказках Салтыкова-щедрина». | 1 | Внеклассное чтение. Урок развития речи. | Знать определение понятия «гротеск». Знать содержание сказок. Уметь выявлять нравственные пороки общества, ориентируясь на произведение и личный опыт. |
Литературный ринг. « Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». | 1 | Урок контроля. | Владение монологической и диалогической речью. Уметь устанавливать разнообразные связи между литературными явлениями и фактами, вести диалог по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. « Детство». ( главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать, что такое «автобиографическая повесть». Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному. |
Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир». | 1 | Беседа. Обучение устному рассказу. | Знать содержание повести . Уметь делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. |
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Презентация «Жизнь и творчество Чехова». | Знать основные факты биографии . Знать сюжетное своеобразие рассказов А. П. Чехова . Уметь давать оценку действиям героев. |
Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | 1 | Практикум. | Теория литературы: юмор и сатира. Уметь раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в тексте. |
Два лица в России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | Беседа. | Знать сюжет и образную систему рассказа. Уметь давать характеристику поступкам героев. |
Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Размазня» и другие. | 1 | Урок внеклассного чтения. Практикум. | Знать содержание рассказов. Уметь выделять главное, сравнивать фрагменты. Уметь высказывать впечатление от прочитанного произведения. Владеть различными видами пересказа. |
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский « Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром» И.А.Бунин. « Родина». Обучение анализу лирического текста. | 1 | Практикум. Аудиозапись. Чтение учащимися наизусть по выбору. Аудиозапись. | Знать об образной яркости. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть). |
Из литературы XX века. | 22 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. « Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание произведения. Знать содержание понятия «деталь произведения». Уметь выделять смысловые части художественного текста. Уметь делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.. |
М.Горький. Слово о писателе. « Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Просмотр отрывков из к/ф «Детство». | Знать основные факты биографии . Знать автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь делать выводы об активности авторской позиции |
« Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | 2 | Беседа. Практикум. | Знать причины поступков героев. Уметь давать характеристику литературному герою. |
М.Горький « Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Романтический характер легенды. | 1 | Беседа. Практикум. | Знать поступок литературного героя и его нравственный мотив. Уметь найти черты романтического в легенде. |
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. « Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать содержание повести; нравственную проблематику повести. Владеть различными видами пересказа, участвовать в дискуссии, обсуждая проблематику рассказа. Строить рассуждения на нравственно-этические темы. |
В.В.Маяковский. Слово о поэте. « Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | 1 | Рассказ учителя Беседа. Чтение наизусть отрывка на выбор. | Знать основные факты биографии . Знать взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения. Уметь воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, через выразительное чтение выявлять авторскую позицию. |
А.П.Платонов. Слово о писателе. « Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Презентация. Диспут. | Знать основные факты биографии писателя. Знать содержание рассказа; нравственную проблематику . Владеть различными видами пересказа. Уметь выражать свое понимание проблематики образов произведения. Уметь анализировать поступки и характер главного героя. |
Борис Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | Рассказ учителя Беседа. Практикум: выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя, видов рифм и размеров стиха. Обучение выразительному чтению. | Знать определение понятий «сравнение», «метафора», виды рифмовок, двусложных и трехсложных размеров стиха. Уметь определять размеры стиха и вид рифмовки, подбирать цитатные примеры, характеризующие понятия «сравнение» и «метафора». Рецензировать выразительное чтение стихотворений одноклассниками и актерами. |
А.Т. Твардовский. Слово о писателе. « Снега потемнеют синие…» « Июль-макушка лета…». « На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | Рассказ учителя Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать тематику пейзажной лирики Твардовского, её мотивы-мотивы перемен, обновления и надежд, связанных с мотивами вечного движения в природе. Уметь читать и анализировать поэтический текст. |
На дорогах войны. Обзор стихотворений А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, Н. Тихонова. Интервью как жанр публицистики. | 1 | Внеклассное чтение. Беседа. Выразительное чтение наизусть. | Знать основные особенности жанра интервью. Уметь подбирать примеры, иллюстрирующие понятие «интервью». Уметь читать и анализировать поэтический текст. |
Ф.А.Абрамов. Слово о поэте. « О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции в рассказе. | 1 | Рассказ учителя Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать понятие антитеза. Знать содержание рассказа. Уметь читать и анализировать проблематику рассказа. |
Е.И.Носов. Слово о поэте. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. « Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 2 | Рассказ учителя Беседа. Презентация « История создания куклы». | Знать творчество Носова, особенности его рассказов. Уметь читать и анализировать проблематику рассказа. |
Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | Рассказ учителя Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать психологизм произведения, нравственный образ героя и его мотив. Уметь анализировать поступки героев, опираясь на нравственные принципы и личный опыт. |
Стихотворения о родной природе поэтов 20 века « Тихая моя Родина…». С.Есенин, В.Брюсов, И.Бунин, Ф.Сологуб, Н. Заболоцкий, Н.Рубцов. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | Практикум. Обучение выразительному чтению. Аудиозапись. Чтение наизусть на выбор. | Знать особенности лирики как рода литературы, литературные приёмы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение. Уметь выразительно читать (наизусть) и воспринимать поэтический текст. |
Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. « Земля родная» ( главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | Лекция. Комментированное чтение. Беседа. | Знать основные факты биографии . Знать публицистику, публицистические произведения. Уметь работать по тексту. |
Писатели улыбаются. М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». | 1 | Урок внеклассного чтения. | Знать основные факты биографии писателя. Уметь выявлять элементы сюжета и композиции рассказов писателя; участвовать в коллективом диалоге, составлять письменную характеристику героев. |
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Н. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге…». | 1 | Беседа. Слушание песен. | Иметь начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Уметь выразительно читать стихотворения, рецензировать выразительность чтения одноклассников, исполнение актеров. |
Зарубежная литература. | 5 |
Р.Бернс. Слово о писателе. « Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно- поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. | 1 | Рассказ учителя Беседа. | Знать основные факты биографии. Знать образ-представление, образ-настроение. Уметь выразительно читать поэтический текст. |
Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. « Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | 1 | Обучение выразительному чтению. Беседа. | Знать о вольнолюбивой поэзии. Уметь анализировать поэтический текст. Уметь выразительно читать поэтический текст. |
Японские хокку ( хайку). Особенности жанра. | 1 | Практикум. | Знать жанры японской поэзии. Уметь раскрывать их смысл. |
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. « Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | Практикум. | Знать биографию автора. Иметь представление о жанре рождественского рассказа .Знать содержание рассказа. Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы. |
Урок внеклассного чтения. Рей Брэдбери. «Каникулы» | 1 | Практикум: | Знать содержание рассказа. Иметь представление о жанре фантастического рассказа. Уметь анализировать поступки героев. |
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето. | Тестирование. Беседа. | Знать и уметь определять род и жанр произведения, владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественные произведения. Уметь объяснять свою точку зрения по изученным произведениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....