Рабочая программа, литература, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Мелентьева Елена Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_6a_klass.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

Победитель городского конкурса "Школа года - 95", "Школа года - 98", лауреат Всероссийских конкурсов  

"Школа года - 95",  "Школа года - 96", "Школа года - 97", "Школа года - 2003", "Школа Века", Школа XXI века


196240,  Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.5, корп.3                  Тел./факс (812) 413-58-76



www.bereginia.spb.ru                                                                                      school684@spb.edu.ru


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

________________  Н.Н. Зверева

Приказ № ___  от   «___» __________ 2012 г.

Рабочая программа

по литературе

6А класс

2012-2013 учебный год

Разработчик: Мелентьева Елена Анатольевна,                                                                                                                                     учитель русского языка и литературы.        

Обсуждена и согласована

на методическом объединении

____________________________

ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

 «___» __________ 2012 г., протокол № ___

Принята и рекомендована к использованию

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»

Московского района Санкт-Петербурга

 «___» __________ 2012 года, протокол № 6

2012 год

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая  программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
  3. Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  6. Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  7. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.-М..:Баласс,2012.
  8. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». -  В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». -  М.: Баласс, 2004

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы  по авторской программе Бунеева Р.Н и Бунеевой Е.В..

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст  становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

              В целом изучение литературы в 6-м классе ориентировано на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность литературы в 6-м классе в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем  языковой культуры, культуры чувств и мышления.

                  В 6-м классе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса. Как основа структурирования курса выделяется следующее базовое теоретико-литературное понятие: жанр. В 6-м классе не предусмотрены специальные часы для уроков  внеклассного чтения, поскольку программа и учебник предлагают достаточный объём произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся; уделяется достаточное внимание развитию речи учащихся с целью обучения восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. Таким образом, курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Прогнозируемые результаты обучения в 6 классе

Изучение литературы в 6 классе  призвано обеспечить:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  2. формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  3. развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отражённых в них явлений жизни;
  4. воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  5. воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

  1. Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  2. Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  3. Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  4. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
  5. Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
  6. Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), каталогов.

Письменно:

  1. Письменный развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с изученным.
  2. Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  3. Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  4. Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  5. Создание письменного оригинального произведения (сказки, детектива, приключенческого рассказа, стихотворения).
  6. Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» школьники должны:

чтение и восприятие

  1. прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  2. воспроизвести их конкретное содержание,
  3. дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  1. анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  2. особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  3. род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  4. выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  5. обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  6. объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  1. пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  2. давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  3. писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  4. писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  5. писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  6. выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  1. обращённость любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  2. ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  3. оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  4. ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  1. начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  1. глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  2. уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  3. качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. (Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО  РФ.)

     Программа 6 класса по литературе рассчитана на 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. сопоставлять литературные произведения;
  2. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  3. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  4. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. владеть различными видами пересказа;
  6. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  8. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Содержание тем учебного курса

6-й класс

     Введение

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

     Раздел 1. Пролетая над снами...

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность

в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный приём. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых

Вечные темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

П.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. Теория литературы. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приёмы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг

Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...»,

М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О' Генри «Последний лист». Герои О' Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы...

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы. Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение

Мир твоей литературы.

Развитие речи.

  1.  Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
  1.  Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение-размышление о книге.
  2.  Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
  3.  Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).

Учебно-тематический план.

2 часа в неделю (68 ч).

Чтение и изучение произведений - 62 ч., тестов – 9. Развитие речи -6 ч., из них сочинений – 3.


пп

уро-ка

Разделы программы,                                                                    темы уроков



Применение

ИКТ


Основные

понятия

и

термины

по теме

Повторение

(наименование

изученных

ранее тем, терминов

и т.п.)


Самостоятельная

деятельность

учащихся                                    

1 четверть (17 часов)

Введение.  Литература как художественное отражение жизни. Прощай, детство! Здравствуй, отрочество!    

отрочество

литература, искусство, «сквозные персонажи», заглавие

составление вопросов                        к предисловию

Раздел I. Пролетая над снами... (19 ч.)

В.А. Жуковский. Баллады (3 ч.)

В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" как произведение лиро-эпического жанра. "Здесь несчастье — лживый сон; Счастье – пробужденье".  

жанр, сюжет, лирика, эпос, сказка

баллада, сон как художественный приём

подготовка биографической справки   о                              В.А. Жуковском

Таинственная сила мистики. (Анализ баллады                  И.-В. Гёте "Лесной царь" в переводе В.А. Жуковского)

строфа

мистика, художественный перевод

подготовка развёрнутого ответа

Баллады В.А. Жуковского. Перевод и переработка художественного произведения. Эпическое в стихах.

символ

роды литературы

заучивание        наизусть

Н.В. Гоголь  «Ночь перед Рождеством» (2 ч.)

Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В. Гоголя. Отражение народных представлений и поверий в повести.

м/м презентация «Гоголь Н.В. Творческий путь»

повесть, пейзажная зарисовка

иллюстрирование

Смешно или страшно? Мистика и реальность в повести. (Изображение нечистой силы в повести            Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

мистика

подготовка художественного пересказа

тест

7.

А.С. Пушкин  "Бесы" (1 ч.)

Мистика как отражение внутреннего мира автора. (Анализ  стихотворения А.С. Пушкина  "Бесы")

м/м презентация «Пушкин А.С. Детские годы»

лирика, стихотворный размер, строфа, ритм, рифма

отражение мира чувств человека в лирическом текста

заучивание        наизусть

10

А.П. Чехов "Страшная ночь"

Истоки мистического в литературе. (Анализ рассказа А.П. Чехова "Страшная ночь").

м/м презентация «Чехов А.П. Творческий путь»

рассказ

лингвистический анализ текста

Проспер Мериме и его творчество. (2 ч.)

11

Проспер Мериме и "Песни западных славян"            А.С. Пушкина.

роды литературы

заучивание        наизусть

12

"Берегись любящей". Философский смысл новеллы. (Анализ новеллы П. Мериме "Венера Илльская")

новелла

Морис Метерлинк. "Синяя птица" (4 ч.)

13

Лауреат Нобелевской премии (несколько слов                      о писателе Морисе Метерлинке). Особенности драматического произведения.

м/м презентация «М. Метерлинк»

драма как литературный род

подготовка биографической справки                            о  М. Метерлинке                            

14

В каждом предмете есть своя душа. Поиски счастья героями.

литературный герой

ремарка

15

Блаженства и Радости в жизни каждого из нас.

м/м презентация «М. Метерлинк. Синяя птица»

диалог, монолог

иллюстрирование


16

2 четверть (14 часов)

Истинное и ложное в жизни человека. Где же наша Синяя Птица?

м/м презентация «М. Метерлинк. В поисках Синей птицы»

символ

17

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 1).

РР Подготовка к сочинению.

тема, главная мысль, план, цитата

18

РР Сочинение по разделу  1 «Пролетая над снами…»

сочинение

Раздел II. Сказки для взрослых (11 ч.)

Вильгельм Гауф. "Маленький Мук"

19

Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа).  Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. (Анализ сказки В. Гауфа "Маленький Мук")

роды литературы, сказка, композиция

композиционный приём («рассказ                   в рассказе»)

составление  цитатной  характеристики героя

20

Н.Д. Телешов. "Белая цапля"

Преступление принцессы Изольды. Назначение человека и его ответственность перед будущим. (Анализ сказки  Н.Д. Телешова "Белая цапля")

литературная сказка

художественная деталь                                 в литературной сказке

иллюстрирование

Эрнст Теодор Амадей Гофман. "Щелкунчик и мышиный король"(2 ч.)

21

"Музыкант" Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя). Кто же такой крестный Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке  "Щелкунчик и мышиный король")

литературная сказка

подготовка биографической справки                            о   Гофмане                          

22

Нравственные уроки сказки.

иллюстрирование

Ганс Христиан Андерсен. "Русалочка"(2 ч.)

23

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество                  Г.-Х. Андерсена). Художественные особенности литературной сказки.

м/м презентация «Андерсен        Г.-Х.»

литературная сказка

подготовка биографической справки                            об Андерсене                          

24

Сказка о самоотверженности,  любви и  страдании. (Анализ сказки Г.Х. Андерсена "Русалочка")

подготовка художественного пересказа

25

А.Н. Толстой. "Русалка".   Русалочье коварство. Размышление о разрушительной силе любви. (Анализ сказки А.Н. Толстого «Русалка»)

26

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Анализ поэтического текста.

м/м презентация «Лермонтовские Тарханы»

ритм, рифма, размер, строфа

звукопись

заучивание        наизусть

27

 В.В. Вересаев «Состязание». Великая сила искусства (Анализ сказки В.В.Вересаева  "Состязание")

искусство

подготовка художественного пересказа

28

 Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 2)

29

РР Сочинение по разделу 2

жанровые признаки

сочинение

3 четверть (20 часов)

Раздел III Следы во времени. (11 ч.)

Русские былины (3 ч.)

30

"То старина, то и деяние" (о русской былине). "А тут станут мужички меня похваливати: "Молодой Микула Селянинович!" (Анализ былины "Вольга и  Микула  Селянинович")

м/м презентация «Былина»

гипербола, зачин, исход, кульминация,  приёмы контраста

былина, сказитель, антитеза, троекратное повторение, повествование

подготовка сравнительной характеристики

31

"Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович" (Анализ былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник")

м/м презентация «Загадка Ильи Муромца»

постоянные эпитеты, отрицательные сравнения, цикл былин

герой-богатырь, синонимы

иллюстрирование


тест

32

"А тут той старинке и славу поют... " (обзор былин для дополнительного чтения)

детализация быта

героический эпос

стилизация

 Эпос разных народов (4 ч.)

33

 "Вот для чего я рождён батыром" (башкирский народный эпос "Урал-батыр").

героический эпос разных народов

герои эпоса

34

Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос)

приёмы создания героического характера в эпосе

35

 "Калевала"  -  карело-финский народный эпос

36

«Вам из диких стран принес я  Эту песнь о Гайавате!» (Г. Лонгфелло. "Песнь о Гайавате". Из древнего эпоса североамериканских индейцев. Анализ вступления.)

перевод и переработка  художественного произведения

мастерство автора и переводчика

заучивание        наизусть

Мифы древней Греции (3 ч.)

37

"Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи..." Жизнь мифов в литературе.

м/м презентация «Мифы Древней Греции. Викторина»

миф

иллюстрирование

38

Геракл - величайший герой Греции.

тест

39

Гомер  «Одиссея» «…Старца великого тень чую смущённой душой» (Анализ фрагмента «Одиссей                   у циклопов» из поэмы Гомера).

м/м презентация «Крылатые выражения греческой мифологии»

миф, фольклор, литература

стилизация


тест


40

Подведём итоги (обобщающий урок по   разделу 3).

Раздел 4.  Открывая мир вокруг (15 ч.)

41

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Книга – учебник жизни.

роль художественной детали                                в повествовании

подготовка биографической справки                            о Паустовском К.Г.                          

 И.С. Тургенев «Муму» (3 ч.)

42

 История создания повести. Тургенев  о человеческом достоинстве.

м/м презентация «Тургенев И.С. Муму»

многостороннее изображение человека                            в эпических произведениях

подготовка художественного пересказа

43

Магическая сила слова. Рассказ о страдающих душах.

вечные темы                      в литературе

тест

44

Изображение человека в эпическом произведении.

45

 Игра «Умники и умницы» по повести «Муму».


46

И.С. Тургенев "Бирюк".  Автор и его герой в эпическом произведении. (Анализ рассказа                      И.С. Тургенева "Бирюк")

роль художественной детали в повествовании

тест

47

Л.Н. Толстой. "Севастополь в декабре месяце"

Художественное изображение действительности в эпическом произведении.

рассказ

анализ собственных переживаний автора в рассказе

48

Поэты о войне. Размышления о ценности человеческой жизни.

м/м презентация «Поэзия военной поры»

лирическое стихотворение

литература как способ познания жизни

заучивание        наизусть

49

А. Грин "Четырнадцать футов". 

Наше тайное "я". Изображение человека в рассказе.      

автор и его герои

50

О 'Генри  "Последний лист". Что такое истинный шедевр (Анализ рассказа   О'Генри "Последний лист")

искусство


51

4 четверть (17 часов)

А.С. Пушкин "Повести Белкина". "Предаю тебя твоей совести". (Нравственные проблемы повести     А.С. Пушкина "Выстрел")

повесть как эпический жанр

подготовка устного сообщения

А.С. Пушкин «Дубровский» (3 ч.)

52

Сюжет и композиция эпического произведения.

м/м презентация «Мир дворянских усадеб»

53

Благородство и честь. Офицер становится разбойником.

м/м презентация «Дубровский – разбойник или жертва?»

подготовка художественного пересказа

54

 История любви.  Искалеченные судьбы сына и дочери.

тест

55

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 4).               РР Подготовка к сочинению.

56

РР Сочинение по разделу IV  "Открывая мир вокруг"

сравнительная характеристика

сочинение

Раздел V. Смеясь сквозь слезы (11 ч.)

Басня (3ч.)

57

Басня  как литературный жанр, её история. Басни Эзопа. Истоки русской басни.

м/м презентация «Басня»

басня как литературный жанр

аллегория, мораль, нравоучение

составление  таблицы

58

Великий мастер русской басни (творчество                    И.А. Крылова).

м/м презентация «Крылов И.А. Ворона и Лисица»

олицетворение

аллегорический смысл басен, поучительная литература

иллюстрирование

59

Урок-КВН по басням «Весёлое лукавство ума».

аллегория

эзопов язык

стилизация

60

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Страшная сила сатиры (Анализ сказки).

жанры комического

гротеск, мастерство иносказания, объект сатиры писателя

тест

61

Приёмы создания смешного в литературе (на примере сказки Салтыкова-Щедрина).

языковые, речевые, содержательные и композиционные приёмы

А.П. Чехов. Рассказы

62

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Особенности авторского стиля писателя.

м/м презентация «Чехов А.П. Роль художественной детали»

юмор

приёмы создания комического

устная      аннотация рассказа

63

Юмор в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

приёмы создания комического

тест

64

Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии

Что такое фельетон? Н.А.Тэффи «Рассказы»

фельетон, эпиграммы                  и эпитафии

65

Джером К. Джером. "Трое в одной лодке, не считая собаки". Хорошо втроём в лодке... не считая собаки. Анализ главы.

юмор и сатира                 как средства выражения авторского отношения                          к изображаемому

письменная аннотация книги

66

Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 5).

67

Твоя поэтическая антология.

м/м презентация «Тропы», «Ахматова А.А.», «Бунин И.А.», «Цветаева М.И.»

метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение

особенности организации стихотворной речи

интерпретация   лирического стихотворения

68

Мир твоей литературы. Рекомендации на лето. Беседа об успехах в изучении литературы.

                                                                                                                                                     

Организация текущего и промежуточного контроля.

Разделы программы,     темы уроков.



Виды контроля                                  

Раздел I. Пролетая над снами... (19 ч.)

РР Сочинение по разделу  1 «Пролетая над снами…»

сочинение

Раздел II. Сказки для взрослых (11 ч.)

РР Сочинение по разделу 2

сочинение

Раздел III Следы во времени. (11 ч.)

Русские былины (3 ч.)

"Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович" (Анализ былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник")


тест

Мифы древней Греции (3 ч.)

Геракл - величайший герой Греции.

тест

Гомер  «Одиссея» «…Старца великого тень чую смущённой душой» (Анализ фрагмента «Одиссей                   у циклопов» из поэмы Гомера).


тест

Подведём итоги (обобщающий урок по   разделу 3).

Раздел 4.  Открывая мир вокруг (15 ч.)

 И.С. Тургенев «Муму» (3 ч.)

Магическая сила слова. Рассказ о страдающих душах.

тест

И.С. Тургенев "Бирюк".  Автор и его герой в эпическом произведении. (Анализ рассказа                      И.С. Тургенева "Бирюк")

тест

А.С. Пушкин «Дубровский» (3 ч.)

 История любви.  Искалеченные судьбы сына и дочери.

тест

РР Сочинение по разделу IV  "Открывая мир вокруг"

сочинение

Раздел V. Смеясь сквозь слезы (11 ч.)

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Страшная сила сатиры (Анализ сказки).

тест

А.П. Чехов. Рассказы

Юмор в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

тест

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебно-методический комплект по литературе для 6-го класса (Образовательная система «Школа 2100»):
  1. Учебник «Год после детства»  (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.). Изд. 2-е. – М.: Баласс, 2009.
  2. Тетрадь на печатной основе «Тетрадь по литературе к учебнику «Год после детства» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.). – М.: Баласс, 2009.
  3. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2005.
  1. Литература. Библиотека  электронных  наглядных  пособий.        ООО   «Физикон»  ООО «Дрофа»        Зинина  Е.А.  Теория  литературы  в  таблицах.  
  2. Мультимедиа-энциклопедия.  

Список литературы

   

Основной список литературы

       

      1.    Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001

      2.    Коршунова Н.Н., Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты. 5-8  классы. – М.: Дрофа, 1997

       3.    Литература в школе. Журнал                              

      4.    Литература. Приложение к газете «Первое сентября»

      5.    Литература в таблицах. Сост. Полухина В.Т. и др. – М., 2000

6.    Маранцман В.Г. Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации для учителя. – СПб.: СпецЛит, 2000

7.    Сборник нормативных документов. Литература. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004

8.    Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. -  М., Дрофа, 1997

9.    Турьянская М.В., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 1997

10  Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Сост. Н.П. Архипова и др. – М.: Глобус, 2009

11. Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 6 класс. – М.: АСТ-Астрель, 2002

Дополнительный список литературы

  1. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения  государственной итоговой аттестации в новой форме. Сост. В.А. Фёдоров и др.    - М.: Астрель, 2011
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебное пособие к учебнику-хрестоматии 5 класса. М.: РАЙЛ, 1997
  3. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература».  5 класс - М.: Просвещение, 1992
  4. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
  5. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 6 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997
  6. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, «Академия развития», 1997
  7. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2009
  8. Справочник школьника. 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык. Под общ. ред.  О.Л. Соболевой.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2004
  9. Я познаю мир: Уроки литературы: Энциклопедия. С.В. Волков – М.: Астрель, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...