Рабочая программа, литература, 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
Победитель городского конкурса "Школа года - 95", "Школа года - 98", лауреат Всероссийских конкурсов
"Школа года - 95", "Школа года - 96", "Школа года - 97", "Школа года - 2003", "Школа Века", Школа XXI века
196240, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.5, корп.3 Тел./факс (812) 413-58-76
www.bereginia.spb.ru school684@spb.edu.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»
Московского района Санкт-Петербурга
________________ Н.Н. Зверева
Приказ № ___ от «___» __________ 2012 г.
Рабочая программа
по литературе
6А класс
2012-2013 учебный год
Разработчик: Мелентьева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Обсуждена и согласована на методическом объединении ____________________________ ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга «___» __________ 2012 г., протокол № ___ | Принята и рекомендована к использованию педагогическим советом ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга «___» __________ 2012 года, протокол № 6 |
2012 год
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.-М..:Баласс,2012.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». - В сб.: «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». - М.: Баласс, 2004
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы по авторской программе Бунеева Р.Н и Бунеевой Е.В..
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В целом изучение литературы в 6-м классе ориентировано на «Концепцию модернизации российского образования», принятую правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника. Главная отличительная особенность литературы в 6-м классе в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности. Отсюда цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
В 6-м классе выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет избежать перегрузки учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса. Как основа структурирования курса выделяется следующее базовое теоретико-литературное понятие: жанр. В 6-м классе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебник предлагают достаточный объём произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся; уделяется достаточное внимание развитию речи учащихся с целью обучения восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. Таким образом, курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Прогнозируемые результаты обучения в 6 классе
Изучение литературы в 6 классе призвано обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отражённых в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
- Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
- Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т. д.), каталогов.
Письменно:
- Письменный развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с изученным.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения (сказки, детектива, приключенческого рассказа, стихотворения).
- Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» школьники должны:
чтение и восприятие
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
- воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
- обращённость любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
- ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
- оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
- ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
- начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
- уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. (Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Программа 6 класса по литературе рассчитана на 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание тем учебного курса
6-й класс
Введение
Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.
Раздел 1. Пролетая над снами...
Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Герои мистической литературы. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.
Для текстуального изучения.
В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь». Эпическое начало в балладе.
А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность
в повести.
М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Утопленник», «Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»).
А.П. Чехов «Страшная ночь».
Истоки мистического в литературе.
П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).
Ги де Мопассан «Орля» (в сокращении).
Философский смысл новеллы и повести.
Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный приём. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.
Раздел 2. Сказки для взрослых
Вечные темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.
Для текстуального изучения.
В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. Построение сказки («рассказ в рассказе»).
Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.
Для обзорного изучения.
П.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.
А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.
М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.
В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте. Теория литературы. Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная сказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».
Раздел 3. Следы во времени
Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.
Для текстуального изучения.
Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.
Для обзорного изучения.
Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.
Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.
Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин). Эпос разных народов.
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».
Из абхазских сказаний о нартах.
Из киргизского эпоса «Манас».
Из якутского эпоса «Олонхо».
Из карело-финского эпоса «Калевала».
Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.
Теория литературы. Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приёмы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.
Раздел 4. Открывая мир вокруг
Многообразие реального и художественного миров. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».
И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».
Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе.
К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».
Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.
Для обзорного изучения.
М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...»,
М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.
А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.
О' Генри «Последний лист». Герои О' Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.
Теория литературы. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.
Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы...
Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.
Для текстуального изучения.
И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.
Для обзорного изучения.
Эзоп. Басни.
Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».
И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».
Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии.
Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).
Теория литературы. Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приемы создания комического.
Раздел 6. Стихи из заветной тетради
Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.
Для текстуального и обзорного изучения.
С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.
Теория литературы. Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.
Обобщение
Мир твоей литературы.
Развитие речи.
- Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
- Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение-размышление о книге.
- Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
- Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).
Учебно-тематический план.
2 часа в неделю (68 ч).
Чтение и изучение произведений - 62 ч., тестов – 9. Развитие речи -6 ч., из них сочинений – 3.
№ пп уро-ка | Разделы программы, темы уроков | Применение ИКТ | Основные понятия и термины по теме | Повторение (наименование изученных ранее тем, терминов и т.п.) | Самостоятельная деятельность учащихся |
1 четверть (17 часов) Введение. Литература как художественное отражение жизни. Прощай, детство! Здравствуй, отрочество! | отрочество | литература, искусство, «сквозные персонажи», заглавие | составление вопросов к предисловию |
Раздел I. Пролетая над снами... (19 ч.) |
В.А. Жуковский. Баллады (3 ч.) |
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" как произведение лиро-эпического жанра. "Здесь несчастье — лживый сон; Счастье – пробужденье". | жанр, сюжет, лирика, эпос, сказка | баллада, сон как художественный приём | подготовка биографической справки о В.А. Жуковском |
Таинственная сила мистики. (Анализ баллады И.-В. Гёте "Лесной царь" в переводе В.А. Жуковского) | строфа | мистика, художественный перевод | подготовка развёрнутого ответа |
Баллады В.А. Жуковского. Перевод и переработка художественного произведения. Эпическое в стихах. | символ | роды литературы | заучивание наизусть |
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (2 ч.) |
Быт и нравы Малороссии в изображении Н.В. Гоголя. Отражение народных представлений и поверий в повести. | м/м презентация «Гоголь Н.В. Творческий путь» | повесть, пейзажная зарисовка | иллюстрирование |
Смешно или страшно? Мистика и реальность в повести. (Изображение нечистой силы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») | мистика | подготовка художественного пересказа тест |
7. | А.С. Пушкин "Бесы" (1 ч.) Мистика как отражение внутреннего мира автора. (Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Бесы") | м/м презентация «Пушкин А.С. Детские годы» | лирика, стихотворный размер, строфа, ритм, рифма | отражение мира чувств человека в лирическом текста | заучивание наизусть |
10 | А.П. Чехов "Страшная ночь" Истоки мистического в литературе. (Анализ рассказа А.П. Чехова "Страшная ночь"). | м/м презентация «Чехов А.П. Творческий путь» | рассказ | лингвистический анализ текста |
Проспер Мериме и его творчество. (2 ч.) |
11 | Проспер Мериме и "Песни западных славян" А.С. Пушкина. | роды литературы | заучивание наизусть |
12 | "Берегись любящей". Философский смысл новеллы. (Анализ новеллы П. Мериме "Венера Илльская") | новелла |
Морис Метерлинк. "Синяя птица" (4 ч.) |
13 | Лауреат Нобелевской премии (несколько слов о писателе Морисе Метерлинке). Особенности драматического произведения. | м/м презентация «М. Метерлинк» | драма как литературный род | подготовка биографической справки о М. Метерлинке |
14 | В каждом предмете есть своя душа. Поиски счастья героями. | литературный герой | ремарка |
15 | Блаженства и Радости в жизни каждого из нас. | м/м презентация «М. Метерлинк. Синяя птица» | диалог, монолог | иллюстрирование |
16 | 2 четверть (14 часов) Истинное и ложное в жизни человека. Где же наша Синяя Птица? | м/м презентация «М. Метерлинк. В поисках Синей птицы» | символ |
17 | Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 1). РР Подготовка к сочинению. | тема, главная мысль, план, цитата |
18 | РР Сочинение по разделу 1 «Пролетая над снами…» | сочинение |
Раздел II. Сказки для взрослых (11 ч.) |
Вильгельм Гауф. "Маленький Мук" |
19 | Волшебники бывают молодыми (жизнь и творчество Вильгельма Гауфа). Сказка для детей и взрослых и её недетские вопросы. (Анализ сказки В. Гауфа "Маленький Мук") | роды литературы, сказка, композиция | композиционный приём («рассказ в рассказе») | составление цитатной характеристики героя |
20 | Н.Д. Телешов. "Белая цапля" Преступление принцессы Изольды. Назначение человека и его ответственность перед будущим. (Анализ сказки Н.Д. Телешова "Белая цапля") | литературная сказка | художественная деталь в литературной сказке | иллюстрирование |
Эрнст Теодор Амадей Гофман. "Щелкунчик и мышиный король"(2 ч.) |
21 | "Музыкант" Гофман (несколько слов о жизни и творчестве писателя). Кто же такой крестный Дроссельмейер? (Двоемирие в сказке "Щелкунчик и мышиный король") | литературная сказка | подготовка биографической справки о Гофмане |
22 | Нравственные уроки сказки. | иллюстрирование |
Ганс Христиан Андерсен. "Русалочка"(2 ч.) |
23 | Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.-Х. Андерсена). Художественные особенности литературной сказки. | м/м презентация «Андерсен Г.-Х.» | литературная сказка | подготовка биографической справки об Андерсене |
24 | Сказка о самоотверженности, любви и страдании. (Анализ сказки Г.Х. Андерсена "Русалочка") | подготовка художественного пересказа |
25 | А.Н. Толстой. "Русалка". Русалочье коварство. Размышление о разрушительной силе любви. (Анализ сказки А.Н. Толстого «Русалка») |
26 | М.Ю. Лермонтов «Русалка». Анализ поэтического текста. | м/м презентация «Лермонтовские Тарханы» | ритм, рифма, размер, строфа | звукопись | заучивание наизусть |
27 | В.В. Вересаев «Состязание». Великая сила искусства (Анализ сказки В.В.Вересаева "Состязание") | искусство | подготовка художественного пересказа |
28 | Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 2) |
29 | РР Сочинение по разделу 2 | жанровые признаки | сочинение |
3 четверть (20 часов) Раздел III Следы во времени. (11 ч.) |
Русские былины (3 ч.) |
30 | "То старина, то и деяние" (о русской былине). "А тут станут мужички меня похваливати: "Молодой Микула Селянинович!" (Анализ былины "Вольга и Микула Селянинович") | м/м презентация «Былина» | гипербола, зачин, исход, кульминация, приёмы контраста | былина, сказитель, антитеза, троекратное повторение, повествование | подготовка сравнительной характеристики |
31 | "Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович" (Анализ былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник") | м/м презентация «Загадка Ильи Муромца» | постоянные эпитеты, отрицательные сравнения, цикл былин | герой-богатырь, синонимы | иллюстрирование тест |
32 | "А тут той старинке и славу поют... " (обзор былин для дополнительного чтения) | детализация быта | героический эпос | стилизация |
Эпос разных народов (4 ч.) |
33 | "Вот для чего я рождён батыром" (башкирский народный эпос "Урал-батыр"). | героический эпос разных народов | герои эпоса |
34 | Сасрыква и Манас (эпос народов Кавказа и киргизский эпос) | приёмы создания героического характера в эпосе |
35 | "Калевала" - карело-финский народный эпос |
36 | «Вам из диких стран принес я Эту песнь о Гайавате!» (Г. Лонгфелло. "Песнь о Гайавате". Из древнего эпоса североамериканских индейцев. Анализ вступления.) | перевод и переработка художественного произведения | мастерство автора и переводчика | заучивание наизусть |
Мифы древней Греции (3 ч.) |
37 | "Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи..." Жизнь мифов в литературе. | м/м презентация «Мифы Древней Греции. Викторина» | миф | иллюстрирование |
38 | Геракл - величайший герой Греции. | тест |
39 | Гомер «Одиссея» «…Старца великого тень чую смущённой душой» (Анализ фрагмента «Одиссей у циклопов» из поэмы Гомера). | м/м презентация «Крылатые выражения греческой мифологии» | миф, фольклор, литература | стилизация тест |
40 | Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 3). |
Раздел 4. Открывая мир вокруг (15 ч.) |
41 | К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете». Книга – учебник жизни. | роль художественной детали в повествовании | подготовка биографической справки о Паустовском К.Г. |
И.С. Тургенев «Муму» (3 ч.) |
42 | История создания повести. Тургенев о человеческом достоинстве. | м/м презентация «Тургенев И.С. Муму» | многостороннее изображение человека в эпических произведениях | подготовка художественного пересказа |
43 | Магическая сила слова. Рассказ о страдающих душах. | вечные темы в литературе | тест |
44 | Изображение человека в эпическом произведении. |
45 | Игра «Умники и умницы» по повести «Муму». |
46 | И.С. Тургенев "Бирюк". Автор и его герой в эпическом произведении. (Анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк") | роль художественной детали в повествовании | тест |
47 | Л.Н. Толстой. "Севастополь в декабре месяце" Художественное изображение действительности в эпическом произведении. | рассказ | анализ собственных переживаний автора в рассказе |
48 | Поэты о войне. Размышления о ценности человеческой жизни. | м/м презентация «Поэзия военной поры» | лирическое стихотворение | литература как способ познания жизни | заучивание наизусть |
49 | А. Грин "Четырнадцать футов". Наше тайное "я". Изображение человека в рассказе. | автор и его герои |
50 | О 'Генри "Последний лист". Что такое истинный шедевр (Анализ рассказа О'Генри "Последний лист") | искусство |
51 | 4 четверть (17 часов) А.С. Пушкин "Повести Белкина". "Предаю тебя твоей совести". (Нравственные проблемы повести А.С. Пушкина "Выстрел") | повесть как эпический жанр | подготовка устного сообщения |
А.С. Пушкин «Дубровский» (3 ч.) |
52 | Сюжет и композиция эпического произведения. | м/м презентация «Мир дворянских усадеб» |
53 | Благородство и честь. Офицер становится разбойником. | м/м презентация «Дубровский – разбойник или жертва?» | подготовка художественного пересказа |
54 | История любви. Искалеченные судьбы сына и дочери. | тест |
55 | Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 4). РР Подготовка к сочинению. |
56 | РР Сочинение по разделу IV "Открывая мир вокруг" | сравнительная характеристика | сочинение |
Раздел V. Смеясь сквозь слезы (11 ч.) |
Басня (3ч.) |
57 | Басня как литературный жанр, её история. Басни Эзопа. Истоки русской басни. | м/м презентация «Басня» | басня как литературный жанр | аллегория, мораль, нравоучение | составление таблицы |
58 | Великий мастер русской басни (творчество И.А. Крылова). | м/м презентация «Крылов И.А. Ворона и Лисица» | олицетворение | аллегорический смысл басен, поучительная литература | иллюстрирование |
59 | Урок-КВН по басням «Весёлое лукавство ума». | аллегория | эзопов язык | стилизация |
60 | М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Страшная сила сатиры (Анализ сказки). | жанры комического | гротеск, мастерство иносказания, объект сатиры писателя | тест |
61 | Приёмы создания смешного в литературе (на примере сказки Салтыкова-Щедрина). | языковые, речевые, содержательные и композиционные приёмы |
А.П. Чехов. Рассказы |
62 | Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Особенности авторского стиля писателя. | м/м презентация «Чехов А.П. Роль художественной детали» | юмор | приёмы создания комического | устная аннотация рассказа |
63 | Юмор в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». | приёмы создания комического | тест |
64 | Р. Бёрнс. Эпиграммы и эпитафии Что такое фельетон? Н.А.Тэффи «Рассказы» | фельетон, эпиграммы и эпитафии |
65 | Джером К. Джером. "Трое в одной лодке, не считая собаки". Хорошо втроём в лодке... не считая собаки. Анализ главы. | юмор и сатира как средства выражения авторского отношения к изображаемому | письменная аннотация книги |
66 | Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 5). |
67 | Твоя поэтическая антология. | м/м презентация «Тропы», «Ахматова А.А.», «Бунин И.А.», «Цветаева М.И.» | метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение | особенности организации стихотворной речи | интерпретация лирического стихотворения |
68 | Мир твоей литературы. Рекомендации на лето. Беседа об успехах в изучении литературы. |
Организация текущего и промежуточного контроля.
Разделы программы, темы уроков. | Виды контроля |
Раздел I. Пролетая над снами... (19 ч.) |
РР Сочинение по разделу 1 «Пролетая над снами…» | сочинение |
Раздел II. Сказки для взрослых (11 ч.) |
РР Сочинение по разделу 2 | сочинение |
Раздел III Следы во времени. (11 ч.) |
Русские былины (3 ч.) |
"Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович" (Анализ былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник") | тест |
Мифы древней Греции (3 ч.) |
Геракл - величайший герой Греции. | тест |
Гомер «Одиссея» «…Старца великого тень чую смущённой душой» (Анализ фрагмента «Одиссей у циклопов» из поэмы Гомера). | тест |
Подведём итоги (обобщающий урок по разделу 3). |
Раздел 4. Открывая мир вокруг (15 ч.) |
И.С. Тургенев «Муму» (3 ч.) |
Магическая сила слова. Рассказ о страдающих душах. | тест |
И.С. Тургенев "Бирюк". Автор и его герой в эпическом произведении. (Анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк") | тест |
А.С. Пушкин «Дубровский» (3 ч.) |
История любви. Искалеченные судьбы сына и дочери. | тест |
РР Сочинение по разделу IV "Открывая мир вокруг" | сочинение |
Раздел V. Смеясь сквозь слезы (11 ч.) |
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Страшная сила сатиры (Анализ сказки). | тест |
А.П. Чехов. Рассказы |
Юмор в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». | тест |
Учебно-методическое обеспечение.
- Учебно-методический комплект по литературе для 6-го класса (Образовательная система «Школа 2100»):
- Учебник «Год после детства» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.). Изд. 2-е. – М.: Баласс, 2009.
- Тетрадь на печатной основе «Тетрадь по литературе к учебнику «Год после детства» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.). – М.: Баласс, 2009.
- Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (авт. Барова Е.С.). - М.: Баласс, 2005.
- Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
- Мультимедиа-энциклопедия.
Список литературы
Основной список литературы
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001
2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература. Тесты. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1997
3. Литература в школе. Журнал
4. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»
5. Литература в таблицах. Сост. Полухина В.Т. и др. – М., 2000
6. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации для учителя. – СПб.: СпецЛит, 2000
7. Сборник нормативных документов. Литература. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
8. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М., Дрофа, 1997
9. Турьянская М.В., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 1997
10 Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Сост. Н.П. Архипова и др. – М.: Глобус, 2009
11. Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 6 класс. – М.: АСТ-Астрель, 2002
Дополнительный список литературы
- ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. Сост. В.А. Фёдоров и др. - М.: Астрель, 2011
- Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебное пособие к учебнику-хрестоматии 5 класса. М.: РАЙЛ, 1997
- Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 5 класс - М.: Просвещение, 1992
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
- Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 6 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997
- Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, «Академия развития», 1997
- Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2009
- Справочник школьника. 5-11 классы: Русский язык. Литература. История Отечества. Английский язык. Под общ. ред. О.Л. Соболевой.– М.: АСТ-ПРЕСС, 2004
- Я познаю мир: Уроки литературы: Энциклопедия. С.В. Волков – М.: Астрель, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-84193-1364295633.jpg)
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1367526-1638102959.jpg)
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...