Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Гольцева Альмира Анасовна

Программа составлена к учебникам Г.С.Меркина, по госстандарту 2004 г, на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных школ 5-9 класс, авторы:Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_lit_6_novaya.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО


Руководитель МО ____Васильева В.Н.


протокол №___ от «___»_______2012г

«Согласовано»

заместитель директора по УР


________ Кобелева С.А.


          «___»_______2012г

«Утверждаю»

 директор  школы


__________ Р.Г.Сафиуллин.

 

          приказ №______ от         «___»_______2012г

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 литература

6 класс, базовый уровень,

Гольцевой Альмиры Анасовны,

учителя первой квалификационной категории

 

                                                                                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                     педагогического совета

                                                                                     протокол №___

                                                                                                                                                                                             от «___» _______2012                  

2012- 2013 г.г

Пояснительная записка

Статус документа

 Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования,  программы общеобразовательных учреждений «Литература 5- 11 классы». /Авт.- сост..В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина — М.: «Просвещение». 2008 с. 20-27 и базисного учебного плана МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» на 2012- 2013 гг., которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; перечень литературы; учебно- тематический план;  календарно-тематическое  планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В содержание программы  входят литературные произведения и историко литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно.

Содержание литературных произведений  учитывает эстетическую и воспитательную  роль предлагаемых для изучения текстов, имеет концентрическую форму.

Отличительной особенностью изучения литературы  является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме  тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.

Цели обучения  

Изучение литературы в основной школе  направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и  самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  2. формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  3. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  4. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  5. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных  типов;  поиска,   систематизации  и  использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Курс литературы в 6  классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.  Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействуют появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  в 6 классе – 70 часов. Учебный план МБОУ» Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ предусматривает изучение литературы в объеме 2-х часов в неделю, 70часов.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя,  инсценирование.

-итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-   основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты,    гипербола, сравнение;   летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления);басня,  аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка,    стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты сказок, метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет,

Пейзаж,  литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы(начальные представления), пьеса - сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

- выявлять основную нравственную проблематику произведения;

- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между  ними;

- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-  воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении,  выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому, ;

- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

- ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;

-Словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказка, загадка, басня и т.д.

-создавать сочинения- миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Содержание курса литература 6 класс

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы. Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (3ч )

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начат в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 час)

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения). Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (32 ЧАС)

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И.А. Крылов (4 час)

Слово о писателе.

Басни:  "Свинья под Дубом", "Волк на псарне" (возможен выбор других басен).

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

А.С. Пушкин (7 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Зимнее утро»

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении

«Зимнее утро». Образ лирического героя.

Роман «Дубровский»

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

М.Ю. Лермонтов (3 час)

Слово о поэте.

Стихотворения:  «Листок», «Три пальмы».

История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата — защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы. Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Наизусть «Тучи»

Н.В. Гоголь (1 час)

Слово о писателе.

Повесть "Ночь перед Рождеством" (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

И.С. Тургенев (3 час)

Слово о писателе        . Сборник рассказов «Записки охотника», рассказ «Бежин луг».  «Бирюк», «В дороге» 1ч Краткий рассказ о писателе.

«Бежим луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность роль картин природы в рассказе.

А.К. Толстой (2 час)

Слово о поэте.

Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).

Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.

Н.А. Некрасов (5 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Железная дорога».

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

Поэмы «Дедушка», «русские женщины» (возможен выбор другой поэмы).

Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.  Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Наизусть фрагмент из «Железной дороги»

Н.С. Лесков (3 час)

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

A.П.        Чехов (2 час)        

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Жанр новеллы в зарубежной литературе П. Мериме (2 час)

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (31 ЧАС)

Развитие классических традиций в литературе XX века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей XX века.

B.В.        Маяковский (3 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

C.А.        Есенин (2 час)

Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

Зарубежные писатели о животных

Д. Лондон (2 час).

Слово о писателе.

Повесть “Белый клык” (возможен выбор другого произведения).

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

А. П. Платонов (3 час)

Слово о писателе.

Рассказ "В прекрасном и яростном мире " (возможен выбор другого рассказа).

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А. С. Грин (2 час)

Слово о писателе.

Повесть "Алые паруса " (возможен выбор другой повести).

Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

М.М. Пришвин (4 час)

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Н.М. Рубцов (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Слово о поэте.

Стихотворения: "Звезда полей", "Листья осенние", «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова

В. Г. Распутин (4 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.  Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Стихи о Великой Отечественной войне 1ч

К. М. Симонов.2ч «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые»- наизусть

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких  испытаний

Литература народов России. 1

 Из литературы народов России. (Обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Ф.Искандер. О писателе. Рассказ «13-ый подвиг Геракла»  Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

А.Ахматова. Лирика. 1ч «Перед весной бывают дни такие…»

 Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются 2ч

В.Шукшин. «Чудики» в рассказах Шукшиша.  «Срезал» и «Критики».

 Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Зарубежная литература

О. Генри (2 час)

 (возможен выбор другого зарубежного писателя)

Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения).

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.

Произведения для заучивания наизусть:

  1. И.А.Крылов «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
  2. А.С.пушкин  «Зимнее утро»
  3. М.Ю.Лермонтов «Листок», «Три пальмы»
  4.  Н.А.Некрасов «Железная дорога»- фрагмент (вступление)
  5. А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
  6. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
  7. Д.С.Самойлов «Сороковые»

Литература для учителя:

1.    Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.:| Просвещение, 1996.

2.    Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.

3.    Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

4.    Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:| Дрофа, 2006.

5.    Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебни-1 ку-хрестоматии Полухиной. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

6    Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

7.    Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

8.  Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  1. Золотарева И.В., Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 кл.- М.: «Вако», 2007.

10 .А.А.Луховицкая, В.В. Луховицкий. Художественный текст на уроках литературы.

- М.: «Чистые пруды», 2010

11Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читием, думаем, спорим…: 5 кл. – М.: Просвещение, 2006.

  1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5кл : Метод .советы.- М.: Просвещение, 2007
  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 кл.», - М.: Аудио- школа, Просвещение, 2007.
  3. Ф.А.Нодель Сближение уроков русского языка и литературы.- М.: «Чистые пруды», 2010

Для учащихся

  1. Бирюкова С.К. Культурологический словарик русского языка. Читаю книги по-настоящему. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Володин В.А. Энциклопедия для детей в 15 тт. Т.15. Всемирная литература. – М.: Аванта +, 2005.
  3. Галкин А.Б. Русские писатели. – М.: Белый город, 2007.
  4. Зарубежная литература / Под ред. О.Ю.Пановой. – М.: Росмэн-Пресс, 2008.
  5. Русские писатели / Под ред. Л.Поликовской, Т.Евсеевой, А.Пикуль. – М.: Мир энциклопедий Аванта +; Астрель, 2009.
  6. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008.  

Учебно- тематический план

Тема, раздел

Кол-во часов

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

1.

Введение

2

-

2.

1.Устное народное творчество

1(3ч)

-

2 .Обрядовый фольклор

1

3. Пословицы и поговорки

1

3

Древнерусская литература

-

-

4

Литература 19 века

32ч

  1. Русская басня.

4

1

  1. А.С.Пушкин

  1. М.Ю.Лермонтов

1

-

.

  1. Н.В.Гоголь

1

  1. И.С.Тургенев    

  1. А.К.Толстой

  1. Н.А.Некрасов

1

1

  1. Н.С.Лесков

1

  1. А.П.Чехов

5

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П.Мериме

6

Литература 20 века

31

-

.

  1. В.Маяковский

1

  1. С.Есенин

  1. Родная природа в стихотворениях русских поэтов

  1. Зарубежные писатели о животных. Д Лондон

  1. А.П.Платонов

  1. А.Грин

  1. М.Пришвин

2

  1. Н.Рубцов

  1. В.распутин

.

  1. Стихи о ВОвойне

-

-

  1. Литература народов России. Г.Тукай

-

-

.

  1. Ф.Искандер

  1. А.Ахматова

  1. В.Шукшин

  1. Зарубежная литература

О.Генри

8

Обобщающий урок

1

-

-

Итого:

70

12

.


Учебно – тематическое планирование

по литературе

Класс 6

Учитель  Гольцева Альмира Анасовна

Количество часов

Всего  70 часов; в неделю 2 часа

Плановых уроков  развития речи   12   , уроков внеклассного чтения 4        

Административных контрольных уроков      

Планирование составлено на основе  Программы общеобразовательных учреждений по литературе. Под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2008

Учебник  Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.П.Полухина и др.; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009 год

Дополнительная литература:

  1. Золотарева И.В., Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 кл.- М.: «Вако», 2007.

2.А.А.Луховицкая, В.В. Луховицкий. Художественный текст на уроках литературы.

- М.: «Чистые пруды», 2010

  1. Полухина В.П. Читием, думаем, спорим…:  кл. – М.: Просвещение, 2008..
  2. Полухина В.П. Литература: 6кл : Метод .советы под редакцией В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2008
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 кл.», - М.: Аудио- школа, Просвещение, 2007.
  4. Ф.А.Нодель Сближение уроков русского языка и литературы.- М.: «Чистые пруды», 2010


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

1

Литература как художественное отражение жизни.

1

Вводный урок

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении.

составить план статьи учебника

4.09

2

. Вн. Чт. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория. Миф. Отличие мифа от сказки.

1


урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментарий, беседа

 выполнять художественный пересказ, иллюстрировать эпизоды, отличать жанр мифа от сказки

Вопросы учителя, задания в учебнике

понятие мифа, понятие «герой» в древнегреческой мифологии, содержание указанных мифов

З н а т ь: понятие легенды, содержание “Легенды об Арионе”; владеть навыками пересказа (подробного, сжатого).

 З н а т ь: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия “гипербола”, “постоянный эпитет”.

У м е т ь: давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Написать 10 пословиц об учебе, дочитать мифы, пересказать, нарисовать рисунки


6.09

3







Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1







урок усвоения новых знаний

Слово
учителя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: понятия пословицы и поговорки, загадки.

У м е т ь: отличать пословицу от поговорки, их отличительные признаки.




Написать песни, которые поют в вашей семье в праздники

11.09



4



 Пословицы и поговорки. Загадки. Теория. Малые жанры фольклора 


1

урок усвоения новых знаний

понятие пословицы, поговорки, загадки

отвечать на вопросы

отличать поговорку от загадки, пояснять афористичность пословиц

Подготовиться к устной работе, дать полный ответ на вопрос  «В чём красота и мудрость русских обрядов?».

13.09

5

Русский фольклор.

Р.Р. Развёрнутый ответ на вопрос «В чём красота и мудрость русских обрядов?».

1

Урок развития речи

Работа с планом ответа, говорение, иллюстрации к работе

Вопросы учителя и учащихся

инсценировать небольшие случаи из жизни с привлечением материала фольклора

Нарисо

вать иллюстрацию к учебнику пословиц

18.09

6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».    «Сказание о белгородском киселе». Отражение  народных идеалов в летописи.

Теория. Летопись.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение,
беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: жанры древнегреческой литературы; летопись.

У м е т ь: характеризовать содержание и проблематику “Повести временных лет”.


Рисунок к повести, уметь пересказать

20.09

 7



«Основание Киева». Повесть как исторический и литературный памятник Древней Руси.

1



урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: сказание как летописный жанр; содержание “Сказания о Белгородском киселе”.

У м е т ь: выполнять художественный пересказ текста

выразительно читать, пересказать

25.09

8

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1

урок усвоения новых знаний

Рассказ учителя, работа с учебником; выразительное чтение

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: жанровые особенности басни, понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория»

У м е т ь: анализировать басню

Биография Крылова, читать наизусть басни

27.09

9



10

И. А. Крылов. Басни

 «Свинья под дубом».

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» - Выражение народного духа и народной мудрости

 Теория. Мораль в басне, аллегория, иносказание..

1




1







урок усвоения новых знаний








Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование








Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть






З н а т ь: понятия «басня», «мораль», «аллегория»

У м е т ь: воспринимать и понимать характер героев басен








Подготовить инсценировки басен по группам, выучить наизусть

2.10

4.10

11


Р.Р. Обучение выразительному чтению басен И.А. Крылова. Инсценирование басен.



1



Урок развития речи



Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование


Выразительное чтение текстов басен


У м е т ь: воспринимать и понимать характер героев басен













Вспомнить фехи биографии поэта,

9.10

 12

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества

 Стихотворение «Зимнее утро».

1




урок усвоения новых знаний

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд- материалы; портреты, выставка книг

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания.

У м е т ь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему.

выучить наизусть

11.10

13

 
А. С. Пушкин
Цикл «Повести Белкина». «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Мысль названия произведения Пародирование романтических тем и мотивов.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь:

 историю создания всего цикла, содержание идейное и наполнение изучаемой повести 

Прочитать повесть , подумать над названием цикла повестей

16.10

14

А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова.

1

Урок развития речи

Слово
учителя; беседа по тексту

Вопросы учителя, задания в учебнике

знать. историческую и культурную основу произведения, особенности жанра произведения

дочитать «Дубровский»

18.10

15










А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».

Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости.

 Р.Р. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

Теория. Роль эпизода в повести

1










урок развития речи








Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному;

фрагменты из кинофильма «Дубровский»

Вопросы учителя, задания в учебнике







З н а т ь: понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы.

У м е т ь: составлять план событий, говорить о композиции романа. 

Ответить на вопросы учебника, прочитать эпизод пожара, образ Маши и Владимира

23.10

16

Романтическая история любви Владимира и Маши. 


1

урок усвоения новых знаний

анализировать авторскую позицию в тексте, работать с цитатами

анализировать авторскую позицию в тексте, работать с цитатами

Подготовиться к классному сочинению

25.10

17

А.С. Пушкин «Дубровский»Авторское отношение к героям.

Теория. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятия).

1





Урок развития речи

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание текстов, историю создания.

У м е т ь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

черновики сочинений

30.10

18

Р/р. Сочинение «О чем заставляет задуматься одно
из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»

1

Урок развития речи

Слово
учителя

З н а т ь: методику действий при написании творческой работы.

У м е т ь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Биографию рассказать и выучить «Листок»

1.11

19

М. Ю. Лермонтов. «Листок». . Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении  

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: биографические факты, понятие антитезы и метафоры, особенности истолкования поэтом темы одиночества содержание и тему стихотворения “Листок”; прием сравнения в композиции произведения.

У м е т ь: выразительно читать стихотворный текст.

читать выразительно по выбору

13.11

20







Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова. «Три пальмы» Теория. Двусложные и трехсложные рзмеры.

1







урок усвоения новых знаний




Слово учителя, комментированное чтение





Вопросы учителя, задания в учебника




З н а т ь: понятия “антитеза”, “метафора”; мотивы лирики поэта.

У м е т ь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.



Подготовиться к анализу стихотворения «Тучи»

15.11

21





Р.Р. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова. «Тучи»




1





Урок развития речи



Комментированное чтение и анализ прочитанного




 Вопросы учителя


З н а т ь: понятия “антитеза”, “метафора”; мотивы лирики поэта.

У м е т ь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства.

Читать одну из повестей Гоголя из сборника «Вечеров..»

20.11


22

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»


1


Урок внеклассного чтения


Комментированное чтение и анализ


характеризовать основные образы,  составлять план

Биография Тургенева, «Бежин луг»

22.11

23

И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

урок усвоения новых знаний

Комментированное чтение; аналитическая беседа, чтение наизусть

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии писателя; содержание рассказа, своеобразие цикла «З.О.»

У м е т ь: связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и изображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

читать статью, уметь рассказать

27.11

24

И.С. Тургенев «Бирюк».  Авторская позиция и способы ее проявления.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя, беседа

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание текстов, историю создания.

У м е т ь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

Читать «В дороге»

29.11

25







И.С. Тургенев  «В дороге». Авторская позиция и способы ее проявления.




1







урок усвоения новых знаний




Слово учителя, комментированное чтение; портреты,



Вопросы учителя, задания в учебнике,




З н а т ь: поэтов XIX–ХХ веков: Фета, Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского и Майкова.

У м е т ь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

Ответить на вопросы учебника, биография А.К..Толстого

4.12


26







А.К. Толстой Слово  о писателе. Баллада «

Василий Шибанов»






1






урок

усвоения новых знаний





выставка книг; музыкальные фрагменты


выразительное чтение








Факты биографии, творческая история произведения



 

дочитать

 «Василий Шибанов», статья учебника, уметь рассказать

6.12



27

А.К. Толстой. Баллада « Василий Шибанов». Образ Ивана Грозного. Тема Преданности и предательства.




1



урок закрепления зун

Слово учителя, комментированное чтение; портреты


Рассказать о творчестве писателя, выразительно читать балладу


Уметь анализировать прочитанное, введение новых понятий

Прочитать статью учебника о Некрасове, принести рисунки к его произведениям

11.12

28

Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения.

У м е т ь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля.


Образы крестьян в стихотворении, выписать

13.12

29






Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная
дорога». Своеобразие композиции стихотворения.


1






урок усвоения новых знаний



Беседа, комментированное чтение




Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть


З н а т ь: художественные особенности стихотворения.

У м е т ь: характеризовать стилистические средства



Выучить вступление наизусть, разобрать

18.12


30



Р.Р. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова. «Железная дорога» (вступление)



1




урок развития речи



Комментированное чтение




План анализа




Знать стилистические средства, средства выразительности речи, определять размер

Прочитать «Дедушка» и «Русские женщины» отрывок в учебнике

20.12




31





Вн.чт. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта.




1







урок внеклассного чтения





Ответы на вопросы







Вопросы учителя, задания в учебнике,




особенности декабристской темы в творчестве поэта, делать исторический коментарий тексту, находить тропы и речевые фигуры

Ответить на вопросы учебника, составить план ответа

25.12


32

Н. А. Некрасов.Героизация декабристской темы.

Теория. Диалог. Строфа.



1


урок усвоения нового материала


Чтение вслед за автором, комментарии и анализ



Чтение по ролям, анализ прочитанного



уметь анализировать, знать особенности исторического момента

Подготовить рассказ о Лескове

27.12

33








Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Анализ сказа. Гордость за русский народ.



1







урок усвоения новых знаний


Слово учителя, комментированное чтение; портрет, иллюстрации




Вопросы учителя, задания в учебнике




З н а т ь: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

У м е т ь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов.



характеристика главных героев сказа


34

«Портрет» Левши.

Его талант и трудолюбие.


Поэтический образ  героя- патриота.

1



1

урок усвоения новых знаний

Чтение по ролям; беседа по вопросам

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: понятие “речевая характеристика”.

У м е т ь: выполнять характеристику героя.

читать «Человек на часах»


35

Вн.чт

Н.С.Лесков. «Человек на часах»

1

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом

Вопросы учителя, задания в учебнике

У м е т ь: определять тему, основную мысль текста.

Биография, читать маленькие рассказы Чехова

36

А. П. Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».

Речь героев как источник юмора.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портреты Чехова 80-х годов

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: сведения из биографии Чехова; жанр юмористического рассказа.

У м е т ь: анализировать содержание.


Юмор в ТВ- ве Чехова

37

Вн.чт. А. П. Чехов. Рассказы «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника», «Пересолил» Роль детали

1




1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя; беседа по вопросам,

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приемы изображения комического.

У м е т ь: характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов.

подготовить вопросы по прочитанным произведениям

38

Жанр новеллы в зарубежной литературе. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1

Урок усвоения новых знаний

Проблемные задания различного уровня сложности

Вопросы учителя, задания в учебнике, тестирование

З н а т ь: содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа.

Главный герой , его письменная характеристика, в чем его особенность

39

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

1

Урок внеклассного чтения

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание повести.

У м е т ь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа

статью учебника , рассказы о Маяковском

40

В.В. Маяковский Слово о поэте. Лирика поэта.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии Маяковского; содержание стихотворений.

У м е т ь: анализировать прочитанное.

Выучить отрывок стихотворения

41

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии Маяковского, словотворчество

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение; портрет писателя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: биографические сведения о Маяковском;

У м е т ь: давать характеристику эпохе, ее проявление в творчестве поэта

приготовиться к анализу пр- ия

42

Р.Р. Анализ стихотворения В.Маяковского

1


урок развития речи

Комментированное и выразительное чтение; беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: основная мысль произведения; философский смысл названия.

У м е т ь: проводить сопоставительный анализ ; выражать свое отношение к прочитанному.

выучить по выбору, рассказать о творчестве поэтов

43

. С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке».

1


урок усвоения новых знаний

Слово учителя, чтение с комментариями учителя; беседа по содержанию. Аудиозаписи стихов

Вопросы учителя, задания в учебнике, чтение наизусть

З н а т ь: факты биографии Есенина,

У м е т ь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений.

Иллюстрации к стих-ию

44

С.А. Есенин. Стихотворение «Песнь о собаке». Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя и комментированное чтение, портрет поэта

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии поэта; тропы.

У м е т ь: проводить анализ .

Прочитать выразительно стихи о природе

45

Вн.чт Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…», Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град..», Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»).

1

урок усвоения новых знаний

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: понятие художественной детали.

У м е т ь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведениях поэтов 

особенности пейзажной лирики XIX века, понятие лирики как особого рода литературы

Выучить «Весна….»




46

Дж. Лондон. Слово о писателе. Повесть «Белый клык». Мир человека и мир природы в повести.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя и комментированное чтение, портрет писателя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия “посвящение”, “предисловие”; прием антитезы; композицию рассказа.

У м е т ь: охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя.

Биография Лондона, читать «Белый клык»

47

Дж. Лондон. Повесть «Белый клык». Искусство автора в изображении  животных.

1

урок усвоения новых знаний

Беседа-раз-мышление по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: смысл названия рассказа.

У м е т ь: составлять устный портрет литературного героя.

сопоставит прочитанное, приготовиться к анализу пр- ий

48

А.П.Платонов . Слово о писателе. Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.

1



1

Урок усвоения нового

Беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание текстов; понятие нравственного выбора.

У м е т ь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.

Читать «В прекрасном и яростном мире», читать учебник

49

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни.

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии писателя; содержание рассказа.

У м е т ь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении.

В чем нравственность прочитанного?

50

Р.Р. Анализ  прозаического произведения.

1

урок развития речи

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: факты биографии писателя; содержание рассказа.

У м е т ь: в ролевом чтении передать характеры персонажей, интонационно подчёркивая простодушие, наивность, непосредственность, формулировать собственное отношение к персонажам

Чит. «Алые паруса»

51

. А.С.Грин  «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

1


урок усвоения новых знаний

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций

Вопросы учителя, задания в учебнике,

З н а т ь: сведения о жизни и творчестве А.Грина;  понятие и характеризовать образы, пояснять символику романтическом и реалистическом

выразительно читать эпизод встречи героев


52

Вн.чт. Душевная чистота главных героев феерии А.Грина «Алые паруса»

1



урок внеклассного чтения

Слово учителя, комментированное чтение

Вопросы учителя, задания в учебнике,

Знать . Отношение автора к Делать целостный анализ текста героям, выборочно пересказать

Биография Пришвина, «Кладовая солнца» 1- 3 часть

53

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

Урок усвоения нового

Слово учителя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: тема и основная мысль текста.

У м е т ь: составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.

Образы героев, составить характеристику

54

Образ природы в сказке-были  «Кладовая солнца».

Р.Р. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1




урок усвоения новых знаний

Задания дифференцированного типа

Вопросы учителя, задания в учебнике

Знать функцию картин природы в тексте, план характер анализировать эпизод, выразительно читать фрагменты, характеризовать нравственные проблемы, поднятые автором истики эпизода  

Смысл рассказа о Ели и Сосне

55

Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

Теория. Символическое содержание пейзажных образов.

1





Урок закрепления зун

Слово учителя, беседа по прочитанному

Вопросы учителя, задания в учебнике

особенности композиции, философский смысл заглавия произведения

создавать иллюстрации по прочитанному, составлять план и писать по нему сочинение

Собрать материал к сочинению

56

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке - были Пришвина «Кладовая солнца».

1

урок повторения и обобщения полученных знаний

Задания дифференцированного типа

Вопросы учителя, задания в учебнике, написание сочинения

особенности пейзажа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина

анализировать пейзажные выявлять их роль в раскрытии проблематики произведения

Выразительное чтение стихов Рубцова

57

. Вн.чт. Н.М.Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины и природы в поэзии Рубцова

1

урок усвоения новых знаний

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание стихотворений, владеть навыками анализа текста.

Рисунки на военную тематику

58

В.Г.Распутин  «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

1




урок усвоения новых знаний

вехи творческой биографии писателя, историю создания рассказа, отражение в рассказе послевоенного времени

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание произведения. Владеть навыками анализа текста

характеризовать героя рассказа, составлять его  устный литературный портрет, читать эпизоды по ролям

Охарактеризовать эпоху в рассказе, привести примеры


59

Нравственные проблемы рассказа. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

1

Урок внеклассного чтения

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

составлять краткий конспект слов учителя

Вопросы учителя, задания в учебнике

З н а т ь: содержание произведения. Владеть навыками анализа текста

смысл названия, особенности нравственной проблематики произведения проводить сопоставительный анализ образов, пересказывать эпизоды, характеризовать внутренний мир персонажа

Собрать материал к сочинению

60

61

Р.р. Классное сочинение по повести Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в произведениях.

Теория. Рассказ, сюжет (развитие понятия).

2

урок повторения и обобщения полученных знаний

Беседа


Составление плана сочинения, подбор материала из текста

Вопросы учителя, план

З н а т ь: теоретико-литературные понятия,

У м е т ь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения.

отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение

Прочитать любые стихи и рассказы о войне

62

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. (стихотворения Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», Самойлов «Сороковые»).

1

Урок усвоения новых знаний

факты военной биографии поэтов-фронтовиков, особенности изображения военных событий в лирике поэтов

работать с иллюстративным материалом, составлять таблицу

выразительно читать стихотворные тексты, осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений

Рассказать о Тукае из курса тат. Лит., его стихи прочитать

63

Лирика Г.Тукая (стихотворения «Родная деревня», «Книга») и К.Кулиева (стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…»).

Теория. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

1

Урок усвоения новых знаний

факты из жизни национальных поэтов, понятие об общечеловеческом м национальном в литературе разных народов

сопоставлять лирику с близкими по тематике живописными и музыкальными произведениями

анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности, выразительно читать наизусть, давать культурологический комментарий

Почему его считают общенациональным поэтом?

64

Вн.чт. Ф.Искандер  «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1

Урок усвоения новых знаний

биографическую справку о писателе, особенности его писательской манеры  

участвовать в дискуссии

инсценировать эпизоды, давать нравственную оценку поступкам героя

Читать «!3 подвиг Геракла»

65

А.А.Ахматова « Перед весной бывают дни такие…».

Р.Р. Обучение анализу стихотворения

1

Урок развития речи

особенности пейзажной лирики А.А.Ахматовой, план анализа стихотворения  

строить собственное монологическое высказывание

анализировать стихотворение по плану

Биография поэта, читать рассказы Шукшина

66



67

В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критики».


Образ «странного» героя в литературе.

1



1

Урок усвоения нового

биографическую справку о писателе, понятие о «странном» герое в творчестве автора

анализировать образы, давать морально-нравственную оценку их поступкам

Участвовать в беседе

«чудики» Шукшина, в чем их чудоковатость?

68

О Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов».

1

Урок усвоения нового

вехи творческой биографии писателя, историю создания рассказа, отражение в рассказе послевоенного времени

Читать, анализировать, отвечать на вопросы учителя

Знать биографические данные, знать основные произведения, уметь отвечать на вопросы, находить средства выразительности

Читать статью, пересказать

69

О Генри. Рассказ «Дары волхвов». Смысл название рассказа. Любовь как дар, жертвенная сущность любви

1

Урок закрепления зун

Ответы на вопросы учебника, иллюстрирование к тексту

Читать, анализировать, отвечать на вопросы учителя

пересказывать эпизоды, давать характеристику героям, проводить сопоставительный анализ образов, характеризовать

Подготовить пересказ

70

Путешествие по стране Литературии. Задания для летнего чтения

Резервный урок.

. Урок закрепления зун

теоретико-литературные понятия, изученные за курс 6 класса, историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях

владеть монологической речью, приводить примеры, подбирать аргументы

пересказывать эпизоды, давать характеристику героям, проводить сопоставительный анализ образов, характеризовать поэтику литературного произведения

                         


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Устные ответы

«5» ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

«4» ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.  

«3» ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

«2» ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.  

Контрольные и самостоятельные работы

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Сочинения

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более3-4 речевых недочетов.

Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.  

Допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки,  а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,  или 8 орфографических и 6 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибки.

Тестовые задания

«5» - 90 – 100 %

«4» - 78 – 89 %

«3» - 60 – 77 %

«2» - менее 59%

График контрольных работ

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Классное сочинение «Защита человеческой личности» по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

2

Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

3

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

4

Классное сочинение по повести В.Г.Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в произведениях.


 

Источники информации и средства обучения.

Для учителя

  1. Волков С.В. Готовясь к уроку литературы. – М: МЦНМО, 2008.
  2. Демиденко Е.Л. Литература 5-9 класс: Новые контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2007.
  3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, Н.Л.Карнаух и др. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.:ВАКО, 2009.
  5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. - М., 2004.
  6. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. - М., 2009.
  7. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М., 2004.
  8. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: Кн. для учителя. - М., 1983.
  9. Скубачевская Л.А., Слаутина Н.В., Надозирная Т.В. и др. ЕГЭ. Литература: универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2010.
  10. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы.
  11. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Н.С.Королева. – М.: ВАКО, 2010.
  12. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы: 6 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  13. Полухина В.П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2001.
  14. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Для учащихся

  1. Бирюкова С.К. Культурологический словарик русского языка. Читаю книги по-настоящему. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Володин В.А. Энциклопедия для детей в 15 тт. Т.15. Всемирная литература. – М.: Аванта +, 2005.
  3. Галкин А.Б. Русские писатели. – М.: Белый город, 2007.
  4. Зарубежная литература / Под ред. О.Ю.Пановой. – М.: Росмэн-Пресс, 2008.
  5. Русские писатели / Под ред. Л.Поликовской, Т.Евсеевой, А.Пикуль. – М.: Мир энциклопедий Аванта +; Астрель, 2009.
  6. Шульговский Н.Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008.  


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....