план-конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
разработка урока по теме"Повесть Г.Бакланова "Навеки-девятнадцатилетние".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
http//www.nsportal.ru/Mamaevagal
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Повесть Г. Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние»
1. ФИО (полностью) Мамаева Галина Анатольевна
2. Место работы МОАУ СОШ №20
3. Должность учитель
4. Предмет литература
5. класс 9
6. Тема и номер урока Тема «Литература периода Великой Отечественной
в теме войны», урок №2
7.Базовый учебник Литература 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной.
М. «Просвещение» 2010г.
8. Цель урока: уяснить нравственные уроки Г. Бакланова, главные ценности, о которых говорит писатель
9.Задачи:
- Обучающие: обосновать смысл названия произведения, определить место фронтовой прозы в современной литературе, совершенствовать умение анализировать текст.
- Развивающие: способствовать развитию творческого мышления ученика и познавательного интереса к предмету.
- Воспитательные: вызвать у детей размышления о прошлом, переживания, душевный отклик.
10. Тип урока. Урок развития умений и навыков
11. Формы работы учащихся. Групповая работа.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
13. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
На доске эпиграф:
«Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?»
(С.Щипачев «Павшим»)
- Вступительное слово учителя
Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами – обязанность всех живущих на Земле. Поэтому сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к страницам, опаленным войной. Будем анализировать произведение Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние».
- Каких писателей или поэтов, рассказывающих о войне, вы знаете?
- Каково место фронтовой прозы в советской литературе?
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Эту почетную миссию с честью выполнила фронтовая проза. Бакланов принадлежал к поколению фронтовых писателей. Книги о войне – тоже памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, учат высокой нравственности. Писатели и поэты вновь и вновь возвращаются к теме войны.
«Не за победными трофеями возвращаются снова и снова сегодняшняя литература на поле давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать! Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, спасший нашу Землю от фашистского нашествия, какими они были, солдаты нашей армии, а были они молодыми.» (В.Кондратьев)
На их долю выпало это суровое, страшное, военное время. Они, молодые, вынесли на своих плечах тяжелое бремя войны. Именно 18-20-летние навеки успокоились в братских могилах. Известно из статистики, что их, рожденных в 1922-1925г, вернулось с войны лишь трое на сотню. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем им, которые «прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах».
- Объясните смысл названия произведения
Погибают молодые, девятнадцатилетние. Через образ В Третьякова Бакланов рассказывает о целом поколении, поколении, получившем право на портрет.
- Какова композиция повести?
Композиция повести кольцевая, так как начало произведения предвосхищает его конец. Участники экспедиции, снимавшие фильм о войне, случайно нашли останки солдат. «Живые стояли у края вырытой траншеи, а он сидел внизу». По зеленой от окиси пряжке только и смогли определить, что это советский офицер. Его имя, его жизнь остались неизвестны никому. И автор своей повестью пытается исправить эту ошибку, дав герою имя, фамилию, судьбу. (В.Третьяков)
- Давайте обратимся к образу главного героя повести.
- Каким мы увидели лейтенанта В.Третьякова?
- Каков он в бою?
- Что о нем думают его боевые товарищи?
Работа в группах.
1 группа:
Главного героя, лейтенанта В. Третьякова, Бакланов наделяет всеми чертами характера(смелостью, стойкостью, честностью), которые были присущи русским солдатам, вынесшим на плечах своих все тяготы войны. В центре повествования один год жизни девятнадцатилетнего, еще не совсем опытного лейтенанта Третьякова. Возглавив батарею, он чувствовал в сложные минуты, что «не кто-то другой, кого в душе чертыхать можно, отвечал за него, а он сам командовал людьми» и поэтому был в ответе за них. Третьяков боялся ошибиться , т.к. знал, что война ошибок не прощает. Но он испытывал и чувство стыда за свои порой мальчишеские действия, например: «Под мост полез, что-то кричал… Проще было сесть рядом с трактористом и спокойно вести батарею: и шуму меньше, и толку больше». Такая сложность и неуверенность возникала от того , что Третьяков в первое время чувствовал себя еще чужим среди бойцов. И только потом он проявит и умение, и храбрость, и стратегическое мышление, и силу духа. Писателю удалось показать не только тяготы войны, но и азарт девятнадцатилетнего командира, его бодрость, свойственную молодости, его оптимизм. Ненадолго герой Бакланова оказывается выключенным из военной обстановки, когда после ранения попадает в госпиталь, где ему суждено было пережить первую в своей жизни, но непродолжительную любовь. Третьяков, прежде всего, «человек во плоти и крови, но сердце у него не в разладе с сознанием». Это личность цельная, с повышенным чувством совести: для него она и компас поведения и судья содеянного.
Атраковский «глядя в добрые глаза этого мальчика, в глубине суровые», много повидавшие, скажет: «Вот эти люди, а не какие-то особые, другие, и есть та единственная сила, способная все одолеть, с какой готовностью к самопожертвованию подымается эта сила всякий раз в роковые мгновения, когда гибель грозит всему».
- Батальные сцены обрамляют госпитальные.
- Для чего?
Через фронтовые и госпитальные сцены автор показывает, каков наш герой. А он совет еще мальчишка: тоскует по матери и сестре. Это чувство свойственно каждому человеку, особенно девятнадцатилетнему юноше.
- - О чем рассказывает автор через философские размышления героя?
Через философские размышления главного героя показана никчемность войны, которой могло бы не быть. И Бакланов продолжает толстовскую традицию, заставляя своего героя мучительно размышлять над смыслом войны и мира. И снова бой, на этот раз последний в жизни лейтенанта. Снова непоказное мужество. На миг предстает перед ним небо, как когда-то перед Болконским: «…высоко над головою, в высоком ослепительном небе, строй за строем шли белые кучевые облака. Как хорошо в мире. Боже ты мой, как просторно! Он словно впервые вот так все увидел». Но вот прогремела автоматная очередь, и, как подкошенный, падает Третьяков. Он, как и многие другие, очень хотел жить, любить, радоваться жизни, а не умирать: недолюбив, недочитав, недокурив последней сигареты».
- Вывод:
Через фронтовые и госпитальные сцены, через философские размышления автор рассказывает о целом поколении, которое «имеет право на портрет».
Сегодня на уроке мы вместе с героем прожили небольшой отрезок его жизни, вместе с ним радовались, огорчались, страдали..
Литературовед Юрий Болдырев писал: «Если человечество перестанет чувствовать чужую боль, оно истечет кровью. И пока мы способны сопереживать, страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы - человечество. Книги Г.Бакланова говорят о связи поколений, о жизни, о правде, о совести. Они заставляют думать о войне, но и о том, как нам жить сейчас, чтобы не было стыдно перед молодыми, навеки девятнадцатилетними, погибшими во имя нашей жизни.
Я живу в тиши, одетый, сытый,
В теплом учреждении служу.
Лейтенант рискует быть убитым,
Я – из риска слова не скажу.
Бой идет. Кончаются снаряды.
Лейтенант выходит на таран.
Я – не лезу в спор, где драться надо.
Не простит меня мой лейтенант!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План-конспект открытого урока по литературе
"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...
План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...