план-конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

разработка урока по теме"Повесть Г.Бакланова "Навеки-девятнадцатилетние".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

http//www.nsportal.ru/Mamaevagal

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Повесть Г. Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние»

1. ФИО (полностью)         Мамаева Галина Анатольевна

2. Место работы                МОАУ СОШ №20

3. Должность                      учитель

4. Предмет                          литература

5. класс                                9

6. Тема и номер урока      Тема «Литература периода Великой Отечественной                       

     в теме                              войны», урок №2

7.Базовый учебник           Литература 9 кл: учебник для общеобразовательных                                                     учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной.

М. «Просвещение» 2010г.

8. Цель урока: уяснить нравственные уроки Г. Бакланова, главные ценности, о которых говорит писатель

9.Задачи:

  1. Обучающие: обосновать смысл названия произведения, определить место фронтовой прозы в современной литературе, совершенствовать умение анализировать текст.
  2. Развивающие: способствовать развитию творческого мышления ученика и познавательного интереса к предмету.
  3. Воспитательные: вызвать у детей размышления о прошлом, переживания, душевный отклик.

10. Тип урока.  Урок развития умений и навыков

11. Формы работы учащихся. Групповая работа.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

13. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

На доске эпиграф:

«Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?»

(С.Щипачев «Павшим»)

  1. Вступительное слово учителя

Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами – обязанность всех живущих на Земле. Поэтому сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к страницам, опаленным войной. Будем анализировать произведение Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние».

- Каких писателей или поэтов, рассказывающих о войне, вы знаете?

- Каково место фронтовой прозы в советской литературе?

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Эту почетную миссию с честью выполнила фронтовая проза. Бакланов принадлежал к поколению фронтовых писателей. Книги о войне – тоже памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, учат высокой нравственности. Писатели и поэты вновь и вновь возвращаются к теме войны.

«Не за победными трофеями возвращаются снова и снова сегодняшняя литература на поле давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать! Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, спасший нашу Землю от фашистского нашествия, какими они были, солдаты нашей армии, а были они молодыми.» (В.Кондратьев)

На их долю выпало это суровое, страшное, военное время. Они, молодые, вынесли на своих плечах тяжелое бремя войны. Именно 18-20-летние навеки успокоились в братских могилах. Известно из статистики, что их, рожденных в 1922-1925г, вернулось с войны лишь трое на сотню. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем им, которые «прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах».

- Объясните смысл названия произведения

Погибают молодые, девятнадцатилетние. Через образ В Третьякова Бакланов рассказывает о целом поколении, поколении, получившем право на портрет.

- Какова композиция повести?

 

Композиция повести кольцевая, так как начало произведения предвосхищает его конец. Участники экспедиции, снимавшие фильм о войне, случайно нашли останки солдат. «Живые стояли у края вырытой траншеи, а он сидел внизу». По зеленой от окиси пряжке только и смогли определить, что это советский офицер. Его имя, его жизнь остались неизвестны никому. И автор своей повестью пытается исправить эту ошибку, дав герою имя, фамилию, судьбу. (В.Третьяков)

  1. Давайте обратимся к образу главного героя повести.

- Каким мы увидели лейтенанта В.Третьякова?

- Каков он в бою?

- Что о нем думают его боевые товарищи?

Работа в группах.

1 группа:

Главного героя, лейтенанта В. Третьякова, Бакланов наделяет всеми чертами характера(смелостью, стойкостью, честностью), которые были присущи русским солдатам, вынесшим на плечах своих все тяготы войны. В центре повествования один год жизни девятнадцатилетнего, еще не совсем опытного лейтенанта Третьякова. Возглавив батарею, он чувствовал в сложные минуты, что «не кто-то другой, кого в душе чертыхать можно, отвечал за него, а он сам командовал людьми» и поэтому был в ответе за них. Третьяков боялся ошибиться , т.к. знал, что война ошибок не прощает. Но он испытывал и чувство стыда за свои порой мальчишеские действия, например: «Под мост полез, что-то кричал… Проще было сесть рядом с трактористом и спокойно вести батарею: и шуму меньше, и толку больше». Такая сложность и неуверенность возникала от того , что Третьяков в первое время чувствовал себя еще чужим среди бойцов. И только потом он проявит и умение, и храбрость, и стратегическое мышление, и силу духа. Писателю удалось показать не только тяготы войны, но и азарт девятнадцатилетнего командира, его бодрость, свойственную молодости, его оптимизм. Ненадолго герой Бакланова оказывается выключенным из военной обстановки, когда после ранения попадает в госпиталь, где ему суждено было пережить первую в своей жизни, но непродолжительную любовь. Третьяков, прежде всего, «человек во плоти и крови, но сердце у него не в разладе с сознанием». Это личность цельная, с повышенным чувством совести: для него она и компас поведения и судья содеянного.

Атраковский «глядя в добрые глаза этого мальчика, в глубине суровые», много повидавшие, скажет: «Вот эти люди, а не какие-то особые, другие, и есть та единственная сила, способная все одолеть, с какой готовностью к самопожертвованию подымается эта сила всякий раз в роковые мгновения, когда гибель грозит всему».

  1. Батальные сцены обрамляют госпитальные.

- Для чего?

Через фронтовые и госпитальные сцены автор показывает, каков наш герой. А он  совет еще мальчишка: тоскует по матери и сестре. Это чувство свойственно каждому человеку, особенно девятнадцатилетнему юноше.

  1. - О чем рассказывает автор через философские размышления героя?

Через философские размышления главного героя показана никчемность войны, которой могло бы не быть. И Бакланов продолжает толстовскую традицию, заставляя своего героя мучительно размышлять над смыслом войны и мира. И снова бой, на этот раз последний в жизни лейтенанта. Снова непоказное мужество. На миг предстает перед ним небо, как когда-то перед Болконским: «…высоко над головою, в высоком ослепительном небе, строй за строем шли белые кучевые облака. Как хорошо в мире. Боже ты мой, как просторно! Он словно впервые вот так все увидел». Но вот прогремела автоматная очередь, и, как подкошенный, падает Третьяков. Он, как и многие другие, очень хотел жить, любить, радоваться жизни, а не умирать: недолюбив, недочитав, недокурив последней сигареты».

  1. Вывод:

Через фронтовые и госпитальные сцены, через философские размышления  автор рассказывает о целом поколении, которое «имеет право на портрет».

Сегодня на уроке мы вместе с героем прожили небольшой отрезок его жизни, вместе с ним радовались, огорчались, страдали..

Литературовед Юрий Болдырев писал: «Если человечество перестанет чувствовать чужую боль, оно истечет кровью. И пока мы способны сопереживать, страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы - человечество. Книги Г.Бакланова говорят о связи поколений, о жизни, о правде, о совести. Они заставляют думать о войне, но и о том, как нам жить сейчас, чтобы не было стыдно перед молодыми, навеки девятнадцатилетними, погибшими во имя нашей жизни.

Я живу в тиши, одетый, сытый,

В теплом учреждении служу.

Лейтенант рискует быть убитым,

Я – из риска слова не скажу.

Бой идет. Кончаются снаряды.

Лейтенант выходит на таран.

Я – не лезу в спор, где драться надо.

Не простит меня мой лейтенант!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе

"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...

План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"

Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...