Образ матери в поэзии, музыке и живописи
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Литературно-художественный вечер в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_materi_v_poezii.doc | 60.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образ матери в поэзии, музыке и живописи
(литературно-художественный вечер
в 10 классе)
Цели:
Задачи:
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.
Эпиграф на доске:
Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чье имя – Мать.
М. Джалиль
Зрительный ряд: на стенде «В мире искусств» репродукции Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской», Х.Якупова «Портрет матери», К.Петрова-Водкина «Мать», «1918 год в Петрограде», Н.Рерих «Матерь Мира», А.А.Дейнека «Мать».
Музыкальное сопровождение: Луиза Хайрутдинова «Энием», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», Р.Еникеев «Ария ре мажор»
Художественное слово: А.Яшина «Молитва Матери», Р.Миннуллин «Эни кирэк», М.Рябинин «Поклонись до земли своей матери»,В.Берестов «Женщина с ребенком на руках», Г.Рублев «Ариозо матери»
Предварительные задания:
- подготовить короткие сообщения о художниках Ф.Рокотова, Х.Якупова, Ф.Рокотова; А.Дейнека, К.Петрова-Водкина
- подготовить стихи, посвященные матери;
- написать сочинения на тему «Что значит для меня мама?»
Ход вечера.
Учащиеся входят в класс под музыку Р.Еникеева «Ария ре мажор».
ВЕДУЩИЙ:
- Здравствуйте! Сегодняшний вечер мы посвящаем образу матери. Кто как не мать является хранителем семейного очага, атмосферы тепла и уюта. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из присутствующих ощутил сопричастность с великими творениями искусства. Мы уже знаем, что живопись, музыка, поэзия охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и поэтов, равно так же, как музыка и поэзия будит фантазию художников. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства близка каждому человеку.
Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Многие писатели и поэты, художники и музыканты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.
Эпиграфом к вечеру мы взяли такие слова из стихотворения М.Джалиля:
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать
Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего вечера.
Слайд № 1. Н.Рерих «Матерь Мира».
1 чтец.
- К образу Матери Мира — вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество, Н.К. Рерих обращался неоднократно и в своей живописи, и в своих очерках. В его книгах «Держава Света» и «Твердыня пламенная» можно найти такие строки:
«На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.
Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»
«Обойдя все круги Дантовы, придем мы к сотрудничеству. Сотрудничество, сострадание, та же любовь. Заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь - Матерь Мира. Неисчерпаемая, любовь творящая, создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности, поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».
2 чтец. Под звуки музыки С.Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся» ученик читает стихотворение Александры Яшиной »Молитва матери».
В комнате матери нет иконы,
Она не бьёт никому челом,
Ни ранним утром,
Ни перед сном,
Не отвешивает поклоны.
Но светлую эту молитву,
Мы видим в её глазах,
Она звучит в её голосе,
Денно и нощно.
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые,
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная , в грудь мою,
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы,
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочь мою,-
На каждый характер хватило,
На все их сомнения
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты – мать,
Ты меня понимаешь…
ВЕДУЩИЙ:
- На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, ведь дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.
Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.
- Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я ее очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от нее секретов.
- Для меня мама - самый дорогой человек на свете. Когда я прихожу домой из школы, для меня наступают райские минуты. Я маме многим обязана. Я маму больше всего ценю на свете.
- Для меня мама много значит. Без ее любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, она меня всегда поддерживае . Мама для меня - это жизнь.
- Родители - это как две руки у человека. Если нет кого-то из них - уже как-то не так, что-то не так в мире. Родители - это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить, уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.
Слайд № 2. А.А.Дейнека «Мать».
3 чтец.
- В 1932 г. Александр Александрович Дейнека создал картину «Мать» – одно из лучших своих произведений. В своей картине художник стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности.
До сих пор нельзя без волнения смотреть на простой и в то же время очень нежный образ матери с ребенком на руках.
4 чтец. Ученик читает стихотворение В.Берестова «Женщина с ребенком на руках».
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей– то добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках –
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на рука.
Все на свете метится следами,
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках –
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Слайды № 3 и 4. К.Петров-Водкин «Мать», «1918 год в Петрограде».
- Эти картины, тоже написанная русским художником Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1915 и в 1920 году, передают материнскую заботу и любовь.
Картина «Мать» была написана , когда шла первая Мировая война. На ней изображена кормящая мать. Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной. Бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде. Именно в этой простоте таится поэзия жизни.
Картина «1918 год в Петрограде». Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо матери спокойно, даже простодушно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг и преисполнен надежды и веры в жизнь. Своей картиной художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.
В тяжелые, голодные годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ
Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и
простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских
древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные
листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти
написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы,
объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.
Мне показалось, что стихотворение «Женщина с ребенком на руках» и картины К.Петрова-Водкина очень созвучны. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.
Слайд № 4. Х.Якупов «Портрет матери»
5 чтец.
- На картине известного татарского художника Харриса Якупова вы видите портрет его матери. Это одно из самых лирических, глубокий по силе чувств произведений художника, в котором он отразил непосредственное личное отношение к героям картины: уважение к матери, нежность в своим маленьким сыновьям, один из которых, годовалый малыш, приютился на коленях у бабушки, сжимая пухлыми ручками плюшевого мишку, а другой, постарше, - сидит за столом. Это картина очень близка к жизни: сама ситуация была не придуманной.
Заботливая бабушка, еще по-молодому статная и красивая, с добрым и волевым лицом, ласковые внуки, атмосфера уюта, тепла и достатка в доме.
Звучит песня «Энием», музыка Луизы Хайрутдиновой, слова Роберта Миннуллина.
ВЕДУЩИЙ:
- Что может быть на свете священнее, чем мать. Для любого из нас – ребенка, подростка, юноши или взрослого, - мать самый родной, самый дорогой человек на свете, давший нам самое ценное – жизнь.
Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получившие во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его гибель и всю жизнь надеялись на чудо – чудо поскрешения.
6 чтец. Ученик читает стихотворение Р.Миннуллина "Эни кирэк".
Коннэр якты булсын очен,
Йокы татлы булсын очен -
Эни кирэк.
Жил-янгырдан саклар очен,
Усаллардан яклар очен
Эни кирэк.
Ашлар тэмле булсын очен,
Донья ямьле булсын очен
Эни кирэк.
Голлэр чэчэк атсын очен,
Бэхет - шатлык артсын очен
Эни кирэк, эни кирэк.
Ин кадерле Кеше жирдэ -
Эни, димэк!
ВЕДУЩИЙ:
- Женщина и война… Что может быть противоестественнее? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы.
7 чтец.
Звучит отрывок из поэмыГ.Рублева "Нам нужен мир".
«Ариозо матери».
Все люди спят,
Но мать не спит сейчас,
И не смыкает мать усталых глаз.
Была война,
Был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем Родину свою.
Пред ним открыто было сто дорог –
Он быть ученым мог,
Он стать поэтом мог…
Но верит мать и ждет –
Раздастся в двери стук,
И сын вернется вдруг.
Все люди спят.
Но мать не спит сейчас.
И льются слезы из усталых глаз.
И много дней, и много лет
Она все сына ждет.
А сына нет.
Слайд № 6. А. Мыльникова « Прощание».
Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.
Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.
Сколько их матерей России не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок. Читая стихи о материнском горе и опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся стоны и крики ужаса, и над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби стоит согбенная фигура матери. О силе материнского чувства точно и ёмко сказано в стихотворении Николая Благова.
/ звучит музыка песни « Журавли» /
8 чтец.
- Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.
Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.
ВЕДУЩИЙ:
- Сколько их матерей России не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок. Читая стихи о материнском горе и опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся стоны и крики ужаса, и над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби стоит согбенная фигура матери.
Обратим внимание на эпиграф. М.Джалиль писал: " Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать".
Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах.
Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в поэзии, музыке и живописи
Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах....
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...
"Образы защитников Отечества в музыке, живописи, поэзии" (в рамках преемственности)
Интегрированное занятие для старших дошкольников....
Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Зима в поэзии, музыке и живописи».
Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов. Задачи:- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, пос...
дополнительный материал к уроку "Музыка сестра живописи"
Дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...