Образ матери в поэзии, музыке и живописи
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Литературно-художественный вечер в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_materi_v_poezii.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образ матери в поэзии, музыке и живописи

(литературно-художественный вечер

в 10 классе)

Цели:

Задачи:

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер.

Эпиграф на доске:                                

                                                                                           Мы будем вечно прославлять                                                                                            

                                                                                            ту женщину, чье имя – Мать.

                                                                                                                   М. Джалиль

Зрительный ряд: на стенде «В мире искусств» репродукции Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской», Х.Якупова «Портрет матери», К.Петрова-Водкина «Мать»,  «1918 год в Петрограде», Н.Рерих «Матерь Мира», А.А.Дейнека «Мать».

Музыкальное сопровождение: Луиза Хайрутдинова «Энием», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», Р.Еникеев «Ария ре мажор»

Художественное слово: А.Яшина «Молитва Матери», Р.Миннуллин «Эни кирэк», М.Рябинин «Поклонись до земли своей матери»,В.Берестов «Женщина с ребенком на руках», Г.Рублев «Ариозо матери»

Предварительные задания:

     - подготовить короткие сообщения о художниках Ф.Рокотова, Х.Якупова, Ф.Рокотова; А.Дейнека, К.Петрова-Водкина

     - подготовить стихи, посвященные матери;

     - написать сочинения на тему «Что значит для меня мама?»

     

Ход вечера.

     Учащиеся входят в класс под музыку Р.Еникеева «Ария ре мажор».

     ВЕДУЩИЙ:

    - Здравствуйте! Сегодняшний вечер мы посвящаем образу матери. Кто как не мать является хранителем семейного очага, атмосферы тепла и уюта. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из присутствующих ощутил сопричастность с великими творениями искусства. Мы уже знаем, что живопись, музыка, поэзия охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и поэтов, равно так же, как  музыка и поэзия будит фантазию художников. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства  близка каждому человеку.

      Мама… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Многие писатели и поэты, художники и музыканты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

      Эпиграфом к вечеру мы взяли такие слова из стихотворения М.Джалиля:

  Мы будем вечно прославлять                                                                                                                                                          ту женщину, чье имя – Мать

        Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего вечера.

                                                             

  Слайд № 1.  Н.Рерих «Матерь Мира».

1 чтец. 

     - К образу Матери Мира — вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество, Н.К. Рерих обращался неоднократно и в своей живописи, и в своих очерках. В его книгах «Держава Света» и «Твердыня пламенная» можно найти такие строки:

     «На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику.

     Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»

«Обойдя все круги Дантовы, придем мы к сотрудничеству. Сотрудничество, сострадание, та же любовь. Заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь - Матерь Мира. Неисчерпаемая, любовь творящая, создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности, поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, сотрудничество; спешащих во Благо; несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати».

2 чтец. Под звуки музыки С.Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся» ученик читает стихотворение Александры  Яшиной »Молитва матери».

 

В комнате матери нет иконы,

Она не бьёт никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном,

Не отвешивает поклоны.

Но светлую эту молитву,

Мы видим в её глазах,

Она звучит в её голосе,

Денно и нощно.

Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе,

Око недремлющее,

Голос мягкий, отходчивый, ласковый,

Руки крепкие, незлобивые,

Очень трудно матерью быть!

Не власти прошу,

Не за деньги стою.

Вдохни, сердобольная , в грудь мою,

Столько любви и силы,

Чтоб до могилы,

На всю семью –

На мужа, на сына, на дочь мою,-

На каждый характер хватило,

На все их сомнения

И смятения,

На спотыкания и причуды,

На завихрения

И остуды.

Только любовь раскрывает сердца,

Лишь перед ней отступает горе.

Мне нужно очень много любви.

Ты – мать,

Ты меня понимаешь…

 ВЕДУЩИЙ:

     - На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, ведь дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.

     Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

     - Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я ее очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от нее секретов.

     - Для меня мама - самый дорогой человек на свете. Когда я прихожу домой из школы, для меня наступают райские минуты. Я маме многим обязана. Я маму больше всего ценю на свете.

     - Для меня мама  много значит. Без ее любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, она меня всегда поддерживае . Мама для меня - это жизнь.

     - Родители - это как две руки у человека. Если нет кого-то из них - уже как-то не так, что-то не так в мире. Родители - это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить, уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

     

Слайд № 2.  А.А.Дейнека «Мать».

3 чтец.  

     - В 1932 г. Александр  Александрович Дейнека создал картину «Мать» – одно из лучших своих произведений. В своей картине художник стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности.

        До сих пор нельзя без волнения смотреть на простой и в то же время очень нежный образ матери с ребенком на руках.

4 чтец. Ученик читает стихотворение В.Берестова «Женщина с ребенком на руках».

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей– то добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

 

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на рука.

Все на свете метится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках –

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.


Слайды № 3 и 4. К.Петров-Водкин «Мать», «1918 год в Петрограде».

      - Эти картины, тоже написанная русским художником Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1915  и в 1920 году, передают материнскую заботу и любовь.

     Картина  «Мать» была написана , когда шла первая Мировая война.  На ней изображена кормящая мать. Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной. Бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде. Именно в этой простоте таится поэзия жизни.

      Картина «1918 год в Петрограде». Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо матери спокойно, даже простодушно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг и преисполнен надежды и веры в жизнь. Своей картиной художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

     В тяжелые, голодные годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ
Богоматери, названный им "Петроградская мадонна". В нем воплотились и
простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских
древних икон. За окном - Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные
листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти
написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы,
объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон. В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира - он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор.
   Мне показалось, что стихотворение
«Женщина с ребенком на руках» и картины К.Петрова-Водкина очень созвучны. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.  

 

Слайд № 4. Х.Якупов «Портрет матери»

5 чтец.

     - На картине известного татарского художника Харриса Якупова вы видите портрет его матери. Это одно из самых лирических, глубокий по силе чувств произведений художника, в котором он отразил непосредственное личное отношение к героям картины: уважение к матери, нежность в своим маленьким сыновьям, один из которых, годовалый малыш, приютился на коленях у бабушки, сжимая пухлыми ручками плюшевого мишку, а другой, постарше, - сидит за столом. Это картина очень близка к жизни: сама ситуация была не придуманной.

     Заботливая бабушка, еще по-молодому статная и красивая, с добрым и волевым лицом, ласковые  внуки, атмосфера уюта, тепла и достатка в доме.

     Звучит песня «Энием», музыка Луизы Хайрутдиновой, слова Роберта Миннуллина.

ВЕДУЩИЙ:

     

     - Что может быть на свете священнее, чем мать. Для любого из нас – ребенка, подростка, юноши или взрослого, - мать самый родной, самый дорогой человек на свете, давший нам самое ценное – жизнь.

     Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получившие во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его гибель и всю жизнь надеялись на чудо – чудо поскрешения.

 6 чтец.    Ученик читает стихотворение Р.Миннуллина "Эни кирэк".

Коннэр якты булсын очен,

Йокы татлы булсын очен -

Эни кирэк.

Жил-янгырдан саклар очен,

Усаллардан яклар очен

Эни кирэк.

Ашлар тэмле булсын очен,

Донья ямьле булсын очен

Эни кирэк.

Голлэр чэчэк атсын очен,

Бэхет - шатлык артсын очен

Эни кирэк, эни кирэк.

Ин кадерле Кеше жирдэ -

Эни, димэк!

  ВЕДУЩИЙ:

     - Женщина и война… Что может быть противоестественнее? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несопоставимы.

7 чтец.  

     Звучит отрывок из поэмыГ.Рублева "Нам нужен мир".

 «Ариозо матери».

Все люди спят,

Но мать не спит сейчас,

И не смыкает мать усталых глаз.

Была война,

Был сын убит в бою,

Прикрыл он сердцем Родину свою.

Пред ним открыто было сто дорог –

Он быть ученым мог,

Он стать поэтом мог…

Но верит мать и ждет –

Раздастся в двери стук,

И сын вернется вдруг.

Все люди спят.

Но мать не спит сейчас.

И льются слезы из усталых глаз.

И много дней, и много лет

Она все сына ждет.

А сына нет.

Слайд № 6. А. Мыльникова « Прощание».

        Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.

     Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.

Сколько их матерей России не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок. Читая стихи о материнском горе и опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся стоны и крики ужаса, и над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби стоит согбенная фигура матери. О силе материнского чувства точно и ёмко сказано в стихотворении Николая Благова.

                     / звучит музыка песни « Журавли» /

8 чтец.

        - Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.

     Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.

ВЕДУЩИЙ:

     - Сколько их матерей России не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо, а не в скупые страшные строчки похоронок. Читая стихи о материнском горе и опять оживают багровые отсветы пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся стоны и крики ужаса, и над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби стоит согбенная фигура матери.

 

      Обратим внимание на эпиграф. М.Джалиль писал: " Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать".

     Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. 

Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в поэзии, музыке и живописи

Урок литературы для учащихся 6 класса., прилагается презентация. Учащиеся читали стихотворения, анализировали. были приготовлены сообщени о художниках - пейзажистах, композитарах....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».

Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Зима в поэзии, музыке и живописи».

Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов. Задачи:- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, пос...

дополнительный материал к уроку "Музыка сестра живописи"

Дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"...

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс

Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...