"Нарты"- выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа
методическая разработка по литературе по теме
Методическая разработка внеклассного урока по литературе предназначена для учащихся 5 - 8 классов.
"Нарты", пожалуй, самое ценное и самое гениальное из всего, что создано и сохранено народным искусством адыгов. Адыгейский героический эпос " Нарты" включает в себя песни, поэмы и легенды о нартских богатырях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narty.docx | 53.29 КБ |
russkie_bogatyri.pptx | 1.59 МБ |
nartskie_bogatyri.pptx | 466.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нарты» - выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа.
Цели: проверить полноту восприятия мифа в деталях; совершенствовать умение пересказать миф, выделяя в нем причинно – следственные связи; развивать творческие способности учащихся.
Ход урока.
- Слово о мифах.
Что такое мифы? Это произведения, созданные фантазией народа, в которой рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев.
Само слово «миф» - греческое и означает «предание», «сказание».
Миф – это огромный пласт культурного развития всего человечества.
Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин, опер и балетов, поэтических произведений.
Легенды и предания, сложенные древними греками, славянами, скандинавцами, индийцами, создавались в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию.
Мифы созданы не одним человеком – их на протяжении долгих веков творил, изменял, поправлял древний народ. В них он воплощал все, что было ему в те давние дни известно о мире, все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало – помалу мифы стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.
Изображения своих богов и героев, древние люди с великим искусством воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека.
Наряду с примерами благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и вечной любви мы находим в мифах вызывающие отвращение образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.
Мы с глубоким интересом узнаем, что страдая и радуясь, эти древние люди мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов и покорять суровую природу.
- Вы познакомились с мифами разных народов мира. Зачем люди создавали мифы? (ответы учащихся). О чем мечтали древние люди? (ответы учащихся).
«Каждый образованный человек должен иметь достаточное представление о бессмертных созданиях величавой древности» (А.С.Пушкин) – своего народа. А как же иначе! У каждого человека есть своя родина, свой народ.
Ребята, как называется наша родина? ( Адыгея). И у адыгского народа тоже есть выдающийся фольклорный памятник – адыгский эпос – «Нарты».
Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры. Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство.
- «Нарты», пожалуй, самое ценное и самое гениальное из всего, что создано и сохранено народным искусством адыгов. Адыгский героический народный эпос «Нарты» включает в себя песни, поэмы и легенды о нартских богатырях. Порожденный действительностью, он показывает, как люди жили, побеждали стихийные силы природы, утверждали идеалы храбрости, добра и человечности.
Эпос «Нарты» - художественный вымысел. Древний народ создавал образы богатырей, в которых он хотел бы видеть свои идеалы – стойкость и бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свободу человека, стремление сделать его жизнь радостной и светлой.
Богатыри народного эпоса не страшатся трудностей, они способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье.
Нарты совершают странствия, вступают в борьбу с враждебными силами природы, добывают огонь, плавят железо, изготовляют предметы вооружения и орудия труда, возделывают просо.
- Через посредство народных песен, поэм и легенд, а также пословиц и поговорок о нартских богатырях старшее поколение адыгов передавало младшему поколению многовековой опыт жизни, борьбы и труда.
- Ребята, какие пословицы и поговорки о нартах вы знаете?
1)Вода душе подобна. 2)Сэтэнай остра, острее меча. 3)Подарок подарком, но меч – наивысший подарок. 4)Кто приносит добро, добра удостаивают. 5)Легенда нартов бьет на сотни веков. 5)Подарок подарком, но меч подарок нартский. 6)Сэтэнай мечу подобна, отсеченное ею – не отрастает.
- А какая пословица является девизом нартов? – Кто приносит счастье – удостаивается счастья!
- А кто является автором семитомника «Нарты» - А.Гадагатль.
В адыгском эпосе «Нарты» более ста личных имен. Основными образами являются: Сэтэнай – «гуащ» – мудрая, умная, сильная; Орзэмэс - муж Сэтэнай; Саусруко – ловкий, храбрый, хитрый; Шэбатныко – сильный, мужественный; Пэтэрез, Тлепш и другие.
Центральным героем адыгского эпоса является нарт Саусруко. В сказаниях рисуется рождение героя, бой с Потрешем, похищение огня у Иныжа, борьба за невесту и, наконец, гибель героя. Саусруко – герой целого племени, его сила. Ни в одном сюжете адыгского эпоса так выразительно не проявляется деятельность героя для рода – племени, как в сказании о «Похищении Саусруко огня». Это сказание – центральное в цикле, ему принадлежит особое место.
Как Сосруко (Саусруко) добыл огонь
Нарты скачут в поход, нарты скачут вперед, чтоб врагов покарать, чинтов рать разгромить,
Скачут в бой по степям, а Сосруко с собой порешили не брать.
Как проехать - пройти? Каждый всадник прирос к этой мерзлой земле,
И в седле он дрожит в этих Кумских степях: мир — в цепях ледяных!..
Горе нартским бойцам, горе нартским коням! Стала стужа сильней, сила мужа — слабей.
Старцы-нарты кричат среди Кумских степей, — снег у них на глазах, злоба в их голосах:
"Эй, Имыс, есть огонь?" "Нет огня у меня". "Эй, Сосым, есть огонь?" "Нет огня! Нет огня!"
"Эй, Химиш, есть огонь?" "Нет огня у меня". "Ашамез, есть огонь?" "Нет огня! Нет огня!"
Нет огня у нартов смелых. Разве так в походы скачут?
Тут Насрен Длиннобородый обратился к нартам смелым:
"Смертным стал наш путь отныне, все в пустыне мы погибнем,—
Тот, кто стар, и тот, кто молод. Горе нартам: холод смертный
Свалит, превратит нас в трупы! Ох, мы глупы, глупы, нарты,
Будет нам вперед наука: надо было взять с собою
Смуглолицего Сосруко, всадника того, чье имя чинты в страхе произносят,
Чьи следы приносят счастье, чье участье в деле бранном все напасти побеждает,
Чье копье готово к бою, пролагает путь к победе, чей высокий шлем сверкает
Нам звездою путеводной, чьей отвагой благородной, как кольчугой, мы прикрыты,
Чья стрела воюет с вьюгой, из беды людей выводит, в трудный час находит выход.
Мы напрасно, братья-нарты, поскакали без Сосруко!»
Кто там в холоде-тумане на кургане показался? То примчался нарт Сосруко:
Там Сосруко, где опасность, где нуждаются в подмоге!
Посреди дороги вьюжной нартов дружный клич раздался:
"Здравствуй, наш воитель грозный, предводитель знаменитый!
Мы в ночи морозной гибнем. Помоги ты, если можешь, если можешь, разожги ты
Поскорей костер горячий!"
"Всем удачи я желаю, — говорит в ответ Сосруко, — кто же в путь коня седлает,
Без огня в пустыню скачет? У меня и малой искры не найдется,
потому что без огня я в путь пускаюсь, холода не опасаюсь.
Не расстраивайтесь, нарты, я сейчас огонь добуду.
Не отчаивайтесь, нарты, я для вас огонь добуду!"
Он достал стрелу стальную и пустил в звезду ночную, —
Падает звезда ночная, шумно рассыпая искры.
Хвалят всадники Сосруко, нарты руки подставляют,
Чтоб согреться хоть немного, но тревога снова в сердце:
Сразу же звезда погасла и растаяла в пустыне, —
И опять в кручине нарты! Что же делать Сосруко?
Он, могучий, решает из беды неминучей смелых вызволить нартов.
Он садится, упрямый, на лихого Тхожея, не робея, летит он на вершину Харамы.
Вот он видит, бесстрашный: дым из башни старинной вьется, тонкий, и тает,
И скрывается в тучах. И дымком осчастливлен, он тайком подъезжает, —
Семь оград, семь колючих замечает Сосруко:
То — жилище Иныжа. Подъезжает поближе, видит — пламень высокий
В сердце круга пылает: то Иныж одноокий, мощным кругом свернувшись,
Спит, храпит, головою опершись на колени.
Озарен головнею, рот раскрыт, не хватает в нем переднего зуба,
А костер все пылает в сердце мощного круга, ни на миг не слабея…
И Сосруко Тхожея вопрошает, как друга:
"Нартам нужен огонь. Что же делать нам, конь?"
Конь проржал семикратно: "Ой, Сосруко булатный, сильнорукий и статный!
Не поедем обратно, а подъедем к Иныжу. Как поближе подъедем, —
Бег свой конский, горячий обращу в шаг собачий,
Как поближе подъедем, не пойду по-собачьи,—
Подкрадусь по-кошачьи я, рожденный из пены!
Перепрыгну я стены этой башни старинной,
Над Иныжем, бесстрашный, встану я на дыбы.
Победим без борьбы: наклонись ты к огню и хватай головню".
Полетел к старой башне конь, советчик всегдашний удалого Сосруко.
Как подъехал поближе, — конский бег свой горячий
Обратил в шаг собачий, а подъехал поближе, —
Обратил шаг собачий в легкий шорох кошачий,
А приблизился к башне, — быстрым вихрем рванулся,
Легкой пылью взметнулся над старинною башней.
А бесстрашный Сосруко наклонился к огню и схватил головню —
Да неловко схватил — отскочил уголек, на Иныжа упал,
Опалил ему бровь — бровь густая зажглась.
Приоткрыл великан свой единственный глаз,
Головни сосчитал — Не хватает одной: смелый нарт с головней ускакал далеко!
Заорал великан: "Кто меня обокрал? Чтоб тебя, сучий сын, мой отец покарал!"
Не вставая, Иныж руки вытянул вдруг, опустил за порог.
Стал он шарить вокруг, семь обшарил дорог.
А Сосруко скакал день за днем — семь ночей,
А подъехал к реке, — оказался Тхожей у Иныжа в руке!
Посмотрел великан на того, кто посмел ускакать с головней,
Видит — весь он стальной. И подумал Иныж:
"Этот малый — крепыш. Хоть и глуп коротыш, а заменит мне зуб!"
Так во рту великана очутился Сосруко.
Не смутился Сосруко, вынул меч смертоносный,
Резать начал он десны великана Иныжа.
Не стерпел сильной боли великан одноглазый:
Сразу выплюнул нарта. Оказался на воле смуглолицый Сосруко!
Тут воскликнул Иныж:
"Слушай, нартский малыш, похититель огня!
Недруг есть у меня — смуглолицый Сосруко.
Отвечай поскорей:
Где он — сын Сатаней, смуглолицый Сосруко?
С великанами в ряд нарты ставят Сосруко,
Так о нем говорят:
"Он сильней на земле всех, сидящих в седле, великанов сильней смуглолицый Сосруко!"
Говори же скорей:
Где он — сын Сатаней, смуглолицый Сосруко?"
Отвечает Сосруко:
"У подножия гор я у нартов пастух. Мало видел мой взор, много слышал мой слух.
Не видал я Сосруко, но слыхал о Сосруко, где храбрец — не скажу, но о нем расскажу".
Отвечает Иныж:
"Если, нартский малыш, ты не смог мне сказать, где гуляет Сосруко,
То сумей показать, как играет Сосруко!"
Тут Сосруко встрепенулся, усмехнулся, молвил слово:
"Нет такого человека среди нартов, что сумел бы игры повторить Сосруко.
Нарты верят: нет такого великана, что сумел бы в играх победить Сосруко!"
Рассердился одноглазый:
"Не болтай, пастух плюгавый, а начни свои рассказы про Сосруковы забавы!"
"Я слыхал, для Сосруко нет милее игры: он стоит, наш Сосруко, у подножья горы;
Абра-камень бросают нарты с этой горы;
Но Сосруко булатный — богатырь настоящий:
Лбом толкает обратно Абра-камень летящий!"
"Мне ли это не под силу? Ну-ка живо, пастушонок, камень ты пусти с обрыва!"
Нарт берет огромный камень и с горы его бросает,
Великан огромный камень ловит лбом и лбом толкает,
Возвращает на вершину, громко восклицает: "Право, хороша забава эта!
От нее — поесть охота, а работа — лбу на пользу: от ударов лоб крепчает!
Мне игра пришлась по нраву, но забаву потруднее, может быть, пастух, ты знаешь?.."
Где, Сосруко, твой разум? Ох, беда с одноглазым: смерть к нему не приходит!
Тут уводит подальше великана Сосруко, говорит великану:
"Тот, чье имя — Сосруко, — так твердит нартский род,—
Опускаясь на землю, открывает свой рот; в рот кладут ему стрелы.
А Сосруко умелый их головки жует, — он жует и смеется, а концами плюется!"
"Рот набей мне до отказу: не боюсь такой работы!" —
Усмехается и сразу опускается на землю великан широкоротый,
Открывает пасть большую. Набивает до отказу стрелами ее Сосруко.
Нипочем Иныжу злому нарта юного уловки!
Великан жует головки, а концами стрел плюется и смеется над Сосруко:
"Пастушонок нартский! Право,
Хороша забава эта: придает слюне свирепость, а зубам — стальную крепость!
Мне игра пришлась по нраву, но забаву потруднее, может быть, пастух, ты знаешь?.."
Где, Сосруко, твой разум? Ох, беда с одноглазым:
Смерть к нему не приходит! Тут уводит подальше великана Сосруко,
Говорит великану: "Тот, чье имя — Сосруко, тешит душу такою удалою забавой:
Перед ним, храбрецом, нарты ставят котел, наполняют свинцом исполинский котел,
На огонь его ставят, и свинец они плавят девять дней и ночей — вот игра силачей!
Ой, Сосруко недаром среди нартов прославлен! Вот в свинец он садится,
Что кипит, что расплавлен, Иисидит он в котле, словно всадник в седле,
Ждет, когда, наконец, затвердеет свинец!"
"Мне ли это не под силу? — говорит Иныж с зевотой, — я в котел с охотой сяду!"
Юный нарт огонь разводит — на огонь котел поставлен.
Девять дней-ночей проходит — и свинец в котле расплавлен.
Великан в свинец садится, вместе с ним затвердевает, но рывком могучим тело
От свинца он отрывает, восклицает одноглазый:
"Я своим доволен делом, телом стал стократ сильнее, захотелось пообедать!
Мне игра твоя по нраву, но забаву потруднее, может быть, пастух, ты знаешь?
А не знаешь — будет худо: сам себя я позабавлю, я живьем тебя расплавлю!"
Где, Сосруко, твой разум? Ох, беда с одноглазым: смерть к нему не приходит!
Смуглолицый Сосруко речь такую заводит:
"Ой, двужильный, двуглавый, не спеши пообедать, чтоб успел я поведать о забаве последней:
Там, где в океан глубокий устремляются, вскипая, всех семи морей потоки, —
Опускается в пучину, дна стопой не доставая, ртом воды не набирая, тот, кого зовут Сосруко.
Дуют, дуют старцы-нарты, семь ночей, семь дней колдуют, замораживают море,
Смуглолицого Сосруко замораживают в море. Он в пучине, в лед одетый,
Семь ночей, семь дней проводит, дожидается рассвета, гордо плечи распрямляет,
Лед ломает и выходит".
"Мне ли это не под силу!" — восклицает одноокий.
Нарт его туда приводит, где семи морей потоки
В океан глубокий, грозный устремляются, сливаясь.
Опускается в пучину великан Иныж, стараясь не коснуться дна стопою и в воде не захлебнуться.
Холод напустил Сосруко и в пучине океана великана заморозил.
В той пучине великана семь ночей, семь дней держал он,
А потом сказал он: "Выйди!"
Не был великан в обиде. Поднатужась, одноглазый сильными повел плечами —
Лед могучий треснул сразу.
"Погоди! — вскричал Сосруко. — Я нагнал не все морозы, трещины не все заделал,
Лед еще не очень крепок!"
Дунул нарт — взвились метели, затрещал мороз жестокий, и семи морей потоки
На бегу оцепенели! Нарт в пучине океана великана заморозил,
Крепким льдом сковал он воду, злобному уроду крикнул:
"Эй, Иныж, попробуй, вырвись, ты из плена ледяного!"
Поднатужась, одноглазый плечи распрямляет снова, гневно силы напрягает.
Вот на лбу надулись жилы, глаз единственный моргает, —
Поздно: в этом льду могучем заморожен одноглазый!
Вынув быстрый меч из ножен, тут подумал нарт Сосруко:
"Я врага сковал надежно, душу можно позабавить — обезглавить великана!"
Но подул Иныж свирепый и отбросил он Сосруко
Сразу на два перехода. Прискакал назад Сосруко, сзади подскакал к Иныжу,
Осадил на льду Тхожея, чтоб злодея обезглавить, но бессилен меч двуострый:
Волоска снести не может и царапинки оставить!
Загремел одноглазый: "Если б не был я глупым, догадался бы сразу
По твоим тонким икрам, по твоим хитрым играм, что я вижу Сосруко: смерть приходит к Иныжу!
Ой, Сосруко булатный, ратный всадник ты нартский! Не трудись понапрасну, —
Головы не отрубишь, только меч ты затупишь! Поднимись-ка ты лучше
На порог моей башни, на дверях моей башни меч увидишь могучий.
Этот меч ты прославишь: обезглавишь Иныжа!"
Повернул коня Сосруко, к башне великана скачет.
"Нет ли хитрости, обмана, западни в речах Иныжа?"
Так подумав, нарт Сосруко открывает двери башни,
Только сам не входит в башню, а полено он бросает и срывается мгновенно
С притолоки меч могучий и вонзается в полено.
Нагибается Сосруко, меч за рукоять хватает, и назад с мечом Иныжа возвращается Сосруко.
Великан, его увидев, зарыдал рыданьем громким:
"Ой, Сосруко, всадник ратный, нарт булатный, статный воин!
Я спокоен был, я думал, что моим мечом ты будешь
Обезглавлен, что навеки буду от тебя избавлен.
Меч в твоих руках я вижу, смерть пришла к Иныжу ныне.
Если так — в моей кончине пусть отраду, нарт, найдешь ты.
Обезглавь меня скорее, вытяни из шеи жилу, опояшь себя, и силу великана обретешь ты,
И тогда никто из нартов и никто из великанов одолеть тебя не сможет!"
Отвечал ему Сосруко:
"Не за сказками я прибыл, — прибыл на твою погибель, чтоб добыть огонь для нартов,
Чтоб спасти друзей от смерти. Не нужна твоя мне жила, полная отравы мерзкой:
Только сила человека на земле достойна славы!"
Так воскликнув, нарт Сосруко обезглавил великана и коня к друзьям направил,
Захватив огонь Иныжа. От мороза, от метели коченели, сжавшись в кучи,
Нарты исходили в горьком плаче.
Нарт могучий, конь летучий, — прискакал к друзьям Сосруко
И развел огонь горячий, отогрел коней и нартов.
Нарты поклялись в пустыне:
"Ой, отныне без Сосруко никуда мы не поедем —
Ни в походы, ни в набеги, в том навеки мы клянемся!"
Образ Саусруко прорисован в эпосе величественно – перед нами предстает благородный всадник в доспехах, скачущий во весь опор и высоко несущий факел со спасительным для людей огнем.
Так, главный персонаж нартского эпоса Саусруко совершает множество подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении им огня.
Эпос «Нарты» по своей художественной значимости приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются «Илиада», «Одиссея», «Калевала», «Манас», «Махабхарата». По этой причине 2000-й год был объявлен Организацией Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) годом эпоса «Нарты».
Следует отметить, что образ Саусруко и его подвиг тесно перекликаются с узнаваемым во всем мире классическим образом, запечатленным в древнегреческой легенде о Прометее, передавшем людям спасительный огонь, похищенный им с горы Олимп. Более того, сюжетная линия легенды о Прометее связана с Кавказом, где к одному из горных хребтов он был прикован в наказание за похищение огня. Важно и то, что схожесть образов Саусруко и Прометея объясняется исследователями тем, что Кавказ и Древняя Греция имеют многотысячелетние связи, результатом которых явилось взаимопроникновение и взаимовлияние культур. В античных источниках сохранились сведения о том, что победителями на Играх становились также уроженцы Кавказа.
Использованный материал.
ru.wikipedia.org/wiki/Нар
ossetia.ru/ir/history/detail.ph...
mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000...
myfhology.info/heroes/n/narts.h...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главные представители былинного супер-геройства Алёша Попович • Василий Буслаев • Вольга Святославич • Гаврила Алексич • Данило Игнатьевич • Добрыня Никитич • Дунай Иванович • Дюк Степанович • Евпатий Коловрат • Иван Гостиный сын • Иван Данилович • Илья Муромец • Колыван • Микула Селянинович • Михайло Данилович • Михайло Казарянин • Михайло Потык • Никита Кожемяка • Полкан • Ратмир • Садко • Святогор • Соловей Будимирович • Ставр Годинович • Сухман Одихмантьевич • Чурило Пленкович
Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора . В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века . СВЯТОГОР. БОГАТЫРЬ-ГОРА СВЯТОГОР - БОГАТЫРЬ-ГОРА
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ - БОГАТЫРЬ-ПЛУГ Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче . Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь . Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - БОГАТЫРЬ И ЧЕЛОВЕК Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора , исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей , Сокольником, Жидовином ; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три « поездочки » Ильи Муромца.
Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть « мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Он — представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ - БОГАТЫРЬ-ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ
Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость. АЛЁША ПОПОВИЧ - БОГАТЫРЬ — РОБИН
МИХАИЛ ПОТЫК — БОГАТЫРЬ Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык — представитель земской служилой силы, он — непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника
ЧУРИЛА ПЛЕНКОВИЧ — БОГАТЫРЬ ЗАЕЗЖИЙ Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов . Суровец Суздалец , Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей , поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем . Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович , имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка , Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк , Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила — олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него
Источники images.yandex.ru › русские богатыри картинки ru.wikipedia.org › Богатыри russian7 .ru › 7 богатырей всея Руси
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адыгская культура — результат длительного отрезка времени жизни народа в течение которого культура испытала на себе различные внутренние и внешние воздействия, среди которых длительные контакты с греками, генуэзцами и другими народами, длительные феодальные междоусобицы, войны, махаджирство , социальные, политические и культурные потрясения. Культура, изменяясь, в основе своей всё же сохранилась и до сих пор демонстрирует свою открытость к обновлению и развитию. Доктор философских наук С. А. Раздольский определяет её как «тысячелетний мировоззренческий общественно значимый опыт адыгского этноса», обладающий собственными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающего эти знания на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей.
Адыгский этикет занимает особое место в культуре Адыгский этикет занимает особое место в культуре, воплощённая в символическую форму, посредством которой адыги вступают в отношения друг с другом, хранят и передают опыт своей культуры. Причём, адыгами были выработаны этикетные формы поведения, которые помогали существовать в горном и предгорном ландшафте.
Фольклор В фольклоре основное место занимают нартские сказания ( Нарт пшыналъэ ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях ( гъыбзэ ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы , мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши). Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания ( хохы ).
Адыгагъэ — культурное достояние адыгов , которое начало формироваться в эпоху возникновения мифов и основного ядра Адыгагъэ — культурное достояние адыгов , которое начало формироваться в эпоху возникновения мифов и основного ядра Нартского эпоса
Основные образы в адыгском эпосе «Нарты» В адыгском эпосе «Нарты» более ста личных имен. Основными образами являются: Сэтэнай – « гуащ » – мудрая, умная, сильная; Орзэмэс - муж Сэтэнай ; Саусруко – ловкий, храбрый, хитрый; Шэбатныко – сильный, мужественный; Пэтэрез , Тлепш и другие. Центральным героем адыгского эпоса является нарт Саусруко . В сказаниях рисуется рождение героя, бой с Потрешем , похищение огня у Иныжа , борьба за невесту и, наконец, гибель героя. Саусруко – герой целого племени, его сила. Ни в одном сюжете адыгского эпоса так выразительно не проявляется деятельность героя для рода – племени, как в сказании о « Похищении Саусруко огня ». Это сказание – центральное в цикле, ему принадлежит особое место.
Саускрукъо . Легенда гласит, что это был мудрейший и сильнейший богатырь
пословицы и поговорки о нартах Кто приносит счастье – удостаивается счастья! Кто приносит добро, добра удостаивают . Легенда нартов бьет на сотни веков. Подарок подарком, но меч подарок нартский . Сэтэнай остра, острее меча .
Источники mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000... iriston.com/ nogbon / news.php?newsid =... ru.wikipedia.org/wiki/ Нартский_эпос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народы Северного Кавказа"
Задача данного открытого урока снять, по возможности, негативное отношение к представителям народов Кавказа, сложившееся в последнее время у детей, и в особенности подростков. Ознакомить с множе...
Урок кубановедения "Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями", 6 класс
Урок кубановедения...
Пословицы народов Северного Кавказа
Буклет, подготовленный учениками....
Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации
Интегрированный урок по географии и литературе...
борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями
Монголо-татарское нашествие привело к массовому разорению покорённых народов, значительному сокращению их численности и в результате послужило причиной хозяйственного и культурного отставания восточно...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...
Языковые семьи народов Северного Кавказа. Языковые семьи народов Крайнего Севера.
Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства....