Внеклассное мероприятие по теме: “Откуда есть пошла Русская земля”.
методическая разработка на тему
Внеклассное мероприятие по теме:
“Откуда есть пошла Русская земля”.
Цель:
1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.
2. учить применять ранее полученные знания по истории славян;
3. прививать интерес к истории Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме:
“Откуда есть пошла Русская земля”.
Цель:
1. расширить знания учащихся по истории народов Древней Руси.
2. учить применять ранее полученные знания по истории славян;
3. прививать интерес к истории Родины.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация
Ход игры .
1. Вступительное слово учителя.
2. Знакомство с правилами игры.
3. Знакомство с командами.
Эпиграф.
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило наше настоящее
и намекнуло о нашем будущем»
В.Г. Белинский
Начало игры.
Вопросы командам.
1 тур
1. Греки и римляне, в отличие от варваров (скифов, германцев), не любили жидкость, получаемую от некоторых животных. Какая презрительная кличка варваров появилась в связи с этим? Ответ: Молокососы.
2. Продолжите фразу русского писателя и историка Н.М. Карамзина (1766 – 1826): “Парадоксальные скифы не знали никаких воинских приемов, кроме одного: везде находить неприятеля и везде... Ответ: от него скрываться.
3 В этом лабиринте зашифровано мнение русского историка С.М.Соловьева (1820 - 1879) о “дунайской версии” происхождения славян. Начиная с буквы Э в центре лабиринта, нужно соединить все другие буквы одной линией, ни разу не пересекая ее.
М | У | С | О | М | Н | Е | Н | И |
О | Е | Ф | А | К | Т | , | Н | Ю |
К | Б | Н | И | Е | З | А | Е | … |
А | Е | А | Э | Т | О | К | П |
|
К | С | Д | Е | Р | П | Л | О | |
И | В | Т | Е | А | Ч | Ю | Д | |
Н | Й | И | Щ | А | Ж | Е | Л |
Ответ: Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению…
4. Где, судя по названию, древние славяне крепили чехол для охотничьего холодного оружия? Ответ: на ноге (ножны)
5. Есть гриб-боровик. А кого в восточно -славянской мифологии называли боровиками? Ответ: леших
6. Назовите персонаж славянской мифологии, от названия которого произошло слово "лишний". Ответ: лихо одноглазое
7 У древних славян особо ценились деревья с пробитым молнией продольным дуплом. Неспроста бог Перун считался еще и покровителем путников. Для чего служили эти деревья? Ответ: Для изготовления лодок
8. Почему медведя называют медведем? Ответ: Чтобы не накликать беду, древние славяне предпочитали обращаться к медведю в третьем лице, называя его "мед едящий".
9 . "Аз веди глагол, добро есть зело земля, иже фита, и како, люди, мыслите наш кси, он покой червь ...". Что это? Ответ: Славянские цифры (от 1 до 9 и от 10 до 90).
10 В Древней Руси славяне почитали своих умерших предков - чуров. Чуры были хранителями домашнего очага, поэтому обрубок дерева, с помощью которого разжигался костер, называли чуркой. А как называли деревянное изображение самого духа? Ответ: Чурбан.
Загадки. для зрителей
Все эти старинные загадки о явлениях природы:
1. Без рук, без ног, А ворота отворяет. | 6. ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю |
2. Шел долговяз, В сыру землю увяз | 7. Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. |
3. серое сукно Тянется в окно | 8. летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда заревет. |
4. Рассыпался горох На семьдесят семь дорог; Никто его не подберет: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. | 9. старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит и стоять не велит |
5. конь бежит, Земля дрожит. | 10. живут четыре царя; Который умрет из них, То все за ним в могилу пойдут. |
Ответы: 1. ветер 2. дождь 3. туман 4. град 5. гром 6. молния 7. туча 8. снег 9. мороз 10. вода, огонь, земля и воздух.
2 тур
1Дpевние славяне в этот день пpосили Пеpуна о пpекpащении засухи; впpочем не всегда удачно. Что это за день? Ответ: Четвеpг.
2. Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Пропойте ее название. Ответ: Обычно это была фигурка коровы, называвшаяся "коровай" или "ка- равай".
3. На заре цивилизации люди считали так: один, много. Потом - один, два, много. И так далее. Папуасы Новой Гвинеи при Миклухо-Маклае считали до пяти, после чего шло все то же "много". А вот математики и филологи, проанализировав русский язык, вычислили, до сколько могли считать предки славян. До сколько? Ответ: До 6, так как во многих русских пословицах и поговорках эквивалентом понятия "много" выступает число 7.
4 Этот персонаж русских сказок впервые появился в сказке опубликованной Макаровым в 1820 году. Перевод второй половины имени этого персонажа со старославянского обозначает - "больной". Этот персонаж всегда тесно связан с живой природой. Назовите его. Ответ: Баба-яга ("Ягой" - больной)
5 На Руси при одном из гаданий связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивала курица, это означало...
Ответ:. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин?. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух - мужнин верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь.
6 В этом отрывке из летописи пропущены гласные буквы “а”, “о” и “е”. И, все-таки, мы думаем, что отрывок будет прочитан. А как думаете вы?
Летопись сообщает: “П_лян_ им_ют быч_й _тц_в св_их кр_ткий и тихий, стыдливы п_р_д сн_х_ми св_ими и с_стр_ми, м_т_рями и р_дит_лями; п_р_д св_кр_вями и д_в_рями в_ликую стыдлив_сть им_ют; им_ют и бр_чный _быч_й: н_ ид_т зять з_ н_в_ст_й, н_ прив_дят _ _ н_к_нун_, _ н_ сл_дующий д_нь прин_сят з_ н_ _ – чт_ д_ют”.
Ответ: “Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают”.
7. Его часто называют первым русским историком. Ответ: Нестор – поистине яркая и многогранная фигура
8 Эта богиня считается единственным крупным женским божеством у славян.
Ответ: Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства.
9. Название “русалка” происходит от слова “русый”. На древнеславянском языке это означало… Ответ: На древнеславянском языке это означало “светлый”, “чистый”. Обитание русалок связывали с близостью водоемов – рек, озер, которые считались путем в подземное
10. Соотнеси названия месяцев языческого славянского календаря с современными:
Изок | 7. июль | рюен | |
2. февраль | Сечен | 8. август | сухен |
3. март | Студен | 9. сентябрь | червен |
4. апрель | Березозол | 10. октябрь | Травень |
5. май | Зарев | 11. ноябрь. | Просинец |
6. июнь | Листопад | 12. декабрь | Груден |
Ответ: январь – просинец, февраль – сечен, март – сухен, апрель – березозол, май – травень, июнь – изок, июль – червен, август – зарев, сентябрь – рюен, октябрь – листопад, ноябрь – груден, декабрь – студен.
Заключительное слово ведущего:
- В упорной борьбе победили сильнейшие, показав, что у них накоплен большой багаж знаний по истории, который они постоянно пополняют и успешно учатся применять свои знания.
Сегодня мы еще раз убедились в том, насколько богата интереснейшими, важнейшими событиями история нашей Родины, какое огромное культурное наследие досталось нам от наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"
Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....
Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"
Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...
На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл
На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля". Художественное изображение истории в романе А.Н.Толстого "Петр 1"
Эпический роман А.Н.Толстого "Петр 1" переносит нас в далекую эпоху конца 17 - начала 18 веков, которая навечно осталась в русской истории как ПЕТРОВСКАЯ. Писатель воссоздает политическую и культурную...
"Прощай ,20 век! "Классный час для старшеклассников. Предназначен для конференции"Откуда есть пошла русская земля"Секция"Классный час, посвящённый ...
Данный классный час для старшеклассников расширит кругозор, способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине....
Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)
Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...
"Откуда есть пошла русская земля..."
Цели. Познакомить с летописью как жанром древнерусской литературы; формировать литературоведческие представления; найти в тексте признаки художественности; обогатить словарный запас учащихся новой лек...