Вхождение в народную культуру
элективный курс по литературе (10 класс) по теме
Это эстетический цикл уроков, где отражено "слияние" фольклора и литературы как культурного пласта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskiy_cikl.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ВСОШ при ИК-1 ГУФСИН РОССИИ
Эстетический цикл уроков
Вхождение в народную культуру и её
постижение через фольклор и
древнюю литературу
Выполнила: учитель русского языка и литературы
высшей категории Беледина Лидия Николаевна.
Домашний адрес: Нижегородская область,
Семеновский район, п.Сухобезводное, ул.Спортивная, д.1, кв.16. Телефон +79049220318
2010-2012 учебный год
Объяснительная записка
В последние годы заметно оживился интерес к отечественной истории и культуре. К нам возвращаются многие ценности прошлого.
Мы привыкли рассматривать историю как сумму дат, а о культуре научились судить по её высшим достижениям и не можем представить, чем жили, о чём думали люди, трудом и творчеством которых определялся исторический и культурный процесс Отечества нашего.
Структура и содержание программы (курса)
Цель курса: «Истоки народной культуры, духовной и материальной: поиск и постижение».
Данный эстетический цикл уроков состоит из 6 разделов: каждый последующий раздел и предыдущий – это звенья одной цепи. В цикл входят сведения по истории, этнографии, этимологии, истории религии, фольклору, истории культуры (духовной и материальной).
Структура курса
1 цикл
5–6 классы «Кто мы есть?»
Легенды о происхождении славянских племён.
Древние название славян.
Сведения по этнографии: внешний вид, природные условия, быт, верования древних славян.
Первые русские князья «Предания о русских князьях».
Родное слово:
Систематическая лексическая работа.
Ценность родного слова, его вкус.
Бережное отношение.
Изустное народное творчество как способ самовыражения, сохранения нации, становление и формирование народной морали.
2 цикл
«Русь окрещенная»
Крещение Руси.
Роль христианства в развитии духовной и материальной культуры.
Книжное искусство Древней Руси: первые библиотеки.
Движение отшельников, строительство первых монастырей (Киево-Печерский, Троицко-Сергиевый).
Мощное движение отшельников – вызов насилию.
Рассказы о русских святых (Антоний, Феодосий, Сергий Радонежский).
3 цикл
7–8 классы
«Возникновение письменности на Руси»
Славянские просветители.
Древнерусская литература – самая древняя из всех европейских литератур.
Жанровое многообразие.
Древнерусские писатели.
Раскол в русской церкви – реакция на насилие; мощное движение старообрядчества.
Художественные тексты:
«Поучения Владимира Мономаха»
«Наставления отца к сыну»
«О первых святых и блаженных печерских»
«Слово о хмеле»
«Слово о погибели Земли русской»
«Смерть Авдотьи Рязаночки»
«Евпраксия Рязанская»
«Повесть о Шемякином суде»
«Житие Аввакума, им самим написанное».
4 Цикл
7–9 класс
«Предания и мифы древних славян». «Народная песня»
Миф как жанр народнопоэтического творчества.
Миф как форма мировоззрения наших предков.
Духовность в жизни древних славян.
Славянское язычество. Традиционные образы в народнопоэтическом творчестве.
Солнечные боги древних славян. Верования.
Классификация народной песни.
Речевое своеобразие народных песен. Жанровое многообразие. Поэтика народной песни.
5 цикл 8–9 класс
«Язык и верования древних славян и отражение в традиционных жанрах русского фольклора»
Языческие праздники.
Взаимопроникновение двух религий, языческой и христианской, и отражение в традициях народа.
От былины до баллады; от пословицы до притчи; от сказки до басни. Фольклорные жанры и литературные жанры: процесс взаимопроникновения.
Речевое своеобразие былин.
6 цикл
10-11 класс
«Народнопоэтические и библейские мотивы в творчестве русских и советских писателей»
Цель курса: создание информационного фона.
«Высвечивание» русского характера.
Тема праведности, земли, назначения человека, установление гармонии между землёй и небом, человеком и Вселенной.
Получение художественной информации определённого уровня через текст (обращение к лингвистическому, стилистическому, филологическому анализу).
Использованная литература
История Осиповского., 1994 г. т №1.
Прозаические жанры русского фольклора.
Очерки истории русской культуры 9-17 в. М.»Просвещение», 1984г.
Изборник «Повести Древней Руси». М. «Художественная литература», 1986 г.
Сумароков Г.Г. «Кто есть кто?», 1983 г.
«Мифы древних славян», Саратов «Надежда», 1993 г.
Фольклор и литература (семинарий). М., «Просвещение», 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление ростовых кукол, как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.
Материал может быть использован учителями начальных классов и педагогов дополнительного образования.В работе дано полное описание с приложениями по изготовлению ростовых кукол, используемых в проведен...
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе
Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (2 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (3часть)....