Изготовление ростовых кукол, как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.
методическая разработка по теме

Шабанова Ольга Леонидовна

Материал может быть использован учителями начальных классов и педагогов дополнительного образования.В работе дано полное описание с приложениями по изготовлению ростовых кукол, используемых в проведении фолклерного праздника Масленица и других мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_rostovye_kukly.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление ростовых кукол ,как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.

Пояснительная записка

    С давних пор повелось ,что «Проводы зимы» празднуются ярко ,весело и радостно! Устав , за холодные зимние месяцы от морозов  и ледяной  стужи народ радуется  яркому  солнцу ,жаркому  аппетитному блинчику  и задорному хороводу!   На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем провожали, сжигая на костре.

   И наш коллектив не мог  оставаться в стороне  при проведении  этого древнего  традиционного народного, полного обычаев и обрядов  яркого  праздника. Сколько возможностей  подарил нам этот праздник ,благодаря ему дети больше узнали о культуре своего народа ,его обычаях, обрядах, культуре общения, познакомились с  истории народного  костюма  ,с семейными традициями .Каждому дню масленичной недели дано было свое имя: Понедельник- Встреча; Вторник-Заигрыши; Среда-Лакомка; Четверг-Разгул; Пятница-Тещины вечерни; Суббота –Заловкины посиделки; Воскресенье –Прощённый день.

   «Начинаем день второй –весь наполненный игрой» вторник-Заигрыш    Много искрометных шуток ,детских  забав, заразительных частушек,  веселых игр предлагали « зазывалы- скоморохи» ,не отставали от них и «ряженые» .Среди всего этого праздничного буйства красок особое место  занимают большие ростовые куклы, созданные   авторским  коллективом :  педагог,  дети и их родители.   .Они  притягивают  внимание зрителей ,но еще больший интерес проявляется к ним ,когда куклы начинают двигаться.  И вот одной из таких «театральных картинок»  на праздновании « Масленицы» стал показ инсценировки  русской народной песни с участием ростовых кукол «Во деревне  ,то было в Ольховке …» .

 Возраст детей принимающих участие  в этом мероприятии  : 9 -11лет  

Инсценировка  русской народной песни «Во деревне то было в Ольховке»

Методические рекомендации в подготовке и  проведении мероприятия  посвященного  «Масленице».

Предварительная подготовка педагога

   Прежде чем приступить к этой большой  коллективной творческой работе необходим период обдумывания и  обозначения целей и задач, которые  преследует  педагог вместе с детьми  и их родителями ,а также результат по завершении данного мероприятия.

Цели  и задачи

-создание условий для развития творческих способностей детей;

-получение знаний о работе с оборудованием ,инструментами ,тканями;

-изучение технологии и особенностей изготовления отдельных  деталей  при изготовлении ростовых кукол ;

-освоение правил техники безопасности при шитье;

-овладение методами и приемами самостоятельной работы практическими умениями и навыками по изготовлению ростовых кукол ;

-Знакомство с историей русского костюма;

   Первым этапом по созданию данной «театральной картинки» является подбор материала связанный  с выбором  главных  героев , с их  внешним видом , костюмами  , характерами. А так же материалом - тканью , из которой будут изготавливаться наши герои . Проводится знакомство с историей  русского костюма , делаются предварительные зарисовки ,наброски, эскизы. (Приложение №1)

По сюжету песни в одной деревне жили-были  видный  парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка .Они полюбили друг друга ,но отец Андрияшки был против их дружбы…

И так главные герои выбраны- это парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка ,помогала им в их сердечных делах креативная корова Зорька.

  Второй этап  связан с изготовлением наших чудо героев Андрияшки и Парашки:

  Андрияшка и Парашка – ростовые куклы изготовляемые по одному образцу:  

1.Изготовление головы (Приложение №2)

-вырезается два овала из плотного двойного гофрированного картона больший диаметр которого равен 45 см ,меньший 35см(рис.№1)

.- затем вырезается два овала из  трикотажной ткани размеры , которого на 2см больше имеющегося.( рис№2)

-на картон выкладывается синтепон толщиной 5см (на месте где должны быть щеки выкладываются дополнительные круги из синтепона диаметром 10см)(рис№3)

- картонный овал с синтепоном обтягивают  сверху овалом из трикотажной ткани и стягивают ее края ,то же делают с другим овалом ,а потом пришивают  два обтянутых овала  друг к другу (рис.№4-8)

2.Изготовление носа (Приложение№3)

-изготавливаем нос куклы-вырезаем окружность из трикотажной ткани  диаметром  10см ,стягиваем края окружности и набиваем синтепоном ,делая шарик (рис.№9-12)

3.Изготовление волос (Приложение№3)

-волосы для Парашки  изготавливаем из шерстяных  ниток ,по длине нити отмеряем длину волос 60см и отрезаем  ,укладывая ровными прядями (рис №13) .Когда прядей будет достаточно, берем и стягиваем их по середине  (рис.№14) место стяжки соединяем с лобной частью головы и расправляем пробор (рис.№15).Заплетаем косы с бантами

-волосы для Андрияшки делаются из тонкого поролона, который нарезают тонкими полосками по 10-12см (рис.№16) и пришивают колечками к затылку и на лоб куклы(рис.№17)

4.Изготовление глаз (Приложение№4)

-глаза делаем по аналогии с носом  - вырезаем из трикотажа  окружность диаметром 5см набиваем синтепоном и  стягиваем , образуя шарик (рис.№18) .Из черного материала вырезаем кружок и наклеиваем его на белый шарик и белой гуашью делаем на нем белый блик (рис.№19)

5.Изготовление ушей (Приложение№4)

-для Андрияшки еще нужны уши , мы вырезаем из тонкого поролона круг  диаметром 15см и круг из трикотажной ткани диаметром 16см ,ткань складываем пополам и прошиваем по дуге ,оставляя малое отверстие ,в это отверстие вставляем согнутый пополам поролоновый круг и  зашиваем отверстие .Ухо готово.(а их надо два) (рис.№20)

6.Сборка  головы и лица (Приложение№5)

-сборка: прежде чем пришить к готовой голове  волосы в голове делают стяжки для глаз и рта (рис.№21,22) ,а за тем пришивают нос чуть выше щек , глаза располагают чуть выше носа  ,а под нос приклеивают вырезанный из красной клеёнки рот(рис.№23) Следующий этап - крепление волос (Приложение№3)(рис.№15) .К голове Андрияшки  пришивают с обеих сторон уши.(рис№25)

7.Изготовление костюма  (Приложение№6)

-на Парашке  надет русский праздничный сарафан (рис№26) ,а под ним белая сорочка с прошвой на рукавах (оба ведущих в лаптях)

-на Андрияшке   надета русская рубаха косоворотка (рис№27), а на одном ведущем его кукловоде полосатые штаны и лапти

8.Обьемная часть героев (Приложение№7)

-наполнение частей тела героев происходит за счет собранных в определенной последовательности полиэтиленовых бутылок достоинством 1,5литра

«Туловище» набирается из 3-4 параллельно лежащих бутылок ,связанных между собой(можно использовать колготки)

«Руки» набираются из двух последовательно лежащих бутылок (стыковка  предполагает локти и плечи) (рис.№28)

9. Изготовление  ладошек (Приложение№8)

-ладошки у кукол изготавливаются с четырьмя пальцами согласно выкройке (рис.№29), на трикотажную ткань выкладывают выкройку обводят ее карандашом ,а за тем вырезают с запасом на шов 0,5см и прострачивают по линии выкройки. Прострочив деталь  , ее выворачивают и набивают синтепоном  до тех пор ,пока ладошка не примет нужную форму.

10. Сборка куклы

- в готовую одежду вставляют « руки и туловище» и к рукавам рубашки пришивают ладошки.

11. Держатель (Приложение№7)

-деревянная ручка , которая крепится на затылочной части головы куклы  расположена   вертикально для удобной  поддержки куклы во время действия  (рис.№30) .

  Третий этап  связан с изготовлением очень позитивной коровы « Зорьки»

Для изготовления этой куклы понадобится поролон  толщиной 3см и трикотажная ткань желтого или телесного цвета , а также ткань коричневого цвета для пятен на бока коровы. Основная деталь нашей  коровы это ее голова.

    12.Изготовление головы коровы (Приложение№9)

-из поролона вырезается  усечений конус высота которого равна 30 см, основание 65см , а  верхняя часть равна  46см ,из трикотажа вырезается такая же деталь , но с запасом по 2см с каждой стороны – припуск на швы. Боковые части трикотажной детали складываются лицом к лицу и прошиваются, затем деталь выворачивается на лицо и в нее вставляется свернутая поролоновая деталь. Припуском на шов обшиваются верхние и нижние края поролоновой  детали .(рис.№31)

13.Изготовление носа коровы  (Приложение№9)

-из поролона вырезается овал  большой диаметр 25см ,а малый 15см  ,из трикотажной ткани выкраивается овал с  припуском  на шов 2см .Поролон обтягивается тканью (рис.№32)

14.Сборка  морды  коровы (Приложение№10)

-к узкой части конуса пришивается обтянутый тканью овал (рис.№33)

15.Изготовление ушей (Приложение№11)

- согласно выкройки из светлой и темной ткани вырезаются детали  по 2 шт., затем детали прошиваются лицом к лицу  темная к светлой и выворачиваются   .Чтобы ухо стало объемным , в светлой части уха делается закладка ткани.(рис№34)

16.Изготовление рогов (Приложение№11)

-для придания рогам формы, нам понадобится проволока толщиной 0,3см и длиной 40см на один рог. Согнув проволоку в форме дуги  , мы оборачиваем ее тонким поролоном и на эту конструкцию надеваем заранее сшитую деталь в форме остроконечной пирамиды (рис№35)

Изготовление глаз(Приложение№11)

-глаза изготавливаем так же как и у Андрияшки ,только намного больше(рис№36)

Изготовление век (Приложение№10)

-из темной плотной ткани вырезаем овал больший диаметр которого превосходит диаметр глаза коровы на 2см ,складываем его пополам по д длине (рис№37)

Изготовление ресниц (Приложение№10)

-кусочек черной кожи  размером 7х5см разрезаем полосками  не дорезая до конца, затем разворачиваем веером –это одна деталь ,а их надо две(рис№38)

Сборка головы коровы ( Приложение№10)

-к широкой части головы пришиваются   уши светлой стороной к лицу ,а между ними крепятся рога острием направленные друг к друг. К носу приклеиваются два черных круга –ноздри и губы в обворожительной улыбке .Прикрепив глаза, сверху к ним дугой крепятся веки ,а между веками и глазами приклеиваются ресницы (рис№39) .К верхней части головы пришивается светлая ткань прикрывающая голову ведущего , а к нижней его ноги.

Туловище коровы состоит из светлого полотнища  ,к которому пришиваются темные пятна и хвост. ( Приложение№12)

     И так наши герои готовы .    В процессе этой коллективной работы ,ребята познакомились с историей  празднования Масленицы на Руси , получили навыки элементарного  шитья , открыли для себя возникновение различных деталей русского костюма ,овладели приемами изготовления ростовых кукол и обогатили свои знания в области русского народного фольклора ,а также приобрели навыки работы в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...