Изготовление ростовых кукол, как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.
методическая разработка по теме
Материал может быть использован учителями начальных классов и педагогов дополнительного образования.В работе дано полное описание с приложениями по изготовлению ростовых кукол, используемых в проведении фолклерного праздника Масленица и других мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_rostovye_kukly.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Изготовление ростовых кукол ,как средство вхождения ребенка в мир русской народной культуры.
Пояснительная записка
С давних пор повелось ,что «Проводы зимы» празднуются ярко ,весело и радостно! Устав , за холодные зимние месяцы от морозов и ледяной стужи народ радуется яркому солнцу ,жаркому аппетитному блинчику и задорному хороводу! На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного. гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, быстрой ездой на лошадях. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем провожали, сжигая на костре.
И наш коллектив не мог оставаться в стороне при проведении этого древнего традиционного народного, полного обычаев и обрядов яркого праздника. Сколько возможностей подарил нам этот праздник ,благодаря ему дети больше узнали о культуре своего народа ,его обычаях, обрядах, культуре общения, познакомились с истории народного костюма ,с семейными традициями .Каждому дню масленичной недели дано было свое имя: Понедельник- Встреча; Вторник-Заигрыши; Среда-Лакомка; Четверг-Разгул; Пятница-Тещины вечерни; Суббота –Заловкины посиделки; Воскресенье –Прощённый день.
«Начинаем день второй –весь наполненный игрой» вторник-Заигрыш Много искрометных шуток ,детских забав, заразительных частушек, веселых игр предлагали « зазывалы- скоморохи» ,не отставали от них и «ряженые» .Среди всего этого праздничного буйства красок особое место занимают большие ростовые куклы, созданные авторским коллективом : педагог, дети и их родители. .Они притягивают внимание зрителей ,но еще больший интерес проявляется к ним ,когда куклы начинают двигаться. И вот одной из таких «театральных картинок» на праздновании « Масленицы» стал показ инсценировки русской народной песни с участием ростовых кукол «Во деревне ,то было в Ольховке …» .
Возраст детей принимающих участие в этом мероприятии : 9 -11лет
Инсценировка русской народной песни «Во деревне то было в Ольховке»
Методические рекомендации в подготовке и проведении мероприятия посвященного «Масленице».
Предварительная подготовка педагога
Прежде чем приступить к этой большой коллективной творческой работе необходим период обдумывания и обозначения целей и задач, которые преследует педагог вместе с детьми и их родителями ,а также результат по завершении данного мероприятия.
Цели и задачи
-создание условий для развития творческих способностей детей;
-получение знаний о работе с оборудованием ,инструментами ,тканями;
-изучение технологии и особенностей изготовления отдельных деталей при изготовлении ростовых кукол ;
-освоение правил техники безопасности при шитье;
-овладение методами и приемами самостоятельной работы практическими умениями и навыками по изготовлению ростовых кукол ;
-Знакомство с историей русского костюма;
Первым этапом по созданию данной «театральной картинки» является подбор материала связанный с выбором главных героев , с их внешним видом , костюмами , характерами. А так же материалом - тканью , из которой будут изготавливаться наши герои . Проводится знакомство с историей русского костюма , делаются предварительные зарисовки ,наброски, эскизы. (Приложение №1)
По сюжету песни в одной деревне жили-были видный парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка .Они полюбили друг друга ,но отец Андрияшки был против их дружбы…
И так главные герои выбраны- это парень-Андрияшка и русская красавица –Парашка ,помогала им в их сердечных делах креативная корова Зорька.
Второй этап связан с изготовлением наших чудо героев Андрияшки и Парашки:
Андрияшка и Парашка – ростовые куклы изготовляемые по одному образцу:
1.Изготовление головы (Приложение №2)
-вырезается два овала из плотного двойного гофрированного картона больший диаметр которого равен 45 см ,меньший 35см(рис.№1)
.- затем вырезается два овала из трикотажной ткани размеры , которого на 2см больше имеющегося.( рис№2)
-на картон выкладывается синтепон толщиной 5см (на месте где должны быть щеки выкладываются дополнительные круги из синтепона диаметром 10см)(рис№3)
- картонный овал с синтепоном обтягивают сверху овалом из трикотажной ткани и стягивают ее края ,то же делают с другим овалом ,а потом пришивают два обтянутых овала друг к другу (рис.№4-8)
2.Изготовление носа (Приложение№3)
-изготавливаем нос куклы-вырезаем окружность из трикотажной ткани диаметром 10см ,стягиваем края окружности и набиваем синтепоном ,делая шарик (рис.№9-12)
3.Изготовление волос (Приложение№3)
-волосы для Парашки изготавливаем из шерстяных ниток ,по длине нити отмеряем длину волос 60см и отрезаем ,укладывая ровными прядями (рис №13) .Когда прядей будет достаточно, берем и стягиваем их по середине (рис.№14) место стяжки соединяем с лобной частью головы и расправляем пробор (рис.№15).Заплетаем косы с бантами
-волосы для Андрияшки делаются из тонкого поролона, который нарезают тонкими полосками по 10-12см (рис.№16) и пришивают колечками к затылку и на лоб куклы(рис.№17)
4.Изготовление глаз (Приложение№4)
-глаза делаем по аналогии с носом - вырезаем из трикотажа окружность диаметром 5см набиваем синтепоном и стягиваем , образуя шарик (рис.№18) .Из черного материала вырезаем кружок и наклеиваем его на белый шарик и белой гуашью делаем на нем белый блик (рис.№19)
5.Изготовление ушей (Приложение№4)
-для Андрияшки еще нужны уши , мы вырезаем из тонкого поролона круг диаметром 15см и круг из трикотажной ткани диаметром 16см ,ткань складываем пополам и прошиваем по дуге ,оставляя малое отверстие ,в это отверстие вставляем согнутый пополам поролоновый круг и зашиваем отверстие .Ухо готово.(а их надо два) (рис.№20)
6.Сборка головы и лица (Приложение№5)
-сборка: прежде чем пришить к готовой голове волосы в голове делают стяжки для глаз и рта (рис.№21,22) ,а за тем пришивают нос чуть выше щек , глаза располагают чуть выше носа ,а под нос приклеивают вырезанный из красной клеёнки рот(рис.№23) Следующий этап - крепление волос (Приложение№3)(рис.№15) .К голове Андрияшки пришивают с обеих сторон уши.(рис№25)
7.Изготовление костюма (Приложение№6)
-на Парашке надет русский праздничный сарафан (рис№26) ,а под ним белая сорочка с прошвой на рукавах (оба ведущих в лаптях)
-на Андрияшке надета русская рубаха косоворотка (рис№27), а на одном ведущем его кукловоде полосатые штаны и лапти
8.Обьемная часть героев (Приложение№7)
-наполнение частей тела героев происходит за счет собранных в определенной последовательности полиэтиленовых бутылок достоинством 1,5литра
«Туловище» набирается из 3-4 параллельно лежащих бутылок ,связанных между собой(можно использовать колготки)
«Руки» набираются из двух последовательно лежащих бутылок (стыковка предполагает локти и плечи) (рис.№28)
9. Изготовление ладошек (Приложение№8)
-ладошки у кукол изготавливаются с четырьмя пальцами согласно выкройке (рис.№29), на трикотажную ткань выкладывают выкройку обводят ее карандашом ,а за тем вырезают с запасом на шов 0,5см и прострачивают по линии выкройки. Прострочив деталь , ее выворачивают и набивают синтепоном до тех пор ,пока ладошка не примет нужную форму.
10. Сборка куклы
- в готовую одежду вставляют « руки и туловище» и к рукавам рубашки пришивают ладошки.
11. Держатель (Приложение№7)
-деревянная ручка , которая крепится на затылочной части головы куклы расположена вертикально для удобной поддержки куклы во время действия (рис.№30) .
Третий этап связан с изготовлением очень позитивной коровы « Зорьки»
Для изготовления этой куклы понадобится поролон толщиной 3см и трикотажная ткань желтого или телесного цвета , а также ткань коричневого цвета для пятен на бока коровы. Основная деталь нашей коровы это ее голова.
12.Изготовление головы коровы (Приложение№9)
-из поролона вырезается усечений конус высота которого равна 30 см, основание 65см , а верхняя часть равна 46см ,из трикотажа вырезается такая же деталь , но с запасом по 2см с каждой стороны – припуск на швы. Боковые части трикотажной детали складываются лицом к лицу и прошиваются, затем деталь выворачивается на лицо и в нее вставляется свернутая поролоновая деталь. Припуском на шов обшиваются верхние и нижние края поролоновой детали .(рис.№31)
13.Изготовление носа коровы (Приложение№9)
-из поролона вырезается овал большой диаметр 25см ,а малый 15см ,из трикотажной ткани выкраивается овал с припуском на шов 2см .Поролон обтягивается тканью (рис.№32)
14.Сборка морды коровы (Приложение№10)
-к узкой части конуса пришивается обтянутый тканью овал (рис.№33)
15.Изготовление ушей (Приложение№11)
- согласно выкройки из светлой и темной ткани вырезаются детали по 2 шт., затем детали прошиваются лицом к лицу темная к светлой и выворачиваются .Чтобы ухо стало объемным , в светлой части уха делается закладка ткани.(рис№34)
16.Изготовление рогов (Приложение№11)
-для придания рогам формы, нам понадобится проволока толщиной 0,3см и длиной 40см на один рог. Согнув проволоку в форме дуги , мы оборачиваем ее тонким поролоном и на эту конструкцию надеваем заранее сшитую деталь в форме остроконечной пирамиды (рис№35)
Изготовление глаз(Приложение№11)
-глаза изготавливаем так же как и у Андрияшки ,только намного больше(рис№36)
Изготовление век (Приложение№10)
-из темной плотной ткани вырезаем овал больший диаметр которого превосходит диаметр глаза коровы на 2см ,складываем его пополам по д длине (рис№37)
Изготовление ресниц (Приложение№10)
-кусочек черной кожи размером 7х5см разрезаем полосками не дорезая до конца, затем разворачиваем веером –это одна деталь ,а их надо две(рис№38)
Сборка головы коровы ( Приложение№10)
-к широкой части головы пришиваются уши светлой стороной к лицу ,а между ними крепятся рога острием направленные друг к друг. К носу приклеиваются два черных круга –ноздри и губы в обворожительной улыбке .Прикрепив глаза, сверху к ним дугой крепятся веки ,а между веками и глазами приклеиваются ресницы (рис№39) .К верхней части головы пришивается светлая ткань прикрывающая голову ведущего , а к нижней его ноги.
Туловище коровы состоит из светлого полотнища ,к которому пришиваются темные пятна и хвост. ( Приложение№12)
И так наши герои готовы . В процессе этой коллективной работы ,ребята познакомились с историей празднования Масленицы на Руси , получили навыки элементарного шитья , открыли для себя возникновение различных деталей русского костюма ,овладели приемами изготовления ростовых кукол и обогатили свои знания в области русского народного фольклора ,а также приобрели навыки работы в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе
Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (2 часть)...
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (3часть)....
Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...
«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...