Интеллектуальная игра по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Люфахуан Нина Григорьевна

Урок-игра является заключительным уроком по изучению комедии. В методической разработке представлены: конспект урока-игры, презентация.

Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. 

Применение мультимедийных компонентов служит реализации целей урока, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать процесс познания более интересным и динамичным, способствует формированию ярких представлений о комедии.

Предложенный материал может быть использован учителями-филологами при проведении заключительных уроков по изучению творчества Н.В. Гоголя в 8 классе, а также при организации внеклассной работы по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt._igra_revisor.rar1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра

«По страницам комедии

Н.В.Гоголя

«Ревизор».

Люфахуан Нина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Маловская школа»

Цель игры: осознание детьми непреходящего значения литературной классики на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; проверка в занимательной форме знания учащимися произведения Н.В.Гоголя; развитие памяти и внимания; воспитание любви к книге, чтению.

Оборудование:

Мультимедийная установка.

Презентация игры.

Интеллектуальная игра ориентирована на учащихся 8 класса, изучивших комедию Н. В. Гоголя “Ревизор”. В игре участвуют 2 команды восьмиклассников во главе с капитаном.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок-игра.

Слайд № 2.  Знакомство с правилами игры. Сообщение темы урока-игры.

Слайд № 3.   Тема урока-игры –комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии и её героях.  

Итак, мы  начинаем  интеллектуальную игру.

I тур «Разминка».  (по три вопроса каждой команде)

1 .  Куда ехал Хлестаков из Петербурга?  /В Саратовскую губернию, в свою деревню/.

2. Кто из чиновников брал взятки борзыми щенками? /Судья/

3. Как звали дочь Городничего / Марья Антоновна/

4. На какое строение были выделены деньги городу, но стройка так и не началась, а в отчёте написано, что оно сгорело. / Церковь /

5. На кого похожи больные в богоугодных заведениях? / На кузнецов/

6.Кто из чиновников был не только взяточником, но ещё и доносчиком? /Земляника/

2 тур  “УЗНАЙ ПОРТРЕТ”  (по три вопроса каждой команде)

1. “Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове” (Иван Александрович Хлестаков)

2. “Оба низенькие, коротенькие, любопытные, говорят скороговоркой” (Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский)

3. “Человек “пожилых лет”, смотрит вниз, в разговоре с барином принимает грубое выражение” (Осип, слуга Хлестакова)

4. “Человек, прочитавший 5 или 6 книг, потому несколько вольнодумен, говорит басом с хрипом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют” (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин)

5. “Очень толстый, но при всем том проныра и плут, услужлив и суетлив” (Артемий Филиппович Земляника)

6. «Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие» (Анна Андреевна)

3 тур  «Кому принадлежат эти высказывания?»  (по три вопроса каждой команде)

1.“Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”. (Хлестакову)

2.“Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь”. (Городничему)

3.“ Знаю, знаю. Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: Смерть люблю узнать, что есть нового на свете”. (Почтмейстеру)

4.“А как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда”. (Ляпкину-Тяпкину)

5.“Не приведи бог служить по учебной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Луке Лукичу Хлопову)

6.“Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щёлочку - та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...” (Бобчинскому)

4 тур  Тест

1) Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

2) Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а) «Тарас Бульба»

б) «Невский проспект»

в) «Мцыри»

г) «Мертвые души»

3) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

4) Как звали дочь Городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

5) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

6) О ком говорится:

«…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;
оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и  чрезвычайно  много  помогают  жестами и руками»

а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о Городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

7) Хлестаковщина - это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

8) Кто из героев пьесы сказал:

«Я раз слушал  его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра
Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и
что есть  силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От
этого убыток казне»

а) Хлестаков

б) учитель истории

в) учитель словесности

г) Городничий

9) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы

а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет

10) Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

11) Кто сказал:

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из
Парижа; откроют крышку-пар,которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»

а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

12) О каком персонаже идет речь?

«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень
солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его
каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего

службу с низших чинов»

а) Городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

Подведение итогов.

Список использованной литературы:

Гоголь Н.В. Ревизор. – М.: Художественная литература, 1985. -   160 с.

Стародуб К. Гоголь Николай Васильевич // Стародуб К. Литературная Москва. — М.: Просвещение, 1997. — С. 79-85.

Литературные викторины. Составитель Ильина В.А. – Волгоград, Учитель.- АСТ, 2001. -120 с.  

4.    Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст] / И.В.Золотарева, Т.А.Крысова. – М.: ВАКО. 2003. – 336 с.

5. Козак, О.Н. Литературные викторины [Текст] / О.Н.Козак. – СПб.: СОЮЗ. 1999. – 272 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для учащихся 8-го класса по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Интеллектуальная игра ориентирована на учащихся 8 класса, изучивших комедию Н. В. Гоголя “Ревизор”. В игре участвуют 3 команды восьмиклассников во главе с капитаном....

Интеллектуальная игра для учащихся 8-го класса по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Очень хорошая игра для учащихся. Отлично мотивирует...

Урок-игра по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Конспект урока в 9 классе по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»(учитель Дьяченко Наталья Юрьевна)Урок-игра(Урок построен в виде своей игры)Учащиеся делятся на команды, выбирают категории, отвечают н...

Интеллектуальная игра по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цель проведения игры: систематизация и обобщение знаний по изучению творчества Н.В.Гоголя; развитие познавательной активности, интереса к чтению, стремления к познанию; формирование чувства коллективи...

Игра по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Игра по комедии "ревизор". Возможно использование как на уроках ,так и внеурочной деятельности. Игра ведется по принципу игры "Морской бой". Заготавливается поле с кораблями и кома...

Игра по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" ориентирует учащихся на обязательное прочтение произведения,  поэтому целесообразно провести игру перед началом изучения комедии. Задания с...

Урок- игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Ба! Знакомые все лица».

Проверить знания обучающихся, полученные при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»....