конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УРОК – ДИСПУТ
В 11 КЛАССЕ
«Яма зла и пороков»
по повести А. И. Куприна «Яма»
Подготовила
учитель литературы
Галанскова Галина Николаевна
Звучит соната Бетховена №2. На её фоне - отрывок из повести Куприна «Гранатовый браслет»
"Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и
радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. "Да святится имя Твое".
Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся».
Откуда эти трепетные строки, наполненные любовью, нежностью и теплотой?
Есть у Бунина и Куприна одна заветная тема. Они прикасаются к ней целомудренно, благоговейно. Да иначе и нельзя. Эта тема – Любовь.
- Что же это такое в понимании этих авторов?
Любовь- «лёгкое дыхание», посетившее сей мир и готовое в любой миг исчезнуть. Бунин «Лёгкое дыхание»
Любовь – некий высший, напряжённый момент бытия: подобно зарницам в ночи, она озаряет всю жизнь человека. Бунин «Тёмные аллеи»
Любовь настоящая – это непременно гармония, неразрывность «небесного и земного», души и тела. Бунин «Митина любовь»
Любовь даёт много наслаждений. Но никогда , никогда она не бывает так остра, тонка и нежна, как тогда, когда ещё не высказана и не разделена. Куприн «Святая любовь»
Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть. Куприн
Любовь – это полное слияние умов, мыслей, душ, интересов, а не только тел одних. Куприн «Яма»
Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Что можно сказать после «Тристана и Изольды», «Ромео и Джульетты», «Анны Карениной»? но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.
Правда, есть у любви, впрочем, можно ли это назвать любовью, и ещё одно уродливое лицо.
Тема нашей пресс-конференции «Поругание любви и красоты». Яма зла и пороков – Проституция.
В обсуждении этой проблемы примут участие специалисты-эксперты:
Правовед, психолог, литературный критик, журналист, а также наши слушатели, которые представят нам персонажей повести Куприна.
Итак, обратимся к теме, имевшей в русской литературе более чем вековую историю.
О том, какое отражение в творчестве многих писателей нашла эта проблема, нам расскажет литературный критик того времени.
Петухова Ольга Викторовна – сотрудница петербургского журнала «Вопросы пола»
1.Ещё в конце 18 века А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие…» гневно заклеймил «наёмное удовлетворение любовной страсти».
2. Нездоровый интерес к вопросам пола. Нажива на произведениях, содержащих пикантные ситуации.
3. Иначе подходили к этой теме большие, честные писатели: А.П. Чехов «Припадок», А.Блок «Униженные», М. Горький в 1899 году писал: «Быть может, найдутся люди, которые с брезгливой миной скажут: «Зачем это печатать? Нелепая идея! В литературе совсем нет места проституткам…»
Это будут глупые и лживые слова. Литература есть трибуна для всякого человека, имеющего горячее желание поведать людям о неустройстве жизни и страданиях человеческих…»
4. В годы столыпинской реакции, когда в буржуазном обществе росли всевозможные лиги свободной любви, проституция приняла чудовищные размеры. «Со всех уголков России, - писала петербургская газета бегут телеграммы о разнузданной эпидемии половых преступлений.» (1909г.)
5. В этом же 1909 году Куприн пишет «Яму», стремится познакомить читателя с жизнью публичного дома как бы изнутри, день за днём.
- Какую оценку даёт литературная критика этому произведению?
Многие критики, писатели, в том числе и Л.Н. Толстой, чьим мнением особенно дорожил Куприн, дали отрицательную оценку этому произведению, считая его безнравственным и непривычным. Некоторые утверждали, что такие описания публичных домов скорее способствуют распространению проституции, чем её искоренению.
- А как вы считаете, напрасен труд, затраченный на эту повесть7
-Что по этому поводу скажут эксперты?
А вот, что по этому поводу писал Куприн: «Во всяком случае я твёрдо верю, что своё дело я сделал. Возможно, что грязь, но надо же очиститься от неё. И если бы сам Л.Н.Толстой написал с гениальностью великого художника о проституции, он сделал бы великое дело, так как к нему прислушались бы больше, чем ко мне».
- С какими словами обращается Куприн в начале повести к читателям?
- Почему он посвящает это произведение матерям и юношеству?
- Объясните смысл названия повести.
«Что такое я? Какая-то всемирная плевательница, помойная яма, отхожее место»
Что же такое проституция? Блажной бред больших городов или это вековечное историческое явление? Прекратится ли она когда-нибудь?
Или она умрёт только со смертью всего человечества? Кто мне ответит на это?
Проституция – это ещё более страшное зло, чем война. Война пройдёт, но проституция живёт веками.
Проституция – одно из величайших бедствий человечества, и в этом зле виноваты не женщины, а мы мужчины, потому что спрос родит предложение» (Ярченко)
Очень сложно понять психологию тех людей, которые пошли по этой дороге
- Что толкало их на это?
(Можно вспомнить Бунина «Митина любовь» - Катя, Алёна)
_ А как объясняет это психология? (Слово предоставляется психологу. Можно вспомнить Сонечку Мармеладову)
Чтобы понять весь этот сложный механизм, давайте поподробней познакомимся с героями повести Куприна «Яма». (выступление учащихся)
Анна Марковна
- Проститутка –экономка – хозяйка публичного дома.
- Семья: муж Исай Саввич, дочь Берта.
- Описание публичного дома, положение девушек.
- Цель жизни – благополучие дочери.
Диалог с залом
Есть ли у Анны Марковны друзья? Как они относятся к её профессии?
Что можно сказать о посетителях этого заведения?
Что не хватает этим людям в жизни? Зачем они идут сюда, в эту помойную яму?
- Слово экспертам.
2.Что же это за девушки, выброшенные обществом, проклятые семьёй? Кто они, жертвы общественного темперамента?
Люба
Вот история девушки, которая пыталась изменить свой образ жизни.
Это некрасивая, в веснушках, но крепкая и свежая телом девушка. Страховой агент, у которого она служила, толкнул её на путь проституции. Жизнь в публичном доме ей не нравится. Она с удовольствием помогает кухарке убираться, ласкает и кормит собаку.
- Жизнь любы с Лихониным. Разлад.
- Пыталась ли Люба сама изменить свою жизнь?
- Почему она отказывает Соловьёву, который хочет на ней жениться?
Комментарии экспертов.
Женя.
- Описание внешности, интересы.
- Положение в публичном доме, отношение к клиентам.
- Считают ли эти девушки себя ничуть не хуже так называемых порядочных женщин?
- Крик души: « А ведь я – человек».
- Болезнь. « Этих двуногих подлецов я нарочно заражаю каждый вечер… «
А потом появился Коля Гладышев . Разговор Коли с Женей (Инсценировка)
- Коля не говорит о настоящей причине. Что послужило этому? Перелом в жизни Коли.
- Она не смогла его заразить, пожалела, а теперь не понимает почему. Поэтому и обращается за помощью к Платонову.
- Сцена разговора Жени с Платоновым.
- Совет Платонова.
Женя уходит из жизни.
Платонов
- Появление в публичном доме. (Обучение Берты, наблюдения за жизнью девушек в публичном доме)
- Платонов в обществе студентов.
Беседы о проституции.
- Глава 12 - « Когда она прекратится…» - Платонов
«Ведь только в одной русской душе могут ужиться такие противоречия» - Платонов
« А что делать теперь? Сидеть сложа руки? Мириться, махнуть рукой?
(Лихонин)
Теория Лихонина: « Чем хуже, тем лучше, тем ближе к концу.»
Почему же сегодня мне кажется, что я сам виноват в зле проституции,-
Виноват своим молчанием, своим равнодушием, своим косвенным попустительством?
- Осознают ли мужчины, посещающие публичный дом, низость своих поступков?
Рамзин:
« Виноват же во всём случившемся, а значит, и в моей смерти, только один я, потому что, повинуясь минутному скотскому влечению, взял женщину без любви, за деньги. Потому я и заслужил наказание, которое сам на себя налагаю»
Пока существует брак, не умрёт и проституция.
А как бы ответили вы на эти вопросы?
(зал, эксперты)
Вопросы на доске.
Перед нами прошли эпизоды из жизни публичного дома.
Какое впечатление они произвели на вас, о чём заставили задуматься?
Таковы ужасы «любви» без любви.
Куприн затронул тему, актуальную и в наше время. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость, нравственность и разврат по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И всё так же безостановочно течёт в своих берегах «река жизни», требуя от нас ежедневного решения и выбора: «За» или «Против».
Мы представляем слово журналисту, которого тоже волнует эта проблема.
В классической литературе прошлого века много рассказывается о любви но, соединяя любящих, писатели ставят точку. Публичное обсуждение интимной жизни приравнивалось к подглядыванию в замочную скважину и всячески осуждалось обществом. Наше время распахнуло двери спальни, мы можем купить книги «про это»,посмотреть фильм с откровенными сценами. То, что недавно было тайной двоих, перестало быть тайной.
В нашем обществе растёт и быстро распространяется равнодушие, апатия, зависть, озлобленность. Всё это говорит об остром дефиците любви, о явном её обеднении и сужении во всех сферах.
Любовь, как дитя цивилизации, цивилизацией и губится. В наш нигилистический век на пьедестал возведён его Величество Секс. Святая, чистая любовь брошена в жертву открытым любовным отношениям, порнографии, диким экспериментам в области любовных отношений. Пресыщенное человечество подхлёстывает себя алкоголем, наркотиками, крикливой рекламой интимных отношений.
Ужасно то, что обществом эта проблема сейчас почти не осуждается. Быть проституткой стало престижно, об этом свидетельствует и социологический опрос, проведённый в одной из московских школ. Ежегодно на улицы столицы выходит около 6.000 проституток. Их возраст от 14 лет. А сколько их в дорогих гостиницах, валютных барах, неофициальных борделях. Многие девушки имеют высшее образование, а то и не одно, неплохо подкованы в юридических и экономических вопросах, знают по несколько иностранных языков. Они даже мечтают организовать свой профсоюз. Легализация проституток.
Вот мнение на этот счёт некоторых известных людей.
(Газеты «Московский комсомолец»,»АИФ», «Спид-Инфо»
Журнал «Любовь» - барии Алибасов
Журнал «Спид –Инфо» - Любовь Полищук, Татьяна Догилева, «Блестящие»
- Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу?
Наш земляк Иван Шелухин в своём творчестве тоже касается этой проблемы.
Страсть желаний
И ласкает меня, и клянёт
За мгновения боль и усладу.
И всё крепче к груди моей льнёт,
И целует, как будто в награду.
Страсть желаний угасла в ночи.
Я, смущаясь, шепчу ей покорно
А она говорит:
- Помолчи!
Что естественно, то - не позорно.
- Что естественно, но по любви,-
Отвечает ей тихо, несмело,
И огонь возбужденья в крови
От любви истекает по телу.
А иначе – животные мы.
Если страстью звериною пышем…
Мы остались с любовью людьми,
А дождинки горошат по крыше.
«Исчезнет ли когда-нибудь это зло?», - спрашивает Куприн
- Что думают по этому поводу эксперты?
- Что же изменилось за это время?
Изменилось отношение общества к этой проблеме, а зло не исчезло. Но ведь на протяжении веков именно женщины добивались для себя права принадлежать одному мужчине, а не всем. Человечество следует по пути прогресса, ещё в первобытнообщинном строе ушло от беспорядочных половых связей. Стоит ли возвращаться к ним в 21 веке.
Звучит песня.
Каждый выбирает для себя...
Это стихотворение Ю.Левитанского на музыку Виктора Берковского
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Слово для любви и для молитвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже как умею
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...