"Число 15 в судьбах русской литературы"
статья по литературе

Цель работы – назвать наиболее значимые в истории становления русской литературы произведения, связанные так или иначе с цифрой 15.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx42.61 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu_1.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

ЧИСЛО 15 В СУДЬБАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Слайд 1) Ежегодно в нашей стране, начиная с 2008 г., президент России своим указом посвящает год той или иной теме для привлечения к ней внимания общества. Так, 2008 г. был объявлен Годом семьи, 2009 г. – Годом молодёжи, 2010 г. – Годом учителя, 2011 г. – Годом российской космонавтики, 2013 г. – Годом окружающей среды.

2015 год был объявлен в нашей стране Годом литературы. (Слайд 2)

Русская литература всегда занимала особое место в мировой культуре. Она самобытна и уникальна. Она уходит своими корнями в далёкое прошлое, имея за плечами тысячелетнюю историю развития. Она дала миру вершины художественных достижений.

Неоценимы заслуги великих русских писателей и поэтов, таких как Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л. Толстой и многих других.

Разнообразие жанров и стилей, традиционных и модернистских направлений характеризуют русскую литературу как многогранно и постоянно развивающуюся часть русской и мировой культуры.

Цель нашей работы – назвать наиболее значимые в истории становления русской литературы произведения, связанные так или иначе с цифрой 15. (Слайд 3)

(Слайд 4) XII век. «Повесть временных лет» - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала 12 века. 

Летописание, как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению кн. Ярослава Мудрого. Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет».

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу кн. Святополка II Изяславича.

(Слайд 5) Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича.

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке: «...откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдаленное прошлое отражалось в идеализированных повествованиях о первых князьях.

Тогдашняя действительность получила в летописи острые нравственно-политические оценки, в которых осуждались княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали проявляться в летописи еще более ясно. Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних врагов.

Литературно-стилистической особенностью «Повести...» является ее многожанровая и многостилевая структура, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и родовых легенд, народно-сказочные повествования, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фрагменты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг, поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завещаний и т.п.

Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

(Слайд 6) XIII век. «Моление Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века. Написано «Моление» как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год (по версии В. М. Истрина).

Попавший в тяжелое положение автор просит князя о помощи: «Избави мя от нищеты сея».

Даниил Заточник (к. XII — н. XIII в.), автор, именем которого подписано послание князю, известное под двумя названиями «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника».

Даниил - одна из самых загадочных фигур в древнерусской литературе и религиозно-философской мысли. Кроме подписи под посланием, о Данииле Заточнике ничего не известно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания, ни даже того, какому князю оно адресовано.

Послание Даниила Заточника — одно из самых ярких произведений древнерусской литературы домонгольского периода, в котором столь сильно и однозначно выражено авторское личностное начало. Ведь главный герой этого сочинения — сам автор, с обостренной чувствительностью буквально кричащий о своем «я» и повествующий некоему князю о своей горестной судьбе. И в этом смысле сочинение Даниила Заточника — исключительное явление в древнерусской духовной мысли.        

В «Молении» синтезированы черты, свойственные публицистическим и дидактическим сочинениям. Здесь авторские мысли отлиты в форму афоризмов, отражающих грустные размышления Даниила Заточника о жизни и нелегкой доле умного, но незнатного и небогатого человека. В одной из редакций этого произведения присутствует редкая для Средневековья критика монашества.

Явление в Древней Руси послания Даниила Заточника — это свидетельство того, что в древнерусском обществе на рубеже XII—XIII вв. появился новый социальный слой, состоящий из образованных, но невостребованных людей. Эти люди уже стремились опираться на свой разум и строить свою жизнь в зависимости от собственных интеллектуальных способностей. Для нас же важно, что впервые в истории русской религиозно-философской мысли идея свободного разума в произведениях Даниила Заточника зазвучала столь ярко и определенно.

Личность Даниила Заточника крепко врезалась в народную память, а его послание было воспринято в народе как свое произведение. На протяжение столетий оно неоднократно переписывалось, дополняясь при этом новыми сюжетами, так как каждый переписчик стремился поделиться и собственными горестями. А послание Даниила Заточника предоставляло для этого самую благодатную почву.

Поэтому в конечном итоге не так важно — жил ли на самом деле некий Даниил Заточник и был ли он автором «Слова» или «Моления». В любом случае послание, подписанное именем Даниила Заточника, — это определенная веха в развитие отечественной религиозно-философской мысли, отмечающая появление идеи отдельной человеческой личности, живущей плодами своего разума, как в духовной мысли, так и в общественной жизни Древней Руси.

(Слайд 7) XI-XV век. Берестяные грамоты - письма и документы XI-XV вв. на березовой коре, открытые   при раскопках древнерусских городов. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде в 1951г. археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. В 1961 число новгородских берестяных грамот достигло 400. Вне Новгорода известны четыре берестяные грамоты, открытые экспедициями в Смоленске (1952), Пскове (1958), случайные находки в Витебске (1959) и в Москве (2015).

Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (также найдены при раскопках) на специально подготовленной березовой коре. Новгородское название берестяной грамоты — “берёсто”. Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые грамоты шуточного содержания. Есть берестяные грамоты, содержащие протесты крестьян против помещиков, списки хозяйственных повинностей и обязательств, политические новости, а также денежные документы, завещания.

Берестяные грамоты опровергли мнение о распространении в Древней Руси грамотности преимущественно в среде знати и духовенства; грамотных было много и среди представителей низших социальных слоев. Среди авторов писем есть и женщины. Эти находки дают ценные сведения о системе обучения грамоте детей в Древнем Новгороде. Наибольшее количество новгородских берестяных грамот относится к XIV в. (Слайд 8-9)

Фрагменты берестяных грамот:

1. Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься"? Я ведь всегда твой. Для меня оскорбительно, что ты так плохо сказал: "И кланяюсь тебе, братец мой!" Ты бы хотя бы сказал: "Ты - мой, а я - твой!" (№ 605).

2. Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую (приветствую) тебя. А Бог (не постоит) за наградой, или же уговоримся между собой. (№ 549).

3. От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев. (№ 377).

4. Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве. (No 395).

5. Во имя отца и сына и святого духа. Се аз, раб божий Михаль, отхождя живота сего, пишю рукописание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати (...) (№ 42).

6. Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями.) (№ 53).

7. От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.) (№ 43).

8. Поклон от Марине к с(ы)ну к моему Григорью. Купи ми зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, издей при собе да привези, семо. (Зендянец - хлопчатобумажная ткань из Средней Азии.) (№ 125).

(Слайд 10) XVI век. 1515 год - год смерти преподобного Иосифа Волоцкого (в миру – Иван Санин).

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:

«Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».

(Слайд 11) XVII век. «Повесть о Юлиании Лазаревской, или Муромской» - произведение древнерусской литературы, написанное не ранее 1614 г. (по некоторым спискам - 1615 г.), представляет не столько житие, сколько биографические записки, составленные ее сыном Дружиной Осорьиным. По сути, это единственная биография древнерусской женщины. Она замечательна своей правдивостью, простотой и богатством бытового содержания.

Улиания Устиновна Осорьина — реальное лицо, муромская помещица, жившая в XVI в. (умерла 2 янв. 1604); с XVII в. почиталась как местночтимая святая г. Мурома, получив по месту погребения в с. Лазареве Муромского уезда имя Юлиании Лазаревской (или Муромской). Нет сведений о том, была ли осуществлена официальная канонизация Улиании.

Во время погребения сына Улиании Георгия был обретен гроб с нетленными мощами его матери, «полн мира благовонна», от которого многие болящие «облехчение от различных недуг приимаху». Вероятно, поводом для написания Повести об Улиании Осорьиной послужил традиционный для создания агиографического произведения мотив: чудеса и исцеления у гроба считались показателями и доказательством святости умершего и часто становились толчком к написанию жития нового чудотворца или чудотворицы.

 Повествование ведется по традиционной житийной канве: рождение героини от благочестивых родителей, ее стремление к аскезе с детских лет («от смеха и всякие игры отгребашеся»), смирение и послушание, прилежание в посте и молитвах; добродетельное житие венчают честное преставление и исцеления у гроба новой муромской чудотворицы. Однако старая житийная схема наполняется здесь принципиально новым содержанием. Ореолом святости наделяется обычная женщина, мирянка (Улиания даже перед смертью не приняла постриг). Идеализация образа осуществляется наперекор традициям житийного канона; героиня не возносится над бытом, а, напротив, погружается в него, изображается в обыденных делах и ситуациях: в ведении «домовного хозяйства», в отношениях с мужем и его родителями, чадами и домочадцами. Главные добродетели Улиании, которые постоянно подчеркиваются автором и расцениваются им как подвиги благочестия, — это трудолюбие («по вся нощи без сна пребываше, в мольбах, и в рукоделии, и в прядиве, и в пяличном деле») и сострадание, готовность к помощи («вдовами и сиротами, аки истовая мати, печашеся»). Суть подвижничества Улиании заключается в той «любви нелицемерной» к ближнему, которую она проповедовала и «делом исполняла» всю жизнь. Искреннее сыновнее чувство и реальные жизненные впечатления помогли создать живой и притягательный, психологически достоверный женский образ.

Написанная на конкретном историко-бытовом материале сыном о матери, «Повесть об Улиании Осорьиной» запечатлела исторические реалии жизни русского поместного дворянства 2-й пол. XVI в. В ней названы имена реальных исторических лиц: венчавшего Улианию священника Потапия, позднее — архимандрита Муромского Спасского монастыря (монашеское имя — Пимен); предков и родственников — современников Улиании: Недюревых, Лукиных, Дубенских, Осорьиных, Араповых. В «Повести» нашли отражение современные автору социально-экономические явления (отношения между родителями и детьми, челядью и землевладельцами) и исторические события эпохи («великий голод» в период правления царя Бориса Годунова и др.). Обращение к новому герою, частному лицу, необычному именно своей «обычностью», было проявлением развития литературного процесса в XVII в. В «Повести об Улиании Осорьиной» нашел отражение процесс развития литературного произведения от служебного канона к повествовательности.

 О популярности «Повести» в читательских кругах свидетельствует широкое распространение ее в рукописях: в настоящее время известно более 50 списков XVII—XIX вв. и одна выписка из ее текста. Существует 3 редакции «Повести»: Краткая, Пространная, которая представлена двумя вариантами, и Сводная.

(Слайд 12) XVIII век. 1715 год - Феофан Прокопович получает приглашение Петра I переехать в Санкт-Петербург.

Феофан Прокопович (в миру Елиазар (Елисей)) (1681–1736), архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, верный сподвижник Петра I в реформах Русской православной церкви, ученый и писатель, сумевший в своём творчестве отразить одну из самых сложных и драматических эпох в истории духовного развития России – первую треть XVIII века.

В 1707–1709 гг. читал в Киевской духовной академии курс по философии. Преподавал поэтику, риторику и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора  в Киеве (1706); произносил также панегирики царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В 1711 г.  Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу.

К тому времени Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей.

В Киеве же Феофан создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию «Владимир» (поставлена 1705), где «равноапостольный» князь, принявший христианство, выставлен как образец просвещенного монарха, одолевшего вековое невежество.

В петербургских проповедях (О власти и чести царской и др.) Феофан всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов.

Феофан Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. В Регламенте и в трактате Правда воли Монаршей обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.

Кроме Духовного регламента, написал также Введение к «Морскому уставу» и «Слово похвальное о флоте Российском» (оба 1719), «Розыск исторический» (1721), «Правда воли монаршей» (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет Прокоповича пошатнулся, усилился ропот духовенства по поводу его далеких от ортодоксии, «лютеранских» взглядов. Однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Анне Ивановне, расправляясь с противниками посредством доносов в Тайную канцелярию.

Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк участвовал в написании «Истории Петра Великого», оказал большое влияние на В.Н. Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д. Кантемира.

Идеология абсолютизма обусловила эстетические воззрения Феофана Прокоповича -предклассициста: блестяще усвоив теорию и практику западноевропейского барокко, Феофан – теоретик и художник слова – вплотную подошёл к классицизму.

(Слайд 13) XIX век. 1815 год - год образования литературного общества «Арзамас». Проза и поэзия Н.М. Карамзина (1766-1826) оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе БатюшковВяземскийДавыдовЖуковскийПушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

(Слайд14) В 1815 году на экзамене А. С. Пушкин поразил своим стихотворением «Воспоминание о Царском Селе» знаменитого в то время Г.Р. Державина.  «Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» [1]. (Слайд 15)

(Слайд 16) В 1815 г. родился Пётр Павлович Ершов – автор знаменитой сказки «Конёк-горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

XX век.

(Слайд 17) 1915 г.- Сергей Александрович Есенин приезжает в Петербург, где знакомится со многими известными поэтами:  А.А. Блоком, Н.С. Гумилёвым и др. 25 октября 1915 года состоялось первое выступление С. Есенина на «вечере народной поэзии».

(Слайд 18) «Господин из Сан-Франциско» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, представляющий собой притчу о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти. Главной идеей рассказа выступает осмысление сущности бытия человека: жизнь человека хрупка и тленна, поэтому она становится отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота. Впервые опубликован в 1915 году в сборнике «Слово» в Российской империи.

По словам Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции»: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии, «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие «Смерть на Капри»  я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско…» И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане») я выдумал… «Смерть в Венеции» я прочёл в Москве лишь в конце осени. Это очень неприятная книга».

(Слайд 19) «Записки кавалериста» Николая Степановича Гумилева (1886-1921) рассказывают о военной кампании 1914-1915 годов. В начале Первой мировой войны лишь два русских поэта того времени - Николай Гумилев и Бенедикт Лившиц - записались добровольцами в действующую армию. За храбрость, проявленную в боях, Гумилев был дважды награжден Георгиевским крестом и произведен в унтер-офицеры.

О своем участии в боях в составе Уланского полка Н.С. Гумилёв написал документальную повесть «Записки кавалериста», из 17 глав которой две первые связаны с боями в Восточной Пруссии. Они публиковались в течение 1915 года и января 1916 года в «Биржевых ведомостях». Анна Ахматова спустя годы после окончания Первой мировой войны давала следующую оценку повести: «Люди узнавали будничную, обыкновенную жизнь человеческую жизнь на фронте – где не было патриотических фраз, раздирающих душу кошмаров кровавой бойни, захватывающих приключений разведчиков – ничего этого не было, но люди узнавали поденный серый труд войны, иссушающий душу»[2]. В то же время поэт рисует подробности своего пребывания на фронте как священные: «Этот день навсегда останется священным в моей памяти. Я был дозорным и в первый раз на войне почувствовал, как напрягается воля прямо до физического ощущения какого-то окаменения, когда надо одному въезжать в лес, где, может быть, залегла неприятельская цепь, скакать по полю, вспаханному, и поэтому исключающему возможность быстрого отступления, в движущейся колонне, чтобы узнать не обстреляет ли она тебя»[3].

(Слайд 20) В июле 1915 года Владимир Владимирович Маяковский (один из ярчайших представителей футуризма) познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками, сыгравшими значительную роль в его судьбе.  

Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского. Внешне он оставался всё тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике. Однако сердце поэта разрывалось от неразделённого чувства к женщине, которая принадлежала другому. Впрочем, в начале XX века нравы в богемной среде царили довольно свободные, и начинающая журналистка Лиля Брик легко завязывала романы с мужчинами несмотря на то, что состояла в браке. Владимир Маяковский, попав в поле её зрения, не стал исключением, и очень скоро она попросту вскружила ему голову. Но то, что для Лили оказалось сиюминутным увлечением, для поэта переросло в большое и сильное чувство.

В итоге родилась поэма «Флейта-позвоночник», в которой поэт буквально выворачивает свою душу перед читателями, так как мысленно готовится к самоубийству: «Не поставить ли точку пули в конце». Маяковский создаёт поэму, которую он именует «прощальным концертом» и предупреждает публику: «Сегодня я буду играть на флейте. На собственном позвоночнике». Лиля Брик воспринимает Маяковского, как большого ребёнка, не подозревая о том, что каждым своим словом причиняет ему нестерпимую боль. Ему лишь остаётся посвящать возлюбленной стихи, которые автор словно вырывает из души, так как «больше я, может быть, ничего не придумаю»[4].

XX век. В 2015 году, объявленном в России Годом литературы, было проведено  большое количество мероприятий, приуроченных к этому  событию. Так, лауреатом премии «Русский букер», ежегодно присуждаемой авторам за лучший роман на русском языке, стал Александр Снегирев за роман «Вера» (Слайд 20), лауреатом Национальной литературной премии «Большая книга» юбилейного десятого сезона стала Гузель Яхина (Слайд 21) за роман «Зулейха открывает глаза». 

        Конечно же, многим авторам были присуждены различные литературные премии, но вот что из этих произведений станет действительно очередной вехой в развитии русской литературы, покажет только время… (Слайд 22)

Литература

  1. Н.Гумилев, А. Ахматова: по материалам историко-литературной коллекции П.Лукницкого  / отв. ред. А.И. Павловский. СПб, 2005.
  2. Пушкин А. С. «Воспоминание о Царском Селе»// А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 тт. / Под ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Оксмана. Т.1. М., 1959. С.9.
  3. Пушкин А. С. «Евгений Онегин». М., 1985.
  4. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1975.
  5. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1986.

Интернет-источники

  1.         http://www.abc-people.com
  2. http://www.detisavve.ru
  3. http://www. gramoty.ru
  4. http://interpretive.ru
  5. http://www.krugosvet.ru
  6. http://www. Pishi-stihi.ru
  7. http://www.portal-slovo.ru
  8. http://predanie.ru
  9. http://www.russianbooker.org
  10. http://www. Ru.wikipedia.org
  11. http://www.foxdesign.ru


[1][1]- Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799—1837) (гл. 8, строфа 2).

[3][2],[3]- Н.Гумилев, А. Ахматова: по материалам историко-литературной коллекции П.Лукницкого  / отв. ред. А.И. Павловский. СПб, 2005.

[4][4] – Маяковский В.В. «Флейта-позвоночник» (1915).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Год литературы

Слайд 3

Число 15 в судьбах русской литературы

Слайд 4

«Повесть временных лет», XII век 1113 г. – 1-я редакция, автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор

Слайд 5

«Повесть временных лет» 1116 г . – 2-я редакция, автор – игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр 1118 г. – 3-я редакция, автор неизвестен

Слайд 6

«Моление Даниила Заточника», XIII век Написано «Моление» как обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год . Автор – Даниил Заточник.

Слайд 7

Берестяные грамоты, XI-XV век Берестяные грамоты – письма и документы XI-XV вв. на берёзовой коре, найденные при раскопках древнерусских городов: Новгорода, Смоленска и Пскова.

Слайд 8

Грамота 21, Новгород Условная дата: 1410–1420 , cтратиграфическая дата: 10-е – нач. 20-х гг. XV в. К ткачихе о присылке вытканной холстинки .

Слайд 9

`[Если] ... холстинку выткала, то ты ко мне ее пришли. А не найдется, с кем прислать, то ты у себя ее выбели'

Слайд 10

1515 год Умер Иосиф Волоцкий (в миру - Иван Санин), игумен Волоцкого монастыря, церковный писатель, автор книги «Просветитель».

Слайд 11

1615 год «Повесть о Юлиании Лазаревской (Муромской)». Написана не ранее 1614 года (по некоторым спискам – 1615 года). По сути, это единственная биография древнерусской женщины.

Слайд 12

1715 год В 1715 г. Феофан Прокопович (1681–1736)получает приглашение Петра I переехать в Петербург. Феофан (в миру-Елеазар ) – архиепископ Новгородский, сподвижник Петра I ,писатель, сумевший в своём творчестве отразить одну из самых сложных и драматических эпох в истории духовного развития России – первую треть XVIII века. Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в

Слайд 13

В России появляется созданное писателями-карамзинистами литературное общество «Арзамас», 1815-1818 гг . Основатель – В.А. Жуковский. Членами «Арзамаса» были К. Батюшков, П.Вяземский, А. Плещеев, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин и другие Было создано в противовес «Беседе любителей русского слова». Сами члены общества говорили, что «Беседа» создана, чтобы «твердить и писать глупости, «Арзамас» - на то, чтобы над нею смеяться». 1815 год

Слайд 14

1815 год В 1815 году на экзамене А. С. Пушкин поразил своим стихотворением "Воспоминание о Царском Селе" знаменитого в то время Г.Р. Державина. В.А. Тропинин «Портрет Пушкина», 1827

Слайд 15

1815 год И. Репин «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» . 1911 г . «Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А.С. Пушкин)

Слайд 16

1815 год 1815 год – родился Пётр Павлович Ершов — русский поэт, прозаик, драматург, автор великолепной сказки в стихах «Конёк-Горбунок», ставшей классикой русской литературы. Прижизненный портрет П.П. Ершова работы художника Николая Маджи (конец 1850-х). Считается самым достоверным изображением Ершова

Слайд 17

1915 год Иван Алексеевич Бунин,1933г . 1915 г . – опубликован рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско », представляющий собой притчу о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти.

Слайд 18

1915 год На фото – Николай Гумилёв в форме Уланского полка, снимок 1914 г., до награждения 1915 г. – публикуется повесть Н.С. Гумилёва «Записки кавалериста», в которой рассказывается о военной кампании 1914-1915 гг.

Слайд 19

1915 год 1915 г . – написана поэма В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник», посвящённая Лиле Брик.

Слайд 20

2015 год Роман «Вера» А. Снегирева был признал лучшим по версии премии «Русский букер ».

Слайд 21

2015 год Лауреатом Национальной литературной премии «Большая книга» стала Г. Яхина за роман « Зулейха открывает глаза».

Слайд 22

Спасибо за внимание. Число 15 в судьбах русской литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"

В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...

Интегрированный урок "Судьба человека" (русская литература и психология)

Цель урока: формирование понятия “судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).Задачи: раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Су...

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "Судьба русской литературы 20-30 годов 20 века" (программа Т.Ф.Курдюмовой)

Данная презентация полностью раскрывает особенности литературного процесса в 20-30 - уе годы 20 века...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...