Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.
методическая разработка по литературе по теме

Литературно- музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroki_opalyonnye_voynoy.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Строки опаленные войной.

Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.

(Занавес закрыт. За сценой учитель читает отрывок из «Реквиема» Р.Рождественккого.)

Помните!

Через века,

Через года –

Помните!

О тех,

 Кто уже не придет

Никогда –

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучаться, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Детям свои расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Детям свои расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!

Вед 1:  9 мая 2010 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и ныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

Вед  2:  Год 1941 – й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеялась, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не заденет нашу страну.

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

(музыка «С чего начинается Родина»)

Июнь: тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.

Вед 1:  Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…»

(выходят три парня)

Боец 1: Они хотят нас уничтожить,

Чем жизнь прекрасна и добра,

Всю радость мира подытожить

Бандитским взмахом топора.

Они ораву воспитали

Убийц, смакующих погром,

И много стран четвертовали

Кровавой свастики крюком.

Боец 2: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немца, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою, все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких то пять минут осталось!

Боец 3: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Боец 1: Сорок первый!

Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Боец 2: Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Боец 3: Поднималась страна

И на фронт уходили поротно,

Кумачовый звезды

На полотнах знамен унося.

Вед 2: 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в круповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (55 млн. человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков – все это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были молоды так же, как мы с вами.

Вед 1: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ.»

(Гаснет свет. Звучит музыка «Вставай страна огромная»)

Вед 2: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом?

Какими были они, солдаты Великой Отечественной?

Какие они, ребята поколения сороковых?

Сороковые, роковые.

Военные и фронтовые,

Где извещения похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно.

Холодно.

Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный,

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало,

И лишь потом во мне очнулось.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

 А мы такие молодые!

Вед 1: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.

Вед 2: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию?

Ах, война, что ж ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте не пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала

Вместо свадеб – разлука и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим,

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом!

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Вед 1: Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!» Но не всем было дано вернуться, помним, помним о павших, о боевых друзьях.

Вед 2:  Поэт Давид Самойлов вспоминает «трудные и невозвратные» потери. Поэт Павел Коган. Поэт Михаил Кульчицкий. Поэт Николай Майоров.

Перебирая наши даты,

Обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом

Шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятым.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла,

Мишу,

Илью,

Бориса,

Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая…

Вед 1: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были чем то похожи на нас, на тебя или на тебя; но они росли в другое время, когда в воздухе уже пахло порохом, когда коричневая чума уже застилала небосвод Европы. Они были романтиками, они мечтали о подвиге.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не  долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Когда б не бой, не вечные исканья

Крутых  путей к последней высоте,

Мы б сохранились в бронзовых веяньях,

В столбцах газет, в набросках на холсте.

Вед 2: Эти строки поэт Николай Майоров писал в 1940 году. Н. Майоров погиб в феврале 1942 года на Смоленщине.

Вед 1: Поколение сороковых. Один из этого поколения, Павел Коган, вглядываясь в завтрашний день, пророчески предвидел свою судьбу, судьбу многих ровесников:

Упасть лицом на высохшие травы,

Нам лечь, где лечь.

И там не встать, где лечь.

Упасть лицом на высохшие травы

И уж не встать и не попасть в анналы,

И даже близким славы не сыскать.

И, задохнувшись «Интернационалом»…

Вед 2: П.Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском во время поиска разведчиков. Он предугадал все, даже высохшие травы, все, кроме одного: слава о нем, разведчике и поэте, жива, не померкнет слава поколения победителей живых и павших.

Вед 1: Романтики поколения сороковых не досчитались многих. Но они пали не как жертвы, а как солдаты, они научились воевать, они поняли, «какая она, война не книжная».

Вед 2: Какая она, война не книжная, понимали романтики и мечтатели сороковых.

Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!

Что? Пули в каску безопасней капель?

И всадники проносятся со свистом

Вертящихся пропеллерами сабель.

Я раньше думал: лейтенант

Звучит «налейте нам».

И, зная топографию,

Он топает по гравию.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда черна от пота

На пахоте пехота.

Марш!

И глина в чавкающем топоте

До мозга костей промерзших ног

Наворачивается на чеботы

Весом хлеба в месячный поек

Вверх скользит.

На бойцах и пуговицы вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена.

Была бы Родина

С ежедневными Бородино!

Вед 2: Эти стихи Михаил Кульчицкий  написал в декабре 42-го под Москвой. В январе 43-го он погиб под Сталинградом. Один из поколения романтиков сороковых. Один из миллиона павших.

Вед 1: Имя Мусы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы не оставляем равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря  не сломил поэта, с большим риском для жизни он создает подпольную антифашистскую организацию,  которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Бюерлинею Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.

Варварство.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и , как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается как нож.

-Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебя грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его, земля, кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Вед2: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле:  фашистами было организованно страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. Но миф о неполноценности русских потерпел крах. Да, нам было что защищать, мы не собирались сдаваться.

Вед 1: Что же дало советским людям силы победить страшного, опасного врага, тем более опасного, что не было для него ничего святого, никаких человеческих ценностей?

Вед 2: В дни, когда судьба наша определялась словами «Родина или смерть», поэт Константин Симонов написал эти строки.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Вед 1: Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они не совместимы. Женщина и война.

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

(На сцену выходят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Вед 2: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагами в небе, перевязывали раненных, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Вед 1: В один день мир разделился на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И война.

Вед 2: Ты, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью. Для многих из них оказался простым как дыхание.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом…

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светловолосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

… Почему же в бинтах кровавых

Светловолосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели.

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зойка, я – против грусти.

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

… Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

Вед 1: Сегодня мы опять вспомнили ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал все, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться, учиться, работать – да просто жить.

Вед 2: Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец,  ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы память павших?

Вед1: Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

Прошу всех встать!

(Минута молчания)

Прошу всех сесть.

(Звучит музыка)

Учитель: Помните!

Через века,

Через года –

Помните!

О тех,

 Кто уже не придет

Никогда –

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди!

Покуда сердца стучаться, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Детям свои расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста,

Помните!

Детям свои расскажите о них, чтоб

Запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже помнили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...

Литературно-музыкальная композиция "85-летию В. М. Шукшина посвящается"

Разработка может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и классным руководителям при подготовке классного часа по теме "В. М. Шукшин"....

Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага»

   Литературно – музыкальная композиция  «Они дошли с победой до Рейхстага» ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «120-летию Сергея Есенина посвящается…»

Литературно-музыкальная композиция  «120-летию Сергея Есенина посвящается…» была представлена студентам и преподавателям ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука в рамках "Декады краеведения" в октябре...

Литературно-музыкальная композиция "Даурское лето"

Сценарий мероприятия, направленного на расширение представлений детей о красоте летнего Забайкалья через интеграцию литературы и музыки. Возможно проведение данного мероприятия в летнем лагере....

Литературно-музыкальная композиция " 75-летию освобождения Брянщины посвящаем..."

Литературно-музыкальная композиция " 75-летию освобождения Брянщины посвящаем..."...