Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.
методическая разработка по литературе по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Строки опаленные войной.
Литературно – музыкальная композиция к 65 – летию Великой Победы.
(Занавес закрыт. За сценой учитель читает отрывок из «Реквиема» Р.Рождественккого.)
Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда –
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучаться, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям свои расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям свои расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Вед 1: 9 мая 2010 года в 65 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и ныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Вед 2: Год 1941 – й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеялась, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не заденет нашу страну.
Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
(музыка «С чего начинается Родина»)
Июнь: тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м, в мае.
Вед 1: Фашистское руководство тщательно готовило нападение на нашу страну с целью уничтожить, завоевать мировое господство Гитлер, характеризуя предстоящую войну, цинично заявлял: «Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…»
(выходят три парня)
Боец 1: Они хотят нас уничтожить,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Они ораву воспитали
Убийц, смакующих погром,
И много стран четвертовали
Кровавой свастики крюком.
Боец 2: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немца, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою, все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких то пять минут осталось!
Боец 3: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Боец 1: Сорок первый!
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Боец 2: Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Боец 3: Поднималась страна
И на фронт уходили поротно,
Кумачовый звезды
На полотнах знамен унося.
Вед 2: 22 июня 1941 год. Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в круповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (55 млн. человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков – все это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были молоды так же, как мы с вами.
Вед 1: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ.»
(Гаснет свет. Звучит музыка «Вставай страна огромная»)
Вед 2: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом?
Какими были они, солдаты Великой Отечественной?
Какие они, ребята поколения сороковых?
Сороковые, роковые.
Военные и фронтовые,
Где извещения похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно.
Холодно.
Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный,
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Вед 1: «Такие молодые» встретили грудью врага, защищали Родину, они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.
Вед 2: Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны. Были ли они готовы к этому испытанию?
Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте не пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разлука и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим,
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом!
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Вед 1: Это звучало как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад!» Но не всем было дано вернуться, помним, помним о павших, о боевых друзьях.
Вед 2: Поэт Давид Самойлов вспоминает «трудные и невозвратные» потери. Поэт Павел Коган. Поэт Михаил Кульчицкий. Поэт Николай Майоров.
Перебирая наши даты,
Обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом
Шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятым.
А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.
Я вспоминаю Павла,
Мишу,
Илью,
Бориса,
Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая…
Вед 1: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были чем то похожи на нас, на тебя или на тебя; но они росли в другое время, когда в воздухе уже пахло порохом, когда коричневая чума уже застилала небосвод Европы. Они были романтиками, они мечтали о подвиге.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых веяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Вед 2: Эти строки поэт Николай Майоров писал в 1940 году. Н. Майоров погиб в феврале 1942 года на Смоленщине.
Вед 1: Поколение сороковых. Один из этого поколения, Павел Коган, вглядываясь в завтрашний день, пророчески предвидел свою судьбу, судьбу многих ровесников:
Упасть лицом на высохшие травы,
Нам лечь, где лечь.
И там не встать, где лечь.
Упасть лицом на высохшие травы
И уж не встать и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
И, задохнувшись «Интернационалом»…
Вед 2: П.Коган погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском во время поиска разведчиков. Он предугадал все, даже высохшие травы, все, кроме одного: слава о нем, разведчике и поэте, жива, не померкнет слава поколения победителей живых и павших.
Вед 1: Романтики поколения сороковых не досчитались многих. Но они пали не как жертвы, а как солдаты, они научились воевать, они поняли, «какая она, война не книжная».
Вед 2: Какая она, война не книжная, понимали романтики и мечтатели сороковых.
Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам».
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота
На пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом хлеба в месячный поек
Вверх скользит.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино!
Вед 2: Эти стихи Михаил Кульчицкий написал в декабре 42-го под Москвой. В январе 43-го он погиб под Сталинградом. Один из поколения романтиков сороковых. Один из миллиона павших.
Вед 1: Имя Мусы Джалиля, поэта-борца, облетело весь мир. Мужественная поэзия Мусы не оставляем равнодушным ни одного человека, ни одно поколение. Недолгая, но героическая жизнь поэта, его пламенное, вдохновенное творчество является олицетворением беспримерного мужества и беззаветного служения народу и Родине. Тяжело раненный, он попадает в плен, в концлагерь Маобит. Кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта, с большим риском для жизни он создает подпольную антифашистскую организацию, которая организовывала побеги пленных, распространяла листовки и патриотические стихи. Самому поэту не пришлось дожить до счастливого дня Победы: он был зверски четвертован 25 августа 1944 года в Бюерлинею Его поэзия и сейчас звучит, как набат, напоминая о том, что дух истинного патриота не сломить.
Варварство.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и , как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
-Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебя грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Вед2: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организованно страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. Но миф о неполноценности русских потерпел крах. Да, нам было что защищать, мы не собирались сдаваться.
Вед 1: Что же дало советским людям силы победить страшного, опасного врага, тем более опасного, что не было для него ничего святого, никаких человеческих ценностей?
Вед 2: В дни, когда судьба наша определялась словами «Родина или смерть», поэт Константин Симонов написал эти строки.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Вед 1: Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они не совместимы. Женщина и война.
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
(На сцену выходят девушки по одной: одна заканчивает говорить и следом появляется следующая.)
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Вед 2: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагами в небе, перевязывали раненных, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать и «перемать».
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Вед 1: В один день мир разделился на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И война.
Вед 2: Ты, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью. Для многих из них оказался простым как дыхание.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я – против грусти.
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом…
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я – против грусти.
Но сегодня она – не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светловолосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
… Почему же в бинтах кровавых
Светловолосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели.
О рязанских глухих садах.
…Знаешь, Зойка, я – против грусти.
Но сегодня она – не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
… Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?
Вед 1: Сегодня мы опять вспомнили ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал все, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться, учиться, работать – да просто жить.
Вед 2: Отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы память павших?
Вед1: Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.
Прошу всех встать!
(Минута молчания)
Прошу всех сесть.
(Звучит музыка)
Учитель: Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда –
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучаться, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям свои расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Помните!
Через века, через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда –
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Детям свои расскажите о них, чтоб
Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»
Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...
Литературно-музыкальная композиция "85-летию В. М. Шукшина посвящается"
Разработка может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и классным руководителям при подготовке классного часа по теме "В. М. Шукшин"....
Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага»
Литературно – музыкальная композиция «Они дошли с победой до Рейхстага» ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне посвящается"
Готовый сценарий для встречи с ветеранами ВОВ (для учеников старших классов)...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «120-летию Сергея Есенина посвящается…»
Литературно-музыкальная композиция «120-летию Сергея Есенина посвящается…» была представлена студентам и преподавателям ГАПОУ КамСК им. Е.Н.Батенчука в рамках "Декады краеведения" в октябре...
Литературно-музыкальная композиция "Даурское лето"
Сценарий мероприятия, направленного на расширение представлений детей о красоте летнего Забайкалья через интеграцию литературы и музыки. Возможно проведение данного мероприятия в летнем лагере....
Литературно-музыкальная композиция " 75-летию освобождения Брянщины посвящаем..."
Литературно-музыкальная композиция " 75-летию освобождения Брянщины посвящаем..."...