Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp5l.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Березовка 1-я»
«Согласовано» Руководитель МО Краснихина Г.В. Протокол № ___ от «__» __________________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с.Березовка 1-я Кочеткова Н.Н. «__»________________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Березовка 1-я Портнова С.Ю. Приказ № ___ от «__»_________________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кочетковой Наталии Николаевны,
высшей квалификационной категории
по литературе в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________2012 г.
2012-2013 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 2 |
Русские народные сказки. | 6 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из литературы XVIII века. | 4 |
Из литературы XIX века. | 25 |
Из литературы XX века. | 19 |
Из зарубежной литературы. | 9 |
ИТОГО | 68 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Основной учебник:
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.: М.: Просвещение, 2007
Дополнительные пособия:
Учебно-методический комплект учителя:
И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2005
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Русское слово», 1997
Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я. и др. – М.: «Экзамен», 2003
Мультимедийная поддержка уроков
Суркис Е. В. Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. – М.: Глобус, 2008
В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». – М.: Просвещение, 2009
Авторские презентации
Видеофильмы
«Руслан и Людмила»
«Медной горы хозяйка»
«Ночь перед Рождеством»
«Майская ночь, или Утопленница»
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Основное содержание урока | Используемые инновационные технологии и ТСО | Форма контроля |
I четверть |
1 | 1 | Введение. Роль книги в жизни человека. | Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. | Здоровьесберегающие (о пользе чтения) | Читательский дневник |
2 | 1 | Миф «Сотворение Земли». | Восприятие мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире. Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе (начальные представления). | Информационно-коммуникативные Презентация, фонохрестоматия. | Пересказ и анализ, иллюстрации |
3 | 1 | р/р Устное народное творчество. | Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | Личностно ориентированное обучение Презентация, фонохрестоматия | Сочинение, тесты |
4,5,6 | 3 | Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка». | Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. | Личностно ориентированное обучение Фонохрестоматия, кинофрагмент | Пересказ и анализ |
7,8 | 2 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. | Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-народа. | Личностно ориентированное обучение Фонохрестоматия | Пересказ и анализ |
9 | 1 | в/ч Русские народные сказки. | Обучение сочинению по теме «Сказки»: — Мой любимый герой народной сказки. — Почему я люблю читать сказки? — Добро и зло в народных сказках. | Проблемное обучение | Проекты учащихся «Исследование одной сказки» |
10,11 | 2 | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. | Информационно-коммуникативные Презентация, фонохрестоматия. | Тесты, устный опрос |
12 | 1 | Из литературы XVIII века. | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астрóнома в пиру» как юмористическое нравоучение. | Устный опрос |
13 | 1 | в/ч Жанровые особенности басни. | Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). | Технология усвоения понятий Информационно-коммуникативные Презентация | Устный опрос |
14,15 | 2 | И. А. Крылов. Басни. | Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»). Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне. | Технология усвоения понятий Информационно-коммуникативные Презентация, фонохрестоматия | Театрализованная постановка, иллюстрации. Сообщение «Отечественная война 1812 года» |
16 | 1 | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. | Краткий рассказ о писателе. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | Проблемное обучение Информационно-коммуникативные Кинофрагмент, фонохрестоматия | Пересказ и анализ |
17 | 1 | В. А. Жуковский. «Кубок». | Благородство и жестокость. Герои баллады. Баллада (начальное представление). | Технология усвоения понятий Информационно-коммуникативные Презентация, фонохрестоматия | Выразительное чтение наизусть, иллюстрации |
18 | 1 | А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) | Рассказ о детских и лицейских годах жизни. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. | Информационно-коммуникативные презентация, фонохрестоматия | Проекты учащихся «Сказочные персонажи», выразительное чтение наизусть |
19 | 1 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Информационно-коммуникативные презентация, фонохрестоматия | Устный опрос |
20 | 1 | Центральные образы сказки. | Сходство и различие литературной и народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского. | Информационно-коммуникативные Кинофрагменты, фонохрестоматия | Устный опрос, тесты, кроссворд |
II четверть |
21 | 1 | в/ч Сказки Пушкина. | «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о старике и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | Здоровьесберегающие (идеалы добра в сказках Пушкина) Информационно-коммуникативные Кинофрагменты | Проекты учащихся «Добро и зло в сказках и в жизни» |
22 | 1 | р/р Подготовка к сочинению по сказкам Пушкина. | Письменная классная или домашняя работа на одну из тем: — Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1—2 сказок). — В чем превосходство царевны над царицей? — Что помогло Елисею в поисках невесты? | Сочинение |
23 | 1 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». | Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | Технология усвоения понятий Информационно-коммуникативные Презентация | Устный опрос |
24 | 1 | р/р Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | Обучение выразительному чтению. | Технология усвоения понятий Информационно-коммуникативные Презентация | Выразительное чтение наизусть |
25 | 1 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | Информационно-коммуникативные Фонохрестоматия | Пересказ и анализ |
26 | 1 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | Личностно ориентированное обучение | Устный опрос |
27 | 1 | Н. А. Некрасов. «На Волге». | Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Технология мастерских | Сочинение-миниатюра, выразительное чтение наизусть |
28 | 1 | р/р Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. | «Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете. Обучение выразительному чтению. | КТД | Общий проект «Есть женщины в русских селеньях» |
29 | 1 | И. С. Тургенев. «Муму». | Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | Виртуальная экскурсия. Фонохрестоматия | Пересказ и анализ |
30 | 1 | Духовные и нравственные качества Герасима. | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. | Технология усвоения понятий Фонохрестоматия | Заполнение таблицы |
31 | 1 | Превосходство Герасима над челядью барыни. | Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | Технология усвоения понятий Фонохрестоматия | Устный опрос |
32 | 1 | р/р Тургенев — мастер портрета и пейзажа | По рассказу «Муму». | Урок-практикум. Презентация | Анализ текста |
33 | 1 | р/р Классное сочинение по рассказу «Муму» | Классное сочинение по рассказу «Муму» на одну из тем: — Что воспевает Тургенев в образе Герасима? — Друзья и враги Герасима. — В чем вина и беда барыни? | Проблемное обучение | Сочинение |
III четверть |
34 | 1 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник» | Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | Виртуальная экскурсия | Тесты |
35 | 1 | Жилин и Костылин. | Обучение сравнительной характеристике героев. | Здоровьесберегающие (Поведение человека в экстремальной ситуации) | Заполнение таблицы |
36 | 1 | р/р Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник» | Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»: — Друзья и враги пленного Жилина. — Жилин и Костылин: разные судьбы. | Сочинение |
37 | 1 | А. П. Чехов. «Хирургия». | Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария. | Информационно-коммуникативные. Презентация, фонохрестоматия | Устный опрос |
38 | 1 | в/ч Рассказы Антоши Чехонте. | «Жалобная книга», «Тоска», «Беззащитное существо», «Дипломат», «Мыслитель», Дорогая собака» | Информационно-коммуникативные. Аудиокнига. | Проекты учащихся «Киносценарий» (по рассказу на выбор) |
39,40 | 2 | р/р Русские поэты о Родине и родной природе | А. Пушкин, И. Никитин, И. Суриков и др. Анализ лирического произведения. | Информационно-коммуникативные. Презентация. | Выразительное чтение наизусть, иллюстрации |
41 | 1 | И. А. Бунин. «Косцы». | Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | Виртуальная экскурсия. Фонохрестоматия. | Анализ текста |
42 | 1 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». | Рассказ о писателе. Вася и его отец. | Фонохрестоматия. |
43 | 1 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | Здоровьесберегающие (понятие милосердия) Технология усвоения понятий. Фонохрестоматия. | Проекты учащихся «Милосердие» |
44 | 1 | р/р Изображение города и его обитателей в повести. | Сравнение как способ изображения героев. Обучение сочинению на одну из тем: — Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? — Два отца: Тыбурций и судья. — Маруся и Соня: два детства. — Вася и отец: от вражды к пониманию. | Сочинение. |
45,46 | 2 | А. И. Куприн. «Тапер». | Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых. Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного. | Проблемное обучение. Фонохрестоматия. | Сообщения «Мое любимое музыкальное произведение» |
47,48 | 2 | П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». | Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | Проблемное обучение. Презентация, фонохрестоматия. | Проекты учащихся «Уральские мастера» |
49,50 | 2 | С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | Кинофрагмент. | Иллюстрации, тесты. |
51,52 | 2 | A. П. Платонов. «Никита». | Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. | Технология мастерских Фонохрестоматия. | Сочинение-миниатюра |
53,54 | 2 | B. П. Астафьев. «Васюткино озеро». | Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. | Фонохрестоматия. | Устный опрос, тесты. |
55 | 1 | р/р Игры детей в рассказах Саши Черного. | Сочинение. «Мои сверстники в русской литературе XIX—XX вв.» (на примере любимых литературных героев). | КТД | Общий проект «Мои сверстники в русской литературе XIX—XX вв.» |
IV четверть |
56,57 | 2 | р/р Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. | Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. И. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др. Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. | Здоровьесберегающие (идеалы красоты) Фонохрестоматия, презентация | Выразительное чтение наизусть |
58 | 1 | К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». | Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. | Фонохрестоматия, презентация. | Выразительное чтение наизусть |
59 | 1 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | КТД Фонохрестоматия, презентация. | Общий проект «Дети и война» |
60 | 1 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед | Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | Проблемное обучение. Фонохрестоматия, презентация | Выразительное чтение наизусть |
61,62 | 2 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. | Здоровьесберегающие (Поведение человека в экстремальной ситуации) Кинофрагменты. | Анализ эпизода, иллюстрации |
63,64 | 2 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». | Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом. | Проблемное обучение. Кинофрагменты. | Устный опрос. |
65 | 1 | в/ч Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению на одну из тем: — Моя любимая сказка Андерсена. — О чем мечтал Андерсен в своих сказках? — Герда против Снежной королевы. — Добро и зло в сказках Андерсена. — Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными? | Подготовка проекта на одну из тем: — Моя любимая сказка Андерсена. — О чем мечтал Андерсен в своих сказках? — Герда против Снежной королевы. — Добро и зло в сказках Андерсена. — Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными? | Личностно ориентированное обучение. Информационно-коммуникативные. | Проекты учащихся |
66 | 1 | в/ч М. Твен. «Приключения Тома Сойера». | Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | Фонохрестоматия. | Тесты. |
67 | 1 | в/ч Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | Информационно-коммуникативные | Проекты учащихся «На кого похожи цветы» |
68 | 1 | Итоговый урок. | Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: — Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему? — Мои любимые литературные герои и их нравственные качества. | Урок-конференция | Проекты учащихся. Читательский дневник на лето. |
69,70 | 2 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....