урок литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
урок литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про царя Ивана Васильевича.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_dlya_7_klassa.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
литературы в 7 классе
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого
опричника и удалого купца Калашникова.»
Картина быта 16 века и их роль в понимании характеров и
идеи поэмы.
Цели урока:
рассмотреть героев М.Ю. Лермонтова как представителей своего времени через связь с историческим материалом;
применять знания для анализа художественных образов поэмы;
формировать творческие способности учащихся;
способствовать воспитанию нравственности, опираясь на морально- религиозные ценности русского народа.
Формы урока: инсценирование отдельных эпизодов поэмы М.Ю. Лермонтова, работа творческих групп.
Оборудование урока:
фрагмент видеофильма «Москва XVI века»;
трио гусляров – музыкальный фрагмент;
репродукция картины В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» ;
сценическое оборудование: костюмы для учащихся, участвующих в инсценировках.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем знакомство с произведениями русской классической литературы. Среди них – знаменитая поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»
Многие из русских романтиков проявляли интерес к Древней Руси.
Сегодня мы совершим краткий литературно-исторический экскурс во времена правления Ивана Грозного.
Тема урока: «Песня про купца Калашникова…»: Рассмотрим историческую обстановку XVI века в России сквозь призму произведения М.Ю. Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.
Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно замечательно?
Просмотр фрагмента фильма «Москва XVI века».
Мы в Москве 16 века и переносимся с вами в белокаменные палаты Ивана Грозного.
Ученики – гусляры в костюмах исполняют мелодию под фонограмму
Читаем начало песни
Учитель:
- Каков же царь?
(Учащиеся дают характеристику Ивану Грозному)
Давайте обратимся к картине В.М. Васнецова «Иван Грозный». Художник запечатлел его именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников.
Учащийся:
дает характеристику
Учитель:
В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: «Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования…».
Сценка №1 «Пир у царя Ивана Грозного».
(Учащиеся второй творческой группы)
фонограмма
Учитель литературы:
- Кто такой Киребеевич?
- Каким он предстает на пиру?
Ответы учащихся:
Учитель
Нормы народной жизни XVI века были отражены в «Домострое», который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более - Царя Небесного: «сей временен, а Небесный вечен». Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют «классическим» образцом норм «семейного права». Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.
- Давайте вспомним, почему Домострой называют законом для всей семьи?
Ответы учащихся:
Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью.
Учитель:
Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.
Сценка №2 «Калашников и Алёна Дмитриевна».
(Учащиеся третьей творческой группы).
Учитель:
- Ребята, какими представлены здесь герои?
Ответы учащихся:
Учитель: Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.
Сценка №3 «Кулачный бой»
(Учащиеся четвертой творческой группы)
фонограмма
Учитель:
- Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов?
Ответы учащихся:
Учитель:
- Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме?
Ответы учащихся:
- Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребление в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести, имени, семьи, рода, человеческого достоинства.
Учитель литературы:
- Сохранились ли ценности в настоящее время?
- Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?
Оценки.
Домашнее задание:
Стр. 135, вопросы и задания 1,2,3,4,6. Подготовить выразительное чтение поэмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...