Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Орлова Светлана Александровна

Рабочая программа по литературе в помощь коллегам, работающим по программе под редакцией В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_lit.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                        «Рассмотрено»

Директор ГБОУ СОШ № 351                                       Председатель М/О учителей

Ефремова Н. Г.                                                              русского языка и литературы

                                                                                                                   Орлова С. А.

Рабочая программа

по литературе

для 8 класса                                                                                                                                                                                       

2012 — 2013 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе

8 класс

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

      -    воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

     -    воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

     -     обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;  ф

     -     формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

 умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.  Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.  

 Количество часов – 68 часов; в неделю – 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

 

 Дополнительная литература:

По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.:           Айрис-пресс, 2000

И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003

Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008.

 

При изучении литературы предполагается использовать:

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

- тестовый материал для контроля знаний;

 

                                       Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса   

Ученик  должен знать:

- базовые теоретико-литературные понятия;

- содержание программных произведений;

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

- закономерности происхождения литературы;

- жанровые особенности произведений.  

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.  

Учащиеся должны владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

 Ученики должны быть способны решать следующие практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определение своего круга чтения и умение давать оценку литературным произведениям;

-осуществление поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета).

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Учитель Орлова С.А. 2012/2013 уч. год (68 ч.)

Дата проведения

№ ур

Тема урока

Основной вид деятельности

учащихся и учителя. Вид урока

Домашнее задание

план

факт

1.

Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы

Беседа

Повторить теоретический материал о фольклоре

2.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

Рассказ учителя.

Выучить историческую песню наизусть

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Беседа

Пересказ преданий близко к тексту

4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Рассказ учителя. Беседа

С.23 з.4

5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

Урок внеклассного чтения

Чтение сцен комедии Фонвизина «Недоросль»

6.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.

Рассказ учителя. Беседа

Письменная характеристика героев

7.

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Беседа

8.

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Практикум

Собирание материала к сочинению

9.

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVII века» (на примере 1-2 произведений).

Урок развития речи

Домашнее сочинение

10.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение басен

11.

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

Беседа

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

12.

 К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Практикум

Индивидуальное сообщение о Пушкине

13.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории исторической теме в литературе.

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопросы

14.

А.С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Беседа

Выразительное чтение стихотворений

15.

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 -7 классах)

Семинар

Чтение произведения Пушкина «Капитанская дочка»

16.

А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя

Рассказ учителя. Беседа

Чтение произведения Пушкина «Капитанская дочка»

17.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы

Рассказ учителя. Беседа

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести»

18.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Беседа

Составить план рассказа о Гриневе

19.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

 

Беседа

Характеристика Маши Мироновой

20.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Беседа. Практикум

Объяснить смысл названия произведения

21.

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

Практикум

Определить роль эпиграфов в произведении

22.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина  «Капитанская дочка».

Урок развития речи

Домашнее сочинение

23.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ эпизодов

24.

Композиция повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Рассказ учителя. Беседа

Подготовиться к контрольной работе

25.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

Урок контроля

26.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).

Рассказ учителя. Семинар

Чтение поэмы «Мцыри»

27.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Беседа

Выучить отрывок наизусть

28.

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова  «Мцыри».

Беседа

Подробный анализ одной из глав

29.

Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Практикум

Письменная работа

30.

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Урок развития речи

Сочинение

31.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).

Рассказ учителя. Семинар

Чтение комедии «Ревизор»

32.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение по ролям

33.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

Беседа

С.305 в.11

34.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

Практикум

Выучить монолог одного из героев

35.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум

Устная характеристика Хлестакова  

36.

Подготовка к домашнему сочинению

 «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Урок развития речи

Составление плана сочинения

37.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Урок развития речи

Сочинение

38.

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопросы

39.

Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Практикум

Индивидуальное сообщение о Салтыкове-Щедрине

40.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя. Беседа

Прочитать отрывок из «Истории одного города»

41.

Средства создания комического в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Беседа

42.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

Сочинение

43.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

44.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Рассказ учителя. Беседа

Сравнить поведение полковника на балу и после бала

45.

Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Беседа

Написать сочинение в виде страничек из дневника  Ивана Васильевича

46.

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».

Практикум

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

47.

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

Урок внеклассного чтения

Выучить стихотворение наизусть (на выбор)

48.

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа

49.

Представление о любви и счастье в семье в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

Беседа

 Подготовка к уроку контроля  

50.

 В.Г. Короленко. Проблематика и гуманизм рассказа  «Парадокс»

 

Урок вн. чт.

 Стр.    выр. чт.

51.

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А.Блока. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение наизусть

52.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

 

Рассказ учителя. Беседа

Подготовиться к уроку-конференции

53.

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина»

Урок развития речи

Домашнее сочинение

54.

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение рассказа

55.

Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

Урок внеклас. чтения

56.

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ

57.

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, А.А.Блока, С.А.Есенина.

Урок контроля

Чтение поэмы «Василий Теркин»

58.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

 

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение одной из глав

59.

Василий Теркин – защитник родной страны.

Беседа

Составить план характеристики Теркина

60.

Композиция и язык поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Практикум

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

61.

А.П.Платонов. Слово о писателе.  Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Урок внеклас. чтения

Выразительное чтение стихотворений о войне

62.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Урок развития речи

Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

63.

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа

64.

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Беседа

 Подготовиться к уроку внеклассного чтения

65.

К. Паустовский. Аналитическое чтение рассказа «Телеграмма»

66.

Русские поэты о Родине, родной природе.

Урок внеклассного чтения

Подготовка к зачёту

67.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Урок-зачет

68.

Итоги года и задание на лето.

Урок развития речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....