Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в помощь коллегам, работающим по программе под редакцией В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_lit.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор ГБОУ СОШ № 351 Председатель М/О учителей
Ефремова Н. Г. русского языка и литературы
Орлова С. А.
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
2012 — 2013 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе
8 класс
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
- обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; ф
- формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Количество часов – 68 часов; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.
Дополнительная литература:
По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008.
При изучении литературы предполагается использовать:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
- базовые теоретико-литературные понятия;
- содержание программных произведений;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
- закономерности происхождения литературы;
- жанровые особенности произведений.
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Учащиеся должны владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Ученики должны быть способны решать следующие практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определение своего круга чтения и умение давать оценку литературным произведениям;
-осуществление поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета).
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе
Учитель Орлова С.А. 2012/2013 уч. год (68 ч.)
Дата проведения | № ур | Тема урока | Основной вид деятельности учащихся и учителя. Вид урока | Домашнее задание |
план | факт |
1. | Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы | Беседа | Повторить теоретический материал о фольклоре |
2. | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. | Рассказ учителя. | Выучить историческую песню наизусть |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | Беседа | Пересказ преданий близко к тексту |
4. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. | Рассказ учителя. Беседа | С.23 з.4 |
5. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | Урок внеклассного чтения | Чтение сцен комедии Фонвизина «Недоросль» |
6. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. | Рассказ учителя. Беседа | Письменная характеристика героев |
7. | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Беседа |
8. | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Практикум | Собирание материала к сочинению |
9. | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVII века» (на примере 1-2 произведений). | Урок развития речи | Домашнее сочинение |
10. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение басен |
11. | Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». | Беседа | Подготовиться к уроку внеклассного чтения |
12. | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. | Практикум | Индивидуальное сообщение о Пушкине |
13. | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории исторической теме в литературе. | Рассказ учителя. Беседа | Ответить на вопросы |
14. | А.С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. | Беседа | Выразительное чтение стихотворений |
15. | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 -7 классах) | Семинар | Чтение произведения Пушкина «Капитанская дочка» |
16. | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя | Рассказ учителя. Беседа | Чтение произведения Пушкина «Капитанская дочка» |
17. | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы | Рассказ учителя. Беседа | Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести» |
18. | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. | Беседа | Составить план рассказа о Гриневе |
19. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
| Беседа | Характеристика Маши Мироновой |
20. | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | Беседа. Практикум | Объяснить смысл названия произведения |
21. | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. | Практикум | Определить роль эпиграфов в произведении |
22. | Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | Урок развития речи | Домашнее сочинение |
23. | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | Рассказ учителя. Беседа | Пересказ эпизодов |
24. | Композиция повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» | Рассказ учителя. Беседа | Подготовиться к контрольной работе |
25. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | Урок контроля |
26. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах). | Рассказ учителя. Семинар | Чтение поэмы «Мцыри» |
27. | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | Беседа | Выучить отрывок наизусть |
28. | Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Беседа | Подробный анализ одной из глав |
29. | Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Практикум | Письменная работа |
30. | Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Урок развития речи | Сочинение |
31. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах). | Рассказ учителя. Семинар | Чтение комедии «Ревизор» |
32. | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение по ролям |
33. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». | Беседа | С.305 в.11 |
34. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». | Практикум | Выучить монолог одного из героев |
35. | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Практикум | Устная характеристика Хлестакова |
36. | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»). | Урок развития речи | Составление плана сочинения |
37. | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»). | Урок развития речи | Сочинение |
38. | Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). | Рассказ учителя. Беседа | Ответить на вопросы |
39. | Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | Практикум | Индивидуальное сообщение о Салтыкове-Щедрине |
40. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Рассказ учителя. Беседа | Прочитать отрывок из «Истории одного города» |
41. | Средства создания комического в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». | Беседа |
42. | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи | Сочинение |
43. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Урок контроля | Чтение рассказа Л. Н. Толстого «После бала» |
44. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Рассказ учителя. Беседа | Сравнить поведение полковника на балу и после бала |
45. | Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Беседа | Написать сочинение в виде страничек из дневника Ивана Васильевича |
46. | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». | Практикум | Подготовиться к уроку внеклассного чтения |
47. | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | Урок внеклассного чтения | Выучить стихотворение наизусть (на выбор) |
48. | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Рассказ учителя. Беседа | Пересказ рассказа |
49. | Представление о любви и счастье в семье в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени». | Беседа | Подготовка к уроку контроля |
50. | В.Г. Короленко. Проблематика и гуманизм рассказа «Парадокс»
| Урок вн. чт. | Стр. выр. чт. |
51. | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А.Блока. «Россия». Образ России и ее истории. | Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение наизусть |
52. | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.
| Рассказ учителя. Беседа | Подготовиться к уроку-конференции |
53. | Подготовка к домашнему сочинению по теме «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина» | Урок развития речи | Домашнее сочинение |
54. | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение рассказа |
55. | Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни». | Урок внеклас. чтения |
56. | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Рассказ учителя. Беседа | Пересказ |
57. | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, А.А.Блока, С.А.Есенина. | Урок контроля | Чтение поэмы «Василий Теркин» |
58. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
| Рассказ учителя. Беседа | Выразительное чтение одной из глав |
59. | Василий Теркин – защитник родной страны. | Беседа | Составить план характеристики Теркина |
60. | Композиция и язык поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». | Практикум | Подготовиться к уроку внеклассного чтения |
61. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | Урок внеклас. чтения | Выразительное чтение стихотворений о войне |
62. | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Урок развития речи | Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
63. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Рассказ учителя. Беседа | Пересказ рассказа |
64. | В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Беседа | Подготовиться к уроку внеклассного чтения |
65. | К. Паустовский. Аналитическое чтение рассказа «Телеграмма» |
66. | Русские поэты о Родине, родной природе. | Урок внеклассного чтения | Подготовка к зачёту |
67. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. | Урок-зачет |
68. | Итоги года и задание на лето. | Урок развития речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....