Урок литературы, посвященный юбилею В.Г.Распутина
методическая разработка по литературе на тему

Абдуллина Диляра Рафаилевна

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина "Век живи - век люби".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vek_zhivi_-_vek_lyubi.ppt136.5 КБ
Microsoft Office document icon vek_zhivihttp.doc78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Челябинская область Кунашакский район МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Муслюмово железнодорожной станции» Урок литературы в 7 классе «Нравственные проблемы в рассказе В. Распутина «Век живи – век люби». Составитель: Аминева Диляра Рафаилевна, учитель I категории

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с краткой биографией писателя, с главными темами его творчества, раскрыть нравственные проблемы произведения дидактические познакомить с рассказом «Век живи – век люби», с её автором В.Г. Распутиным; понять актуальность проблем, поднятых писателем; развивающие формировать у школьников читательскую самостоятельность; воспитательные воспитывать читательское чутьё; воспитывать взаимопонимание, уважение друг к другу при работе в группах ЗАДАЧИ:

Слайд 3

Валентин Распутин 1937г.р.

Слайд 4

Биографическая справка Родился 15 марта 1937 года в селе Усть – Уда Иркутской области. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодёжных газетах. 1961 г - альманах «Ангара», первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки». 1966 г в Красноярске и Иркутске выходят две первые книги. Повесть «Деньги для Марии» (1967) Повесть «Последний поклон» (1976) Повесть «Пожар» (1985) Повести «Живи и помни» и «Пожар» были удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году. Публицистическая книга «Сибирь, Сибирь…» (1991) 1996 г - присужденение международной премии 2000 г – премия фонда А. И. Солженицына 2004 г - премия Президента РФ. Герой Социалистического труда В. Г. Распутин в настоящее время живёт в Москве.

Слайд 5

Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Бернард Шоу.

Слайд 6

Работа в группах Саня Митяй Дядя Володя Природа. Пейзаж 1.Дайте характеристику Сане 1. Что известно о Митяе? 1. Когда мы впервые увидели дядю Володю? Опишите его. 1. Какова роль пейзажа в начале произведения? 2. Как понимает самостоятельность Саня? Когда он становится самостоятельным? 2. Какой перемене в Митяе и когда удивился Саня? 2. Как ведет себя в лесу дядя Володя в начале пути? 2. Каким видят лес наши герои? 3. Как себя ведет Саня в лесу? Что он чувствует? 3. Как себя ведет Митяй в лесу? 3. Как себя ведет дядя Володя в лесу? 3. Когда упоминается лес после подлого поступка дяди Володи? 4. Какие уроки жизни получил Саня? Его отношение к природе. 4. Как нужно жить, по мнению Митяя? Его отношение к природе. 4. Каким вы увидели дядю Володю в конце произведения? Его отношение к природе. 4. Какова роль природы в жизни человека?

Слайд 7

Вопросы для обсуждения В рассказе мы встретились с понятием «подлость». Как вы понимаете это слово? Как вы думаете, отразится ли то, что случилось в тайге, в дальнейшей жизни Сани? Почему В.Распутин назвал свой рассказ «Век живи – век люби»?

Слайд 8

Домашнее задание Ответить на вопрос: Какие нравственные проблемы вы для себя извлекли из рассказа В.Распутина «Век живи – век люби»?

Слайд 9

Электронные источники: http :// www.russofile.ru / articles /article_71.php Панкеев И.А. Валентин Распутин (По страницам произведений) http://y4help.ru/load/v_pomoshh_ucheniku/shkolnye_sochinenija/sochinenie_na_temu_quot_nravstvennye_iskanija_v_sovremennoj_proze_quot_po_rasskazam_v_rasputina/21-1-0-1548



Предварительный просмотр:

Челябинская область Кунашакский район МБОУ «СОШ п.Муслюмово ж-д ст.»

Урок литературы в 7 кл

«Нравственные проблемы в рассказе  В.Распутина «Век живи – век люби»

                                                                                        Аминева Диляра Рафаилевна,

                                                                                        учитель   русского языка и литературы

                                                                                        I категории.

Муслюмово

2012

«Нравственные проблемы в  рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби»

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с краткой биографией писателя, с главными темами его творчества, раскрыть нравственные проблемы произведения

ЗАДАЧИ:

дидактические

познакомить с рассказом «Век живи – век люби», с её автором В.Г. Распутиным;

понять актуальность проблем, поднятых писателем;

      развивающие

формировать у школьников читательскую самостоятельность;

      воспитательные

воспитывать читательское чутьё. 

воспитывать взаимопонимание, уважение друг к другу при работе в группах

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты В.Г. Распутина, презентация, проектор

ХОД УРОКА:

    «Теперь, когда мы уже научились летать

                                                                                 по воздуху,  как птицы, плавать под водой,                     как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Организация внимания.

2. БЕСЕДА С КЛАССОМ

   - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним изученное о Валентине Распутине, известном русском писателе, известном вам по рассказу «Уроки французского». В этом году Валентин Григорьевич Распутин отмечает юбилей – ему исполнилось 75 лет.

   - Кратко о его биографии расскажет … (один из учеников выступает с сообщением)

Слайды

   - Дома вам нужно было прочитать рассказ В.Г. Распутина «Век живи – век люби». Понравилось вам произведение?

   - Что вы узнали из рассказа?

3. УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

   - Целью нашего сегодняшнего урока  понять, какие нравственные проблемы поднимает автор в своем рассказе.

1. Вступительное слово учителя.

   Всех героев Распутина отличает любовь к добру, гармония, стремление жить в ладу с собою, с людьми, с природой. Таким человеком является и Саня, пятнадцатилетний подросток, стремящийся к самоутверждению, самостоятельности.

    Теперь рассмотрим подробно всех героев произведения.

        2. Беседа. Работа в группах.

   - Сколько действующих лиц в рассказе?  (три: Саня, Митяй, дядя Володя). Как связаны эти люди между собой? Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы о них с использованием цитат. Первая группа - о Сане, вторая - о Митяе, третья - о дяде Володе, четвертая о роли пейзажа, о роли природы.

Саня

     Митяй      

Дядя Володя

                Природа. Пейзаж

1.Дайте характеристику Сане

( Подросток 15-ти лет, живет в городе, приехал к бабушке на Байкал,  мечтает о самостоятельности).


1. Что известно о Митяе?

( Митяй – кличка. Живет с бабушкой Сани в одном поселке. Любит выпить. Часто просит денег на выпивку, но деньги возвращает. С отцом Сани, горожанином,  любят вместе собирать ягоды. Отсидел срок за пьяную драку. «Мужик-то не дурной, только из круга выбился» )

1. Когда мы впервые увидели дядю Володю? Опишите его.

( На одной из станций в вагоне появляется дядя Володя. Пожилой человек, «мужик с белым не по-здешнему и дряблым лицом, манерам, по уверенности в себе здешний». Когда он появился, «Саня насторожился».

1. Какова роль пейзажа в начале произведения?

( Описание природы мы «видим» из окна поезда, когда Саня едет за ягодами. «День поднимался пасмурный, серый, тайга еще не согрелась от света». Потом, когда они уже идут по тропе – «Тайга стояла тихая и смурная; уже и проснувшись, вступив в день, она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен».). Пейзаж указывает на то, что ничего хорошего, видимо, Саню не ожидает.

2. Как понимает самостоятельность Саня? Когда он становится самостоятельным?

( «Самостоятельность – самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок – вот что это значит». Бабушка, у которой гостит внук, вынуждена уехать к заболевшей дочери присмотреть за детьми. Саня остается один.)

2. Какой перемене в Митяе и когда удивился Саня?

( В ожидании поезда Саня замечает изменения в Митяе. Митяй одет нескладно, но на нем «нескладина сидит так, что позавидуешь», «у Митяя было что-то иное, у него этот лад шел с согласия с самим собой, когда человеку все равно, что надеть, лишь бы было удобно, и потому все надетое вынуждено выглядеть ловко и хорошо», «Будто не Митяй с ним был, а его двойник, всегда веселый и беззаботный. Удивил Митяй, наверное тем, что вышли все они на самой последней остановке, т.е. не со всеми.).

2. Как ведет себя в лесу дядя Володя в начале пути?

(Ему тяжело ходить. Ему страшно, когда видит завал. На угрюмое замечание дяди Володи, что так и убить кого-нибудь могло, Митяй отвечает: «В нови чков-то и хлещет. Их-то, главно, и караулит. Из-за их-то и происходит. Ишь, сколь тайги из-за одного такого погубило». — «Из-за кого? — вскинулся дядя Володя. — Что ты мелешь?!» — «Откуль я знаю, из-за кого». Дяде Володе не нравится, когда Митяй говорит, что не каждого бы надо в тайгу пускать. Он принимает эти слова на свой счет.

2. Каким  видят лес наши герои?

( Пасмурно. В лесу тишина. Деревья высокие. Затем – завал, по которому очень трудно идти. После  завала- «простор в темной мерцающей зелени…парили в воздухе – могучие и раскидистые сосны… Митяй – свой человек в лесу, ему все нравится. Сане все интересно, он много размышляет. Дядя Володя не очень уютно себя чувствует в лесу.)

3. Как себя ведет Саня в лесу? Что он чувствует?

(Ему  интересно. Он много размышляет. Слушается Митяя. Испытывает чувство восторга. Рад, что собирает ягоды. Разговаривает с ягодой. "Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя... я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб" не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы. И если я тебя не возьму, если ты не успеешь упасть на землю и сгнить, все равно тебя склюет птица или оберет зверь, - так чем же хуже, если сейчас соберу тебя я? Я сберегу тебя... и зимой маленькая девочка Катя, которая часто болеет... она очень любит голубицу, любит тебя, ты очень помогаешь этой девочке. Когда мы приедем домой, ты увидишь ее и поймешь, как ты нужна ей... не обижайся, пожалуйста".

 Собирает не только для себя, но и о других думает.

Саня открывает в себе что-то новое, чего в нем не было. Ночь "точно взялась показать ему один из своих могучих пределов", - такие ночи не бывают напрасно; герой уже ждет чего-то глобального, могущего враз изменить его, все его существо, восприимчивое к неведомому, готовое к новой встрече, новой тайне, откровению. ")

3. Как себя ведет Митяй в лесу?

(Митяй – свой человек в лесу, ему все нравится. Он – ведущий, которого все слушаются. В нем нет зла. Разозлился только тогда, когда понял, что сделал дядя Володя.)

3. Как себя ведет дядя Володя в лесу?

( Ему не очень уютно в лесу. Все время чем-то недоволен. В лесу, на природе, совершает подлый поступок. Признается в подлости, только выйдя из леса. В лесу не хватило смелости.).

3. Когда упоминается лес после подлого поступка дяди Володи?

(«Теперь, дядечка Володечка, ходи и оглядывайся. Такое гадство в тайгу нести…»

4. Какие уроки жизни получил Саня? Его отношение к природе.

(Природа подталкивает его к новым размышлениям-воспоминаниям.

Лучшее, что есть в душе, изливается на окружающее, словно оживляя, очеловечивая его, поднимая до равенства. И тогда природа тоже признает тебя равным, помогает тебе и мстит твоим обидчикам, предостерегает и разделяет твои горести. В лесу именно ему, пришедшему на эту встречу одному ему открывалось, показывалось нечто тайное.

   



4. Как нужно жить, по мнению Митяя? Его отношение к природе.

(нужно жить по совести. Никогда никого не обманывать.

   Природа то, что облагораживает человека. Она не терпит зла, подлости…)

4. Каким вы увидели дядю Володю в конце произведения? Его отношение к природе.

(Дядя Володя, который и  в начале рассказа вызывал к себе настороженное отношение, всем недовольный, совершает подлый поступок. Он, понявший еще в поезде, что Саня взял оцинкованное ведро, ждет пока мальчик, наполнивший ведро ягодой, соберется домой, и только после этого объявляет, что ягоды не годятся для употребления.)

4. Какова роль природы в жизни человека?

(человек не может жить без природы. Человек – часть природы. Плохо человеку, если он забывает о том, что он дитя природы…)

   Учитель:

- Ребята, сходив один раз в жизни в поход, Саня получил уроки, которые иногда приходится получать в течение многих лет. Как вы думаете, что он понял? ( Он понял, что он – часть природы. В жизни нужно совершать лишь добрые поступки. Люди бывают разные. Часто лишь по одному поступку можно раскрыть человека. Нельзя судить о людях поверхностно. Он понял, что в нем появилось то, чего он себе не позволял «»И только один голос произнес такое, такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном, чего в нем не было и никогда  не могло быть».)

-В рассказе мы встретились с понятием «подлость». Как вы понимаете это слово? (Подлость – это то, что сделал дядя Володя. …)

 - Как вы думаете, отразится ли то, что случилось в тайге, в дальнейшей жизни Сани?

- Почему В.Распутин назвал свой рассказ «Век живи – век люби»?

   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

   - Посмотрите на слова Б.Шоу и вдумайтесь в них:

   «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,  как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

   Да, действительно, часто мы забываем о том, для чего мы живем на земле, не можем жить по-человечески. Об этом напоминают нам произведения В.Распутина, который в каждом своем произведении поднимает нравственные проблемы: рассказывает о долге, совести, добре, любви. честности… Если хотите сохранить в себе все человеческое, старайтесь читать произведения В.Г.Распутина и задумывайтесь о том, для чего вы живете на этой земле – дети природы?

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Ответить на вопрос: Какие нравственные проблемы вы для себя извлекли из  рассказа В.Г. Распутина «Век живи – век люби»?

- Спасибо за урок. Всего вам хорошего.

При подготовке использованы следующие  электронные источники:

http://www.russofile.ru/articles/article_71.php Панкеев И.А. Валентин Распутин (По страницам произведений)

http://y4help.ru/load/v_pomoshh_ucheniku/shkolnye_sochinenija/sochinenie_na_temu_quot_nravstvennye_iskanija_v_sovremennoj_proze_quot_po_rasskazam_v_rasputina/21-1-0-1548


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе, посвященное юбилею В.Г.Распутина.

Данное мероприятие проводится после изучения произведения Распутина "Уроки французского".  Интересные задания - круглый стол для групповой работы, кроссворд, викторина и т.д....

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»

«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г. Распутина «Живи и помни»«Ищущая душа» урок литературы по произведению В.Г....

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"

урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"...

Урок литературы в 6 классе В. Распутин "Уроки фрацузского"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В. Распутина "Уроки Французского". Роль учительницы в жизни мальчика...

Презентация к уроку литературы 6 класс В.Г. Распутин

На данном уроке можно ознакомится о жизни и творчестве В.Г. Распутина...