урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Полозова Людмила Николаевна

урок литературы в 6 классе В.Распутин "Уроки французского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. РАСПУТИН  «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» - урок литературы в 6 классе.

ЦЕЛЬ УРОКА : 1. Формировать умение анализировать художественное

                                Произведение.

                            2. Раскрыть духовные, нравственные законы, по которым

                                живут герои Распутина.

                             3. Способствовать воспитанию нравственных качеств

                                 учащихся.

                             4. Продолжить работу по развитию речи учащихся.

                                                Я НЕ ЗНАЮ ИНЫХ ПРИЗНАКОВ

                                                ПРЕВОСХОДСТВА, КРОМЕ

                                                ДОБРОТЫ.

                                                                                Л. БЕТХОВЕН.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа.

     Рассказ «Уроки французского» имеют автобиографическую основу.

- Что такое биография ?

Автор изобразил в рассказе свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить в трудное время и сохранить свою духовную чистоту. Рассказ

Прежде всего интересен духовными ценностями, которые в ней содержатся. Поэтому основная цель нашего урока состоит в раскрытии    духовных ценностей, которые делают человека богаче и щедрее.

- О каком времени пишет писатель ?

П.  Индивидуальное задание.

1).    Рассказ о самостоятельной жизни мальчика вдали от родного дома.

- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни ?

2). Рассказ о том, почему мальчик стал играть в «чику» ?

- Что заставило мальчика играть на деньги ?

- Как научился герой играть на деньги ? (чтение отрывка)

- Выигрывал  он ?

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА МАЛЬЧИК ПЕРВЫЙ РАЗ ВЫИГРАЛ. ЧТО ХОТЕЛ ЭТИМ НАМ ПОКАЗАТЬ АВТОР ?

- Как относились к этой игре Вадик и рассказчик ?

- Почему Вадик и Птаха избили  мальчика ?

Ш. Найдите строки, где говорится о том. Как вел себя мальчик во время драки ?

- Как это его характеризует ?

- Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем рассказа ?

1У. Чтение эпизода. Разговор учительницы с мальчиком.

- Что пережил в этот момент мальчик ?

- Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий ? Случайно ли это ?

- Почему учительница решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником ?

ВЫВОД :  Мальчик получил уроки добра и мужества, он не только занимался французским, а еще получил жизненные уроки : научился прощать обиды. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. Он получил урок доброты, заботы и мужества. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди поддерживают и помогают друг другу, где разделяют вместе горе и радость. Герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Это и есть духовные ценности.

У. Составление плана по рассказу «Уроки французского».

  1. Одиночество мальчика.
  2. Драка.
  3. Снова избили.
  4. Занятия французским языком.
  5. Игра в «замеряшки».
  6. Лидия Михайловна уехала.

- Почему рассказ называется «Уроки французского»?

- В чем  смысл этого произведения ?

Д/задание. Самостоятельная работа.

1). Герой рассказа В.Распутина «Уроки французского».

2). Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро ? Расскажите о нем и о его делах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок в 9 классе по теме «Французские художники-импрессионисты» по УМК Селивановой Н.А., Шашуриной А.Ю. «Синяя птица».

Задачи:  Активизировать употребление в речи обучающихся изученную лексику по теме «Je visite un musée».Продолжить развитие навыков говорения в связи с изучаемой темой.Учить высказывать свое...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...