Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе (7 класс)
1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Учебный план МБОУ на 2012/2013 учебный год.
Программа:
Литература. 5-11 классы (базовый уровень).
Авторы: В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2011 год.
Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации:
http://mon.gov.ru/dok/fgos/
http://www.ed.gov.ru/ob- edu/noc/rub/standart
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
№ п/п | Автор | Название | Год издания | Издательство |
1 | Коровина В.Я | Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях | 2011 | М.: Просвещение |
2 | Коровина В.Я | Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс | 2010 | М.: Просвещение |
3 | Коровина В.Я | Литература. 7 класс. Методические советы | 2011 | М.: Просвещение |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
№ п/п | Автор | Название | Год издан | Издатель- ство |
1. | Ерёмина О.А. | Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной «Литература. 7 класс» | 2011 | М.: Экзамен |
2. | Золотарёва И.В., Егорова Н.В. | Поурочные разработки по литературе. К учебным комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой | 2011 | М.: ВАКО |
3. | Миронова Н.А. | Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература . 7 класс» в 2 частях под ред. В.Я. Коровиной | 2010 | М.: Экзамен |
4. | Миронова Н.А. | Тематическое и поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс. Под ред. В.Я.Коровиной | 2011 | М.: Экзамен |
5 | Михновец Н.Г. | Тестовые задания по литературе. 7 класс | 2010 | С-Петербург: САГА |
6. | Оглобина Н.Н. | Тесты по литературе. 5-11 классы | 2010 | М.: Астрель |
7. | Публикации журнала «Литература в школе» | 2008-2011 |
8 | Публикации в приложении газеты «Первое сентября» «Литература» | 2007-2011 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе
Сущность предмета.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по литературе для основного общего образования, составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), авторской программы:
Авторы программы по литература для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2011 год.
Программа по литературе для 5-9 классов реализована в учебниках-хрестоматиях:
«Литература». Ч.1,2. 5 класс, авторы Коровина В.Я.и др.;
«Литература». Ч.1,2. 6 класс, автор Полухина В.П.;
«Литература». Ч.1,2. 7 класс, автор Коровина В.Я.;
«Литература». Ч.1,2. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;
«Литература». 9 класс, авторы Коровина В.Я. и др.;
Программа по литературе для 10-11 классов реализована в учебниках «Русская литература ХIХ в.». Ч. 1,2. 10 класс, автор Лебедев Ю.В.;
«Русская литература XIX века». Ч.1,2. 10 класс, под ред. Коровина В.И.;
«Русская литература ХХ в.». 11 класс. Ч. 1,2, под ред. Журавлева В.П.
2. Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
3. Специфика предмета.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
V-VI классы
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
IX класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе. Программа 10 - 11 классов структурирована следующим образом:
класс - литература XIX века
класс - литература XX века.
Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе 10–11 класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа – вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
4. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
5.ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
6.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС VII КЛАССА
К концу VII класса
I. Учащиеся должны знать:
Авторов и содержание изученных произведений.
Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
Жанры всех трёх родов литературы.
Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры.
Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
Основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.
Характерные особенности индивидуального стиля писателя.
II. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
Сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, драматические и лирические произведения.
Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов.
Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать.
Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.
7.СТРУКТУРА КУРСА
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:
V-VI классы
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
IX класс
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения линейного курса на историко-литературной основе.
Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой. Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном, уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсе 10–11класса. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
8.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА»
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА»
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
9.Учебно- тематический план:
№ п/п | МОДУЛЬ | Всего уроков | Из них |
Вн. чт. | РР |
уроков | С |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество: Предания; Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; Пословицы и поговорки. | 7 | 1 |
3. | Из древнерусской литературы: «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок); «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 5 |
4. | Из русской литературы XVIII века: М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»; Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». | 3 |
5. | Из русской литературы XIX века: 1) А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок); «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»: сцена «в Чудовом монастыре», «Станционный смотритель»; 2) М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива…»; 3) Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»; 4) И.С.Тургенев. «Бирюк», Стихотворения в прозе. «Русский язык»; 5) Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»; 6) А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»; 7) М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»; 8) Л.Н.Толстой. «Детство» (главы); 9) И.А.Бунин. «Цифры», «Лапти»; 10) А.П.Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник»; 11) Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе. | 47 | 3 | 3 | 3 |
6. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века: 1) М.Горький. «Детство» (главы), «Легенда о Данко»; «Легенда о Данко»; 2) В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»; 3) Л.Н.Андреев. «Кусака»; 4) А.П.Платонов. «Юшка»; 5) Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»; 6) НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ. Интервью как жанр публицистики; 7) Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади»; 8) Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»); 9) Ю.П.Казаков. «Тихое утро»; 10) Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе; 11) А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни»; 12) Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы); 13) М.М.Зощенко. «Беда»; 14) Песни на слова русских поэтов ХХ века | 28 | 1 | 1 | 1 |
7. | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ: 1)Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др. | 2 |
8. | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения; 2) Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…»; 3) Японские хокку (хайку); 4) О.Генри «Дары волхвов»; 5) Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | 8 |
9. | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. Итоги года | 1 |
ИТОГО: | 102ч | 5ч | 4ч | 4 |
10.КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Входной контроль (тест)
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Итоговый контрольный тест
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ:
№ | МОДУЛЬ | Форма контроля | Тема |
1 | Введение | ТР | Входной контроль |
2 | Устное народное творчество | ЗР | «Особенности жанров устного народного творчества» |
3 | Из древнерусской литературы | ЗР | «Нравственные заветы древнерусской литературы» |
4 | Из русской литературы XVIII в | ЗР | «Ода как жанр литературы» |
5 | Из русской литературы XIX в. | 1.ЗР 2.ЗР 3.С 4.ЗР 5.ЗР 6.С 7.ЗР 8.С | «Героическое, трагическое и гуманистическое в творчестве А.С.Пушкина»; «Понимание характеров и идеи поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»; Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; «Нравственные проблемы произведений И.С.Тургеневаи Н.А.Некрасова»; «Комическое и сатирическое в сказках М.Е.С.-Щедрина»; Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях русских писателей; «Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова»; Сочинение – анализ лирического произведения |
6 | Из русской литературы ХХ в. | 1.ЗР 2.С 3.ЗР | «Тема и идея произведения» (по творчеству А.М.Горького и В.В.Маяковского; Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»; «Нравственная проблематика произведений писателей и поэтов ХХ века» |
7 | Из литературы народов России |
8 | Из зарубежной литературы | ЗР | «Особенности произведений зарубежной литературы» |
10 | Итоги года | ТР | Итоговый контрольный тест |
ВСЕГО: ТР - 2 ЗР - 11 |
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
КР – контрольная работа;
СР – самостоятельная работа;
ЗР – зачетная работа;
ТР – тестовая работа.
Поурочное планирование уроков литературы в 7 классе
Всего – 102 часа, в неделю – 3 часа
№ УРОКА | ТЕМА УРОКА | Общее количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. |
2-3 | Устное народное творчество Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях |
4 | Былины. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Входной контроль | КР.1 |
5-6 | Вн. чт.1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былин |
7 | Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц | ЗР1 |
8-9 | Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси |
10 | «Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге |
11-12 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | ЗР2 |
13 | Из русской литературы XVIII века М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах |
14-15 | Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | ЗР3 |
16 | Из русской литературы XIX века А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII. |
17-18 | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы |
19 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка |
20-21 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена «в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. |
22 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести |
23-24 | Трагическое и гуманистическое в повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | ЗР4 |
25 | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести |
26-27 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы |
28 | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы | ЗР5 |
29-30 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев |
31 | Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести |
32-33 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос |
34 | РР 1. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | С.1 |
35-36 | И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа |
37 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра |
38-39 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа |
40 | Вн. чт 2. Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины | ЗР6 |
41-42 | А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья |
43 | СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ, или «УРОКИ ЩЕДРИНА» М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Понятие о гротеске |
44-45 | Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности |
46 | Вн.чт. 3. М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик» Смысл названия сказки. Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова – Щедрина | ЗР7 |
47-48 | Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых |
49 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир |
50-51 | И.А.Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы |
52 | И.А.Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа. |
53-54 | РР 2. Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях русских писателей | С.2 |
55 | СМЕШНОЕ и ГРУСТНОЕ РЯДОМ, или «УРОКИ ЧЕХОВА» А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа |
56-57 | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире |
58 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | ЗР8 |
59-60 | Вн.чт. 4. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др |
61 | Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания |
62-63 | РР 3. Обучение анализу лирического текста. Сочинение – анализ стихотворения о родной природе | С.3 |
64 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» |
65-66 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя. |
67 | «Легенда о Данко» ( «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. Тема и идея произведения |
68-69 | В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора |
70 | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя | ЗР9 |
71-72 | Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения |
73 | А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем |
74-75 | Вн. чт. 5. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова |
76 | РР 4. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | С.4 |
77-78 | Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов |
79 | НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского |
80-81 | Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа |
82 | Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе |
83-84 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека |
85 | «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами |
86-87 | А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского |
88 | Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы |
89-90 | ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ, или СМЕХ Михаила Зощенко М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя |
91 | ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ века Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века («Доченьки», «Русское поле» и др) | ЗР10 |
92-93 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта |
94 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса |
95-96 | Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины |
97 | Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Особенности жанра |
98-99 | О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе |
100-101 | Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра | ЗР11 |
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоговый контрольный тест. Задание на лето. | КР.2 |
Всего - 102 урока. Условные обозначения:
Из них на изучение программного материала – 87 уроков, Вн. чт. – внеклассное чтение,
уроков внеклассного чтения - 5, РР – развитие речи,
уроков развития речи - 4, КР – контрольная работа,
сочинений – 4, С - сочинение
контрольных работ -2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....