"Возьми немного света моего"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Данный урок мотивирует учащихся на обращение к внутреннему миру, развитию позитивных качеств личности (доброжелательности, толерантности, человечности, милосердия, умения сотрудничать), анализу собственных поступков, коррекции собственного поведения; а также способствовует воспитанию добрых человеческих взаимоотношений:отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу, создание особого духовного пространства, воспитанию внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в общении с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_chtenie.doc | 867.5 КБ |
prezenaciya.rar | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п.г.т. Уруша
Добро не терпит промедленья –
Назавтра может опоздать.
Чтобы воспитать душу, надо её
иметь самому,
надо, чтобы сам человек светился.
Цель: мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, развитию позитивных качеств личности (доброжелательности, толерантности, человечности, милосердия, умения сотрудничать), анализу собственных поступков, коррекции собственного поведения.
Способствовать воспитанию добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу, создание особого духовного пространства. Воспитание внутреннего стимула, рождающего энергию, желание, настойчивое стремление стать лучше, успешнее в общении с людьми.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент
2. Учитель под любую спокойную музыку читает притчу.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: собрались пять прекрасных девушек, одна краше другой.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Сострадание, третью – Красота, четвёртую – Милосердие, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни будешь идти всегда с ними рядом, но постарайся выбрать одну из них. Она и будет тебе поддержкой и в радости, и в горе всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе. Посмотрела Любовь в глаза каждой.
Задумалась Любовь. Но выбор сделать так и не смогла. С тех пор идут по жизни вместе Любовь, Радость, Сострадание, Красота, Милосердие и Доброта.
Учитель:
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
Учитель : (тема, цели)
Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. Постепенно, складывая по кирпичику, воздвигаем стены, затем ставим крышу. Закрепив окно дома, каждый из вас задумывается…, что же должно пройти в ваш дом через открытые ставни. И, без всякого сомнения, вы хотели бы, чтобы в вашем доме поселилась ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ, идущая от сердца, ибо вместе с ней в ваши открытые ставни прилетит Радость, Сострадание, Красота, Милосердие и Доброта.
И тогда у вас получился очень красивый дом, светлый и тёплый. По
мимо этого мы хотели бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом, согревали бы вас, а вы бы, в свою очередь, учились дарить частичку доброты окружающим, научились жить сердцем - вот какую цель мы и поставили сегодня.
Итак, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки, поэтому тема нашей сегодняшней встречи: «Возьми немного света моего…»
Любовь:
Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, то от пережитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служили, чему отдавали силы.
Учитель:
Русский писатель Владимир Фёдорович Тендряков очень глубоко чувствовал свою причастность к миру. Он утверждал: «На мне ничего не кончается, я лишь мелкая частица великого , бесконечного, неисчезающего. Важен даже не я – рано или поздно всё равно умру! – важен тот след, который сумею оставить. Каждый должен стремиться
оставить после себя яркий и глубокий след в жизни. Не хватит у него сил, что ж делать! Но стремиться к этому он обязан.»
Любовь:
В нашем жестоком мире мало кто имеет «здоровое» сердце, потому что в них стрелы, это стрелы обиды, от плохих поступков и слов, выньте их, что вы увидите?! Раны! Раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Давайте освободим их от боли и отпустим в океан Добра.
Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Быть нужным людям – вот для чего человек должен жить.
А как по-вашему, что значит «жить для других»?
(размышления учащихся)
Учитель:
Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, как человек он состоялся. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
Инсценировка
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Любовь:
Перед вами две дороги. Выбирайте… (рассуждения ребят)
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню
- Как вы думаете, нужны ли доброта и милосердие в нормальной
повседневной жизни?
- Кто в нём нуждается?
- Нужно ли милосердие нашим близким, родным людям?
Вы правы, ведь сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Учитель:
У писателя Владимира Солоухина есть поэтические миниатюрки «Камешки на ладони». В одной из них я прочла: «Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.»
Не превратиться в злой чертополох помогают человеку доброта, милосердие, сострадание. Очень красиво об этом написал Сергей Есенин:
Ученик читает стихотворение Есенина
Шёл Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал дёснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй…маленько крепче будешь».
Любовь:
Да, чтобы проросли семена добра и красоты, а не чертополоха, человек должен любить мир, весь, без остатка, без промедления. Ах, как красиво сказал об этом поэт Серебряного века Игорь Северянин:
Ученик под любую спокойную музыку читает стихотворение
Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –
Трепещет дерево, туманя гений мой…
Как будто в зеркало – смотрясь в широкий плёс,
Она старается смахнуть росинки слёз,
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.
Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной,
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.
Тогда доверчиво, не сдерживая слёз,
Она касается слегка моих волос,
Потом берёт меня в ветвистое кольцо,-
И я целую ей цветущее лицо…
Любовь:
Правы наши поэты: Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём дождливым,
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
Учитель:
Ребята и уважаемые гости, перед вами карточки-характеристики. Впишите, пожалуйста ,слово, называющее качество людей, о котором говорят вот уже много-много веков.
1 карточка.
… - это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила. (Н.Бердяев) (Доброта)
2 карточка.
… есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. (Митрополит Филарет) (Милосердие)
3 карточка.
Мы все природой пробуждаемся к …, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства, которое происходит от любви. Если мы не имеем … и сострадания, мы не имеем ничего. (Святитель Иоанн Златоуст) (Милосердию, любви)
4 карточка.
Без сострадания, … невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц) (Милосердия)
Любовь:
О каком же понятии рассказывается в каждой карточке?
Конечно же, это милосердие.
Учитель:
Послушайте ещё одно произведение о добре и милосердии
Щедрое дерево.
Жила в лесу дикая яблоня…И любила яблоня маленького мальчика.
И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного царя. Он взбирался по стволу яблони и качался на ее ветках, и грыз ее яблоки. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени яблони.
Мальчик очень любил свою яблоню…Очень любил!
И яблоня была счастлива…
Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Но вот как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
- Иди сюда, малыш, иди скорей, покачайся на моих ветках,
поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
- Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик.
- Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
- Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, малыш, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И все будет хорошо!..
И мальчик залез на яблоню, и сорвал все яблоки, и унес их с собой.
И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не приходил. И яблоня опять загрустила.
И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.
- Иди сюда, малыш! – воскликнула она. - Иди скорей!
Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!
- У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик.
- Мне хотелось бы жениться, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Разве ты можешь дать мне его?
- Я бы рада, - вздохнула яблоня, - да нет у меня дома, мой дом – вот мой лес. Но зато у меня есть ветки, ты можешь срубить их и построить себе дом. И все будет хорошо!
И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом.
И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
- Иди сюда, малыш, - прошептала она, - поиграй со мной!
- Я слишком стар,- ответил мальчик, - и слишком грустно мне, не до игр.
Я бы хотел построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?
- Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня,- и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И все будет хорошо!
И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко.
И яблоня была счастлива.… хоть в это и нелегко поверить.
Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.
- Прости, малыш, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок…
- На что мне яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не осталось зубов.
- Веток у меня нет, не на чем покачаться…
- Я слишком стар, чтобы качаться на ветках.
- И ствол мой уплыл, не на что взобраться…
- Я очень слаб, чтобы взбираться на стволы.
- Очень жаль, что я ничего не могу для тебя сделать, - вздохнула яблоня. –
Я ведь просто корявый пень. Уж ты прости, малыш!..
- Много ли мне теперь нужно? – сказал мальчик. – Я так устал!
Найти бы укромный уголок, отдохнуть…
- Вот и хорошо, - сказала яблоня, - Для этого старый пень как раз годится.
Садись на меня, малыш, садись и отдыхай.
Мальчик так и сделал.
И яблоня была счастлива.
Шел Сильверстейн
Учитель:
Выделите в тексте, а затем выпишите слова, характеризующие двух героев: мальчика и яблоньку.
(Возможный вариант: Мальчик Яблонька
Лесной царь любила
Любил была счастлива
Сорвал дрожала от радости
Унёс онемела от радости
Долго не приходил корявый пень
Одиночество грустила
Спилил ствол прости
Устал одинокая.
(Коллективно выбираются главные слова. Ребята обсуждают чувства героев, выделяют главные: любовь, долг, радость, прощение, родство, терпение).
Любовь:
Почему нельзя относиться так к родным и близким людям?
(ответы уч-ся)
Помните, что подлинное милосердие бескорыстно. К сожалению, а может быть, и к счастью, смыслу жизни научить нельзя. Он должен быть найден человеком самостоятельно, обретён путём собственных удач и разочарований.
Учитель:
Мы подошли к завершению сегодняшнего разговора о Любви, Добре, Красоте, Сострадании, Милосердии.
Какое у вас настроение?
(ответы уч-ся)
Мы с вами подарили друг другу, на наш взгляд, несколько удивительных минут общения. Давайте поделимся своими впечатлениями, и построим из них картину счастья и радости.
На тех цветных элементах(облачка, цветочки, солнце, листочки, бабочки), которые лежат перед вами (прямо на лицевой стороне) поделитесь своим чувствами, настроением, тем, что вы хотели бы вынести с нашей встречи, может быть, это какой-то вывод.
(Ребята пишут о своих впечатлениях и прикрепляют элементы картины на доску).
А теперь посмотрите, какая коллективная картина доброты у нас получилась. Просим вас( как настоящих художников) оставить свои подписи.
(все подписываются внизу картины)
Фото на память
Учитель:
Спасибо ребятам и нашим гостям за участие в разговоре.
Желаем всем Добра, Счастья, Красоты, мира в доме!
И дарим вам на память о сегодняшнем разговоре частичку вот этого солнышка. Ведь, по словам В.Гюго, «во внутреннем мире человека
доброта – это солнце».
Используемая литература:
Фестиваль Педагогических идей:
1."Доброта что солнце"Казакова Ангелина Александровна
2. "Сотвори добро" Сингатуллина Н.Р., Якупова Р.Х.
Подписи к слайдам:
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости,Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно так:На рассвете встать – И, помышляя о чуде,Рукой обожженною солнце достатьИ подарить его людям.
… - это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила. (Н.Бердяев)… есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. (Митрополит Филарет)Мы все природой пробуждаемся к …, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. … происходит от любви. Если мы не имеем … и сострадания, мы не имеем ничего. (Святитель Иоанн Златоуст)Без сострадания, … невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)
Мальчик Яблонька любил, но был царём просто любила сорвал все яблоки была счастлива долго не приходил загрустила пришёл задрожала от радости срубил её ветки была счастлива долго-долго не приходил онемела от радости спилил ствол была счастлива прошло много времени корявый пень снова пришёл прости, малыш укромный уголок садись и отдыхай Мальчик так и сделал. И яблоня была счастлива.
Давайте поклоняться доброте!Давайте с думой жить о доброте:Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом,Живой водой и деревом в цвету.Под этим вечно неспокойным небомДавайте воевать за доброту!А.Чепуров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Свет моей Родины".
Воспитание патриотических чувств к Родине- одна из главных задач развития личности. Каждый год в школе проводится конкурс рисунков, плакатов и сочинений на тему "Свет моей Родины". С учащимися проводя...
Немного о моей работе
Краткий анализ педагогической деятельности учителя немецкого языка...
Внеклассное мероприятие "Возьми немного света моего".
Устный журнал по творчеству А. Решетова для учащихся 7 "Г" класса....
План-конспект урока физики "Свет в моей жизни"
Урок расчитан на учащихся 5-11 классов. Цели урока:Познакомить учащихся с различными типами электростанций для получения электрической энергии.Показать достоинства и недостатки каждого из типов электр...
Открытый классный час Герои моего города «Моя строка, свети, не угасая»
Классный час посвящен Дню Геров, отмечаемый 9 декабря. Он посвящен жительнице нашего города, участнице ВОВ Пантелеевой Тамаре Александровне....
Приложение к моему представлению педагогического опыта«Определение особенностей формирования мотивации обучения в свете построения современного образовательного пространства»
Презентация выступления в ГБОУ ДПО (ПК) МРИО Г. Саранск « Особенности учебной мотивации»...
Устный журнал для учащихся 8-11 классов «Свет моей звезды» (К юбилею В. Закруткина).
Данная разработка будет полезна как учителям, так и учащимся 8-11 классов...