«Век восемнадцатый. Россия. Ломоносов»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Чуванова Татьяна Борисовна

Цели и задачи урока: закрепление знаний о классицизме как литературном направлении, выявление особенностей русского классицизма, формирование у учащихся представления о Ломоносове – просветителе, ученом, поэте классицизма, который в жизни придерживался высоких принципов, воспетых в его произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Чуванова Т.Б., учитель русского языка и литературы гимназии № 52 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Тема: «Век восемнадцатый. Россия. Ломоносов».

Цели и задачи урока: закрепление знаний о классицизме как литературном направлении, выявление особенностей русского классицизма, формирование у учащихся представления о Ломоносове – просветителе, ученом, поэте классицизма, который в жизни придерживался высоких принципов, воспетых в его произведениях.

Слово учителя.

Россия восемнадцатого века. Петровская эпоха.

«Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра…»

А. Пушкин «Полтава».

«…Новорожденная столица, которая подымалась из болота по манию самодержавия. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над сопротивлением стихии…», - таким изобразил А.Пушкин это время в романе «Арап Петра Великого».

- Какой вы представляете эту эпоху? Запишите ваши ассоциации.

Рассказ учащихся о преобразованиях Петра I (реформа органов власти, изменения в экономике, культуре). Известно, что Петр I проявлял немалый интерес к трудам европейских специалистов по теории государства. Их идеи о достижении «золотого века» путем переустройства жизни на научной основе оказали большое влияние на царя-реформатора. Человек сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, Петр I считал, что он один знает, в чем состоит счастье державы, а сопротивление его приказам проистекает от лени и неразумия.

В ходе государственно-административных реформ, осуществленных    Петром I, вся система культуры подверглась коренным преобразованиям.

А) Образование

До Петра в России было только одно высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Образование в этой академии носило церковный характер. Светских школ не было вообще. Правительство Петра I, нуждаясь в работниках для различных сфер государственного аппарата, было заинтересовано в просвещении.

Первоначально вопрос решался массовой посылкой молодых людей на учебу за границу. Затем стали открываться различные школы. В 1725 году Петр I подписал указ об организации Академии наук.

Б) Церковные реформы

Управление церковью приобретает светский характер. Церковь уже не диктует законы в области культуры.

В) Быт русских дворян.

Петр I приказал сбрить бороды и запретил носить древнерусское платье. Он вмешивался в частную жизнь (потому что был убежден, что все стороны жизни человека подлежат государственной регламентации), требовал, чтобы и в семейной жизни, и в привычках и поведении русский дворянин был европейцем.

Г) Петр I не забывал и о мощи убеждающего слова: при нем стали издаваться

- первая в России газета (1702 г.), получившая название «Ведомости»;

- публицистические произведения, в которых обосновывались правительственные действия;

- переводы с европейских и других языков, в основном научного и практического характера. Романов и поэзии Петр не любил.

- Как вы думаете, какое направление в искусстве могло получить развитие в это время?

Классицизм.

- Почему вы так решили?

Сильная власть, жесткая регламентация всех сторон жизни, во главу угла поставлен разум, особое значение приобретает образование, государственные интересы превалируют над  личными.

Мы говорили о классицизме как литературном направлении. Назовите его эстетические принципы.

- Когда и в какой стране классицизм достигает вершины своего развития?

Франция, XVII век.

Сегодня мы с вами должны выявить особенности русского классицизма.

Формирование русского классицизма происходит позже – 30-е годы XVIII века – века Просвещения, что обусловило постановку в произведениях проблем просвещенной монархии, науки, образования, естественного равенства людей и других.

А   кроме того, после смерти Петра (1725) возникает возможность возвращения к старому образу жизни, поэтому литература этого времени подчиняется главной идее – отстоять петровские преобразования, воспитать общество в духе петровских нововведений. Идеал просвещенного монарха для русской литературы воплотился в образе Петра I (в Европе это только прекрасная мечта).

- Как вы относитесь к личности Петра I, к его преобразованиям?

Стараниями Петра Россия стала могущественной державой, жизнь страны пошла по новому пути, но в войнах и при строительстве городов погибло множество народа. В ходе преобразований было уничтожено многое исконно русское, самобытное, а чужое, иностранное насильно навязано. Поэтому одни прославляли первого русского императора, другие обвиняли  во всех бедах, последовавших после его правления, называли его антихристом, разрушившим традиции и обычаи предков.

Одним из сторонников преобразований Петра, считавший его идеалом монарха, был М.В.Ломоносов (1711 – 1765), яркий представитель XVIII века.

Это был человек, о котором Пушкин говорил, что «он все испытал и все проник». Докажите справедливость этого утверждения.

А теперь давайте полностью запишем высказывание А.Пушкина: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все области просвещения. Жажда науки  была сильнейшею страстию его души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Дома вы познакомились с биографией М.Ломоносова. Обсудите в парах и докажите, что Ломоносов – просветитель, представитель классицизма.

- Тяга к знаниям, энциклопедист, упорядочил письменную речь, в стихах выражает радость от научных достижений, создал теорию трех штилей.

И вот этот человек в стихотворении, названном «СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НА ДОРОГЕ В ПЕТЕРГОФ, КОГДА Я В 1761 ГОДУ ЕХАЛ ПРОСИТЬ О ПОДПИСАНИИ ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ АКАДЕМИИ, БЫВ МНОГО РАЗ ПРЕЖДЕ ЗА ТЕМ ЖЕ»:

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль лучше — ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, все твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

- Почему у человека такой величины могла возникнуть зависть к кузнечику?

Ломоносов не свободен от общения с покровительствующими ему чиновниками.

- В чем Ломоносов видел смысл жизни?

М.В.Ломоносов не ощущал себя как отдельную личность, которая может свободно реализовываться. Долг постоянно довлеет над чувством, ощущение чувства долга перед государством, ученый ощущает свою сопричастность судьбе России.

Ломоносов – автор многочисленных од, большая часть которых была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Оды заказывались правительством, их чтение составляло часть праздничного церемониала, но их содержание и значение шире и важнее их официальной роли.

Вспомните, что такое ода.

Ода – это торжественное стихотворное произведение, которое выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление, воспевавшее важнейшие события внешней и внутренней жизни государства. Ода создавалась по строгим нормам.

Обратимся теперь к одной из самых известных од М.Ломоносова – к «ОДЕ НА ДЕНЬ  ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА».

 В оде некоторые слова могут быть непонятны вам. Для того чтобы нам легче было разобраться в ней, выясним значения ряда слов. (Работа со словарем).

Выразительное чтение отрывков оды. Просмотрите ее целиком.

Докажите, что это произведение классицизма.

- высокий стиль

- образ идеального правителя (Петр I)

- восхваление  императрицы

-  восхваление  науки

- государственная  идея – могучая, богатая Россия.

Задание по группам: составьте план оды (выявите и озаглавьте части оды).

Вступление

Что подразумевает Ломоносов под словом «тишина»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Тишина – мир.

Почему Ломоносов свою оду начинает с прославления мира?

Поэт связывал процветание государства и распространение науки с миром. «Тишина» всему несет «благо». Обратите внимание на пейзаж, нарисованный Ломоносовым. Какова его роль?

Масштабный и обобщенный пейзаж, поэт радуется пользе, которую приносят поля, цветы. Он изображает идеальную действительность, желанную для благополучия России. Здесь тоже проявляются черты классицизма.

Портрет Елизаветы Петровны как защитницы «тишины». Можно ли представить, какой она была на самом деле? Нет, это идеальный портрет монархини (сравните с портретом).

Основная часть.

Почему вводится образ Петра I? Петр I – идеал правителя, он показан как существо высшего порядка. Автор использует гиперболы, описывая царя. Даже грозные античные боги страшились и дивились деяниям Петра.

Образ Невы (прочитать). Прием олицетворения использует поэт и при описании «божественных наук», протягивающих через горы и моря руки к Петру I. Поэт-классицист изображает идеального монарха.

Елизавета – Петрова дочь, а за этим – продолжение традиций.

Прославление России, ее богатств, недр, необходимость их разработки. Описание бескрайних просторов. Перечисление явлений природы. Создается образ идеальной природы.

Главное богатство России, вселяющее надежду в душу поэта, - молодые талантливые люди.

Обращение к современникам, прославление науки.

Патриотическая мысль: русский народ обладает талантами, позволяющими его сравнивать с античными и западноевропейскими учеными (Платон и Ньютон).

Заключение.

Наказ  Елизавете.

- Почему ода стала ведущим жанром поэзии классицизма?

Классицизм провозгласил торжество общих интересов над личными. Переживания человека, вызванные событиями его личной жизни, отодвинуты на задний план. Всеобщий интерес могут вызвать только те переживания, в которых отражаются события государственного масштаба.

Классицизм в России для меня – это…  (письменный ответ на вопрос).

Домашнее задание.

Согласны ли вы с утверждением В.Белинского, что «с Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим»?

Прочитайте стихотворение М.Ломоносова «Разговор с Анакреонтом». Докажите, что это произведение классицизма.

Индивидуальные задания.

Рассказать о стихотворных размерах. Привести примеры.

Подготовить рассказ о теории «трех штилей»

 Рассказать о реформе системы стихосложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломоносов - великий сын России

Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....

Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.

Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....

Великий сын России - Ломоносов.

Сочинение ученицы 10 класса....

презентация игрового урока по истории "Судьба героя и восемнадцатый век в России" в формате игры "За семью печатями"

Презентация игрового урока "Судьба героя и восемнадцатый век в России"  проводится в формате телевизионной игры "За семью печатями". Может использоваться как на уроках истории в 7-10 классах, так...

классный час "Россией Ломоносов не забыт"

Классный час о деятельности М.В. Ломоносова. Предполагается подготовительная работа к проведению мероприятия: работа в группах. Заочная экскурсия в музей Ломоносова....