Великий сын России - Ломоносов.
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Великий сын России (Жизнь, деятельность, судьба М.В.Ломоносова)
«Ломоносов стал
живым воплощением русской
культуры и ее разнообразием
и особенностями»
С.И.Вавилов.
Михайло Ломоносов…. Появление Ломоносова в середине 18 века ознаменовало новый, невиданный еще подъем русской национальной культуры. «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги», - отозвался о нем Н.В.Гоголь. Но то же самое можно отнести и к роли Ломоносова в истории русской науки. Не было почти ни одной отрасли знания, куда бы ни проникла его пытливая мысль, где бы ему не пришлось сказать новое слово.
Памятники великому сыну России есть во многих городах нашей страны. Но рукотворный памятник не вечен: он подвластен физическому разрушению. Его, наконец, могут снести потомки, у которых не воспитано бережное отношение к своей истории, культуре….
Какой же памятник вечен? Памятник нерукотворный – дела, свершения на благо Отечества и человека, отмечающие жизненный путь каждого из нас, судьбы людей. Ибо судьба человека – это лучший ему памятник!
М.В.ломоносов избрал судьбу просветителя – ученого, поэта, философа.
Он родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы, где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество и отвагу, настойчивость в борьбе с суровой природой. Отсюда берет начало та черта Ломоносова, которую позже назвали «благородной упрямкой», отсюда его независимость, чувство собственного достоинства.
Ломоносов – сам творец своей судьбы. Его трудолюбие и жажда знаний могут служить примером для любого человека. Он пешком, без денег, уходит из родного дома в Москву и успешно учится в московской Славяно-греко-латинской академии, несмотря на бедность. А затем, в числе лучших учеников, отправляется в императорскую Академию наук и художеств. Своими разнообразными трудами он доказал,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Затем он был отправлен в Германию – изучать горное дело и металлургию. А после возвращения он разворачивает в столице бурную деятельность: занимается физикой, химией, металлургией, теорией языка, искусством.
В науке он идет от опытов, от практики. Так, разработка физической химии помогала ученому создать колоритные мозаичные картины, по богатству красок, не уступающие итальянским.
Принцип взаимосвязи определяет собой построение сочинения «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (и его более позднего, расширенного, варианта – трактата «Краткое руководство к красноречию»). Эти «Риторики» стали лучшими учебниками по теории красноречия и поэзии для ученой молодежи 18 столетия.
Той же цели служили и такие филологические работы, как «Российская грамматика» (1755 г.) и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.)
Велик вклад Ломоносова в дело российского просвещения: в 1755 году он добивается учреждения в Москве первого университета, где могли учиться дети, как дворян, так и разночинцев. При Московском университете по настоянию ученого открываются две гимназии для дворян и для разночинцев. Впоследствии среди российских «Платонов и Невтонов», взращенных Ломоносовым, оказались филологи Николай Поповский, Антон Барсов, натуралисты – естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецковский, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов, философ Я. Козельский…
Не «летами», а «делами» измеряется жизнь такого человека.
… Кого же нам почить героем?..
Петр Великий стал для стихотворца воплощением «отца Отечества». В его одах появляются скрытые напоминания царю о его долге «земного божества», личности, которая, отрекшись от собственной выгоды, жизнь кладет на алтарь Отечества, служит своему народу. Программа Ломоносова, изложенная в одах и надписях, посвященных императрице, Петру первому, имеет ярко выраженную просветительскую окраску.
Наука для Ломоносова – это двигатель прогресса, катализатор развития промышленности и, следовательно, источник благосостояния нации. Ученый не прекращал борьбы с немецким засильем в Академии, много сделал для признания русской науки в Европе.
Так что же побуждает человека науки продолжать свои занятия, даже испытывая нужду, лишения? Стремление к знанию, поиск истины в разных областях бытия, горячее желание служить своему Отечеству, народу - вот что дает силы выдерживать бремя судьбы и самоотверженно нести свой крест в течение всей жизни. Эта высокая цель служения Отечеству и сделала нетленным, вечным «exegete monument» Ломоносова.
Все выдающиеся русские люди высоко ценили М.В.Ломоносова. Радищев писал: «Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь, великий сын России».
И нам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я думаю, дорого его имя.
У каждого свое время. У всех - непростое. Но всегда Россия выживала благодаря тем, кто, несмотря ни на что, любит ее, сострадает ей и помогает. Таким был Ломоносов – великий сын России…. Такими должны быть и мы:
На пороге семнадцатилетия
Полной грудью свободы глотнуть!
И впервые заплакать от счастья,
Ощутив к этой жизни
причастность
Каждый миг, каждый час
до конца!
Рецензия.
Раскрыта личность пишущего, выявлены гражданские чувства и нравственные оценки. Передано восхищение талантом великого человека М.В.Ломоносова. Раскрыто благотворное влияние на современников и потомков. Умело отобран фактический материал, на основе которого делаются выводы, а за нами стоит личное отношение к миру, собственное понимание жизни, деятельности и судьбы М.Ломоносова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов - великий сын России
Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...
Веб квест "Ломоносов-великий сын России"
Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...
М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.
М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....
Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.
Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....
Ломоносов - великий сын России
Материал содержит полную методическую разработку сценария урока химии, посвященный М.В.Ломоносову. А также самоанализ урока....
Презентация на тему "М.В. Ломоносов - великий сын России" для классного часа
Презентация для классного часа на тему "М. В. Ломоносов - великий сын России"...
Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения
Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...