Рабочие программы по литературе
рабочая программа по литературе по теме
Рабочие программы по литературе под редакцией В.Я.Коровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_liter.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кодинская средняя школа»
ПРИНЯТО школьным методическим объединением №______ от ______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________ «_____»_____________ |
Рабочая программа
предмета «Литература»
для 9 класса
СОГЛАСОВАНО Составитель:Морозова
Зам.директора Светлана Константиновна
Дата___________________________________
Пояснительная записка
I раздел
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
Плановых уроков: 83
Контрольных уроков: 5
По развитию речи: 5
Внеклассного чтения: 9
Планирование составлено на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2008
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2008.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
«Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
«Поурочные планы по литературе. 8 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.
II раздел
Цели
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В своей работе с детьми учитель должен ориентироваться на требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Результаты обучения
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | № по раз делу | Ключевые компетенции | ООУН |
Из древнерусской литературы |
1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника. Русская история в «Слове…» | 1 | Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью Свободная работа с текстом художественного стиля. |
2-3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности. Уметь выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения |
Из русской литературы 18 века |
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма | 1 | Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма. Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью Свободная работа с текстом художественного стиля. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
5 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения | 1 | Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии. Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности. |
6 | М.В.Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова | 1 | Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии. Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности. |
7 | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения | 1 | Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 | Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. |
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | 1 | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. |
10
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. |
11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 | Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора. |
12-13 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | 2 | Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения. Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения. |
14 | Контрольная работа «Литература 18 века». | 1 | Знать особенности литературы 18 века. Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему. |
Из русской литературы 19 века |
15 | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью. Свободная работа с текстом художественного стиля. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
16 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | 1 | Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского. Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма. |
17 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини | 1 | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства. |
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга | 4 | Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума». Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. |
18 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц. Уметь выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику. |
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего». |
20 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии. Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала. |
21 РР | Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма. Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы. |
22 РР | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию. Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи. |
23 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 4 | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры. Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения. |
24 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар» | Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы. |
25 | Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта | Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина. Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге. |
26 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения | Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи. Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы. |
31 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 4 | Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах. Уметь выразительно читать, строить устные высказывания. |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя. Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою. |
33 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге, оценку образа Татьяны В.Г.Белинским. Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания. |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев. Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям. |
35 РР | Изложение,близкое к тексту. | 1 | Знать о мнениях о пушкинском романе, текст и художественные особенности романа, его нравственно-философскую проблематику. Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты. |
36 Вн.чт. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества | 1 | Знать определение трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Моцарт и Сальери», содержание произведения. Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. |
37 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…» | 3 | Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий. |
38 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | Знать тексты стихотворений, их художественные особенности, историю создания и библейскую основу стихотворения «Пророк». Уметь оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, давать историко-культурный и биографический комментарий. |
39 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Знать тексты стихотворений, адресатов любовной лирики. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. |
40 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе | 4 | Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа. Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа. |
41 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | Знать текст, художественное своеобразие произведения. Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения. |
42 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Знать содержание произведения, понятие «двойник». Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов. |
43 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Знать содержание произведения, понятие «двойник». Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов. |
44 РР | Сочинение по роману «Герой нашего времени» | 1 | Знать текст произведения, его особенности. Уметь применять данные знания на практике. |
45 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 5 | Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Уметь сопоставлять портреты писателя, развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. |
46 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. |
47 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | Знать текст поэмы, способы создания образов помещиков. Уметь составлять характеристику литературного персонажа. |
48 | Образ города в поэме «Мертвые души» | Знать текст поэмы, об образе города в поэме «Мертвые души». Уметь выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. |
49 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | Знать путь Чичикова – нового героя эпохи. Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя. |
50 РР | Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души» | 1 | Знать причины незавершенности поэмы, критическую оценку поэмы Белинским, темы лирических отступлений. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. |
51-52 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип «петербургского писателя» в повести.Черты его внутреннего мира. | 2 | Знать основные факты жизни Достоевского,текст произведения.Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. |
53 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 1 | Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы; значение Островского для русского театра. Уметь выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы. |
54 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Знать текст пьесы; основной конфликт. Уметь выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения. |
55-57 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | 3 | Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. |
58 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 2 | Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Смерть чиновника». Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. |
59 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска». Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию. |
60 РР | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». (По выбору учащихся) | 1 | Знать особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)». Уметь строить связное письменное высказывание. |
61 Вн. чт. | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 | Знать о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, их стихотворения разных жанров; об эмоциональном богатстве русской поэзии. Уметь рассуждать о жанрах лирических произведений, их особенностях. |
Из русской литературы 20 века |
62 | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений | 1 | Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века. Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью Свободная работа с текстом художественного стиля. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. |
63 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи» | 1 |
64-66 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце». | 3 |
67 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | Знать о русской поэзии Серебряного века Уметь конспектировать лекцию учителя. |
68-69 | А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, как хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта | 2 | Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
70 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 2 | Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
71 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина | Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
72 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта | 2 | Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
73 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта | Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
74 | М.И.Цветаева. Слово о поэтессе. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой | 2 | Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
75 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках Цветаевой | Знать об образе Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой, о традициях и новаторстве в творческих поисках Цветаевой. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
76 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, тема любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
77 | А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике | 2 | Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
78 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | Знать основные факты творческого пути Цветаевой, особенности ее художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
79 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во все мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
80 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | 2 | Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
81 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. |
82-83 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». | 2 |
84-86 | А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». | 3 |
87 Вн.чт. | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | 1 | Знать песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. Уметь анализировать поэтические тексты. |
88 К | Зачет//тест по русской лирике 20 века | 1 | Знать материал по русской лирике 20 века. Уметь применять этот материал на практике. |
Из зарубежной литературы |
89 Вн.чт. | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; содержание и идейный смысл оды Горация. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения; сопоставлять произведения, выявлять авторскую позицию на назначение поэта и поэзии. | Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью. Свободная работа с текстом художественного стиля. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. |
90-92 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 3 | Знать о множественности смыслов «Божественной комедии». Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы. |
96-97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 3 | Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох. |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Знать содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира. Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох. |
99 | И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 2 | Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы. |
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | Знать основные факты из жизни Гете, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Уметь выразительно читать, понимать философскую проблематику трагедии, давать характеристику персонажу драмы. |
101 | Выявление уровня литературного развития учащихся (зачет//тест). Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | Знать материал курса литературы за 9 класс. Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. |
102 | Итоговый урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...