рабочая программа литература 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.); выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
• писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
• создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass_2012-2013_uchebnyy_god.docx | 109.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.); выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 недели, 105 часа за учебный год.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество Русские народные сказки. | 10 |
Из древнерусской литературы. | 3 |
Из литературы XVIII века. | 2 |
Из литературы XIX века. | 52 |
Из литературы XX века. | 30 |
Из зарубежной литературы. | 7 |
ИТОГО | 105 |
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование
№ | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Домашнее задание | Дата план-ая | Дата факт-ая | |||||||||
Введение (1 ч.) | |||||||||||||||||
1 | Роль книги в жизни человека | Урок- беседа | Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги | Знать: особенности художественной и учебной книги. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги | Викторина | Вопросы и задания (с. 5-6) | 5.09 | ||||||||||
Устное народное творчество (10 ч.) | |||||||||||||||||
2 3 | Малые жанры фольклора | Ком- бини- рован- ный урок | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора | Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого. Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора. Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи | И фа по малым жанрам фольклора | Вопросы и задания (с. 8), сочинение загадки, частушки и т. п. (по выбору) | 6.09 8.09 | ||||||||||
4 | Понятие о сказке как виде народной прозы | Урок изуче ния нового мате риала, урок- беседа | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам | Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок. Понимать: значение сказок в жизни народа. Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8) | Вопросы и задания (с. 10-11), чтение сказки «Царевна- лягушка» | 12.09 | ||||||||||
56 | Волшебная сказка «Царевна- лягушка» | Урок изуче ния нового мате риала, урок- беседа | Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-лягушка». Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла | Знать: сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка». Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению | Вопросы и задания (с. 10-11) | Вопросы и задания 1-4 (с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки | 13.09 15.09 | 13.09 | |||||||||
7 | Художественный мир сказки «Царевна- лягушка» | Ком- бини- рован- ный урок | Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника). Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение | Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 26) | Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — | 19.09 | 19.09 | |||||||||
89 | «Иван — крестьянский сын и чудо- юдо» — волшебная сказка героического содержания | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины | Знать: признаки волшебной и героической сказок. Понимать: отношение народа к героям сказки. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок | Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с. 37) | Вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37) | 20.09 22.09 | 20.09 22.09 | |||||||||
10 | Сказки о животных и бытовые сказки | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин | Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок. Понимать: проявление в сказках представлений народа. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение | Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40, 41-42) | Чтение статьи о сказочниках (с. 42-43), вопросы и задания (с. 44) | 26.09 | 26.09 | |||||||||
11 | Наши любимые русские народные сказки | Урок вне классного чтения | Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков | Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним | Пересказ, викторина | Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки | 27.09 | 27.09 | |||||||||
Из древнерусской литературы (3 ч.) | |||||||||||||||||
12 13 14 | Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-ки- евлянина и хитрость воеводы Претича» | Ком- бини- рован- ный урок | Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» | Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина. Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи | Вопросы и задания (с. 45), выразительное чтение | Выразительное чтение притчи, вопросы и задания (с. 49-50), составление цитатного плана притчи | 29.09 3.10 4.10 | 29.09 3.10 4.10 | |||||||||
15 | Из зарубежной литературы. P.JI. Стивенсон «Вересковый мед» | Урок изучения нового мате риала, урок- беседа | Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-литературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; драматический, высокий, героический пафос произведения. Уметь: выразительно читать балладу; характеризовать героев и их поступки | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3, 5-6 (ч. 2, с. 180-181) | Задание 4 (ч. 2, с. 181) 1 | 6.10 | 6.10 | |||||||||
Из русской литературы XVIII века (2ч.) | |||||||||||||||||
16 17 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...» | Урок изуче ния но вого мате риала | М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...» | Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...». Понимать: юмористический характер стихотворения. Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению | Вопросы и задания (с. 53) | Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 53-54) | 10.10 11.10 | 10.10 17.10 | |||||||||
Из русской литературы XIX века (52 ч.) | |||||||||||||||||
18 19 | Жанр басни, история его развития. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | Урок изуче ния но вого мате риала | Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение | Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 58, 60-61) | Выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть | 13.10 17.10 | 18.10 | |||||||||
20 21 | Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица» | Ком- бини- рован- ный урок | Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям | Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1—2 (с. 63), 1-2 (с. 65) | Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65—66), задание рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 67) | 18.10 20.10 | 20.10 | |||||||||
22 | Мир басен И.А. Крылова | Урок вне класс ного чте ния, урок- кон курс | Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актерском исполнении, обсуждение | Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова. Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение, описание иллюстраций | Сочинение басни или задание 3 (с. 65, рубрика «Фонохрестоматия») | 24.10 | 24.10 | |||||||||
23 24 | В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки “Спящая царевна”» (с. 79-80) | Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки. Уметь: пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки | Вопросы и задания 1—5 (с. 80), 1-6 (с. 80-81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев | Выразительное чтение сказки, задание 6 (с. 80) | 25.10 27.10 | ||||||||||
25 | Понятие о жанре баллады. В.А. Жуковский «Кубок» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады | Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; роль звукописи в тексте. Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения | Характеристика героев, вопросы 1-3, 7 (с. 87), составление плана баллады | Вопросы и задания 4-6 (с. 87), выполнение иллюстрации к произведениям В.А. Жуковского | 31.10 | ||||||||||
26 27 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок | Знать: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора. Понимать: нравственную проблематику литературных произведений. Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи | Вопросы и задания 1-2 (90), 1-2 (с. 91), 1-2 (с. 92), описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника) | Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | (IIчетв.) 7.11 8.11 | ||||||||||
28 29 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Ком- бини- рован- ный урок | Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа | Знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимать: проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки. Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки | Вопросы и задания 1—12 (с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 110), характеристика героев | Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразительное чтение сказки | 10.11 14.11 | ||||||||||
30 | Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С. Пушкина | Урок раз вития речи | Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна». В.А. Жуковского и «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне...» в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Понимать: роль художественных средств в литературных сказках. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и обсуждении их исполнения, аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения | Вопросы и задания рубрики • «Фонохрестоматия» (с. 111), описание иллюстраций к сказке А.С. Пушкина | Сочинение на тему «История сказочного героя» (по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) | 15.11 | ||||||||||
31 | Стихи и проза. Рифма и ритм | Урок- прак тикум | Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина | Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме) | Вопросы и задания 1—2 (с. 113-114) | Задание 3 (с. 114), сочинение стихотворения | 17.11 | ||||||||||
32 | Мои любимые сказки А.С. Пушкина | Урок раз вития речи | Статья С.Я. Маршака «О сказках Пушкина» (с. 114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С. Пушкина, их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ | Знать: сюжеты и содержание сказок А.С. Пушкина. Понимать: идейные особенности сказок, их связь с народной моралью. Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения | Вопросы и задания (с. 115-117), элементы лингвистического анализа поэтического текста | Чтение статьи «Русская литературная сказка», вопросы к ней (с. 118), чтение сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» | 21.11 | ||||||||||
33 34 | Из зарубежной литературы. Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Очерк К.Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева». Понимать: отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки | Вопросы и задания 1—7 (ч. 2, с. 225), выборочный пересказ, характеристика героев | Чтение статьи С.Я. Маршака «Мастер снов и сказок» (с. 226-227), вопросы и задания к ней (ч. 2, с. 226-227), выполнение иллюстрации к сказке | 22.11 24.11 | ||||||||||
35 36 | Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке. Выборочный аналитический пересказ. Сопоставление сказки Х.К. Андерсена со сказкой А.С. Пушкина. Иллюстрации к сказке | Знать: сюжет и содержание сказки. Понимать: в чем заключается истинная красота и сила; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним | Вопросы 8-9 (ч. 2, с. 225-226), выборочный пересказ, характеристика героев, сопоставление сказок Х.К. Андерсена и А.С. Пушкина | Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | 28.11 29.11 | ||||||||||
37 38 39 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Уроки-изучения нового материала, комментированного чтения | Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 1—7 (с. 151-152), 1-2 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»), выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста | Задание 3 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь») | 1.12 5.12 6.12 | ||||||||||
40 | В.М. Гаршин «Attalea princeps» | Урок-беседа | Биографическая справка об В.М. Гаршине. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); сюжет и содержание сказки «Attalea princeps». Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 1-6 (с.162-163), «Поразмышляем над прочитанным» | Задание 7 (с.163) | 8.12 | ||||||||||
41 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | Урок изуче ния но вого мате- риала, урок- беседа | Слово о М.Ю. Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с. 303—304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения. 06- раз рядового участника сражения. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино». Понимать: патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям. Уметь: выразительно читать стихотворение; характеризовать героев и их поступки; составлять план стихотворения; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 1—2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение | Составление плана стихотворения, вопросы и задания 8—9 (с. 170) | 12.12 | ||||||||||
42 43 | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» «Бородинский бой» | Урок- прак тикум | Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос. Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении. Словесное рисование. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение | Знать: стихотворение наизусть. Понимать: нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 170-171), выразительное чтение наизусть | Вопросы и задания к уроку внеклассного чтения по сказке «Ашик- Кериб» и стихотворению «Два великана» М.Ю. Лермонтова (с. 171-172) | 13.12 15.12 | ||||||||||
44 45 | Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Понимать: лексику повести «Заколдованное место». Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению | Вопросы 1 (с. 174), 1-2 (с. 184) | Вопросы и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184) | 19.12 20.12 | ||||||||||
46 | Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | Ком- бини- рован- ный урок | Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 185) | Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место». Понимать: роль фантастики и юмора в повести. Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки | Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия» (с. 184-185), «Обогащайте свою речь» (с. 185) | Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 22.12 | ||||||||||
47 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа | Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге». Понимать: сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения. Уметь: выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи | Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и задания (с. 191-192) | Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения, чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» | 26.12 | ||||||||||
48 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | Урок изуче ния но вого мате риала | Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Прослушивание отрывка из поэмы в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации А.А. Пластова к поэме | Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях...». Понимать: отношение автора к героине; как создается собирательный образ русской женщины. Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольклорными произведениями | Вопросы и задания (с. 195-196), характеристика поэтического образа русской женщины | Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 205-206) | 27.12 | ||||||||||
49 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» | Урок- прак- тикум | Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме | Знать: содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети». Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания (с. 205-206), сопоставление отрывка из поэмы с иллюстрацией И.И. Пчелко | Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму», сообщения о детстве писателя, об истории создания рассказа «Муму» (индивидуально) | |||||||||||
50 51 52 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму». Понимать: характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему | Сообщения, вопросы 1-3 (с. 241), 1-2 (с. 242-243, рубрика «Фонохрестоматия») | Задание 7 (с. 242) | (III четв.) 16.01 17.01 19.01 | ||||||||||
53 | Герасим и его окружение | Урок- беседа | Отношения Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Словарная работа | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: отношение автора к героям. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - вырази- тельные средства и определять их роль | Вопросы и задания 4, 8 (с. 241-242), сравнительная характеристика героев | Составление плана фрагмента «История Муму» (с. 222-235) | 23.01 | ||||||||||
54 55 | Герасим и Муму | Урок- беседа | Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Осуждение крепостничества в рассказе | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов | Выборочный пересказ, вопрос 9 (с. 242) | Вопросы и задания 5-6, 10-12 (с. 241-242), 4-5 (с. 243, рубрика «Фонохрестоматия») | 24.01 26.01 | ||||||||||
56 | Смысл финала рассказа | Урок- беседа | Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима» (с. 243). Символическое значение образа Герасима. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: теоретико-литературные понятия сравнение, гипербола; сюжет и содержание рассказа. Понимать: позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения. Уметь: находить в тексте изобразительновыразительные средства и определять их роль; прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения | Выборочный пересказ, вопросы и задания 5—6, 10—12 (с. 241-242), 4-5 (с. 243, рубрика «Фонохрестоматия») | Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | 30.01 | ||||||||||
57 | Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | Урок раз вития речи | Обсуждение тем сочинения: Как изменила Герасима история с Муму? Как автор относится к своему герою? Составление плана, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой. Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды) | Задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 243), составление плана сочинения, написание сочинения на черновике | Сочинение | 31.01 | ||||||||||
58 | «Чудные картины» А.А. Фета | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». | Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Фета (кратко); содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 245-246) | Выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Фета наизусть, чтение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 2.02 | ||||||||||
59 60 | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кавказский пленник». Понимать: отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 1—2 (с. 275), 1-2 (с. 276) | Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276) | 6.02 7.02 | ||||||||||
61 62 | Жилин и Костылин | Урок- прак- тикум | Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами. Отношение рассказчика к героям. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Выборочный аналитический пересказ, чтение эпизодов рассказа по ролям, вопросы и задания 7—8 (с. 275), 4-6 (с. 276) | Задание рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 276), описание иллюстраций к рассказу | 9.02 13.02 | ||||||||||
63 64 | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | Урок- прак тикум | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения: Друзья и враги. Разные судьбы. Почему Жилина называли джигитом? Составление плана, подбор материалов | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведения. Уметь: делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение | 14.02 16.02 | ||||||||||
65 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277—279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306—308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире | Знать: сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия». Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы и задания 1 (с. 279), 1-3 (с. 283), 1-3 (с. 284, рубрика «Фонохрестоматия»), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 284-285) | Вопросы и задания 2 (с. 279), 4-7 (с. 284, рубрика «Фонохрестоматия»), чтение рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»», «Письмо ученому соседу» | 20.02 | ||||||||||
66 | Рассказы Антоши Чехонте | Урок вне класс ного чте ния | Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» (с. 285). Пересказ, чтение по ролям и инсценирование рассказов А.П. Чехова. Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам | Знать: сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки | Пересказ, чтение по ролям, инсценирование рассказов, характеристика героев, описание иллюстраций | Сочинение- миниатюра на тему «О чем заставляют задуматься рассказы А.П. Чехова?», выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе | 21.02 | ||||||||||
67 68 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе | Уро- ки- кон- церты | Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретиколитературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи | Выразительное чтение наизусть, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и задания (с. 289-290, 290-291, 292, 294, 297, 298-299) | Чтение статьи «Духовное родство со своей землей» (с. 300), сочинение- рассуждение по заданию статьи | 23.02 27.02 | ||||||||||
69 | Проверочная работа по разделу | Урок контроля знаний 28.02 | |||||||||||||||
Из русской литературы XX века (30 ч.) | |||||||||||||||||
70 | И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3-4). История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с. 9). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова (с. 5), их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование | Знать: сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы». Понимать: роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе. Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи | Вопросы и задания 1 (с. 4)*, 1-3 (с. 9), 1-5 (с. 10, рубрика «Фонохрестоматия»), описание репродукций | Вопросы и задания 2 (с. 4), 4-5 (с. 9-10), 6 (с. 10, рубрика «Фонохрестоматия»), чтение повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 2.03 | ||||||||||
71 72 73 | В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа | Знать: сведения о жизни и тиорчестис В.Г. Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | 1,3, 6 (с. 45), пересказ, составление плана повести | Вопросы и зада и ии 2 (с. II), 2, 4-5, 7-9 (с. 45-46) | 6.03 7.03 9.03 | ||||||||||
74 | Жизнь среди «серых камней» | Ком- бини- рован- ный урок | Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. «Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа | Знать: жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении. Понимать: роль автора-рассказчика в повести. Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительновыразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания 10, 13, (с. 46), 1-3 (с. 46, рубрика «Обогащайте свою речь»), элементы анализа текста | Задания 11—12 (с. 46) | 13.03 | ||||||||||
75 76 | Подготовка и написание сочинения по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Урок раз вития речи | Обсуждение тем сочинения: Васина дорога к правде и добру. Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Что изменило отношения Васи и его отца? Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Иллюстрации к повести | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его сочувственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи | Элементы анализа текста, словесное рисование, составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение | 14.03 16.03 | ||||||||||
77 78 | С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» | Урок- прак- тикум | Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России», с. 276—277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А. Есенина | Знать: сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко). Понимать: лирический пафос стихотворений поэта. Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-ли- тературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 1—2 (с. 49), 1-2 (с. 50, рубрика «Фонохрестоматия»), элементы анализа текста | Вопросы и задания 3 (с. 50, рубрика «Фонохрестоматия»), 1—7 (с. 50-51), чтение сказа П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». | 20.03 21.03 | ||||||||||
79 80 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52—53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка». Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания 1-5, 9-11 (с. 63-64), элементы анализа текста | Вопросы и задания 6-8,12-13 (с. 63-65), выполнение иллюстрации к сказам П.П. Бажова | (IV четв.) 3.04 | ||||||||||
81 | Мир сказов П.П. Бажова | Урок вне класс ного чте ния | Викторина по сказам П.П. Бажова. Своеобразие языка сказов П.П. Бажова. Особенности жанра сказа. Сказ и сказка — общее и различное. Иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся | Знать: сюжеты и содержание сказов П.П. Бажова. Понимать: роль автора-рассказчика в произведениях, его отношение к героям. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов; сопоставлять произведения литературы и живописи; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором | Викторина, описание иллюстраций палехских мастеров и рисунков учеников к сказам | Задание 14 (с. 65), чтение сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | 4.04 | ||||||||||
82 | К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о К. Г. Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб». Понимать: нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании | Пересказ, вопросы и задания (с. 75), словесное рисование | Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 76), чтение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» | 6.04 | ||||||||||
83 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа | Знать: сюжет и содержание рассказа «Заячьи лапы». Понимать: роль природы в жизни человека. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выборочный пересказ, вопросы и задания 1—5 (с. 81), словесное рисование | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 82), чтение пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 10.04 | ||||||||||
84 85 | С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о С.Я. Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Прослушивание фрагментов пьесы в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы. Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором | Вопросы и задания 1-2 (с. 98), 2, 5, 7 (с. 99, рубрика «Фонохрестоматия») | Вопросы и задания 3-5 (с. 98), 1, 3-4,6 (с. 99, рубрика «Фонохрестоматия»), 1—2 (с. 99, рубрика «Обогащайте свою речь») | 11.04 13.04 | ||||||||||
86 | Фантастическое и реальное в пьесе - сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | Ком- бини- рован- ный урок | Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и литературные» (с. 99—102) | Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки. Понимать: сходства и различия между народной и литературной сказками; нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения | Выразительное чтение по ролям (или инсценирование) пьесы- сказки | Вопросы и задания (с. 102), чтение рассказа А.П. Платонова «Никита» | 17.04 | ||||||||||
87 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа | Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита». Понимать: как преображается реальный мир в сознании ребенка. Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план | Выразительное чтение, составление плана рассказа, вопросы и задания 1—4 (с. 111-112) | Вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 112) | 18.04 | ||||||||||
88 89 | Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика | Урок- Беседа Урок-практикум | «Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд — условие счастья. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Речевая характеристика героев | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их поступки; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с. 112) | Чтение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 20.04 24.04 | ||||||||||
90 91 92 | В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование | Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение, сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро». Понимать: как формировался характер героя. Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины | Вопросы и задания 1—7, 9 (с. 140-141) | Вопросы и задания 2-5 (с. 141, рубрика «Обогащайте свою речь») | 25.04 27.04 1.05 | ||||||||||
93 | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Урок- беседа | Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил. Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации | Вопросы и задания 10 (с. 141), 1 (с. 141, рубрика «Обогащайте свою речь») | Задание 8 (с. 141) | 2.05 | ||||||||||
94 95 | Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям. Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять литературные произведения друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 1-2,4 (с. 146), 1-2 (с. 146-147, 1 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-2 (с. 149), 1-2 (с. 149, рубрика «Фонохрестоматия») | Вопросы и задания 3 (с. 146), 2 (с. 147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 3 (с. 149), краткие сообщения об И.А. Бунине (поэте), Д Б. Кедрине, А.А. Прокофьеве, Н.М. Рубцове, Дон- Аминадо, выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе | 4.05 8.05 | ||||||||||
96 97 | Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | Уроки- прак- тику- мы | Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-ли- тературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительновыразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять поэтические тексты друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи | Сообщения, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 151, 152,153-154, 156-157), элементы анализа поэтического текста | Задание 4 (с. 157, сочинение по картине М.В. Нестерова «Лель»), чтение рассказов С. Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» | 9.05 11.05 | ||||||||||
98 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба- кит» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказах С. Черного. Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима | Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю.Ч. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного и песен Ю.Ч. Кима. Понимать: роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах; юмористический пафос произведений. Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания (с. 173, 175) | Сочинение- миниатюра на тему «Мои любимые игры в детстве» | 15.05 | ||||||||||
99 | Проверочная работа по разделу | Урок контроля знаний | 16.05 | ||||||||||||||
Из зарубежной литературы (6 ч.+1 ч.) | |||||||||||||||||
100 101 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» | Урок изуче ния но вого мате риала | Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо». Понимать: нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь- Робинзон»); оценивать актерское чтение | Выборочное чтение, анализ эпизодов романа, характеристика героя, вопросы и задания 1-5 (с. 193-194) | Пересказ эпизодов романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 18.05 22.05 | ||||||||||
102 103 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Урок- беседа | Слово о М. Твене. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241—242). Беседа о книгах М. Твена, прочитанных ранее. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты). Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера». Понимать: позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героев и их поступки | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов романа, характеристика героев, вопросы и задания 1—4 (с. 257), 1-5 (с. 257, рубрика «Фонохрестоматия») | Задание 5 (с. 257, отзыв на одно из произведений М. Твена), чтение рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише» | 23.05 25.05 | ||||||||||
104 | Дж. Лондон «Сказание о Кише» | Урок изуче ния но вого мате риала, урок- беседа | Слово о Дж. Лондоне. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 258—259). Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведению | Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише». Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Дж. Лондон «Сказание о Кише»); сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним | Вопросы и задания-1-3, 5-6 (с. 268), выразительное чтение, характеристика героя | Задание 4 (с. 268), итоговые вопросы (с. 176) | 29.05 | ||||||||||
105 | Итоговый урок | Урок повторения и обобщения изученного | Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения | Итоговые вопросы (с. 176), выразительный пересказ, описание иллюстраций | Список литературы для чтения летом | 30.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Итоговый тест по программе 5 класса
Ключ к тесту
Вариант 1: А1 — 3; А2 — 1; АЗ — 2; А4 — 2; В1 — М. Твен; В2 — эпитет.
Вариант 2: А1 — 2; А2 — 4; АЗ — 2; А4 — 1; В1 — Д. Дефо; В2 — концовка.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы политературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2009.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. М.: Просвещение, 2005.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. М.: ВАКО, 2011.
Для учителя
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки политературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...